Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: ислам.
Айдын Али-задэ
ХРОНИКА МУСУЛЬМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ
/ I-VII веков хиджры/
К оглавлению
Глава III
ХАЛИФАТ АББАСИДОВ (132/750-656/1258):
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Аббасиды: путь к власти
Династия Аббасидов вела происхождение от Аббаса, дяди Пророка Мухаммада. Их активная политическая деятельность началась в период правления халифа Умара ибн Абдулазиза.
Как уже отмечалось, во времена правления Абдуллы ибн аз-Зубайра аль-Мухтар ас-Сакафи начал проводить в Ираке пропаганду в пользу Мухаммада ибн аль-Ханафиййи[1], призывая отомстить за гибель аль-Хусайна ибн Али. Он действовал по собственной инициативе, не получая никаких инструкций от самого Мухаммада ибн аль-Ханафиййи, и стремился повысить свой личный авторитет. В результате его усилий в Таифе сформировалась группа, которая объявила о том, что после Мухаммада ибн аль-Ханафиййи имамом является его сын Абдулла, известный под именем Абу Хашим. Абу Хашим начал критиковать Омейядов, и об этом стало известно халифу Су-лайману ибн Абдулмалику. После смерти Абу Хашима начали распространяться слухи о том, что он был отравлен халифом Сулайманом. Поводом для этого послужило то, что Абу Хашим был приглашен халифом во дворец, а по возвращении почувствовал себя плохо.
После посещения халифа Абу Хашим поехал к своему родственнику Мухаммаду ибн Али ибн Абдулле, который принадлежал к роду Аббаса, дяди Пророка Мухаммада, и стал призывать к восстановлению «законного права» на власть семьи Пророка, узурпированного Омейядами. Мухаммад поддержал его и с 100 г. х. присоединился к выступлениям против Омейядов. Для расширения своего призыва он отправил в Ирак Майсара, а в Хорасан - Абу Мухаммада ас-Сакафи. Он назначил двенадцать советников, которые помогали ему в реализации планов. Его сторонники обязались отдавать ему одну пятую часть своих доходов - деньги выплачивались советникам, а те передавали их имаму для ведения борьбы и дальнейшего расширения этого движения.
Большую роль в проаббасидском движении сыграл Бакр ибн Махан, который служил переводчиком у наместника провинции Синд аль-Джунайда ибн Абдуррах-мана. В период правления Хишама ибн Абдулмалика в 105 г. х. он переехал в Куфу. Там он встретился с абба-сидскими проповедниками Абу Икримой и Абу Садиком, убедившими его присоединиться к их движению и содействовать переходу власти к роду Хашима, к которому принадлежали Аббасиды. Бакр воспринял их призыв и установил тесные отношения с потомком дяди Пророка Мухаммадом ибн Али ибн Абдуллой, который сделал его своим ближайшим соратником.
Когда умер Майсар, долгое время возглавлявший сторонников Аббасидов, Бакр занял его место. Он сразу послал своих проповедников Абу Икриму и Абу Мухаммада ас-Садика в Хорасан, но узнавший об этом халифский наместник Хорасана Асад ибн Абдулла аль-Касри схватил и казнил их обоих в 107 г. х. Бакр послал туда других соратников, однако их постигла та же участь. Более того, был издан указ, согласно которому разрешалось убивать аббасидских проповедников, не подвергаясь преследованиям. Однако проаббасидские настроения уже распространились по всей территории Халифата.
В 117 г. х. правитель Хорасана Асад ибн Абдулла аль-Касри начал новые репрессии против сторонников Аббасидов. Когда Бакр ибн Махан отправил в Хорасан своего очередного эмиссара Аммара ибн Йасира по прозвищу Хаддаш, тот изменил Аббасидам и начал проповедовать анархические взгляды, утверждая, что получил такие инструкции от Мухаммада ибн Али ибн Абдуллы ибн Аббаса. Он призывал к отвержению религиозных запретов, вседозволенности, сексуальной распущенности и общности жен. Узнав об этом, Мухаммад ибн Али отрекся от него и прервал с ним все отношения; позднее от него отреклись и те, кто был обманут им. Сам Хаддаш попал в руки Асада ибн Абдуллы аль-Касри и был казнен в 118 г. х.
В 124 г. х. умер Мухаммад ибн Али ибн Абдулла. Его дело продолжил его сын Ибрахим ибн Мухаммад.
