ИБН СИНА (АВИЦЕННА)
ТРАКТАКТ О ЛЮБВИ ВЕРХОВНОГО ШЕЙХА,
ДА СВЯТИТСЯ ДУША ЕГО!*
Оп.: Трактаты о любви. М., 1994.
Страницы указаны по этому изданию.
О любви тех, кто отличается
изяществом и молодостью, к красивым
образам
Рассмотрению предмета этой главы мы
должны предпослать введение из четырех
пунктов:
1. Когда к одной из сил души
присоединяется другая, более высокая в
отношении благородства, она вступает в
связь с последней, и (в результате этой
связи низшая сила) повышает свои блеск и
красоту, так что ее действия превосходят
тот уровень, на котором они находились бы,
если бы эта сила оставалась одна, либо в
числе, либо в совершенстве знания, в
тонкости охвата и стремления к достижению
цели. Ибо высшая сила поддерживает и
укрепляет низшую и, отводя от нее
опасности, заставляет ее повысить свое
превосходство и совершенство; и она
помогает ей разными способами, доставляя ей
красоту и благородство. Так, чувственная
сила животного помогает растительной силе,
____________________
* Печатается по кн.: Серебряков С.Б.
Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви.
Тбилиси: Мецниереба, 1976.
5
а сила гнева отвращает от предметов,
могущих принести ущерб его материи, - (во
всяком случае до тех пор, пока) не настанет
естественное (время) его гибели, - и
(вообще) от всяких бедствий. (Еще один
пример:) разумная (сила души) помогает
животной (силе) в достижении ее целей,
повышая ее качество и благородство путем
использования ее помощи в своих
(собственных) целях. Именно по этой причине
часто оказывается, что силы ощущения и
желания у человека переступают в своих
действиях свойственную им ступень, так что
иногда они преследуют в своих действиях
цели, которые достигаются лишь чисто
разумной силой.
Точно также обстоит дело и с воображающей
силой: разумная сила иногда использует ее,
опираясь на ее помощь, при том или ином
способе достижения своей цели, а
воображающая сила, пользуясь тем, что
разумная сила обращается к ней, крепнет и
смелеет настолько, что ей кажется, будто
она достигла этой цели независимо от
разумной силы. Более того, она восстает
против разумной силы, украшается ее чертами
и признаками, претендует на то, на что
(может) претендовать (лишь) разумная сила,
и воображает, будто достигла того, что
созерцает умопостигаемые предметы,
приносящие покой душе и уму*. (Во всем этом
она действует) как дурной раб, к которому
господин обратился за помощью в одном
многополезном для него деле, и который
____________________
* "Успокоение души", по определению ряда
средневековых мусульманских мыслителей,
есть цель рационального познания.
6
возомнил, будто достиг желаемого независимо
от своего господина, что господин
неспособен этого сделать и что, мало того,
он сам является господином, хотя на самом
деле данного господином задания он вовсе не
выполнял, о чем ему ничего неведомо. Подо-
бное положение имеет место в силе желания у
человека, что и служит одной из причин
(его) порчи. Но это необходимо в (общем)
порядке, в коем ищут блага, и в этом
(порядке) не было бы мудрости, если бы
великое благо оставалось из-за вредоносного
действия незначительного по сравнению с ним
зла.
2. Животная душа в человеке может
отдельно (сама по себе) совершать и
претерпевать действия, такие как ощущение,
воображение, половое сношение,
агрессивность и воинственность. Однако
вследствие того, что (животная душа
человека) обретает некоторое благородство
из-за соседства с душой разумной, она
выполняет такие действия более благородно и
утонченно, и поэтому в предметах
чувственного восприятия ее привлекает то,
что обладает лучшей природной смесью и
более правильным и соразмерным строением, -
то, на что другие животные не обращают
внимания, не говоря о том, что они ими не
интересуются.
Человек применяет также силу воображения
к изящным и прекрасным вещам так, что
(действие его воображения) почти
уподобляется (действию) чистого разума.
Равным образом в действиях, вызванных
(силой) гнева, чтобы угодить обладателям
красоты, совершенства, гармонии и
очарования, он пускается на всевозможные
7
уловки, облегчающие ему достижение
превосходства и победы.
