|
РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО И ЧУЖБИНА
Не помню точно, в каком это было году. Гитлер со свирепым отчаянием все еще завоевывал Россию, а по Дрездену
с лихими солдатскими песнями бодро маршировали взводы ладно скроенных и крепко сшитых русских парней. Так и
хотелось поздороваться: «Здорово, молодцы!». В построенной в память посещения Александром II Дрездена просторной
православной церкви рядом со мною истово молился по маскарадному переодетый в немецкий мундир широкоплечий русак,
который оказался, когда мы с ним ближе познакомились, народным учителем с Дона. По окончании службы он приложился
к кресту и, выйдя в прицерковный сад, сел на скамеечку. Я подсел к нему, предложил папиросу и, желая выяснить,
что собственно происходит в душах советских людей, сражающихся с Гитлером против Сталина, провокационно спросил:
«Да вам не больно, не стыдно в немецком мундире сражаться против нашего отечества?».
Посмотрев на меня удивленно и малодружественно, мой собеседник, помолчав, ответил: «Видно вы давно из России,
а то знали бы, что воевать против своего отечества нам не приходится, потому что папаша Сталин давно его у нас
украл». «Так ли? – попытался я возразить. – Поначалу красноармейцы, действительно, сдавались, а теперь, как
слышно, живота своего не щадят».
«Это правда, – ответил власовец, – когда мы поняли, что нам от Гитлера спасения не будет, мы перестали сдаваться,
только дрались мы, пока были в России, не за отечество, а за могилу в родной земле. Она многого стоит. Я вот
и сам начинаю подумывать, не вернуться ли мне домой? Пускай меня лучше Сталин расстреляет, чем гитлеровский
нацист. На Дону и покойнику легче дышать, чем на Эльбе...»
Этот разговор произвел на меня в свое время большое впечатление не только своей душевной взволнованностью
и глубиной, но и отчетливостью высказанных моим собеседником взглядов, сводимых, без особой натяжки, к следующим
трем положениям: 1) необходимо делать различие между отечеством и родиной, 2) измена своему отечеству ради спасения
родины не только допустима, но, быть может, и обязательна, 3) пребывание на чужбине без борьбы за родину, наоборот,
недопустимо. Если на чужбине невозможно жить родиной, то лучше возвращаться домой, хотя бы лишь затем, чтобы
умереть у себя.
Думаю, что этих трех положений вполне достаточно для построения социологии эмиграции, науки, над которой ныне
работает целый ряд выдающихся ученых. Самочинно размышлять над разницей между родиной и отечеством – не приходится.
Она полностью содержится в корнях слов. Родина – начало материнское. Отечество – начало отчее. В мирные, благополучные
времена мы родины от отечества не отделяем. Живем под родительским кровом: чувствуем тепло материнской любви
и силу отца, который нас с матерью в обиду не даст. Но вот период благополучия кончается, и начинается семейная
драма. Сначала протесты матери против угнетений со стороны отца, а потом мстительное усиление отчего насильничества
над матерью.
Определяя революцию как трагическое расхождение между родиной и отечеством, необходимо описать тот круг переживаний,
который мы ощущаем родиной, и тот иной, который связываем с понятием отечества.
Родина.
Тоскуя о своей родине, всякий человек прежде всего тоскует по образу своей земли: по ее восходам и закатам,
по ее горизонтам и дорогам, по ее рекам и песням, по ее безбрежным долинам и горным цепям, по ее древним городам
и тихим деревням, по запахам ее лесов и полей. Тоска по родине не зависит от того, покоится ли она в объятиях
своего государства или страдает под вражеской властью. Как правило, можно считать, что порабощенную родину мы
любим глубже, чем свободную. Для немцев завоеванная большевиками Восточная Пруссия – лодки и сети у моря, кровные
лошади в лугах, деревни под соломенными крышами – остается такой же родиной, какой она была до Войны. Родиной
она будет еще и для их детей и внуков. Любовь, порождаемая ненавистью, – очень сильное чувство. Если бы судьбе
было угодно вырвать Украину из состава государства Российского, мыслимого в будущем, конечно, лишь в образе
свободной федерации, – это никак не могло бы погасить в русских людях ее ощущения как родины.