В это время на политической арене появился некий Абу Муслим. Он был рабом и прислуживал одному из сторонников Халида ибн Абдуллы аль-Касри, который находился в тюремном заключении по приказу наместника Ирака Йусуфа ибн Амра ас-Сакафи. Бакр ибн Махан купил Абу Муслима и отправил его к Ибрахиму ибн Мухам-маду ибн Али.
Ибрахим ибн Мухаммад отправил в Хорасан для ведения проаббасидской пропаганды Бакра ибн Махана. В результате его усилий авторитет Аббасидов в этой провинции значительно поднялся, сформировалась группа их активных сторонников, которые отдавали пятую часть своих доходов в пользу Ибрахима ибн Мухаммада.
Для усиления пропаганды в 128 г. х. Ибрахим отправил в Хорасан Абу Муслима, который был оттуда родом - он рассчитывал, что его родное племя признает Ибрахима своим лидером, однако те отвергли это предложение. Тогда Ибрахим решил добиться своей цели, опираясь на поддержку хорасанских йеменцев, враждовавших с кайситами, представитель которых правил Хорасаном и оставался верным Омейядам. Все это время пропаганда в пользу Аббасидов велась подпольно.
В 129 г. х. Ибрахим отозвал Абу Муслима, но уже находясь в пути, Абу Муслим получил письмо, в котором Ибрахим приказывал ему вернуться в Хорасан и открыто призвать народ выступить против Омейядов под флагом хашимитской династии Аббасидов.
Абу Муслим приступил к выполнению этого поручения. Он обнародовал приказ Ибрахима и, собрав многих сторонников, положил начало самому мощному антигосударственному восстанию в Халифате. Он распорядился читать в мечетях проповеди с упоминанием имен Аббасидов[2]. Узнав об этом, правитель Наср ибн Саййар послал против мятежников войска. К тому времени Абу Муслим уже захватил Герат. Властям стало известно о деятельности Ибрахима ибн Мухаммада и его переписке с Абу Муслимом, и халиф Марван приказал наместнику Сирии аль-Ва-лиду ибн Муавии ибн Абдулмалику поймать Ибрахима; тот был схвачен и отправлен в Дамаск, а оттуда перевезен в Харран[3], где умер или был убит в темнице. После смерти Ибрахима в соответствии с его завещанием проаббасидское движение возглавил его брат Абдулла ибн Мухаммад ас-Саффах. Он тайно отправился в Куфу и постоянно менял место своего пребывания, пока Аббасидам не удалось захватить власть.
Абу Муслим и его сторонники присягнули на верность ас-Саффаху. В 130 г. х. они штурмовали столицу Хорасана Мерв и установили там свою власть, изгнав из города администрацию Омейядов. Затем повстанцы захватили Балх. Войска наместника Хорасана Насра ибн Саййара потерпели поражение, и южные и восточные области провинции оказались в руках Абу Муслима. В 131 г. х. Наср ибн Саййар получил из Ирака подкрепление и попытался восстановить контроль над Хорасаном, но снова потерпел поражение и был убит.
После этого Кахтаба ибн Шабиб, один из военачальников Абу Муслима, двинулся на Ирак и попытался захватить Куфу, однако был отброшен наместником Йазидом ибн Умаром ибн Хубайрой и погиб. Отряд мятежников возглавил сын Кахтабы Хасан, у которого практически не было шансов на победу, но ему помог случай - неожиданно в Куфе против Омейядов поднял мятеж Мухаммад ибн Халид ибн Абдулла аль-Касри. Наместник Ирака в этот момент находился в Басите, и Хасан ибн Кахтаба напал на город и убил его.
Халиф Марван в это время боролся с мятежниками из Харрана. В 131 г. х. он находился в Ираке на позиции у реки Заб между Мосулом и Эрбилем.
Когда известие о смерти Ибрахима ибн Мухаммада дошло до Куфы, его сторонники также решили присягнуть ас-Саффаху. Тот вошел в мечеть Куфы и обратился к народу, убедив горожан признать его халифом и присягнуть ему на верность. Ас-Саффах расположился в пригороде Куфы, откуда в течение месяца руководил дальнейшими действиями своих сторонников.
