Леонид Карасев
О смысле истории, 1994.
Карасев Л. В. Философия смеха. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1996. 232 с.
СМЕХ
- ВЕСТНИК НОВОГО МИРА
Оп.: Человек, 1999, №6.
Смех, как и любая исследовательская проблема,
требует серьезного подхода. Это подтверждает и публикуемая беседа Татьяны Миловой
с Леонидом Владимировичем Карасевым, старшим научным сотрудником Института
высших гуманитарных исследований, автором вот уже двух книг и множества статей
по проблемам смеха, юмора, комического. Однако, похоже, сама тема провоцирует
курьезы.
Л.К. - Пишущий о смехе должен приготовиться к любым
неожиданностям. В лучшем случае - к плагиату: недавно в одном из сборников, составленных
по докладам на бахтинской конференции я нашел почти дословное воспроизведение
фрагментов своей "Философии смеха". Причем самое смешное в том, что эти фрагменты,
в свою очередь, приписывались Бахтину: такое, согласитесь, редко бывает.
Т.М. - Сбывается история, придуманная Умберто
Эко, - на это Вы намекаете? Не исключено, что вторая часть "Поэтики" Аристотеля,
посвященная комедии, действительно существовала?
Л.К. - Скорее, существует наша извечная надежда
на то, что загадка смеха разрешима и однажды уже была кем-то разрешена. С другой
стороны, никакая по-настоящему важная мысль не утрачивается бесследно в культурной
традиции; так или иначе, до нас дошли бы ее отголоски в пересказах, афоризмах,
в критике, наконец. Что касается сути дела, то выходит, что все известные нам
теории смеха - Гоббса, Канта, Гегеля, Бергсона, Бахтина - восходят к аристотелевой
формулировке из первой части "Поэтики": смешное обнаруживает некоторую меру зла,
не причиняющую страдание и не пагубную. Впрочем, загадка от этого не исчезает:
почему нашей реакцией на зло - пусть на зло адаптированное, умеренное - оказывается
не гнев, не скорбь, не осуждение, а именно смех?
В том-то и парадокс: смех - единственное из наших душевных
движений, которое во многом противоречит причине его породившей. Несмотря на свою
неожиданность и непредсказуемость, смех - это своего рода зеркало, в котором отражаются
и преображаются все наши эмоции, как бы удваивая "пространство души". Отсюда и
многообразие оттенков смеха, которое не поддается исчерпывающему перечислению
(а пытались это делать). Смех плюс гордость и смех плюс гнев дают нам новую гордость
и новый гнев. Их необычность уже в том, что они имеют другой "градус" существования,
они бескорыстны и не переходят в дело, хотя потенциально обладают не меньшей силой,
чем "исходные" чувства.
Т.М. - В такой интерпретации смех сродни искусству,
еще одному способу отражения: здесь то же удвоение мира, та же самоценность и
неприложимость к реальности… Да и то, что Бергсон назвал кратковременной "анестезией
сердца", необходимой для восприятия смешного, вполне сравнимо с так называемой
"эстетической дистанцией". Смех оказывается такой же "роскошью", как и вся человеческая
культура, и нам, похоже, пришлось долго "учиться" для того, чтобы впервые рассмеяться…
Л.К. - Нет смысла говорить о какой-то реальной
хронологии, как говорится, "не знаю, не видел". С философской же точки зрения,
человеческие эмоции, слово, мысль, искусство, быть может, вера, - все сплетено
в единый узел; это один "раскат грома" по Бонхефферу. Собственно, именно эта целокупность
и образует понятие "человек". Вот такой человек, понятый, увиденный как родовое
существо, на протяжении своей истории уже не менялся; будучи изъят при рождении
из своей конкретной эпохи, он легко смог бы прижиться в любой другой.
Т.М. - И его эмоции выражались бы одинаково во
всякой культуре?
Л.К. - В основном, да. Вот, кстати, и еще один
парадокс: откуда берется улыбка на лице новорожденного младенца - беспричинная,
бессознательная, когда еще и речи нет ни о каком целенаправленном сопротивлении
злу. Да и понятия-то о зле еще нет. Так обнаруживается вторая ипостась смеха,
- его способность выражать чисто телесную радость бытия. Эта улыбка на лице существа,
еще целиком принадлежащего миру природы - аванс от мира человеческой культуры.
Многие века варварского хохота должны были пройти, прежде чем младенец унаследовал
способность улыбаться, еще не понимая смысла того, что он делает. С возрастом
"смех ума" теснит первостихию телесной радости с тем, чтобы позднее разрешиться
в улыбке мудрости: в той улыбке, которую мы можем увидеть на лицах античных куросов
или Будды.