Иногда (человеческие действия) явно
основаны на соучастии разумной и животной
(души), как это (бывает), например, когда
разумная сила (человека) использует его
силу ощущения, чтобы путем индукции вывести
универсалии из единичных предметов. Точно
так же в своих размышлениях он обращается к
силе воображения, достигая таким путем
своей цели в отношении умопостигаемых
предметов. Равным образом он заставляет
стремящуюся силу вопреки ее собственной
цели, состоящей в удовольствии, подражать
Первопричине в сохранении видов, и особенно
лучшего из них - вида человеческого, как он
заставляет ее (стремиться) к еде и питью не
как попало, а наилучшим образом, и не ради
одного только удовольствия, а для того,
чтобы помочь природе, призванной сохранить
особь лучшего вида, т.е. человеческий
индивид. Равным образом он поднимает силу
гнева на сражение с богатырями или на
битву, чтобы отогнать (врага) от
добродетельного города или благочестивого
народа. От него могут исходить и действия,
проистекающие из недр его разумной силы,
такие, как созерцание умопостигаемых
предметов, стремление к (возвышенным)
целям, любовь к будущей жизни и соседству
Милостивого (Аллаха).
3. В каждом из божественных постановлений
есть некое благо, и к каждому из этих благ
стремятся. Однако мирские блага таковы, что
выбор их может повредить более возвышенному
благу. Так, общепризнано, что следует
избегать простого и беспорядочного
наслаждения жизнью (хотя само по себе оно
8
может быть желательно), ибо оно может
повредить чему-то еще более желательному, а
именно - обилию богатств или достатку. Вот
другой пример, взятый из (науки) о пользе
для тел: желательно и полезно выпить укию*
опиума, чтобы прекратить кровотечение из
носу, но от этого следует отказаться из-за
вреда, который это нанесет чему-то более
желательному, а именно здоровью и вообще
жизни. Таким же образом вещи, присущие
животной душе, когда они обнаруживаются в
избытке у неразумного животного, считаются
не злом, а скорее достоинством его сил; но
ввиду зла, причиняемого ими разумной силе,
как мы на то указывали в трактате,
озаглавленном "Подарок" ("ат-Тухфа"), они
рассматриваются у человека как недостаток.
И следует отворачиваться и бежать от них.
4. Как разумная, так и животная душа, -
последняя по причине близости к первой, -
всегда любят то, что стройно, гармонично и
соразмерно, как, например, гармоничные
звуки, хорошо сочетающиеся друг с другом
вкусовые качества различных блюд и т.п. Но
если в животной душе это вызвано природой,
то у разумной души это проистекает из того,
что она предрасположена (к этому)
созерцанием идей, возвышающихся над приро-
дой, и знает: все, что близко к Первому
Объекту любви, то более стройно и
соразмерно, а то, что следует
непосредственно за Ним, достигает большей
степени единства и связанных с ним качеств,
таких как гармония и согласованность; тогда
как, напротив, что удалено от Него, то
ближе к множественности и связанным с нею
____________________
* Укия - 25,500 г.
9
качествам, таким как дисгармония и
несогласованность, как это разъяснили
метафизики. Всегда, когда разумная душа
достигает обладания чем-то стройным, она
созерцает это нетерпеливым взором.
Поскольку эти предпосылки установлены, мы
говорим; одно из свойств разумного
(существа) - то, что оно любит красивую
внешность у людей, и это иногда
рассматривается как изящество и молодость.
Такое свойство либо присуще (одной только)
животной силе, либо (является результатом)
соучастия (разумной и животной сил). Если
бы оно было присуще (только) животной силе,
то разумные люди не считали бы это
изяществом и молодостью. Ибо истинно, что
когда человек испытывает устремления,
(свойственные) животной (душе), по-
животному, он впадает в порок и вредит
разумной душе. Это не присуще разумной
душе, ибо принадлежностями ее работы
являются вечные умопостигаемые предметы, а
не преходящие чувственно воспринимаемые
единичные вещи. Этот (вид любви),
следовательно, вытекает из соучастия
(упомянутых двух сил).