Военачальник ас-Саффаха Аун ибн Абу Йазид выступил против халифа Марвана и подошел к реке Заб. К нему присоединился дядя ас-Саффаха Абдулла ибн Али. В решающем сражении халиф Марван потерпел поражение и бежал в Харран, где оставил наместником Абана ибн Йазида, а сам покинул город. Вскоре туда подошел командующий войсками Аббасидов Абдулла ибн Али. Наместник Абан решил не оказывать ему сопротивления и признал власть Аббасидов, за что был оставлен наместником Харрана, а Абдулла ибн Али продолжил преследование халифа Марвана, который сначала вернулся в свою резиденцию в Дамаске, а затем уехал в Палестину. Аббасидская армия предприняла наступление на Дамаск, который являлся главным оплотом Омейядов. К тому времени Аббасиды обладали большими силами и многочисленной армией, так как к ним на помощь подошли дополнительные силы. Аббасидская армия окружила город и после ожесточенных сражений, продолжавшихся несколько дней, вошла в Дамаск. В городе началась резня, в результате которой погибло много мирных жителей. Войска Аббасидов бесчинствовали на улицах города в течение нескольких часов. По всему Халифату началось преследование Омейядов и их сторонников, которых безжалостно убивали. Спастись удалось немногим. Одним из спасшихся был Абдуррахман ад-Дахил, сын покойного халифа Хишама, который сумел бежать в Испанию и установить там власть Омейядов.
Халиф Марван, преследуемый войсками Аббасидов, бежал в Египет, где был убит 6 зуль хиджа 132 г. х. С его смертью правление династии Омейядов окончилось, и началась эпоха Аббасидов.
Общая характеристика Аббасидского периода
Правление Аббасидов продолжалось более 5 веков - с 132 по 656 г. х. Эпоху их правления можно условно разделить на четыре периода, поскольку период их могущества впоследствии сменился периодом упадка, а позднее они сохраняли лишь номинальный духовный авторитет, оставив реальную политическую власть Бундам и Сельджу-кидам.
Приход к власти хашимитской династии не положил конец разногласиям, связанным с правлением мусульманской общиной. Сторонники потомков Али ибн Абу Талиба намеревались привести к власти своих ставленников и уже давно вели пропаганду своих идей. В решающий момент их опередили Аббасиды, которые принадлежали к роду Пророка Мухаммада, но вели свое происхождение не от Абу Талиба, а от другого дяди Пророка Мухаммада - Аббаса. Придя к власти, Аббасиды отдалили от себя всех сторонников рода Абу Талиба (Талибитов). Это привело к тому, что сторонники потомков Абу Талиба стали их политическими противниками и соперниками - они отказались признать законность власти Аббасидов и продолжили борьбу против правящей династии.
Под лозунгами передачи власти потомкам Али ибн Абу Талиба против Аббасидов стали действовать все недовольные их правлением, поэтому шиизм стал обобщающим названием для самых разных политических сил и мировоззрений, ведших политическую борьбу против Аббасидов. Некоторые из них даже исповедовали воззрения, которые были далеки от чистых мусульманских убеждений. Отстаивая «попранные права потомков Пророка», в политическую борьбу включились движения зинджей, карматов, нусайритов, низаритов, хамданидов. Все они заявляли о себе как о сторонниках и защитниках семьи Пророка Мухаммада, хотя многие из них проповедовали откровенный террор, не имеющий никакого отношения к исламской религии. Именно в этот период возникли многие еретические учения, отличные от ортодоксального суннитского Ислама. Одним из таких учений был шиизм-исмаилизм, который впоследствии стал официальной идеологией государства Фатимидов.
Выступая под видом защитников прав семейства Пророка, различные группировки преследовали собственные интересы и пытались заручиться поддержкой народа, который питал большую любовь к потомкам Пророка. Положение усугублялось и поведением представителей правящей династии, многие из которых были безразличны к проблемам народа или являлись тиранами. Не случайно среди всех халифов из династии Омейядов мусульманская традиция особо выделяет Умара ибн Абд аль-Азиза, отличавшегося набожностью и богобоязненностью. Пренебрежительное отношение к моральным и правовым нормам Ислама со стороны правящих династий прослеживается на протяжении почти всей истории Арабского халифата и других мусульманских государств. Правители и их наместники утопали в роскоши, уподобляясь персидским шахам и римским императорам.
