Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ИНГМАР БЕРГМАН

КАРТИНЫ

.

К оглавлению

Глава 2

ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ

"Травля" - "Портовый город"


117
Летом 41-го мне исполнилось 23 года, и я сбежал в бабушкин дом в Даларна. В моей личной жизни царила полнейшая сумятица. Помимо этого меня уже неоднократно призывали в арию, в результате чего я заработал язву желудка и белый билет.

В Воромсе жила моя мать, одна. Я и раньше пописывал, спорадически, в стол. Но пребывание в Даларна, вдали от всех сложностей, означало некоторую разрядку.

Впервые в жизни я начал писать регулярно. И в итоге сочинил двенадцать пьес и оперное либретто.

Одну из этих пьес я прихватил с собой в Стокгольм, где отдал ее Класу Хуугланду, возглавлявшему в то время Студенческий театр. Пьеса называлась "Смерть Каспера".

Осенью 1941 года мне представилась возможность поставить ее на сцене. Спектакль прошел со скромным успехом.

Случилось так, что вскоре меня пригласили к Стине Бергман в "Свенск Фильминдустри". Посмотрев одно из представлений, Стина Бергман вообразила, будто учуяла драматический талант, который следовало бы развить. И она предложила мне заключить гонорарный контракт со сценарным отделом "Свенск Фильминдустри".

Стина Бергман была вдовой Яльмара Бергмана и заведующей сценарным отделом "СФ". Когда в 1923 году Виктор Шестрем перебрался в Голливуд, Бергманы после 118


довали его примеру. Для Яльмара Бергмана американское приключение обернулось катастрофой, зато Стина быстро постигла всю механику и приобрела нужные познания. В ее лице "Свенск Фильминдустри" получила заведующего сценарным отделом, детально знакомого с принципами американской кинадраматуугии.

Кинодраматургия эта отличалась большой наглядностью, чуть ли не жесткостью: у зрителей не должно было возникнуть ни малейшей неуверенности по поводу происходившего на экране, ни малейших сомнений в отношении того, кто есть кто, и проходные, связующие эпизоды следовало отрабатывать с примерной тщательностью. Узловые сцены распределялись по всему сценарию, занимая заранее отведенные для них места. Кульминация приберегалась на конец. Реплики - краткие, литературные формулировки запрещены.

Мое первое задание заключалось в том, чтобы, поселившись за счет "Свенск Фильминдустри" в пансионате Сигтунского фонда, переработать неудачный сценарий одного известного писателя. Спустя три недели я вернулся с вариантом, вызвавшим определенный энтузиазм. Фильм так и не был поставлен, зато меня взяли в штат на должность с сценариста с месячным жалованием, письменным столом, телефоном и собственным кабинетом на последнем этаже дома Э 36 по Кунгсгатан.

Оказалось, что я попал на галеру, послушно плывшую под барабан Стины Бергман. Там уже потели Рюне Линдстрем, чья пьеса "Небесная игра" только что принесла ему немалый успех, и Гардар Сальберг, кандидат философии. В чуть более изысканном кабинете гнул спину Щста Стевенс, постоянный сотрудник Густафа Муландера.

Полный комплект рабочей силы состоял из пол дюжины рабов. С 9 утра до 5 вечера мы, сидя за нашими столами, =================================================================== К стр 118 Сиггунский фонд был основан в 1915 г. епископом Манфредом Бьерквистом для поощрения лютеранской культуры. Литературные архивы и библиотека фонда сделали его одним из важнейших культурных учреждений Швеции.

Лидстрем Рюне (1916 - 1973) - шведский киносценарист.

Снимался в кино. Сыграл в фильме Бергмана "Стыд".

Сальберг Гардар (1908 - 1983) - шведский сценарист, работал в "Свенск Фильминдустри" в 1941 - 1964 гг.

Муландер Густаф (1888 - 1973) - шведский сценарист и режиссер. В кино - с 1917 г. Бергман как сценарист участвовал в создании трех фильмов Густафа Муландера: "Женщина без лица", "Эва" и "Разведенный".

=====================================================================


119
пытались сотворить киносценарии из предложенных нам романов, повестей или заявок. Стина Бергман правила доброжелательно, но решительно.

недавно женился, и мы с женой Эльсой Фишер жили в двухкомнатной квартире в Абрахамсберге. Эльса была хореографом, эта профессия и в то время не считалась слишком доходной. Мы страдали от постоянной нехватки денег. Дабы как-нибудь облегчить положение, я наряду с тем, что мне вменялось в обязанности на галере, стал пытаться сочинять собственные истории.

Я вспомнил, что летом, сдав выпускной школьный экзамен, настрочил в синем блокноте рассказ о последнем школьном годе.

Рассказ этот я взял с собой в пансионат Сигтунского фонда, куда "СФ" направила меня для написания еще одного сценария. По утрам я делал свою рабскую работу, а по вечерам писал "Травлю". Таким образом, вернувшись на Кунгсгатан, 36, я сдал сразу два сценария После чего наступило великое и до боли знакомое молчание. Ничего не происходило, пока Густаф Муландер, как выяснилось, случайно не прочел "Травлю". И написал Карлу Андерсу Дюмлингу (возглавившему "СФ" в 1942 году), что в этой истории помимо целого ряда отвратительных отталкивающих эпизодов есть немало веселого и правдивого. о мнению Муландера, "Травлю" следовало принять к производству.