Это можно объяснить и другим способом:
если человек любит прекрасный образ ради
животного удовольствия, то заслуживает
порицания, даже осуждения и обвинения в
грехе; таковы, например, те, кто предаются
содомскому греху и вообще порочные люди. Но
если человек любит миловидный образ умозри-
тельно, то, как мы уже объяснили, это
следует считать средством возвышения и
приближения к благу, поскольку он
испытывает более близкое воздействие
Первоисточника (всякого) Влияния и Чистого
10
Объекта любви, и более подобен возвышенным,
благородным вещам. А это делает его
достойным того, чтобы быть изящным и мило
молодым. По этой причине не бывает так,
чтобы сердца проницательных людей из числа
тех, что обладают острым умом и философским
мышлением и не следуют за теми, кто
выдвигает жадные и скупые требования, не
были заняты тем или иным прекрасным
человеческим образом. Ибо человек, имея
нечто сверх того совершенства, которое
свойственно человечеству (поскольку он
существует, обладая совершенством
гармоничного облика, приобретенного из
стройности и гармоничности природы и из
проявления божественного воздействия),
более всего достоин получения того, что
скрыто в плоде сердца и составляет чистоту
любви. Поэтому и говорит пророк - да
благословит его Аллах и да приветствует!- :
"Ищи удовлетворения твоих потребностей у
обладающих прекрасным лицом", - желая этим
сказать, что красивый образ бывает только
при хорошем природном составе и что
совершенная гармония и состав придают
(человеку) приятные черты и милые качества.
Иногда, однако, случается, что человек с
безобразным обликом прекрасен по своим
внутренним качествам. Для этого возможны
два объяснения: либо безобразие облика
вызвано не внутренним недостатком в
гармонии первоначального (природного)
состава, а какой-то внешней, привходящей
порчей; либо же красота черт вызвана не
природой, а привычкой. Равным образом
бывает так, что человек с красивым обликом
безобразен чертами (своего характера).
Этому также можно дать два объяснения: либо
11
уродство в чертах (характера) возникает
привходящим образом вместе с чем-то,
привходящим в природу после закрепления
состава, либо оно возникает из-за сильной
привычки.
Любовь к прекрасному облику
сопровождается тремя желаниями: 1) обнять,
2) целовать и 3) сочетаться.
Что касается третьего желания, то при его
(появлении) выясняется, что присуще только
живой душе, что доля ее в этом велика и что
она выступает здесь не как средство, а как
участница, более того - как (участница),
пользующаяся (средством). Дело это
отвратительно, но и разумная любовь может
не быть чистой, если животная сила ей
всецело не подчиняется. Поэтому в желании
сочетаться лучше подозревать любящего,
который соблазняет предмет своей любви ради
одного этого, если только его потребность
не носит разумного характера, т.е. если он
не помышляет о воспроизведении себе
подобного. А это* невозможно для мужчины:
для женщины же, которой это запрещено
шариатом, это мерзко. Поэтому такой вид
любви допустим и может быть одобрен только
в отношении мужчины, который сочетается со
своей женой или невольницей.
Что касается объятий и поцелуев, то сами
по себе они не заслуживают осуждения, если
их цель состоит в сближении и соединении,
поскольку душа желает достичь объекта своей
любви присущими ей чувствами осязания и
зрения. Поэтому она получает наслаждение от
объятия, стремится к тому, чтобы дыхание
начала психической деятельности, каковым
____________________
* Т.е. воспроизведение потомства.
12
является сердце, слилось со сходным
дыханием в объекте любви и поэтому желает
целовать его. Однако объятия и поцелуи
акцидентально вызывают такие порочные
страсти, которых следует остерегаться, если
только нет уверенности в том, что те, кто
ими охвачены, (способны) подавить их и быть
вне подозрения. Поэтому нельзя упрекать,
когда целуют детей, хотя в принципе это
может быть подвергнуто такому же
подозрению, поскольку цель поцелуев -
сближение и соединение, но (в данном)
случае они не (сопровождаются) порочными и
греховными (помыслами). Кто исполнен такой
любви, тот молод и изящен, а (сама) эта
любовь - изящество и молодость.