Надо ли говорить, что в исторической памяти России хранятся нe только картины всероссийской природы, народного
быта и обихода, нo и образы великих исторических событий и созданной Россией культуры: ее искусства, ее философии,
мудрости и веры. Столетиями в непрерывной смене поколений длящееся объединение людей, связанных между собою
созданием и исповеданием общей всем им культуры, мы называем нациями. Моя нация – это моя духовная родина. Не
подлежит сомнению, что в создании национальной культуры могут участвовать люди разных племен, рас и даже люди,
говорящие на разных языках (Швейцария). Россия была крещена в Киеве. Среди угодников, святителей, старцев и
иерархов единой Русской Православной Церкви было много украинцев. Украинец Гоголь был величайшим русским писателем,
из «Шинели» которого вышла, как было сказано, вся русская литература. Его шалая птица-тройка в гораздо большей
степени является символом России, чем Украины. Гоголем же была открыта и с непостижимой гениальностью описана
нетолько романтика, но и мистерия Невского проспекта.
Украинец Короленко на дальнем севере, в нищей великорусской деревне ощутил себя подлинно русским человеком.
Все это и еще многое другое дает всякому русскому человеку неоспоримое право считать Украину своей духовной
родиной. Быть может, с меньшим, но все же с бесспорным правом причисляем мы к своей родине и воспетый Пушкиным,
Лермонтовым, Глинкой и Врубелем – Кавказ. Но, конечно: из того, что русский человек в праве ощущать Украину
и Кавказ частями своей родины, отнюдь не следует, что всякий украинец и грузин должен ощущать своей родиной
Москву и Волгу. Не следует потому, что родина не есть внешний факт, к признанию которого можно кого-нибудь принудить,
а есть в живом и личном опыте обретаемый мир, глубина и широта которого никому нё может быть предписана.
Если перечесть больших русских писателей и поэтов, то нельзя будет не увидеть, что для них Россия была живым,
любимым существом. Особенно трогателен образ родины-матери у Достоевского: «Разлегшаяся на многих тысячах верст,
неслышно и бездыханно, в вечном зачатии и вечном признанном бессилии что-нибудь сказать или сделать», она вдруг
встает и смиренно и твердо выговаривает всенародно прекрасное свое слово. Близок к Достоевскому и Блок, для
котoporo «нищая Россия» – и «мать», и «бедная жена». Еще глубже тютчевский образ, для которого Россия только
потому и Россия, что в ее смиренной наготе светится образ Спасителя.
Искусство, конечно, не наука, но все же познание, которого никакой науке не следовало бы игнорировать.
Отечество.
Отец – кормилец и защитник жены и семьи. Мистическое тело родины, образ национальной культуры, таинственное
дыхание и красота матери-земли – все это было бы открыто вражьим ветрам и налетам, если бы жизнь родины не протекала
в формах государства. Лишь
его справедливыми, но и строгими законами, его умным миролюбием, но и вооруженной решимостью защищена родина
от превратностей и неожиданностей судьбы. Отечество – это меч и щит родины. Не в историческом, но в иерархическом
порядке родина первичнее отечества. Если бы у нас не было что защищать, нам не были бы нужны ни меч, ни щит.
Научная концепция известного немецкого социолога Tonniеs'а построена на противопоставлении общины (Gemeinschaft)
и общества (Gesellschaft). Пользуясь этой терминологией, мы можем определить родину, прообразом и формой которой
является Церковь, как общину, а отечество – как общество. Община, по Tonnies'y, возникает и развивается органически;
она, по существу, организм, т.е. нечто, что не может быть организовано. Договорной теории родины никогда не
существовало.
Другое дело государство. Уже в средние века в связи с борьбой между папой и императором было создано учение,
согласно которому император пользуется своей властью лишь на основании договора с народом, почему эта власть
и может быть у него отнята, если бы он начал ею
злоупотреблять. Впоследствии эта мысль была развита Руссо в его «Contrat social» (1762) и легла в основу государственно-правовых
размышлений Шиллера, Канта и других мыслителей. Верна или не верна договорная теория общества – вопрос сложный
и решать его мимоходом нельзя. Важно лишь то, что она постоянно защищалась видными учеными и практиковалась
эмигрантами, порывавшими всякие отношения со своим отечеством, уходившими из своего государства и менявшими
свое подданство. Возможность перемены подданства проливает новый свет на глубокое различие между родиной и отечеством.