Стина Бергман показала мне его отзыв, мягко упрекнув за тягу ко всяким мрачным ужасам. "Иногда ты напоминаешь мне Яльмара". Я воспринял ее слова как послание Высших Сил. Внутри у меня все дрожало от скромного высокомерия. Яльмар Бергман был моим идолом.

Получилось так, что "СФ" решила выпустить в 1944-1945 годах особую юбилейную серию картин. Фирме ====================================================================== К стр. 119.

Я недавно женился...

Речь идет об Эльсе Фишер - первой жене Ингмара Бергмана. Их свадьба состоялась 25 марта 1943 г. Об отношениях с ней см. в "Латерне Магике" (с. 141, 144 - 145). В этом браке родилась дочь Лена.

Бергман снял ее в "Земляничной поляне". Эльса Фишер была хореографом на фильме "Седьмая печать".

======================================================================

128


Съемочная группа резалась в карты, пьянствовала и тосковала по солнцу. В конце концов нас отозвали домой.

Оставшиеся натурные съемки проходили в Юргордене. Дорогостоящее сафари в Хедемуру оказалось абсолютно бессмысленным.

Вторая катастрофа разразилась практически следом за первой. В "Кризисе" есть сцена, в которой жиголо Як (Стиг Улин) стреляется на улице перед салоном красоты, где работают его любовница и ее дочь. Рядом с салоном располагается варьете.

Я безуспешно пытался найти подходящее место в Стокгольме. Но вот однажды ко мне является наш архитектор и сообщает, что в Киногородке собираются выстроить для меня улицу. "Точно такую, какая тебе нужна". И я вдруг вообразил, что руководству, отвечающему за производство фильмов, моя картина, несмотря ни на что, пришлась по душе и оно верит в ее успех. Улица была мне наградой.

Чего я не мог предположить, так это того, что меня использовали как пешку в непреходящей грязной войне между Киногородком в Росунде и Главной конторой в Стокгольме. В Киногородке ежегодно выпускалось около 20 фильмов. Штат насчитывал несколько сот человек. Они развернули обширную самостоятельную деятельность, которую возглавлял Харальд Муландер, выдающийся интриган, ненавидевший Карла Андерса Дюмлинга и его штаб в Главной конторе.

План заключался в следующем: Ингмар Бергман протеже Дюмлинга. Мы позаботимся о том, чтобы Дюмлинг потерпел сокрушительное фиаско. Мы все время утверждали, что бергмановский "Кризис" - безумное предприятие. Теперь мы приплюсуем издержки на строительство улицы к уже имеющемуся немалому бюджетному пере=============================================================== К стр. 128 Улин Стиг (р. 1920) - шведский актер, режиссер. В кино - с 1941 г.

У Бергмана снимался в 5-ти фильмах в конце 40-х гг.

====================================================================


129

расходу. Тем самым экономическая катастрофа "Кризиса" станет еще более очевидной. Бергман сойдет со сцены, а положение Дюмлинга пошатнется. В талантливости этому замыслу не откажешь.

Улицу построили, а заодно за фасадами зданий возвели и оборудовали летний съемочный павильон. Расходы на его строительство тоже отнесли на счет моей картины.

Улицу вымостили камнем. Все были довольны.

Наконец пришло время приступать к съемкам сцены у салона красоты, где Яку предстояло застрелиться в мигающем свете вывески варьере. Выросла кирпичная стена, шел дождь, "скорая помощь" - на месте. Блестел асфальт.

У меня кружилась голова от счастливого высокомерия.

Как нередко случалось на вечерних натурных съемках, злектрики и техники пребывали в подпитии. Я установил камеру на высокий помост, чтобы сделать общий план.

Спуская потом камеру вниз, один из техников грохнулся навзничь на землю, тяжелая камера - на него. Находившаяся здесь же "скорая помощь" отвезла его в больницу. Все выразили намерение прекратить работу и разойтись по домам.

Но я отказался прерывать съемку. Наступил окислое шведское молчание. Группа выполнила все мои указания, но с сильным сопротивлением. Уезжая ночью домой, я был готов сдаться.

Техник выжил. Съемки "Кризиса" потихоньку продвигались вперед при растущей враждебности между мной и окружающими. По любому поводу возникали недовольство и перебранки. Неужели я когда-нибудь овладею зтой профессией, думал я.

Помимо благожелательно относившегося к коллеге Виктора Шестрема я обрел по окончании столь затянувшихся съемок еще одного союзника в монтажере Оскаре Русандере:


Когда я пришел к нему, закончив съемки, истекаю
К стр. 129 Русандер Оскар (1901 - 1971) - монтажер студии "Свенск Фильминдустри" в 1935 - 1961 гг. Работал с Бергманом в 1946 - 1960 гг. над 12-ю фильмами.

 


130
щий кровью, дрожащий от ярости, он встретил меня с порывисто-дружелюбной объективностью.

