Епископ Вениамин Милов
ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ
К оглавлению
Глава пятая
ЖИВОТВОРНОСТЬ ЗНАМЕНИЯ КРЕСТА
ГОСПОДНЯ
Составители богослужебных книг — святые Отцы Церкви нередко называют
образ и знамение Христова креста "животворящими", то есть,
созидающими, творящими благодатную жизнь в человеке. В настоящий
раз для уяснения понятия "Животворящий крест" мы воспользуемся данными
одной Постной Триоди, так как содержание этой богослужебной книги
с наибольшей ясностью свидетельствует о подаянии верующим во Христа
Божией благодати в самом знаке креста и под его образом. Облагодатствование
чрез крест Христов невольно приводит на мысль обратное этому явление
— утрату прародителями Божией благодати после вкушения плода от
райского дерева познания добра и зла.
До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения с ними Бога
было облечение их тел и душ божественным сиянием. Непослушание Богу
совлекло с них молниевидное облачение вследствие удаления от них
благодати.
Воплотившийся и пострадавший на кресте Сын Божий, Спаситель мира
возвратил верующим в Него людям невещественное сияние Божества,
эту причину духовной жизни человеческой природы. Он изливает названное
осияние на всякого христианина через знамение креста [1].
Так, в противоположность древу преслушания, крестное древо вводило
и вводит людей в единение со светоносной силой, исходящей от Существа
Божия.
Постная Триодь, объясняя слова "животворящий крест", свидетельствует
о бытии в Церкви двух непрерывно продолжающихся мистических фактов:
1. Излияния Спасителем Божественной благодати в образе креста.
2. Животворного воздействия крестной силы на существо человека.
О каждом из упомянутых фактов скажем отдельно.
ИЗЛИЯНИЕ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ В ОБРАЗЕ КРЕСТА
Название креста Христова "Животворящим" имеет глубочайший смысл.
Образ креста и крестное знамение в Церкви действительно животворны
явлением силы Божией при совершении церковных таинств и частных
молитв верующих. Всеведущий и вездесущий Господь Спаситель каждый
раз и всюду благодатно действует в изображаемом верующими кресте.
Он низводит на осеняющих себя крестным знамением силу Св. Духа.
"Предлагается крест, — говорит преп. Феодор Студит, и мир радуется
пришествию Духа" [2].
Мысль об излиянии чрез крест благодати Божией развивается у церковных
песнопевцев многократно и в различных образах. По словам Постной
Триоди, крест, "как райский источник, изливает миру бессмертие и
жизнь, просвещает всю вселенную и возвышает силу Церкви" [3]. Христоносный крест — древо жизни, неистощимый
источник вод благодатных дарований, просветитель и освятитель христиан
по душе и телу [4]. Светоносная крестная благодать сияет
ярче солнечной зари всякий раз, как крест изображается в воздухе
ли, или в местах жительства с верою и теплой любовью ко Христу.
Это сияние изливает вознесшийся на древо креста Христос Спаситель.
Поэтому то святый крест всегда носит невечерний свет, испускает
"мысленно созерцаемые лучи", приносящие верующим спасение и изглаждение
грехов.
По виду крест мал, своей же силой шире небес. Невещественные блистания
его светятся по всей Божией Церкви и всюду исходят именно от него
[5].
У православных церковных проповедников не принято говорить о крестной
силе в литургических выражениях, применительно к идее невещественно-благодатного
светосияния. Равным образом и в системах школьно-догматического
богословия, хотя и ведется речь о сообщении людям благодати таинств
Церкви "в видимом знаке и под видимым знаком", но почему-то этот
знак определенно не называется крестным знамением или начертанием
креста.
Может быть умолчание о невещественном блистании благодати, исходящей
чрез крест, вызвано ощутительностью его только для христианского
душевного чувства и редкостью зрения его телесными очами. В связи
с этим церковные проповедники обычно останавливаются вниманием лишь
на всеобщности чувства крестной силы, свойственной личному сердечному
опыту христиан, и опускают намеренно факт возможности телесного
созерцания благодатного сияния креста. Замечательно, что и церковные
песнопевцы называют фактически изливающуюся крестную силу "мысленными
лучами" или представляемыми только в уме.