Сознательная, волевая и быстрая перемена родины для человека невозможна. Приобретение новой родины – процесс
очень длительный и возможный лишь для детей или даже внуков эмигрантов. Уйти от своей родины нельзя. Даже и
видя ее недостатки, Нельзя перестать ее любить.
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И с головой, от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в Божий храм.
……………………………………
Да и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Это всем понятно, как понятна нам и готовность Лермонтова до полуночи смотреть:
На пляску с топотом и свистом
Под говор пьяных мужиков.
Но кто стал бы голосовать за пьянствующее, бесстыдно грешащее и ханжески молящееся правительство? Ясно, что
никто. Такое правительство ни для кого не было бы отечеством. Его сыны чувствовали бы себя сиротами, а родину-мать
– вдовой. Правильно потому говорит Вольтер: «Отечество возможно только под добрым королем, под дурным же оно
невозможно». Ту же мысль высказывает и La Bruyere: «В деспотиях невозможно отечество». С осознания этой невозможности
всегда и начинались революции. Перед революционерами сразу же вставал вопрос: правильнее ли защищать родину
на территории поработившей ее деспотии, или извне – на территории чужбины. Те, которым второе решение представлялось
более целесообразным, – эмигрировали. История эмиграции, история полупринудительных и полудобровольных разлук
с родиной, несмотря на ее давность и на то, что ряд выдающихся людей подолгу пребывал вне своего отечества,
еще не написана. Вот несколько имен и дат. Уже Платон жил некоторое время в эмиграции. Одна из самых замечательных
книг мировой литературы «Dе Civitati Dei» блаженного Августина порождена беженским вопросом IV столетия: падением
Рима и бегством римлян в Северную Африку и Малую Азию. Эмигрант Данте был трижды приговорен к смертной казни,
в последний раз с ее распространением и на его детей. Американцы, поскольку они не туземцы, – все эмигранты.
XVII век – классический век эмиграции. Менониты бегут из Голландии, а гугеноты – в нее. Великая французская
революция залила все европейские страны своими аристократическими emigres и протестантскими refugies. Спустя
15 лет после четвертого раздела Польши ее душа переселилась в Париж: князь Чарторийский, Мицкевич и историк
Лелевель. Если еще вспомнить, что в 1922 1923 гг. 35 тыс. турок были из Греции переведены в Турцию, а полтора
миллиона греков из Малой Азии в Грецию, то наша судьба российских эмигрантов уже не покажется нам столь непостижимой
и необычайной, какой она нам представляется. О том, какой хаос поднимется в Европе, пророчествовали многие зоркие
люди: Токвиль, Ницше, Достоевский, Якоб Буркхардт. Быть может, самые вещие слова, которых нельзя не вспомнить,
размышляя о нашей эмигрантской судьбе, принадлежат Герцену.
«Вся Европа выйдет из своих берегов, будет втянута в общий разгром; пределы стран изменятся... национальности
будут сломлены и оскорблены. Города обеднеют, образование падет... земля останется без рук... усталые, заморенные
люди покорятся всему, военный деспотизм заменит всякую законность... Тогда победители начнут драться из за добычи.
Испуганная цивилизация, индустрия побежит в Америку, унося с собой от гибели деньги, науку, начатый труд».
Поразительно. Но довольно истории. Вернемся к самим себе и постараемся разобраться в своих собственных делах.