Безжалостно указал на то, что было плохо, ужасно, неприемлемо, но зато похвалил то, что ему понравилось. Он же посвятил меня в тайны монтажа, раскрыв одну фундаментальную истину: монтаж начинается во время съемки,ритм создается в сценарии. Я знаю, что многие режиссеры поступают наоборот. Для меня же это правило Оскара Русандера стало основополагающим.


Премьера "Кризиса" состоялась в феврале 1946 года, фильм провалился с громким треском. А я вернулся в театр, в Хельсингборг. Кинокомпания словно воды в рот набрала.

Тем не менее шеф студии Киногородка Харальд Муландер открыто пригрозил уйти из студии, если там когда-нибудь опять появится Бергман. Поражение было полнейшее.

И тут на сцене возник Лоренс Мармстедт. Я встречал его несколько раз в обществе Альфа Шеберга. Как-то он мне сказал: "Я с удовольствием пробую на зуб способных людей, тебе надо прийти ко мне и поставить фильм".

Этот разговор состоялся после успеха "Травли".

Через несколько дней после премьеры "Кризиса" раздался телефонный звонок. Звонил Лоренс: "Дорогой Ингмар. Какой жуткий фильм! Хуже, пожалуй, не бывает! Предложения теперь небось так и сыплются?" Лоренс Мармстедт - свободный кинопродюсер владел небольшой, но обладавшей чрезвычайно высокой репутацией кинофирмой "Террафильм".В тот момент он как раз получил заказ от Карла Чильбума из объединения "Народные кинотеатры Швеции" на производство двух фильмов. Первый из них должен был сниматься по норвежской пьесе "Хорошие люди" Оскара Бротена. Сценарий


--------------------------------------------------------------------Лоренс Мармстедт на фоне портрета Морица Стиллера.

Стина Бергман - на фоне портрета Яльмара Бергмана.

--------------------------------------------------------------------================================================================= К стр. 130 Мармстедт Лоренс (1908 - 1966) - шведский продюсер. В кино с 1932 г. В конце 40-х гг. продюсер 4-х фильмов Бергмана.

Бротен Оскар (1881 - 1939) - норвежский драматург. Пьеса "Хорошие люди" (1930) была экранизирована в Норвегии в 1937 г.

режиссером Лейфом Синдингом.

====================================================================


132
написал Херберт Гревениус, и Лоренс хотел, чтобы я его прочитал.

С Хербертом Гревениусом, самым выдающимся театральным критиком Швеции 40-х годов, нас связывала теплая дружба. Практически он и сделал меня руководителем Городского театра Хельсингборга. И он же, благодаря своим связям с Торстеном Хаммареном, в 1946 году открыл мне дорогу в Городской театр Гетеборга.

Сценарий Херберта мне показался довольно скучным. Лоренс Мармстедт, согласившись со мной, поинтересовался, сколько мне потребуется времени на переработку.

Я обещал справиться за субботу и воскресенье при условии, что в моем распоряжении будет секретарша.

Около полутора суток я провел в обществе некой ядовитой красавицы, диктуя ей новый вариант сценария.

Лучше он, может, и не стал, но серая, будничная тональность была разрушена, что, возможно, уже неплохо.

Лоренс ничем особо не рисковал. Ведь на этот раз деньги за мое обучение платили "Народные кинотеатры Швеции". Мы приступили к работе спустя три недели после одобрения сценария. Актеров пригласил сам Мармстедт; время, отведенное на съемки, оставалось незыблемым: нам предстояло закончить фильм через четыре недели.

Лоренс был суровый учитель. Он беспощадно критиковал меня, заставляя переснимать не понравившиеся ему сцены. Он мог сказать: "Я говорил с Хассе Экманом, который видел материал, говорил и с Чильбумом. Я обязан обезопасить себя. Не исключено даже, что тебе не дадут довести фильм до конца. Ты обязан понимать, что Биргер Мальмстен не Жан Габен, а самое главное, что ты не Марсель Карне".

Я пытался вяло защищаться, обращая его внимание на некоторые, с моей точки зрения, удачные сцены. На что


--------------------------------------------------------------------"Дождь над нашей любовью". Зло и добро: Людде Енцель с Барбру Колльберг и Еста Седерлюнд с Биргером Мальмстеном.

Барбру Колльберг и Биргер Мальмстен.

--------------------------------------------------------------------================================================================ К стр. 132.

Хаммарен Торстен (1884 - 1962) - шведский актер, режиссер, театральный деятель. См. о нем в "Латерне Магике" (с. 148 - 152, 154 155).

... открыл мне дорогу в Городской театра Гетеборга.

Бергман начал работу режиссера в Городском театра Гетеборга осенью 1946 г. Первый спектакль "Калигула" по пьесе Камю - в ноябре.

Экман Хассе (р. 1915) - шведский актер и режиссер, сын Е сты Экмана. В кино - с 1933 г. Снимался у Бергмана в фильмах "Тюрьма", "Жажда" и "Вечер шутов".

Мальмстен Биргер (1920 - 1991) - шведский актер. В кино с 1943 г. У Бергмана в 1946 - 1975 гг. сыграл в 10-ти фильмах.