При всем том нельзя забывать и таких явлений в Церкви, когда верующие,
— отверстыми Богом телесными очами своими, бывают способны физически
видеть крестное сияние, исходящее от пастырских рук при благословении
ими пасомых и в момент совершения церковных таинств.
ЗНАЧЕНИЕ СИЛЫ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА В ЛИЧНОМ СПАСЕНИИ
Благодатная крестная сила, светозарнейшая солнца и всегда мысленно
окружающая крест, по изволению Господа Иисуса Христа действует во
спасение людей разнообразно. Она:
1. сокрушает силу демонов, восстающих на людей,
2. очищает человеческое существо от страстей и
3. обогащает его благодатными дарованиями.
1.
Христиане, ограждающие себя крестным знамением с верою и призыванием
имени Господа Спасителя, спасаются крестом прежде всего от мысленных
диавольских влияний. Злые духи постоянно влагают в сознание людей
греховные мысли, страстные образы и воспоминания о порочных делах.
Кто из искушаемых в момент подобных страстных приражений полагает
на себя знамение креста, того запечатлевает крестное осияние. Оно
нестерпимо бесам, палит их, и невольно заставляет отступать от соблазняемых
на грехи [6]. Сияние креста уничтожает демонскую
крепость и сопротивоборствует христианам в их борьбе с бесами, уничтожая
диавольские прилоги в умах искушаемых. Светолучные крестные молнии
в верующих всего мира побеждают "темные демонские начала и власти",
сокрушают их мощь и обращают в бегство [7].
2.
Крест Христов жизнетворен не только, как победитель духов злобы,
но и как воскреситель людей от страстей. Он, — говоря языком Постной
Триоди, -всегда сущая печать во спасение людей и очищение людей
от страстей. Верующие начертанием на себе креста с молитвою ко Христу
Спасителю причащаются благодатной жизни. В Таинствах Церкви крестное
осияние облекает их одеждой жизни, дарует им свободу от страстного
горения и жжения, исцеление от душевных и телесных болезней и как
бы крепкие жилы на перенесение борьбы со страстями [8].
3.
Животворящий крест Господень является, таким образом, источником
благодатных дарований. Силой креста верующие просвещаются и освящаются,
в нем получают услаждение радостью и умилением сердца при условии
хранения поста [9].
Животворящее и светозарное крестное древо, — говоря образно, —
благоухает миром жизни, произращает усладу от созерцания образа
красоты Божества и наслаждение вечной Его славой. От креста, как
от неистощимого источника, неиссякаемо истекает вода нетления и
кипит благодатными дарованиями. Крест всех благодатно напояет, "окружает
божественным благословением и запечатлевает небесным блистанием.
Честным крестом возвышается сила всей вселенной Церкви и каждого
верующего во Христа христианского общества" [10].
В описании благодатного значения крестной силы мы воспользовались
буквальными выражениями Постной Триоди, чтобы свободной передачей
их содержания не затемнить подлинной красы литургической речи.
Все сказанное о действии Христа Спасителя чрез образ креста можно
обобщить в форме таких заключительных положений:
1. Крестом сообщается верующим светоносная благодать Божия чрез
Христа Спасителя во Св. Духе Отчем при условии сердечного призывания
имени Иисуса Христа во время борьбы со страстями и демонскими прилогами.
2. Крестная благодать есть просвещающая и освящающая людей Божия
сила, знак снисхождения Бога к человеку, щит от страстей и злых
духов и сокровище благодатных дарований.
3. Крестное животворящее действие — показатель всегдашней близости
Господа Спасителя ко всякому христианину в всей вселенной Церкви.