Т.М. - Но тогда размывается и двойственность смеха:
"смех плоти" перетекает в "смех ума", витальная радость несет в себе остроумие
предыдущих поколений… Смех оказывается "человеческим, слишком человеческим", отрекаясь
от биологических корней.
Л.К. - А вы полагаете, животные смеются? В свое
время я увлекался натуралистической концепцией смеха: наблюдения над приматами
обнаруживают у них богатую гамму мимики и развернутую систему "ритуальных приветствий",
превращенной формой которых и мог впоследствии явиться смех. Увы, ближайшим его
источником - из всего набора животных эмоций - оказывается агрессивность; именно
она, согласно гипотезе Лоренца, ответственная за наши первичные контакты. Даже
улыбка, которую можно назвать "венцом" смеховой эволюции, несет на себе след агрессивности;
ведь, улыбаясь, мы приподнимаем уголки губ так, что становятся видны верхние резцы…
Т.М. - Оскаливаем клыки… Обидно. Ну, а если забыть об
обезьяньем прошлом, как быть с теперешними физиологическими видами смеха - истерическим
и от щекотки? Теоретики комического или обходят их молчанием или упоминают, по-настоящему
не объясняя, как В. Пропп в книге "Проблемы комизма и смеха". Вот Вам "смех плоти"
в чистом виде…
Л.К. - Не могу с этим согласиться. Эти явления
действительно вне эстетики, но не вне психики. Подозреваю, что смех от щекотки
- одна из форм смеха истерического, а он, в свою очередь, рождается из того же
источника, что и смех "нормальный". Просто здесь гораздо больше энергетики. Человек,
раздираемый противоречивыми чувствами или намерениями, буквально взрывается смехом...
Т.М. - Чтобы мозг не разорвало безумием. Природа
напоминает о себе хотя бы тем, что превращает смех в свой защитный механизм. "Научи
меня смеяться, спаси мою душу", по английской пословице…
Л.К. - И душу, и тело. Наивно было бы недооценивать
нашу биологическую зависимость, но еще более неверно - отрицать приоритетную роль
психики. В медицине давно сформировалось понятие "психосоматических болезней"
- целый класс органических заболеваний, таких как астма, язва желудка, колит и
пр. оказывается результатом душевных расстройств, не всегда подлежащих ведению
психиатрии. Эмоциональный голод, неумение давать выход своим чувствам, в том числе
и негативным, - из числа таких предпосылок. Что касается положительного спектра,
то "смехотерапия" давно уже практикуется в западных клиниках. Параллельно накапливается
статистика, и на одном из ежегодных конгрессов Международного общества по изучению
смеха (Бирмингем) приводились данные по раковым заболеваниям; у больных, которых
регулярно смешат - устраивают выступления юмористов и клоунов, а то и шуточные
соревнования между самими пациентами, - выше процент излечения, лучше медицинские
показатели по сравнению с контрольной группой, не говоря уже об общем психологическом
настрое. Не случайно, следующую конференцию намереваются провести прямо в онкологическом
центре в норвежском городе Бергене.
Т.М. - Согласно известной шутке - "Пять минут
смеха заменяют двести грамм сметаны". А если серьезно, мне всегда казалось, что
смех действует скорее наркотически и с тем же двойственным эффектом, - разве что
привыкания не происходит. Смех действительно переживается как "икота разума".
Вы идете еще дальше, характеризуя смех, как "временное помешательство", когда
некая сила извне входит в нас, лишая способности и думать и действовать. Наверное,
и "брутальный" смех, смех воина перед лицом опасности, о котором Вы пишете в своей
книге, может "опьянить" и привести к недооценке угрозы…
Л.К. - Существует теория П. Симонова о гиперкомпенсаторной
функции эмоций. При встрече с любым новым явлением - а опасность, безусловно,
относится к числу таковых, - чувства как бы опережают разум, искажают в ту или
иную сторону рациональную оценку происходящего. В пределе - просто погружают в
оцепенение, в шок. На биохимическом уровне эксперименты подтверждают, что при
смехе человеческий мозг вырабатывает эндорфины, сходные с теми, что образуются
при наркотическом эффекте. Вопрос уже ставится шире - исследуются и фиксируются
химические реакции, возникающие у человека в тот момент, когда он испытывает эстетическое
удовольствие...