======================================================================


136
Лоренс, подняв на меня свои холодные голубые глаза, ответствовал: "Не понимаю этого прущего из тебя самодовольства".

Я был взбешен, доведен до отчаяния, унижен, но все же не мог не признать его правоты. Он возложил на себя пренеприятнейшую обязанность ежедневно просматривать отснятый материал. Конечно, он устраивал мне выволочки на глазах у персонала, но приходилось терпеть, поскольку он принимал страстное участие в рождении картины. Насколько я помню, за все время съемок фильма "Дождь над нашей любовью" Лоренс ни разу меня не похвалил.

Зато преподал мне урок. Он сказал: " Просматривая отснятый за день материал, вы с друзьями находитесь в состоянии эмоционального хаоса. Вам непременно хочется, чтобы все было хорошо. По этой причине в вас сидит естественная потребность отмахиваться от неудач и переоценивать то, что вы видите. Вы поддерживаете друг друга. Это объяснимо, но опасно. Попробуй применить психологический трюк. Умерь пыл. Но и не будь критичным. Приведи себя в нейтральное состояние. Не вовлекай чувства в то, что видишь. Тогда ты и ишь все".

Этот совет оказал решающее влияние на всю мою профессиональную жизнь.

Картина вышла на экраны в том же году, в ноябре 1946 года, и получила умеренно-хвалебные отзывы критиков. Те, кто в свое время смешал с грязью " Кризис", теперь заняли благожелательно-выжидательную позицию, и Лоренс Мармстедт предложил мне новый проект, опять-таки для "Народных кинотеатров Швеции". пьесу шведоязычного финского писателя Мартина Седерйельма "Корабль в Индию".

Выяснилось, что сценарий, написанный самим авто==================================================================== К стр. 136 Седерйельм Мартин (1913 - 1991) - финский писатель.

======================================================================


137
ром, никуда не годится. Лоренс пригласил меня поехать с ним в Канн. Я буду работать над сценарием, а он играть на рулетке. В перерывах же мы будем наслаждаться изысканными блюдами и напитками и встречаться с подобающими случаю дамами.

Мы отлично провели время. Я жил в небольшой комнатушке на самой верхотуре гостиницы "Мажестик" с видом на железную дорогу и два брандмауэра - и писал как одержимый. За две недели сценарий был готов. От пьесы Мартина Седерйельма не осталось почти ничего.

Не успели мы и глазом моргнуть, как начались съемки. На сей раз я, против желания Мармстедта, настоял, чтобы главную женскую роль исполняла Гертруд Фрид.

В высшей степени одаренная актриса, обаятельная, н~ красивая. Лоренс пришел в ужас, увидев пробы, и потребовал изменить грим. В результате чего она стала похожа на проститутку из французской мелодрамы.

В этой картине, как и в "Кризисе", есть сильные, жизнеспособные куски. Камера установлена как надо, персонажи ведут себя так, как им и положено вести себя. В какие-то краткие мгновения я делаю кино.

По окончании "Корабля в Индию" я впал в эйфорию - меня переполняло чувство собственного величия.

Мне казалось, что я просто великолепен, что я вполне достиг уровня моих французских идолов. Лоренс Мармстедт, вначале настроенный весьма благожелательно, отправился показывать фильм в Канн. Откуда позвонил мне в совершеннейшей панике, умоляя - дабы избежать полного провала - вырезать четыреста метров. В состоянии внезапно пошатнувшегося высокомерия я ответствовал, что и речи быть не может о том, чтобы вырезать хоть метр из этого шедевра.

Шведская премьера стала примечательным событи 139


ем. Из-за нехватки времени никто не удосужился проверить копию. Ее доставили прямиком из лаборатории в кинотеатр "Роял". В то время предварительных показов для кинокритиков не устраивали, посему все они собрались на премьерный показ, где присутствовали и мы с Гертруд Фрид и Биргером Мальмстеном. Оказалось, звуковая дорожка на этой копии испорчена - диалог был не слышен. Позвонив в проекционную, я велел киномеханику изменить силу звука. В результате чего стало слышно еще хуже. Но на этом несчастья не кончились - при упаковке пленки перепутали третью и четвертую части, и четвертую часть пустили перед третьей. Обнаружив это, я начал колотить в дверь проекционной, но киномеханик заперся изнутри. После длительных переговоров через запертую железную дверь мне удалось убедить его остановить показ на середине четвертой части и пустить третью.

На банкете в честь премьеры в ресторане "Гондола" я единственный раз в своей жизни напился до бесчувствия.

Очнулся я в подъезде на Артиллеригатан. Этим же утром мне предстояло лететь в Гетеборг на подготовку генеральной репетиции в Городском театре. В самом жалком виде я добрался до аэропорта в Бромме. В зале ожидания рядом с прекрасной Эвой Хеннинг сидел Хассе Экман, свежий, благоухающий, и читал рецензии.