4. Крест животворящ в том смысле, что изливаемая в образе и начертании
его благодать Божия составляет идеальную жизненную силу души и необходимейшие
условие раскрытия самых благородных и возвышенных человеческих познаний,
чувств и навыков
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЖИВОТВОРНОСТИ КРЕСТА ХРИСТОВА
Церковно-богослужебные мысли о кресте Христовом представляют целое
откровение тайны крестного действия в Церкви. В них мы находим глубочайшее
объяснение животворности св. креста в связи с библейскими прообразами.
Крестная сила спасает от греха людей, вечного осуждения и смерти,
всегда поражает демонов, облегчает христианину борения с грехом,
благодатно просвещает его и уничтожает в нем страх смерти.
На вопрос о причине животворящей силы св. креста мы находим у церковных
песнопевцев ясный ответ. Они говорят, что в изображении знамения
креста Сам вездесущий Христос Спаситель всюду благоволит являть
Свою благодатную силу верующим. В кресте дан Господом Церкви жезл
силы [11], непобедимое оружие [12], источник обновления от страстей [13]. Изображение креста с верою и молитвою печатлеет на человеке
свет Лица Христова [14].
Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются
образу креста, созерцая на нем Распятого Искупителя мира — Христа.
Образ Христова креста, хотя по видимости, есть древо, но "одет Божественною
силою, и незримо для телесных очей чудотворит спасение" каждому
христианину [15]. "Он облиставает (верующим) благодать, как пламя огня, источает
им дарования, как воды, просвещает их души и помышления, целит недуги,
отгоняет страсти, подает им Божие благословение" [16]. Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего креста
"светлейшим огня, действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей
и просвещающим их сердца [17].
Честной крест Христов в древности прообразован Моисеевым жезлом.
Еще пророк Моисей изображением креста разделил и соединил воды Чермного
моря, распростертыми руками в виде креста победил Амаликитян, Патриарх
Иаков крестообразным возложением своих рук на детей Иосифа, Ефрема
и Манассию благословил их [18]. Три еврейских отрока в разженной вавилонской печи спаслись
от смерти, изобразив крест молитвенным воздеянием своих рук к Богу
[19].
Христиане созерцают Христов крест, как жертвенник, на котором Господь
Иисус Христос принес Свою искупительную жертву за мир, и всегда
чудотворящее в Церкви знамение. Действием этого знамения поражаются
злые духи. Обычно они назойливо влагают в мысленную силу христиан
тысячи соблазнительных помыслов, склоняющих ко греху. Всякий же
раз, как искушаемые ограждают себя крестным знамением, демоны прекращают
навевать греховные внушения. В этом смысле крестная сила "разрывает
вражий сети" [20]. Всякий злой дух трепещет креста, трясется при виде его, не
вынося блистания его [21]. Крест прекращает мучительство диавола над людьми, попирает
вражию силу [22], посрамляет ее, как ничтожную [23], устрашает, опаляет бесов [24] и обессиливает. Они уже не властны мучить страстями человеческое
естество, осияваемое благодатию креста [25] и не могут терзать его, как волки [26] добычу. Ограждаемые крестом христиане противятся диаволу,
не боятся его козней и лаяний [27], но прогоняют его крестной силой [28]. Действие благодати креста в личном человеческом спасении
непрерывно.
По словам церковных песнопевцев, крест источает верующим жизнь,
просвещение, нетление от страстей [29], умиротворяет их души, изглаждает грехи и освящает [30]. Он как звезда на небе, сияет в Церкви [31], развязывает связанных страстями, утверждает в добрых навыках
и движет их любить Бога [32]. На этом основании можно сказать, что Христос Спаситель чрез
знамение креста проращает людям жизнь [33], творит всеобщее спасение и очищение в Церкви [34], избавляет грешных от гибели, исправляет их отпадение, обнимает
кающихся любовию [35]. Благодать креста разрушает осуждение на смерть, разрывает
в людях узы ада [36], прекращает страх пред осуждением Божиим, открывает безмерную
благость Господню [37], уничтожает греховное бессилие людей для творения добра [38]. Крестное древо облекает верующих во Христа одеждами вечной
жизни и вводит в вечное Царство Божие [39].