Люди, покидающие родину под давлением революционных смут, могут быть разделены на эмигрантов и беженцев. Характеризуя
эмигрантов и беженцев, я подчеркиваю, что даю «воображаемые портреты», или, по более научной терминологии одного
из самых значительных социологов XX века Макса Вебера, – идеалтипические образы. В конкретной жизни идеалтипических
эмигрантов, как и идеалтипических беженцев мало. Кроме того, бывает и так, что человек, годами живший и работавший
как закаленный в борьбе эмигрант, вдруг превращается в беженца-обывателя. Эмигрант – это активный борец за свою
родину-мать против предавшего ее отца. Но с кем и какими средствами возможно ведение этой борьбы? Ясно, что
без помощи организованного общественного мнения и государственной власти той страны, в которую эмигрант попал
или которую он себе выбрал, никакая борьба невозможна. Для ее успешного ведения эмигранту необходимо освоить
чужбину, превратить ее в свое второе отечество, стать до известной степени своим среди изначально чуждых ему
людей, вызвать их доверие, склонить к себе их ухо. К совсем чужому человеку они прислушиваться не станут. Вопрос
о перемене подданства для эмигранта малосуществен и, даже больше: в сущности он для него беспредметен. Покинувший
свое отечество эмигрант не может продолжать считать себя сыном своего отца и гражданином государства, против
которого он борется. Теряя свое подданство, он тем самым лишается и возможности его смены на другое. Сложнее
вопрос о праве политического эмигранта защищать свою родину вооруженной рукой чужого государства или, что по
существу одно и то же, сочувствовать успешному наступлению чужой армии на государственную территорию своей родины.
Вопрос этот отвлеченно – неразрешим. То или иное разрешение зависит от того, кто наступает и в каких целях.
С занятой мною точки зрения освобождение родины хотя бы и вооруженной рукой дружественного государства надо
считать лишь в принципе допустимым, фактически же всегда и очень опасным и маложелательным. Не революционное
минирование своей родины и не подготовка интервенций является поэтому главной задачей эмиграции, а защита России
перед лицом Европы и сохранение образа русской культуры. К сожалению, старая русская эмиграция успешно исполнила
лишь эту вторую задачу. Нет сомнения, что все созданное ею в научной, философской и художествен ной сфере со
временем весьма ценным вкладом прочно войдет в духовную жизнь пореволюционной России.
Гораздо меньшего достигла эмиграция в области защиты русских интересов среди общественных и политических деятелей
Европы. Я отнюдь не жалею, что она по примеру других стран не создала своего эмигрантского правительства. От
таких правительств – избави нас Бог. Но она не создала и никакого организационного центра, никакого печатного
органа, который авторитетно разъяснил бы иностранцам миросозерцательную, психологическую и политическую суть
происходящих на родине событий. В хоре иностранных голосов, ежедневно столь же самоуверенно, сколь и беспредметно
размышляющих о России, о ее правительстве и народе, о ее прошлом и будущем – русского голоса не слышно. В 20-х
годах дело все же обстояло лучше. Разбитый большевиками либерально-социалистический фронт Временного Правительства
располагал довольно прочными связями с политическими центрами Европы. Голос порабощенной большевиками России
в то время еще имел некоторый вес. Но с годами он ослабел и затих. Самую большую роль в этом печальном процессе
сыграли годы, т. е. старость, болезнь и смерть прежних вождей революционной демократии, но немалую роль сыграли
и ослабление духа бодрости, и потеря необоснованных надежд: большевизм оказался явлением гораздо более сложным,
значительным и судьбоносным, чем это поначалу казалось деятелям Февраля. Новой эмиграции роль консультантов
по русским делам оказалась еще менее по плечу, чем старой. Выросшаяв стране, абсолютно отрезанной от всего остального
мира, она не вывезла и не могла вывезти в Европу ни более или менее солидных исторических знаний, ни живого
ощущения души и бездушия Запада. Достаточного же времени, чтобы осмотреться и во всем разобраться, продумать
своим умом и окинуть своим глазом, – ей не было дано, так как сразу же по окончании второй войны на Западе поднялась
борьба между «свободным миром» и Советской Россией. Победы в этой борьбе Запад надеялся добиться собственными
силами и средствами. Ни в каких идеологических и стратегических советах эмиграции он не нуждался. Нельзя сказать,
чтобы Европа и Америка новую эмиграцию игнорировали, отнюдь нет. С нею много носились, гораздо больше, чем со
старой, но с нею мало считались. Западу были нужны не политические советники, а свидетели советских ужасов,
эксперты по определенным вопросам, агитаторы и т. д.