Он утешил меня словами, которые обычно говорил его отец Щста Экман после своих многочисленных провалов: "Завтра тоже выйдут газеты!" "Корабль в Индию" потерпел сокрушительное фиаско. Однако случай с премьерной копией послужил мне полезным уроком. Вернувшись в "СФ" для постановки "Портового города", я, оккупировав лабораторию звукозаписи и проявочную, досконально изучил все, связанное со эвуком, проявкой и изготовлением копий. И до мелочей ра --------------------------------------------------------------------"Корабль в Индию": Гертруд Фрид с Биргером Мальмстеном и Холыером Левенадлером.

--------------------------------------------------------------------================================================================== К стр. 139 ... мне предстояло лететь... на подготовку генеральной репетиции...

Речь идет о спектакле по пьесе самого Бергмана "К моему ужасу", премьера которого состоялась в октябре 1947 г.

Хеннинг Эва (р. 1920) - шведская актриса. В кино - с 1940 г.

У Бергмана снималась в фильмах "Тюрьма" и "Жажда".

Экман Щ ста (1890 - 1938) - шведский актер.

================================================================ 140


зобрался в устройстве камеры и объективов. Техники больше мне на шею не сядут. Я начал понимать, чего хочу.

Несмотря ни на что, Лоренс Мармстедт не указал мне на дверь. Только очень тактично заметил, что пора бы уж добиться зрительского успеха, пусть скромного. В противном случае мои дни как кинорежиссера сочтены.

"Корабль в Индию" и "Дождь над нашей любовью" делались по заказу "Народных кинотеатров Швеции". Теперь же Мармстедт предложил мне поставить фильм для его собственной фирмы "Террафильм". Следует сказать, что Лоренс был страстным игроком. Он вполне мог весь вечер ставить на один и тот же номер.

Он купил право на производство фильма по роману Дагмар Эдквист. Роман назывался "Музыка во тьме" и повествовал о судьбе слепой музыкантши. Мне предстояло загнать демонов в старый мешок. Здесь они мне не пригодятся.

Прочитав роман, я чуть не задохнулся от ужаса. Когда я сообщил об этом факте Лоренсу, тот заявил, что ничего другого предлагать мне не собирается. Мы договорились вместе встретиться с Дагмар Эдквист. Она оказалась очаровательной, веселой, теплой, умной, к тому же женственной и очень хорошенькой. Я перестал сопротивляться. Было решено, что писать сценарий мы будем вдвоем.

И осенью 1947 года картина вышла на экраны. От съемок у меня осталось одно-единственное воспоминание я непрерывно думал о том, как бы не таиться в занудство и быть позанимательнее. Других задач я себе не ставил.

"Музыка во тьме" получилась вполне приличным продуктом в духе Густафа Муландера. Фильм был принят вполне благожелательно и шел довольно широко.

Лоренс Мармстедт поставил на верный номер, а я отблагодарил его, вернувшись в "СФ". За это время Густаф


--------------------------------------------------------------------"Мне предстояло загнать демонов в старый мешок". Май Сеттерлинг и Биргер Мальмстен в картине "Музыка во тьме".

--------------------------------------------------------------------================================================================== К стр. 140 Эдквист Дагмар (р. 1903) - шведская писательница. Роман "Музыка во тьме" опубликован в 1946 г.

===================================================================


143
Муландер сумел выпустить там фильм по моему сценарию "Женщина без лица", имевший немалый успех. Вдобавок подсчитали и прибыль от проката "Музыки во тьме". Так что призыв вернуться в отчий дом отнюдь не был эдаким спонтанным проявлением чувств.

Но Лоренс не выказал ожесточения по этому поводу и вскоре вновь поддержал меня.

"Портовый город" - ничем не примечательная картина. Моя основная задача состояла в том, чтобы из объемистого материала Улле Лэнсберга выделить сюжет, пригодный для кино. Мы и оглянуться не успели, как начались съемки.

Под сильным влиянием Росселлини и итальянского неореализма я старался по возможности больше работать на натуре. Беда в том, что, несмотря на все мои благие намерения, я слишком часто использовал студию, и это не дает права говорить о радикальном разрыве с традицией павильонных съемок, характерной для шведской кинематографии.


--------------------------------------------------------------------Неореализм и павильон в "Портовом городе".

--------------------------------------------------------------------

"Тюрьма" 144


В октябре относительно удачно прошла премьера "Портового города", и приблизительно в то же время мы с моей тогдашней женой Эллен отправились на дачу моего детства в Даларна. Там я написал сценарий "Тюрьмы".

Стояла поздняя осень, настроение у нас было отличное. Мы топили кафельные печи в обеих комнатах и плиту в кухне. Эллен со своей хореографией хозяйничала в гостиной, а я в спальне, где создавал то, чему предстояло стать моим первым самостоятельным фильмом. Жили мы мирно и дружно. В свободные часы совершали долгие пешие прогулки. Успех "Портового города" оказал свое благоприятное действие. Хорошая была пора.

Еще летом я написал новеллу о Биргитте Каролине, повесть под названием "Павдивая история", откровенно намекавшим на очень популярную тогда рубрику еженедельников - "Правдивые истории из жизни". Мне хотелось добиться безудержных перепадов между необузданной сентиментальностью и настоящими чувствами. Я весьма гордился названием, считая его уместно ироничным.