Т.М. - Похоже, что когда установят соответствие
между смехом и его химизмом, придет конец человеческой свободе. Не случайно, пока
эстетика и биология, каждая со своей стороны, роют этот подкоп, социология рассматривает
смех как средство управления обществом, поддержания в нем стабильности: сопротивление
идеологии чужих социальных групп и контроль "моральной устойчивости" среди членов
своей… Комический эффект может планироваться - к счастью, пока все это делается
кустарным способом. Используется и заразительность смеха; она уже поставлена на
поток: достаточно вспомнить закадровые взрывы хохота в комических сериалах. И
это срабатывает… Вас не пугает такая программируемость человеческих эмоций?
Л.К. - В сущности, это вопрос о вере - есть в
человеке искра Божья, или вся его душевная жизнь сводится к сумме химических реакций.
Я предпочитаю первое. И, возможно, только вера, только ощущение вертикальной связи,
существующей между человеком и Небом, может противостоять автоматизации жизни,
ее горизонтальному измерению. Если деградирует культура смеха, то деградирует
и культура стыда. Я убежден, что подлинной антитезой смеха является стыд, а не
слезы. Плач - одномерен и одномирен, в нем нет той двойственности интеллектуального
и телесного, которую мы наблюдаем в смехе. В этом смысле смех и плач - вещи не
противоположные друг другу, а всего лишь различные. Противоположности, как известно,
сходятся - в данном случае, сходятся в своем истоке, в генезисе. Чувственный,
плотский смех, радость взволнованно-смущенного тела - достояние ранней юности.
Позже "смех ума" и этический стыд, уже разойдясь, отделившись друг от друга, займут
крайние "пространственные" точки. Смех - обращается вовне человека, стыд, напротив,
идет внутръ, вглубь души. Высшая победа человека - это смех над собой и стыд за
другого. Зеркало души становится двусторонним.
Т.М. - Значит ли это, что "зеркалом", разделяющим
и формирующим два этих мира, является нравственный закон, согласно которому смех
возникает лишь в соотнесении с морально должным, как утверждает Пропп?
Л.К. - С той оговоркой, что это пространство "должного"
выходит за рамки отдельных религиозных ориентаций. Стыд столь же определяет человека
как родовое существо, сколь и смех. Это такое же "условие" человечности человека.
Смеховая культура Древней Руси сдерживала "позором" экспансию разгульного хохота.
Ведь "позор" это одновременно и то, что постыдно, и то, что предназначено для
разглядывания. Лобное (место) и улыбка - слова однокоренные… Это есть и в русской
классической литературе - особенно у Достоевского, Сологуба.
Т.М. - Не сказала бы, что они были такими уж ортодоксальными
христианами… Как правило, особенно в пору Средневековья, христианская мысль сосредоточивалась
на стыде, а смех отписывала по ведомству зла…
Л.К. - Да, и смех в таком понимании становился
"демоническим", хохот - "адским", улыбка - "бесовской"… Достоевский наделил такой
улыбкой беса-Верховенского. Христианство, возникнув как антитеза язычеству (я
говорю о его интерпретаторах), поначалу действовало достаточно прямолинейно. Все
что считалось благом прежде - земное, плотское, сделалось греховным. А символом
подлинной духовности стали страдание и слезы. Телесная радость и смех указывали
на весь набор земных наслаждений и должны были быть отвергнуты как уступка дьяволу.
А вместе со "смехом тела" под подозрение попал и "смех ума". Это уже потом появились
слова об умеренном смехе, о его допустимости. Появился Франциск Ассизский и вся
линия францисканского отношения к смеху…
Однако с "основным" противоречием трудно было что-то
сделать. В большинстве своих проявлений смех действительно выступал как знак зачатия,
плодородия, рождения. Это сказалось и в символике человеческого тела: рот стал
восприниматься как греховная точка лица. Рот, особенно рот открытый, смеющийся,
с колотящимся в нем языком, соединяет в себе признаки "срама" мужского и женского
одновременно. Смех вообще в чем-то похож на соитие - тот же взрывной характер,
тот же ритмический рисунок, та же разрядка в финале…
Т.М. - Но в таком случае, смеющийся человек -
символически - оказывается двуполым. Уж не эхо ли это того изначального, а возможно,
и грядущего андрогина, о котором мечтал другой неортодоксальный христианин Бердяев?
Л.К. - Право, не знаю… Мне хочется думать, что
смех - это знак будущего. Слишком уж он несоразмерен с обычными душевными движениями.
Он дан нам как бы "про запас". Смех - вестник нового мира, нового человека, но
не того, о ком говорил отвергавший стыд ницшевский Заратустра. Союз смеха и стыда
заключен против нашей ограниченности и приземленности. Человек больше своего тела,
и он нуждается в том, чтобы ему об этом напоминали. Собственно, смех и стыд этим
только и занимаются…
|