Хотя эмигрант главным образом политик, он все же и частный человек, стоящий перед трудною задачей настолько
хорошо устроиться в чужой земле, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы вырастить детей добрыми европейцами
или американцами, но и подлинно русскими людьми. Осуществление этой задачи – дело трудное. Уберечь детей от
влияния чужой страны, их второго отечества, нельзя, а потому и противиться ему бессмысленно. Школа, среда, улица,
театр, товарищи и главным образом язык – все это факторы громадного значения, которые, если им ничего не противопоставлять,
неизбежно приводят к быстрой и полной денационализации детей. Чтобы этого не случилось, необходимо подсказать
детям определенную тему для общения с западным миром. Этой темой и может и должна быть Россия. Русский по происхождению
ученик немецкой гимназии, читающий со своим немецким товарищем «Бориса Годунова» Пушкина; студент Сорбонны,
пишущий работу о роли Герцена в европейском революционном движении; окончивший берлинскую консерваторию внук
старого русского эмигранта, не дающий ни одного концерта без исполнения русских композиторов; европейски образованный
православный священник, мальчиком выехавший из Советской России, окончивший парижский богословский институт
и смиренно раскрывающий католикам и протестантам мистическую глубину и благоухание православного богослужения,
– вот несколько образов и примеров того органического сращения верности своей покинутой родине с творческим
освоением второго отечества, в котором, вдали от всякой политики, таится смысл нашей эмигрантской жизни, эмигрантской
– не беженской. Беженскую жизнь устроить и осмыслить очень трудно, а быть может и невозможно.
Беженец
Беженец в моей социологической конструкции представляет собою полную противоположность эмигранту: он не способен
на то, в чем, как было выяснено, центр и сущность эмигрантского сознания и эмигрантской жизни, – на органическое
соединение жизни с родиной с жизнью на чужбине. Беженец обыкновенно или с такою силой одержим тоскою по родине,
что оказывается не в силах хоть как-нибудь устроиться в чужой стране, или, наоборот, он с такою быстротой забывает
покинутую родину, что в два счета недурно устраивается в любой среде. Беженец первого типа – беспочвенный лирик,
беженец второго типа – зубастый мещанин, делец. Говорить о дельцах много не приходится. Существенной социологической
проблемы Русского Зарубежья они собой не представляют, так как уже во втором поколении утрачи вают, по крайней
мере на поверхностный взгляд, свой национальный облик, а в третьем – и язык. Было бы нетрудно описать ряд головокружительных
беженских карьер, но не стоит вдаваться в беллетристику. Для меня важны не образы беженской жизни, а ее исходные
точки зрения – простые и ясные: не за тем мы бежали от холода и голода, чтобы здесь мерзнуть и голодать. Не
за тем покидали добро, чтобы жить нищими. У себя обязательно сели бы в тюрьму за буржуйство, а здесь, Бог даст,
в люди выйдем. Надо сказать, и впрямь выходили.
Гораздо сложнее проблема беженцев-лириков. Говоря о них, я главным образом имею в виду те слои Зарубежья,
что попали в Европу после ликвидации белого движения. Среди новых эмигрантов поэтов много, но беженцев-лириков
мало. Человек не может жить, не помня своего прошлого. Только памятью, учит Платон, осуществляется человеческая
личность. Но человек также не может жить, не забывая ничего из того, что довелось пережить. Пережив страшную
трагедию, ничего не забывающий человек мог бы лишь претерпевать, но не строить свое будущее; все сидел и плакал
бы у рек Вавилонских. Не умея правильно сочетать права на память с долгом забвения, эмигрант-лирик не только
что льет слезы, но словно кровью истекает мучительными воспоминаниями о своем незабвенном прошлом.
Помнить и вспоминать – не одно и то же. Помнить можно и бессознательно, бессознательно же вспоминать нельзя.
Помнить прошлое – значит нести его в себе как свое наследство и во всех своих чувствах и помыслах постоянно
излучать его. Когда Шаляпин пел в Париже Годунова, он о России, конечно, не вспоминал. На сцене со свойственной
ему осмотрительностью следил за своей игрой и за своим пением. А в паузах думал об успехе у публики и у прессы,
быть может, даже и о повышении гонорара. Но все это происходило на поверхности его сознания. В глубине же своего
бессознательного творчества он жил, конечно, Россией. И не вспоминая ее – он помнил ее. Потому и мы, слушая
его, возвращались памятью в Московское царство.