[1] Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 и 2 тр. 3 п., 4 тр. 9 п.; Пяток
Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 8 п.
[2] Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 5 п.
[3] Четверг 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах;
Пяток 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм.
Вел. Поста утра, Седален по 2 и 3 стихословии.
[4] Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра. Ирмос Катавасия по 5 п. Канона,
Канон, 2 и 5 тр. 6 п., 4 тр. 7 п., 4 тр. 9п., 1,2-3 стихиры на хвалитех,
1 стихира на целование креста.
[5] Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра, 4 стихира на целование креста;
Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах;
Понед. 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихосл., 1 Трипеснец,
1 тр. 1 п. 1 и 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 4 Седм.
Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии, 2 Трипеснец, 5 тр. 2
п.; Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии.
[6] Пяток Сырный утра, 2 Трипеснец, 1 и 2 тр. 9 п.; Пяток 1 Седм.
Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 и 5 тр. 9 п.
[7] Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, Седальны по 2 и 3 стихосл.; Пяток
2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 2 и 5 тр. 9 п.;
Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1, 2 и 5 тр. 3 п., 1
Трипеснец, 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 5 тр.
9 п.
[8] Нед. 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по Полиелее, Канон, 2 и
3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п., 1 и 2 Седальны по 3 песни, 3 тр. 4 п., 1
и 4 тр. 5 п., 2 и 3 тр. 8 п.; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 2,
3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра,
2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.
[9] Пяток 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии; Нед.
3 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах.
[10] Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток
2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихослов.; Пяток Сырн. утра,
2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален
по 3 стихосл.
[11] О. I., 3 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл., Богород., Седален
по 1 стихосл.
[12] Там же, Седален по 3 стихосл.
[13] О. I., 4 гл. Мал. веч., 1 стихира на Господи воззвах.
[14] О. I., 3 гл. Пяток утра, 1 стиховная стихира.
[15] О.II., 5 гл. Вторник вечера, 2 стиховная стихира.
[16] О. II., 5 гл. Четверг вечера, 1 стихира на Господи воззвах.
[17] О. II., 7 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии.
[18] О. II., 8 гл. Пяток утра, 1 стиховная стихира. Среда утра,
Блажен, на Литургии, 2 тропарь и 3-й.; 1, 2, 3 гл. Нед. утра. Блаженны
— 6 тропарь.
[19] Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан. Миронос., 2 тр.
8 п.
[20] О. II., 6 гл. Субб. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Нед.
утра, 3 хвалитная стихира.
[21] О. II., 8 гл. Нед. утра, 3 хвалитн. стихира.
[22] О. I., 1 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл.
[23] О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п.
[24] О. I., 2 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
[25] О. I., 4 гл. Нед. утра, 2 хвалитная стихира.
[26] О. I., 4 гл. Среда .утра, Кан. Кресту, 1 тр. 3 п.
[27] О. II., 6 гл. Среда утра, 2 стиховная стихира.
[28] О. II., 6 гл. Пяток утра, Седален по 3 стихосл.
[29] О. II., 6 гл. Субб. вечера, 5 стихира на Господи воззвах; 5
гл. Субб. вечера, 7 стихира на Господи воззвах.
[30] О. I., 1 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
[31] О. I., 2 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
[32] О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, Богород., 3 п.
[33] О. I., 3 гл. Вторник вечера, 2 стиховная стихира.
[34] О. I., 3 гл. Четверг вечера, 1 стиховная стихира.
[35] О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.; 2 гл. Пяток
утра, Кан. Кресту, 2 тр. 1 п.
[36] О. I., 4 гл. Нед. утра, Тропарь по Велик, славословии.
[37] О. I., 4 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.
[38] О. II., 6 гл. Среда утра, Се дален по 1 стихословии.
[39] О. II., 8 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь,
Седален по 3 стихословии, 2 тропарь.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ. - АНТИФОН
ГЛ. - ГЛАС
О. - ОКТОИХ
П. - ПЕСНЬ
ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ. - СТИХИРА
ТР. - ТРОПАРЬ
|