Но мой продюсер Лоренс Мармстедт, знавший шведского кинозрителя вдоль и поперек, заявил, что люди иронии не поймут, только разозлятся. Он попросил меня придумать другое. Так, фильм сначала получил название "В тюрьме", а потом просто "Тюрьма", что вполне соответст

=== К стр. 144 ... мы с моей тогдашией женой Эллен...

Речь идет об Эллен Лундстрем, хореографе, ставшей второй женой Бергмана и матерью его четверых детей: Эвы, Яна и близнецов Анны и Маттса. Об отношениях с ней Бергман рассказывает в "Латерне Магике" (с. 145, 148, 152 - 153, 157 - 158, 161). Эллен Бергман была хореографом на фильме "Жажда". Своего сына Яна Бергман снял в фильме "Стыд", Анну и Маттса - в фильме "Фанни и Александр".

====


145
вовало духу 40-х годов и, в общем, было намного хуже, чем "Правдивая история".

Мучаясь сомнениями, я отдал сценарий Лоренсу Мармстедту со словами "Не придавай этому особого значения, но, если будет как-нибудь время и желание, посмотри".

"СФ" я не оставил даже шанса. Понимал, что бесполезно.

Через два дня Лоренс позвонил и в своей обычной обтекаемой манере сказал: "Очень трогательно, уж и не знаю, может, все-таки стоит попробовать". Может? "Трогательно, но за душу не хватает! Кто узнает! Может, все-таки? Сколько тебе нужно времени?" Восемнадцать дней, не меньше восемнадцати дней, ответил я. Мы обсудили кандидатуры актеров, и он обзвонил их, говоря: "Обычных гонораров не ждите. потому что это художественный фильм, ради искусства надо чем-то жертвовать. Я сам ни гроша не имею, рассчитываю на десять процентов от прибыли". Прибыли не было и в помине! "Тюрьму" безо всяких на то оснований посчитали типичным фильмом 40-х годов. Причина крылась и в названии, и в профессии Тумаса, которого играет Биргер Мальмстен - как журналист и писатель он по логике вещей самым непосредственным образом участвовал в литературной жизни 40-х годов. Но сходство это поверхностно. Я лично не поддерживал никаких контактов со шведскими литературными кругами тех лет, а писатели не поддерживали никаких контактов со мной. Если они и имели какое-нибудь мнение обо мне, то его можно выразить словами Гуннара Оллена, когда он, будучи ответственным за отбор драматических произведений для радио, вернул мне пьесу "К моему ужасу" со следующей запиской: "К сожалению, настоящего писателя из тебя, Ингмар, никогда не выйдет, но не сдавайся! С сердечным приветом!" Итак, "Тюрьму" предполагалось делать как низко 146 затратный фильм. Лоренс Мармстедт предоставил мне свободу действий при условии, что я уложусь в значительно более низкую, чем обычно, смету. Расход пленки был тоже строго ограничен: восемь тысяч метров и ни метра больше! Стоявшие передо мной проблемы подстегнули мою творческую фантазию, и я написал статью, где изложил эти экономические и практические условия.

Делай дешевый фильм, самый дешевый из всех, когда-либо ставившихся на шведских студиях, и тебе будет дана полная свобода творить по собственным совести и разумению.

По этой причине я принялся урезать статьи расходов по всей расчетной смете. Программа получилась следующая: сократить количество съемочных дней. Ограничить объем строительных работ. Никаких статистов. Полное или почти полное отсутствие музыки, Запрет на сверхурочную работу. Ограниченный расход пленки. Натурные съемки без звука и света. Все репетиции проводить вне пределов съемочного времени. Начинать рано утром. Избегать ненужных съемок. Тщательная разработка сценария.

Практический подход сам по себе не представляет ничего необычного: снимаешь длинные сцены. Снимаешь длинные сцены, в которых длинноты не заметны.

Тем самым режиссер выигрывает время и еще раз время, достигает непрерывности и концентрированности. Он в определенной степени теряет возможность вырезать длинноты, сокращать паузы или мошенничать с ритмизацией. Монтаж в основном осуществляется непосредственно в обьективе камеры.


147
Снимать длинные сцены было, разумеется, рискованной затеей. В техническом отношении я для подобных авантюр еще не созрел. Но другого способа поставить "Тюрьму" я не видел.

Экономить приходилось на всем. Одну декорацию нам одолжили бесплатно из другого фильма. Сцена на чердаке и проход по лестнице в мансарду сняты в Нювилле в Юргордене. Но основной материал сделан в павильоне на Ердет. У нас были три стены, на которых беспрестанно меняли обои. А двери и окна переставляли с места на место.

В фильме отсутствует важный мотив, существовавший как в прозаическом тексте, так и в окончательном варианте сценария. Моя попытка воплотить его потерпела полную неудачу. Биргитта Каролина встречается в пансионате с художником. В первоначальном рассказе этот эпизод описан так: Гостиная фру Булин представляла собой комнату, обставленную старомодной мебелью. Пол устлан толстыми коврами, на стенах множество картин с итальянскими пейзажами, кругом маленькие статуэтки, в углу дремлет высокая кафельная печь, громоздкие диваны и кресла, с потолка свисает хрустальная люстра, три окна, занавешенные тяжелыми гардинами, выходят на засаженную липами улицу. На стене висят черные, величественные тикающие часы, на пузатом комоде торопливыми пульсирующими ударами позванивает маятник настольных часов, а на полочке печи красуются безделушки, раковины и фотографии семейства фру Булин за целый век.