Староэмигрантские воспоминания нечто совсем иное и даже обратное. Они не жизнь в прошлом – традиция, а возврат
настоящего в прошлое – иллюзия: реки, как известно, вспять не текут. Живя надеждою, что это чудо рано или поздно
все же случится, типичные беженцы оказываются неспособными к уразумению смысла, а потому и к осмысливанию своей
собственной трагедии. Вместе с тоскою по своему светлому прошлому в них на чужбине быстро вырастает ненависть
к новому окружению. Так незаметно подкрадывается к ним тяжелое душевное заболевание Зарубежья – ностальгия,
классическим выражением которой мне представляется запись марсельского самоубийцы: «...а в Туле небо было ярче».
Это яркое тульское небо одно из тех типичных эмигрантских преувеличений, которыми с первых же лет искажались
почти все старобеженские воздыхания. В разговорах между собой, а в особенности с иностранцами русские дворяне
помещики инстинктивно преувеличивали число десятин в родовых имениях, а высшие чины русской армии – свою близость
к петербургскому двору. Но, конечно, преувеличивали не только дворяне, но и другие сословия, даже и революционерам
жандармские офицеры представлялись в сущности довольно приятными людьми.
Трудно преодолеваемая враждебность к новой эмиграции, не помнящей старой России и несущей на себе, несмотря
на вражду к большевизму, все же его отпечаток, и, что еще мучительнее, постоянные нелады и размолвки с детьми,
которых жизнь неудержимо сносит не только в чужую, но и в ненавистную родителям среду, – постоянные спутники
ностальгии. «За русскую книгу их не засадишь, говорить между собой по-русски не заставишь, уважение к сытой,
чистой, заграничной жизни в них не погасишь и, что самое главное, бессознательного презрения к нам – неустроенным,
нищенствующим беженцам – не победишь. Какие же они русские, когда они России и знать не хотят; да и какие же
они нам дети, когда они нас стыдятся?» Кто не слышал таких жалоб, не чувствовал их горечи? Странным образом,
но такие настроения порождают иногда как будто бы невозможный для беженцев вопрос: «Да не зря ли мы бежали?
Как-никак, а люди ведь и дома живут. Конечно, страдают, но знают за что и знают, что родина их слышит. А мы
тут за что страдаем? Никому наши страдания не нужны и никому они не слышны. Вот уже 20 лет на одном месте живем,
а все равно всем чужие. Были бы помоложе, быть может, назад бы вернулись!»
Это как раз то, что собирался сделать мой учитель-власовец. Допустимо ли такое решение, правильно ли оно?
Думаю, что, говоря принципиально, т. е. не входя в рассмотрение индивидуальных обстоятельств каждого отдельного
случая, на этот трудный вопрос надо отвечать утвердительно. Пребывание на чужбине оправдывается только борьбою
за родину. Если бороться нет возможности, ни сил, то почему не ехать домой, если тебя земля зовет? Против такого
тихого возвращенчества никто возражать не вправе.
Совсем другое дело – громкая возвращенческая проповедь советских патриотов.
Советский патриот
Советские патриоты появились и громко заговорили в Зарубежье только по окончании второй мировой войны, хотя
в эмбриональном состоянии они существовали и раньше. При первых встречах с ними в Париже и Швейцарии, я недоумевал:
как понять и чем объяснить, что убежденные антибольшевики вдруг начали восхвалять Сталина как спасителя родины,
как ее доброго гения. Лишь после многих размышлений я понял, что вновь испеченные сталинофилы славословят Сталина
за то, что под его маршальским жезлом Советская армия разбила Гитлера, что он для них – второй Кутузов, одержавший,
как и первый, блестящую победу над самим антихристом. Возражение, что если уже оперировать этим не очень односмысленным
историософским образом, то можно, пожалуй, и самого Сталина причислить предтечам апокалиптического героя, их
не убеждало, так как самый факт дарования Господом Богом победы Сталину над Гитлером являлся для них доказательством
того, что сталинская Россия уже возвращается ко Христу и в Православную Церковь. Против таких пророчеств спорить
было бы трудно и отвечать на них нечего, кроме: «Дай Бог, дай Бог, вашими бы устами да мед пить!». Но, конечно,
не в религиозных пророчествах сущность и сила новоявленных советофилов, а в страстном заносчивом патриотизме:
мы русские – какой восторг. С этим восторгом связаны безоговорочное отрицание эмигрантской миссии и требования
эмигрантской борьбы. Не бороться надо, по мнению «патриотов», против советского правительства, а, временно закрыв
глаза на страдания родины, всеми силами поддерживать воскресшее в силе и славе всероссийское отечество против
всех его внутренних и внешних врагов. Где искать корней этого пафоса? Конечно же, не в христианстве и уж никак
не в православии. В идеологии советских патриотов громче всего звучат мысли Гегеля и его школы с некоторой примесью
макиавеллизма. «Государство есть находящийся в вечном движении мир идей» (Адам Мюллер.), «Государство – это
Бог на земле» (Гегель). Вот из чего фактически исходят советские патриоты в их проповедях и писаниях. Они в
этом не очень сознаются, что и понятно: патриотам, хотя бы и советским, как-то неудобно исходить из учений германской
философии.