По этим и другим причинам в IV в. мусульманского летоисчисления различные движения, так или иначе отождествлявшие себя с шиизмом, пришли к власти во многих регионах исламского мира. Карматы захватили почти весь Аравийский полуостров вплоть до Египта и Сирии; Фа-тимиды установили власть в Северной Африке и Египте; Хамданиды подчинили своему влиянию территории севернее Сирии и даже оказывали влияние на халифа аль-Мустакфи Биллаха. Однако шиитские движения не стремились к объединению; более того, они враждовали друг с другом, и в качестве примера можно привести противостояние Фатимидов и карматов, Буидов и Хамданидов.
Хотя некоторые правители того времени были безразличны к религиозным ценностям, мусульманское общество все еще строило свою жизнь, опираясь на предписания религии, которые официально признавались правителями всех мусульманских государств.
Ослабление и распад Аббасидского халифата привели к возникновению многих мистических сект, которые невозможно было отождествлять с Исламом. Их учения представляли синкретическую смесь отдельных положений Ислама и других религий. К ним относились секты санбазиййа, масламиййа, мавандиййа, муканнаиййа, бабекиййа и т.д. Роль этих группировок в политических процессах того времени была столь велика, что одного из первых активных сторонников аббасидского призыва Абу Муслима аль-Хорасани обвиняли в принадлежности к ним. После его убийства некоторые из этих синкретических сект объявили о его принадлежности к ним и призвали к отмщению за его смерть.
После прихода к власти Аббасидов Халифат перестал вести полномасштабные войны с внешними противниками и захватывать новые территории; хотя и бывали редкие исключения, никаких серьезных последствий эти войны уже не имели.
В первое время Аббасидам удалось стабилизировать политическую ситуацию в государстве. В мусульманском мире даже наблюдался экономический, культурный и научный прогресс, уровень жизни населения повысился; но со временем начали появляться признаки слабости центральной власти. С ослаблением власти Аббасидских халифов начался стремительный распад Халифата. Дело дошло до того, что правители Испании и Египта тоже объявили себя халифами. Государства, образовавшиеся в результате распада некогда единого Халифата, зачастую враждовали друг с другом. Эта вражда приводила к тому, что они заключали военные, политические и экономические союзы с внешними врагами мусульманского мира: Аббасиды были солидарны с франками, которые воевали против Омейя-дов в Испании, а Фатимиды заключали союзы с крестоносцами против мусульманских правителей, поддерживавших Аббасидов.
Основные политические движения в Халифате
Во времена правления Аббасидов политическая оппозиция была представлена двумя крупными движениями - шиизмом и хариджизмом.
Шиитами именуются различные секты, которые признают халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков единственными законными наследниками власти в Халифате и духовными наставниками своих общин. Однако в истории Ислама шиитами назывались и некоторые движения, которые в доказательство законности своих притязаний на верховную власть возводили родословную своих лидеров к Пророку Мухаммаду не только через Али ибн Абу Талиба, но и через другие ветви. Наиболее ярким примером этого стала династия Аббасидов, которая доказывала законность своих притязаний, возводя свою родословную к дяде Пророка Аббасу ибн Абд аль-Мутталибу. К шиитам относятся и зайдиты, которые признают законность правления первых двух халифов, но вместе с тем считают Али ибн Абу Талиба самым достойным среди мусульман.
В среде шиитов остро стоял вопрос о том, кого можно считать членами семьи Пророка Мухаммада. Ортодоксальные богословы считали, что к семье Пророка относятся сыновья дядей Пророка Мухаммада Абу Талиба (Али, Джафар и Укайль) и Аббаса. Они относили к семье Пророка еще одного дядю Пророка, Хамзу, однако тот не оставил после себя детей; потомков же других дядей Пророка, аз-Зубейра, аль-Хариса и Абу Лахаба, они не считали относящимися к семье Пророка, поскольку те поздно приняли Ислам. Среди потомков дядей Пророка Мухаммеда наиболее влиятельными были потомки Аббаса, в частности, его сына Абдуллы. Самым известным из них был Али, которого за его набожность назвали Саджадом, что означает «Совершающий земные поклоны»; преследуемый Омейядами, он умер в темнице в 118 г. х.
Другие богословы относили к семье Пророка только прямых потомков Мухаммада от его дочери Фатимы и Али ибн Абу Талиба. Известно, что Али был двоюродным братом Пророка Мухаммада, рано принял Ислам, участвовал во многих ранних сражениях, имел огромные заслуги в развитии исламского движения. В связи с этим некоторые шииты считали его и его потомков единственными претендентами на власть. Но подавляющее большинство мусульман считали, что власть не может передаваться по наследству и халиф должен избираться праведными богословами и уважаемыми людьми. Однако такая идеальная форма правления существовала только в период правления четырех праведных халифов, после чего Халифат превратился в монархию, где власть стала передаваться по наследству. Такую монархическую форму правления ортодоксальные богословы тоже признали законной, хотя и с некоторыми оговорками.