- Через мгновение взойдет солнце, и я покажу тебе нечто удивительное, - серьезно проговорил Андреас. - Нечто, что не перестает поражать


--------------------------------------------------------------------"Тюрьма": Дорис Сведлюнд на лестнице с Ирмой Кристенсон. Курт Масрелье и Стиг Улин. Сьемки фильма с эссе Экманом в роли режиссера.

-------------------------------------------------------------------- 150


меня, наполняя смешанным с ужасом пиететом к этой старинной комнате и вообще ко всем старинным комнатам, в которых люди прожили вместе долгую жизнь. Но погоди. Вон в конце улицы показалось солнце, и луч его падает сюда. Смотри, смотри, видишь? - Он нетерпеливо показывает. На стене, видишь? Вон там! И там! И там! - Нет, - сказала Биргитга Каролина, - ничего не вижу.

Тогда он подвел ее поближе к стене, на которую падал солнечный лучик.

- Ну, теперь-то видишь? - проговорил он чуть дрогнувшим голосом. - Посмотри сюда. И сюда, и сюда.

Она еще раньше заметила необычный узор на обоях, а сейчас вдруг обнаружила, что под скользнувшим солнечным лучом узор изменился и в дрожащей полоске света проступило множество лиц.

Вижу! - прошептала Биргитта Каролина.

Да, просто поразительно,- сказал Андреас и замолчал,не смея нарушить это таинственное представление.

А лица - всего через несколько минут уже заполнили не только солнечную полоску,но и всю стену, их было сотни, может быть, тысячи.

И в тишине Биргитта Каролина услышала хор шепчущих голосов. Слабые, далекие, но ясно различимые. Они говорили, перебивая друг друга, кто-то смеялся, кто-то плакал, одни голоса звучали приветливо, другие - сухо и равнодушно. Голоса старческие, детские и девичьи, скрипучие дисканты стариков, грозные директорские басы и до 151


бродушное ржание дядюшек. Словно играла сказочная музыка, и мелодия взмывала и падала, как прибой безбрежного моря.

- Эта стена - точно фотографическая пластина,- сказал Андреас, - а комната - волшебная камера. Каждый, побывавший в этой комнате, запечатлен навеки. Иди-ка сюда, погляди. - И он, потянув ее за собой, указал на повернутое к ним вполоборота лицо с широко раскрытыми глазами его собственное.

Вдруг все часы разом пробили половину шестого, по улице прогромыхал громадный мусоровоз, солнечный свет погас, лица исчезли, голоса замерли, и комната вновь приняла вид буржуазной гостиной невозвратно исчезнувших времен.


В бабушкиной столовой в Уппсале была оклеенная обоями дверь. Когда умер дед, бабушка разделила свою громадную квартиру пополам. Оклеенная обоями дверь в столовой закрывала доступ в другую половину. А может, это была дверь гардеробной? Я ни разу ее не открыл. Не отважился.

Учитывая, что моя жизнь с самого начала и по сегодняшний день сотворена разрывами между многими действительностями, мои творческие результаты относительно скудны. Всего лишь несколько раз мне посчастливилось преодолеть зти расплывчатые границы. В "Тюрьме" мне этого явно не удалось. Видение на обоях пошло в корзину.

Долгое время я вообще никак не относился к этой картине, что можно заметить по тому, как я о ней говорю в книге "Бергман о Бергмане".

Но теперь, когда у меня появилась возможность обозреть все, сделанное мною, "Тюрьма" приобретает определенные очертания. В ней есть эдакий кинематографиче

= К стр. 151 ... я вообще никак не относился к этой картине...

См. "Бергман о Бергмане", с. 150 - 152, 154 - 156.


152
ский задор, находящийся, несмотря на мою неопытность, более или менее под контролем.

Актеров для "Тюрьмы" подобрали отличных. В этом отношении Лоренс Мармстедт был человек бесценный, щедрый и широкий. Он уговорил Хассе Экмана, великого и очень занятого актера, и его тогдашнюю жену Эву Хеннинг, только что с блеском сыгравшую в "Банкете" Экмана. Хассе Экман, проявляя незыблемую лояльность, всячески старался помогать.

Эва Хеннинг внесла в картину совершенно неожиданную ноту чистой грусти. В коротком эпизоде разговора с режиссером она говорит: "Неужто и в самом деле мы в детстве накапливаем нечто, что потом, став взрослыми, растрачиваем, нечто, называемое... духом?" Эва Хеннинг благодаря своей резкости, теплоте и юмору проводит эту сцену весьма элегантно.

Дорис Сведлюнд в роли Биргитгы Каролины тоже хороша. Мне было важно, чтобы она не выглядела шведской кинопотаскушкой. Ведь "Тюрьма" - драма о душе, и Дорис и есть душа. Она светит собственным загадочным светом.