Правда, из того же Гегеля исходили и большевики, но ведь они поначалу были коммунистическими Интернационалистами,
а никак не русскими патриотами. Излюбленным средством сращения советского патриотизма со старорусским – являются
размышления о том, что если окинуть пройденный большевиками путь с той высоты, с которой его видит история,
то нельзя будет не признать, что история России спокон веков шла тем страдательским путем, каким ее ведут большевики.
Разве при Иоанне Грозном и Петре не лилась обильно кровь и не свирепствовали пытки? Конечно, и того и другого
было меньше, но ведь лишь потому, что и Россия была меньше.
Если же учесть увеличение ее площади и прирост населения, то еще неизвестно, кто правил круче. Конечно, соглашаются
советские патриоты, большевистская власть подавляет свободу Церкви и принуждает ее служить государству, но разве
того же не делал образованнейший юрист Победоносцев? Конечно, крестьянам несладко в колхозах, но разве им было
слаще в аракчеевских поселениях и под помещичьим гнетом? Никто не спорит, распадавшуюся под бессильною властью
Временного Правительства Россию большевики спасли страшными мерами, тяжелою рукой в ежовой рукавице, но разве
было бы лучше, если бы она погибла, была бы расхищена иностранными акулами и меньшинствующими предателями? Обвинять
большевиков в том, что они, как крупные политики всех времен, действовали согласно законам истории, которые
никогда не совпадали с требованиями нравственности, бессмысленно и несправедливо. Фридрих Ницше знал, почему
он отрицал «моралии» в истории.
Хотя и верно, как уже было отмечено, что советские патриоты, за очень немногими исключениями, прибыли в Европу
определенными врагами большевизма и лишь после войны обернулись советофилами, было бы несправедливо обвинять
их в идеологическом перебежничестве. Изменились в конце концов не они, изменилась на их глазах Россия – ее облик,
ее строй. Большевики, подписавшие «похабный» брестский мир, были им ненавистны как разрyшители исторической
власти и государственной мощи России. Но вот те же большевики не только восстановили эту власть, но усилили
и возвеличили ее. Перед Россией трепещет не только Европа, но весь мир. Не ясно ли, что ненавидеть их больше
не за что, что им можно только рукоплескать?
Все это вполне последовательно, но, как мне кажется, характерно скорее для римско-германского, чем для традиционного
русского патриотизма. Уже Киреевский обвинял римлян в том, что их мужской патриотизм не знает теплой любви к
матери-родине, что он односторонне питается гордым ощущением величия и славы своего отечества. Думаю, что эти
слова Киреевского верно характеризуют государственный пафос советского патриотизма.
Ничем иным, как этим пафосом объясняется и то, что в отличие от несчастных беженцев советские патриоты живой
тоски по родине не чувствуют, что и понятно: славить и пропагандировать силу и талантливую изобретательность
большевистской власти гораздо легче и удобнее в Европе, откуда не видны страдания родины, чем среди несчастного
русского народа.
Борьба с советскими патриотами возможна, а потому и осмысленна, но спор с ними беспредметен. Для их счастья
достаточно сознания того, что над бескрайними просторами России никогда не заходит солнце. Для нашего счастья
– этого мало. Нам надо еще знать, какую жизнь освещает это никогда не заходящее солнце. Советские патриоты утешены
тем, что влияние большевизма в мире растет. Мы же уповаем на то, что Бог видную ему правду хоть и не скоро,
а все же скажет.
1955
|
|
|