В период правления Омейядов в Халифате сформировалась мощная оппозиция из сторонников прихода к власти членов семьи Пророка. Они разделились на приверженцев Алидов (потомков Али ибн Абу Талиба) и Аб-басидов (потомков Аббаса). В ходе борьбы власть была захвачена Аббасидами, которые отказались поделиться ею с потомками Али. Это обстоятельство привело к противостоянию Алидов и Аббасидов. Первые обвиняли вторых в узурпаторстве, несправедливости и многих грехах; в ответ на это Аббасиды преследовали сторонников Алидов. После многих лет преследований и репрессий постепенно начался процесс догматического закрепления положений вероучения, появились богословские сочинения о непогрешимости и абсолютном знании имамов из семьи Пророка, была развита доктрина имамата. Однако в шиизме никогда не было единства, и шииты распались на многочисленные секты, деноминации, течения и движения. Одна часть этих группировок исповедовала ультрарадикальные воззрения, обожествляя Али и других его потомков, другая часть придерживалась более умеренных взглядов и была представлена имамитами[4], зайдитами и другими сектами. Серьезную политическую оппозицию Омейядам составляли и хариджиты, которые самоотверженно сражались с превосходящими силами Халифата во имя своих идеалов. Хариджитам было свойственно отречение от праведных халифов Усмана и Али и всех последующих халифов. Многие ортодоксальные мусульмане в соответствии с хадисами Пророка Мухаммада считали, что халифом должен быть только курайшит, представитель родного племени Пророка, и все правители Арабского халифата были родом из этого племени. Однако хариджиты допускали, что халифом может быть и некурайшит. Они считали законным правителем того, кого избирали, кто обходился с людьми, руководствуясь теми законами, которые они признавали; если же он отступал от этих законов, то хариджиты считали, что его следует сместить или убить. Они допускали, что в общине может вообще не быть имама, а если в нем возникнет потребность, то имамом может стать любой человек - раб или свободный, набатеец или курайшит.
Несмотря на общность этих взглядов, хариджизм тоже раскололся на многочисленные секты. В ходе истории хариджитам не раз удавалось создать самостоятельные государства.
Рис. 19. Династия Аббасидов
[1] Мухаммад ибн аль-Ханафийя - сын Али ибн Абу Талиба от Хаулы бинт Джафар аль-Ханафийи. Сторонники его имамата назывались кайсапитами.
[2] В проповедях полагалось упоминать имя здравствующего халифа, и поэтому упоминание имени местного правителя в проповеди было признаком его политической независимости.
[3] Харран - небольшое селение в Верхней Месопотамии, на территории современной Турции.
[4] Имамиты - последователи одной из ветвей шиизма. Они единогласно считали имамами Али ибн Абу Талиба, его сыновей аль-Хасана и аль-Хусайна, а также Зайн аль-Абидина, Мухаммада аль-Бакира, Джафара ас-Садика. Но затем между ними возникли разногласия но поводу указания Джафара на преемника, что является у них одним из основных условий имамата. По свидетельству аш-Шахрастани, Джафар ас-Садик имел шесть сыновей: Мухаммада, Исхака, Абдуллу, Мусу, Исмаила и Али. На «ясное указание» претендовали сторонники Мухаммада, Абдуллы, Мусы и Исмаила. Одни из них умерли, не оставив детей, другие же оставили потомство. В результате одни имамиты признали прекращение имамата, а другие заявили о его продолжении, что привело к выделению нескольких сект. Аш-Шахрастани называет бакиритов, на-вуситов, афтахитов, шумайритов, исмаилитов-вакифитов, мусавитов и иснаашаритов. Другие ерссиографы (аль-Ашари, Наубахти) выделяют три главные секты: катитов, шуккаритов и вакифитов. Катиты (иснаа-шариты) превратились в доминирующую секту имамитов. Все остальные секты сошли с исторической арены, и название «имамиты» осталось только за иснаашаритами, которые и сегодня составляют большинство шиитов. Современные имамиты почитают 12 имамов, последний из которых считается «сокрытым».