Фарс, который Тумас и Биргитта Каролина крутят на крохотном игрушечном проекторе, был у меня самого в детстве. Речь в нем шла о человеке, запертом в какой-то та --------------------------------------------------------------------"Мы сняли этот фарс быстро и эффективно. Роли в нем исполнило итальянское трио "Братья Брагацци".

--------------------------------------------------------------------

== К стр. 152.

" Банкет" был поставлен Хассе Экманом в 1948 г.

Сведлюнд Дорис (1926 - 1985) - шведская актриса. В кино с 1946 г. У Бергмана снималась в фильме "Тюрьма".

==


153
инственной комнате, где ему приходится переживать разные ужасы: то с потолка соскальзывает вниз паук, то появляется разбойник с длинным ножом, намереваясь убить героя, то из сундука выпрыгивает черт, то перед окном с широкими жалюзи начинает дергаться Смерть в виде скелета.

Мы сняли этот фарс быстро и эффективно. Роли в нем исполнило итальянское трио "Братья Брагацци". Они выступали в варьете "Чина" и во время войны остались в Швеции.

Рано утром братья явились в съемочный павильон.

Кое-какие костюмы мы отобрали на костюмерном складе "Сандревс". Еран Стиндберг установил четыре лампы прямого света, закрепив на них листы кальки, чтобы не допустить теней. Я рассказал сюжет, и Брагацци начали играть.

Съемка велась до обеда. Отснятый материал немедленно отправили в лабораторию. На следующее утро он уже был проявлен и размножен. Потом мы с Леннартом Валленом смонтировали этот крошечный фарс в монтажной "Террафильм" и, закончив, пригласили Лоренса Мармстедта на премьеру.

Лоренс хохотал до слез. А нахохотавшись, угостил нас шампанским.

===== К стр. 153 Стриндберг Еран (1917 - 1991) - шведский оператор. Снял в конце 40-х годов 4 фильма Бергмана. Работал также с Хассе Экманом, Арне Маттссоном и Альфом Шебергом.

=====


"Жажда"


154
"Жажда" - так назывался сборник рассказов Биргит Тенгрут, получивший в свое время скандальную известность.

"СФ" купила право на экранизацию, а Херберт Гревениус написал хороший сценарий, соединив рассказы в связное повествование с параллельным действием и воспоминаниями.

Инстинкт подсказал мне пригласить на роль Виолы Биргит Тенгут. Всеми фибрами души я чувствовал, что мне понадобится ее содействие на самых разных уровнях. Очень тонко и тактично она помогла мне выстроить зпизод с лесбиянками - тема для того времени взрывоопасная. И точно - киноцензура вырезала значительную часть сцены обьяснения между Биргит Тенгрут и Мими Нельсон, что делает конец эпизода довольно непонятным.

Кроме того, Биргит Тенгрут внесла свою лепту и в режиссуру, чего я никогда не забуду. Я научился кое-чему новому и очень важному.

Лето, женщины, распив бутылку вина, соперничают. Мими протягивает прилично захмелевшей Биргит сигарету и сама же ее зажигает. После чего, медленно поднеся горящую спичку к своему лицу, на мгновение, до того как она погасла, задерживает ее у правого глаза.

Идея принадлежала Бригит Тенгрут. У меня это потому так хорошо отложилось в памяти, что я ничего подоб

*Режиссерский вклад Биргит Тенгрут в "Жажде" (с Мими Нельсон): позднее заимствованный в "Часе волка" с Лив Ульман и Максом фон Сюдовом.

*

= К стр. 154 Тенгрут Биргит (1915 - 1983) - шведская актриса и писательница.

В кино - с 1926 г. Сборник ее рассказов "Жажда" вышел в 1948 г.

====


157
ного раньше не делал. В дальнейшем мелкие, едва заметные, но впечатляющие етали стали особым компонентом моих фильмов.

Действие большей части фильма происходит в поезде, идущем по разоренной войной Германии. Уже в "Тюрьме" я начал экспериментировать с длинными сценами. Дабы развить эту технику, мы заказали чудо-вагон. Его можно было разбирать на секции. Тогдашняя неудобная камера получила возможность свободно передвигаться по купе, коридорам и другим помещениям.

В "Тюрьме" появление длинных сцен связано в первую очередь с экономическими причинами. Здесь же я стремился к иному упрощению: не дать уловить сложные перемещения камеры.

Павильонный поезд далек от совершенства - хорошенько приглядевшись, замечаешь стыки. Вдобавок мне хотелось, чтобы руины, которые видны из окон поезда, и в самом деле снимались в Германии. По экономическим соображениям дело не выгорело. Доморощенный вариант оказался малоубедительным компромиссом.

В остальном же "Жажда" продемонстрировала достойную уважения кинематографическую жизнеспособность. Я начал обретать собственную манеру делать фильмы. Овладел неуклюжей машиной. Она работала в основном так, как того хотел я. Хоть маленькая, да победа.


*Поезд в "Жажде": интерьер с Эвой Хеннинг и Биргером Мальмстеном, экстерьер - со статистами.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова