См. кощунство - 21 век.
Негативное отношение к акции Pussy Riot в ХХС может быть скорректировано
Постановка вопроса
Выступая 10 октября по радио "Русская служба новостей" в передаче о решении Мосгосуда по делу Pussy Riot и пытаясь объяснить и обосновать свою позицию: приговор суда юридически неправомерен и морально не справедлив, я призвал слушателей и своего оппонента, защищавшего противоположную точку зрения, поразмышлять -
с чем можно сравнить акцию
Pussy
Riot
в ХХС, потому что от этого зависит решение – допустима ли эта акция с точки зрения русской народной культуры и морали несмотря на всю ее этическую противоречивость и, соответственно, виновны ли участницы акции в недопустимом нарушении общественных приличий. Речь идет об этических оценках панк-молебна людьми, которые восприняли выступление Pussy Riot в ХХС не только как художественно-политическую акцию протеста против прихода Путина на пост президента в третий раз и против открытой поддержки его режима верхушкой РПЦ, но одновременно и как религиозное кощунство и недопустимое нарушение общественных приличий. Я и сам воспринимал ее так (до написания настоящей статьи), о чем сказал на передаче слушателям и своему оппоненту - журналисту, редактирующему один из православных журналов и занимающемуся общественной деятельностью, которой я оппонирую. Думаю, имеет смысл изложить в виде статьи то, что я понял.
Главная мысль
Главная мысль статьи, которую я стремлюсь донести до читателей, заключается в том, что необходимо понять и принять во внимание, что акция Pussy Riot в ХХС реализует и продолжаетв преображенном виде традициюрусских юродивых и русского юродства 15-17 веков (именовавшегося в то время словом "похабство", но не в сегодняшнем негативном значении этого понятия). Речь идет о юродивых не как сумасшедших, а как о социальных акторах, нарушающих своим поведением разного рода приличия и табу, находящихся и живущих в обществе на правах социальных изгоев (как бы мы сказали сегодня – без оплаты за свой труд), и публично делающих и говорящих то, что другие не могут сделать и сказать публично. Юродивые получили это право в силу испытываемых к ним в 15-17 вв. в народе смешанных чувств страха, уважения и восприятия их образа жизни и некоторых поступков как вдохновленных «свыше», «божьего гласа», «божьей правды» . Например, юродивый Василий Блаженный, чье имя неофициально носит знаменитый ХрамПокрова на Рву на Красной площади в Москве,где он похоронен, совершил однажды следующее (легенда это или подлинный случай неизвестно, важно, что это описано и вошлов житие Василия Блаженного). Во время Василия Блаженного на одной из башен московского Кремля одно время находилась икона Божьей матери, почитаемая народом чудотворной, т.к. около нее происходили исцеления. Таки шло до тех пор пока Василий Блаженный не разбил икону, метнув в нее камень. Окружившая юродивого толпа, хотела его за это «несомненное» кощунство убить. НоВасилий попросил народ поцарапать разбитую икону и тогда под верхним красочным слоем с изображением Богоматери, обнаружился другой слой, с изображением дьявола. Так Василий Блаженный показал всем ложь и нечистое происхождение чудес производимых этой иконой. Обэтом случае, описанном в житии Василия Блаженного, я узнал из оченьинтересной и яркой лекции доктора исторических наук Сергея Иванова, которую он прочел слушателям проекта «Академия», идущего по ТV по каналу «Культура» (см.http://www.tvkultura.ru/news.html?id=1107252&cid=10524).
Нарушая общепринятые нормы приличия и разного рода табу русские юродивые, как считается в народе (хотя в реальности было и не только это), обличали лицемерие и неправоту светских и церковных властей и потому воспринималась современниками и до сих пор воспринимаются нами в литературных произведениях как значимая и
парадоксальным образом нравственная и допустимая часть
культуры и самого народа. Вспомните знаменитую сцену в трагедии Пушкина "Борис Годунов": «
Юродивый: Борис, Борис! Николку дети обижают.
Царь: Подать ему милостыню. О чем он плачет?
Юродивый: Николу маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
Бояре: Поди прочь, дурак! Схватите дурака!
Царь: Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка.
Юродивый: Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода – богородица не велит." (подчеркнуто мной – Ю.С.)
Юродивые за свое странное поведение платили социальным изгойством и оборачивающимся против них раздражением людей, народа, властей (в лекции, на которую я сослался, приводится случай, как один воевода в раздражении убил городского юродивого, но затем испугался и с честью его похоронил, установлено, что это реальный факт).
Хочу привлечь внимание читателей к тому, что в России традиция юродства в преображенном и ослабленном виде продолжает существовать и в ХХI веке под видом и в облике одной из популярных стратегий современного искусства .Общеизвестно, чтонамеренное нарушение рядом современных художников в художественных перформансах и произведениях различных моральных, политических, религиозных и иных общеизвестных и общепринятых норм, обычаев, запретов, установлений государства - один изприемов, позволяющий достигать определенного психологического и социального эффекта – возбуждения эмоций, встряски сознания, привлечения общественного внимания к определенной волнующей художников проблеме (конечно не только к проблеме, но и к своему высказыванию и к себе тоже). Можно было бы назвать довольно много случаев юродств современных художников, в том смысле как о нем сказано выше. Приведу пример, о котором все слышали. Сразу приходит на ум, как продолжающий традицию юродстваинарушающий несколько общепринятых моральных и религиозных табу и потому почти всеми дружно осужденный перформанс Авдея Тер-Оганьяна "Юный безбожник" (рубка икон). Приведя этот пример, я вовсе на хочу сказать, что смысл этой акции мне ясен. Еще одна акция, о которой многие слышали – выложенное группой Э.Т.И. собственными телами (в акции участвовали 14 мужчин и женщин) на брусчатке Красной площади знаменитое русское слово из трех букв. Еще один пример продолжения традиции юродства - акция группы «Война». Ее участники нарисовали краской на дорожном полотне разводного моста в С.-Петербурге против здания ФСБ мужской член. Видимо, многие слышали и о перформансах Олега Кулика «Человек-собака» (обнаженный автор публично имитировал в общественном месте поведение собаки). Подобные акции продолжают, я думаю, до сих пор живую традицию русских юродивых в форме перформансов современных деятелей искусства иногда понятных и ясных, а иногда «темных» и непонятных (так же как и у юродивых 15-17 вв.), несомненно нарушающих общественные приличия и запреты и потому подвергающих угрозе благополучие своих авторов. Можно сказать, что древнерусское юродство в сфере современного искусства - это нарушение или осмеяние посредством художественных, ненасильственных акций и перформансов установившихся и общепринятых приличий , норм, в т.ч. религиозных с целью критики тех или иных общественных установлений, явлений, политических и церковных деятелей и т.п..
Надеюсь, что читатели согласятся с утверждением и выводом, что панк-молебен Pussy Riot в ХХС«Богородице, Дево , Путина прогони …» продолжает традицию русского юродства, естественно в преображенной и современной форме.
Этот вывод , не просто рассуждение на тему,а СРАВНЕНИЕ, которое помогает правильно воспринять выступление PussyRiotв ХХС, и может помочь тем, кого проведение этой акции действительно обидело и оскорбило ПРЕДОЛЕТЬ СВОЮ ОБИДУ И ОСКОРБЛЕНИЕ(я имею в виду запись выступления, которое члены группы выложили в Интернет и каким его в силу беспрерывной трансляции по ТV увидели миллионы людей).
То, что панк-молитва на амвоне храма ХХС - сознательное нарушение участницами акции общепринятых и общеизвестных правил и норм поведения в церкви, а с точки зрения религиозного сознания и религиозное кощунство – бесспорный факт для множества людей. Но каков смысл и какова цель этого нарушения приличий и в восприятии множества людей религиозного кощунства?
По мнению моего оппонента по передаче на «Русской службе новостей» цель акции Pusst Riot заключалась в том, чтобы «взорвать общественное мнение и общественное спокойствие» , что и было достигнуто, в чем я с моим оппонентом согласился, хотя надо добавить, что в первую очередь целью участниц Pussy Riot был политический и социальный протест против сращивания церкви и государства.
Мария Алехина высказалась о цели акции в своем интервью так: «Мы не выступали в старом деревянном храме или полузаброшенной церкви, которые у нас в стране почти не реставрируются. .. Мы выбрали ХХС, потому что увидели достоверно задекорированную площадку для политических спектаклей. Мы часто становились свидетелями прямого использования ХХС, скажем так, не по назначению. В каком-то смысле мы сказали элитам РПЦ; «Посмотрите в зеркало!» … Наше действие – осмысление их действий. Акционизм – это всегда реакция ..». (Новая газета, №94, 22.08.2012).
Слова песни «Богородица, Дево, Путина прогони ..» соответствуют сказанному в этом интервью:
/ Богородица, Дево, Путина прогони / Путина прогони, Путина прогони /
/ Черная ряса, золотые погоны / Все прихожане ползут на поклоны /
/ Призрак свободы на небесах / Гей парад отправлен в Сибирь в кандалах /.
/ Глава КГБ, их главный святой / Ведет протестующих в СИЗО под конвой /
/ Чтобы Святейшего не оскорбить/ Женщинам нужно рожать и любить/
/ Срань, срань, срань Господня / Cрань, срань, срань Господня /
/ Церковная хвала прогнивших вождей / Крестный ход из прогнивших лимузинов /
/ В школу к тебе собирается проповедник / Иди на урок – принеси ему денег! /
/ Патриарх Гундяй верит в Путина / Лучше бы в Бога, сука верил /
/ Пояс девы не заменит митингов - / На протестах с нами Приснодева Мария!/
Но разве не то же самое, со скидкой на условия и обстоятельства времени, культуры и технических средств (в 15-16 веке не было Интернета и телевидения) совершил пушкинский юродивый Николка?
Не напоминает ли Вам смысл акции
Pussy
Riot
и текст их песни слова пушкинского Юродивого сказанные им Борису Годунову на площади около собора в Москве публично и при скоплении народа: Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода – богородица не велит."
Главное, чем шокировала и потрясла чувства и воображение народа акция Pussy Riot (об этом я уже писал см. http://echo.msk.ru/blog/samodurov/934366-echo/#comments) не обращение участников акции к Богородице с просьбой прогнать Путина, и не слова песни адресованные, как мне кажется, патриарху Кириллу: «Лучше бы в Бога, сука, верил», а место, с которого обращение и слова прозвучали – амвон Храма Христа Спасителя.
Общество акция потрясла и возмутила потому, что «бесовская» пляска на амвоне и прозвучавшие с амвона слова песни с предельно острой критикой высшего священноначалия и высшей светской власти нарушила существующий в сознании каждого отдельного человека - и верующих и неверующих, равно как и в современной русской культуре однозначный этический запрет на использование церковного помещения и пространства для чего либо, кроме выражения веры в Бога (допускается еще церковная столовая для бедных, проведение занятий воскресной школы, размещение церковной лавки, музейной экспозиции, укрытие и оказание помощи раненым и больных, проведение церковных собраний верующих и это почти все).
Именно нарушение участницами
Pussy
Riot
этического запрета на выступление с амвона церкви с подобным панк-молебном десакрализовало в общественном сознании пространство ХХС. Мне кажется, что люди и власть и патриарх и Путин эту десакрализацию интиутивно ощущают и потому так резко, остро, болезненно на нее реагируют (настолько болезненно и остро, что даже в уголовном приговоре неожиданно появилась ссылка на решения средневекового церковного Трульского собора). В десакрализации ХСС созданного , предназначенного и используемого и государством и церковью главным образом для взаимной легитимации, а не для выражения веры людей в Бога, ХХС государственной властью и РПЦ позиционируется качестве главного храма страны и символа российского государственного православия – главное значение и главный позитивный результат акции Pussy Riot.
Но разве не напоминает акция Алехиной, Толоконниковой и Самуцевич, поступок Василия Блаженного, почувствовавшего и узнавшего (как - мы не знаем), что на иконе Богоматери на Кремлевской башне под ликом Богородицы иконописцем был написан образ нечистого. Когда Василий Блаженный это почувствовал, он разбил икону и тем победил дьявола. Говоря современным языком, юродивый не хотел допустить, чтобы люди поклонялись нечистому и десакрализовал оказавшуюся фальшивой (двусмысленной) икону Богоматери.
Общее у поступков пушкинского персонажа, юродивого Николки, Василия Блаженного и участниц Pussy Riot – их резкая и острая реакция на социально значимую ложь посредством заведомо уязвимых действий и поступков, делающих светские и церковные власти и светские и религиозные «точки лицемерия» доступными в дальнейшем для общественной критики.
Главная же разница между русскими юродивыми 15-17 веков и деятелями современного искусства, продолжающими традицию юродства, вот в чем. Пушкинский герой Николка, Василий Блаженный и др. юродивые 15-17 вв. в представлении современников нарушали общепринятые нормы поведения и кощунствовали не по личному наитию, произволу и разумению, а, так сказать, по божьему попущению и наущению, что и обеспечивало юродивым определенную социальную защиту и право на подобные действия. Современные деятели искусства, поступающие примерно так же как Василий Блаженный и др. юродивые средних веков, в отличии от них действуют по собственному наитию и разумению, а «не по гласу свыше». Современное общество также расколото в оценке смысла таких действий. Как мы знаем российский народ и российский истеблишмент не готов признать за современными художниками право на религиозное кощунство и на паблик арт акции делегитимизирующие советские, российские и церковные власти и обеспечить деятелям искусства возможность реализации подобных акций хотя бы в музеях и галереях (уголовные приговоры организаторам выставок «Осторожно, религия!», «Запретное искусство», и участникам акции «Pussy Riot» это подтверждают).
Заключение
В тех случаях,
когда современные деятели искусства взрывают общественное сознание и шокируют людей какими-то острыми , но не связанными с насилием и вандализмом художественными и художественно-политическими паблик арт акциями, нарушающими общественные приличия, табу и т.п., подобные акции можно и следовало бы рассматривать в более широкой и долговременной исторической перспективе, включая их понимание и оценку в традицию русского юродства и приятие русскими этой традиции. Культурно-исторически юродство, как мы пытались показать, существует сегодня, в частности, в преображенной форме одной из стратегий современного искусства. Ее авторы – некоторые современные юродствующие художники, действуют не по указаниям «свыше», а на основе личного интуитивного и рационального понимания окружающей действительности, но примерно с той же целью, что и юродивые 15-17 вв. и существуют примерно под теми же угрозами. Традиция русского юродства не только дожила до наших дней, но имеет право на существование в русской культуре сегодня и в будущем.
Хотя участницы Pussy Riot конечно не имели ни юридического, ни освященного моралью неписанного права выступать в ХХС с панк-молебном «Богородица, Путина прогони», взгляд на эту акцию как на поступок , продолжающий традицию русского юродства позволяет отнестись к ней не так негативно в этическом плане, как относятся к ней сегодня почти все группы российского общества. Прежде всего отметим, что поскольку РПЦ сегодня один из мощных идеологических и политических институтов в России, действующий в тесном союзе с нынешней авторитарной и довольно коррумпированной властью, Pussy Riot имели все основания для того, чтобы деятельность верхушки РПЦ критиковать. У участниц Pussy Riot как и многих граждан и религиозно настроенных людей и атеистов вызывают неприятие не богослужебные и религиозные, а политические и социально-политические аспекты деятельности и позиционирования РПЦ..
Представьте себе теперь, что Вы, прочли еще раз пушкинского «Бориса Годунова» и прослушали по телевидению лекцию профессора Иванова о русских юродивых и под впечатлением от услышанного, неожиданно встретили в ХХС вполне «пушкинских персонажей» Марию Алехину, Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич , обличающих с амвона патриарха Кирилла за использование помещений ХСС не по назначению и за использование авторитета Церкви для избрания на царство «царя Ирода» Вероятно, вы сразу бы поняли, что имеете дело с традицией русского юродства и постарались бы вытолкать современных «юродивых» из храма и этим бы удовлетворились. А если Вы еще при этом работали бы в РПЦ, то постарались сделать так, чтобы их обличения никто кроме Вас не услышал или не придал им никакого значения, и потому не стали бы бесконечно показывать выступление Pussy Riot в ХХС по телевизору и не потащили бы девушек в суд и не добивались бы того, чтобы их посадили в тюрьму. Одним словом Вы постарались бы не допустить десакрализацию ХХС и умаление авторитета РПЦ в общественном сознании.
Кстати, стоит вспомнить, что Сахаров тоже вел себя и воспринимался советским обществом как «юродивый». Чего ему, трижды Герою социалистического труда, академику не хватало, что он стал ходить на суды над диссидентами, выступать с заявлениями, критикующими действия правительства по укреплению оборонного могущества СССР и выполнение советскими войсками интернационального долга в Афганистане и т.д., оскорбительными для чувства патриотизма множества советских людей. Но ведь вот какой случился парадокс – ссылка Сахарова в Горький хорошо поработала на разочарование советского народа в советской власти.
Мне кажется, что в свете до сих пор существующей в русском сознании, русской культуре и российском обществе памяти о русском юродстве и юродивых, с их особыми правами, особым статусом и особым отношением к ним в обществе утверждение об абсолютной этической недопустимости панк-молебна Pussy Riot в ХСС требует переосмысления и пересмотра.
Осуществить такое переосмысление и пересмотр без участия думающих и честных людей, как верующих, так и неверующих невозможно. В этом смысле участникам акции Pussy Riot требуется наша помощь. Возможно, многие люди могли бы изменить и пересмотреть свое восприятие панк-молебна Pussy Riot в ХХС как этически недопустимого поступка, поняв ее и восприняв панк-молебен, как продолжающий традицию русского юродства в преображенной форме художественно-политической акции и как поступок современных юродивых-художников. Кстати говоря, более позитивное восприятие этической стороны этой акции, по-моему снимает и решает проблему десакрализации ХХС панк-молебном и проблему восприятия этой акции как оскорбительной множеством шокированных ей людей.
То , что этически допустимо – не в состоянии и не может десакрализовать чего бы то ни было и оскорбить кого бы то ни было. Уверждение об этической недопустимости акции Pussy Riot требует переосмысления и пересмотра, хотя она несомненно нарушила общественные приличия и обычные, общепринятые нормы поведения в церковном помещении..
Что касается правовой оценки акции – единственная возможность оценка акции Pussy Riot по закону, а не «по политической шкале» преступлений против церкви и государства. К сожалению, суд уже вынес решение «по политической шrале» - два года лишения свободы для Алехиной и Толоконниковой и два года условного лишения свободы для Самуцевич. С точки же зрения закона акция Pussy Riot в ХХС по мнению российского омбудсмена, советника президента по правам человека, множества авторитетных юристов и правозащитников является административным правонарушением и в соответствии со ст.5.26 КоАП, за проведение панк-молебна в ХХС должен быть назначен штраф в размере до 1000 рублей. Дело и задача всех адвокатов Pussy Riot добиваться пересмотра приговора в этом направлении.
.
Юрий Самодуров, 11 октября 2012 года.
Что делать с РПЦ?
В России, занимающей 143-е место в мире из 180 стран по уровню коррумпированности чиновников, где по Конституции нет государственной мировоззренческой идеологии, где формы и методы приватизации в начале 1990-ых годов разрушили социальную солидарность и где политика государства не допускает ее возрождения, где недоверие к институту выборов зашкаливает, президенты Путин и Медведев стремятся оправдать существующий политический и социально-экономический режим и свое пребывание у власти тем, что открыто поддерживают ценности православия и одновременно поддерживают в каких-то формах ценности западного мира
Результат поддержки г-ми Путиным и Медведевым православия – это и почти официальное придание православию статуса «государствообразующей» религии , в частности в форме обязательной трансляции по TV богослужений с показом присутствующих на них руководителей государства, и строительство двухсот новых православных церквей в Москве и новых храмов по всей стране, и появление часовен на железнодорожных вокзалах, в аэропортах, на территории воинских городков и воинских частей, внутри оград судов и управлений МВД, ВУЗов, школ, и введение института военных священников в армии, и введение обязательного преподавания в 4 и 5 классах школы предмета «Православная культура» (понятно, что пятиклашек будут учить тому, что правильно верить в Бога, а не преподавать им критическую историю православия и православной церкви) и введение в ряде госвузов специальности «теология», и постепенный «переход» ряда служб социальной помощи населению в ведение православных и около православных организаций, и ставшее почти обязательными присутствие священников РПЦ на открытии и освящении военной техники, банков, офисов, частных домов и т.д., и признание государством выходными днями ряда православных религиозных праздников, и административное ограничение – гласное и негласное – нахождения в России, «на канонической территории РПЦ» неправославных священнослужителей и неправославных миссий (например, отсутствие согласия РПЦ делает невозможным визит в Россию папы Римского) и т.д. О денежных потоках в церкви и о получаемой РПЦ от государства финансовой поддержке открытой информации вообще нет. Политическая, земная роль РПЦ вышеуказанными аспектами не ограничивается. Православная церковь и православное богослужение всегда подталкивают прихожан принимать существующее положение вещей, а не бороться за социально-экономические, трудовые, гражданские и политические права. Послушав в церкви на Рождество почти целиком всю службу, я получил неожиданно очень угнетающее впечатление: главное настроение службы - бессилие и обращение к Богу с мольбой и молитвой дать силы вынести страдания, а не силы изменить мир к лучшему. Программа усиления влияния РПЦ включает также уголовное преследование властями организаторов и участников художественных выставок и художественно-политических акций, использующих аллюзии на религиозные символы, образы и обряды для высказывания критического отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, в т.ч. для критики и борьбы с к г-ном Путиным и РПЦ.
Другая сторона медали состоит в том, что при существующем в нашем государстве строе, исключающем гражданскую и социально-экономическую солидарность людей, православие и религиозные обряды дают массе людей чувство минимальной социальной защищенности и какое-никакое чувство социальной солидарности тоже. Православие играет большую роль в удовлетворении потребности людей в позитивной национальной самоидентификации через участие в замечательно театрализованном, духовно красивом богослужении и через ощущение личной причастности к продолжению многовековой традиции почитания различных святынь и святых мест и тем самым к истории отечества. Религия и религиозный настрой помогают многим людям обрести чувство смысла жизни, возвышающее личность и выводящее ее за пределы личного бытового и нелегкого существования. Православные обряды и богослужение исцеляют душу. Люди получают от священника и в религии утешение в горе, перед лицом болезни, страдания, смерти. Ряд людей получают в церкви возможность выполнять какую-то работу и тем самым содержать себя, даже не будучи религиозными. Атеизм как и религия не могут исчерпать себя и «умереть», обе этих формы сознания существуют изначально, дополняют друг друга и будут существовать вечно.
Но при всем этом, политическая роль православия в России, видимо, всегда одна и та же - поддержка и легитимация существующего положения вещей, в т.ч. любой лживой, антигуманной и коррумпированной государственной власти. В общем получается, что православие и РПЦ настолько полезны г-ну Путину и существующему строю, что если бы РПЦ не существовало наше государство ее бы придумало и создало.
Для нашей страны и для народа антизападническая и антидемократическая позиция и легитимирующая власть роль РПЦ гибельны и потому необходимо ограничить государственную поддержку РПЦ и ее возможности влиять и участвовать в решении вопросов, выходящих за рамки религиозной и социальной поддержки нуждающихся в этом людей.
Стратегическая цель
– законодательное разделение и разграничение религиозной и нерелегиозной сфер жизни и возвращение к тому положению, которое было в нашей стране в конце 1980-ых - начале 1990-х годов: РПЦ отделена от государства, но не отделена от общества. Это означает, что у РПЦ нет права присутствовать и нет права проводить религиозную пропаганду и/или религиозные обряды в государственной школе, нерелигиозных (не учрежденных церковью) ВУЗах, в армии, в МВД, в МЧС, в ФСБ, в светских учреждениях культуры и во всех других государственных учреждениях за исключением больниц (там люди тяжело болеют и умирают и кому-то священник и религиозный обряд может помочь примириться со смертью и не так бояться встречи с ней ) . У РПЦ не должно быть права освящать воинские корабли, танки, самолеты, знамена и т.д.. Это оружие, с ним не шутят.
У представителей РПЦ должно быть право свободно выступать по телевидению с религиозными программами, такое же право и такое же эфирное время должно быть у атеистов для выступления с антирелигиозными, атеистическими взглядами и у представителей других конфессий. СМИ должно быть запрещено под угрозой крупного штрафа показывать по телевидению и публиковать фотографии государственных чиновников, когда они присутствуют на богослужении. Государство должно помогать РПЦ (другим религиозным организациям тоже) содержать в порядке здания – памятники архитектуры и выделять на это достаточно средств. Внешний облик этих памятников одинаково дорог и радует как верующих, так и неверующих. У церковных и созданных по благословлению церкви общественных организаций должны быть такие же права на участие в социальной помощи нуждающимся людям, как и у других гражданских организаций и такие же обязанности публиковать финансовые отчеты о ней. Финансовая прозрачность и открытая финансовая отчетность РПЦ о всех имеющихся в ее распоряжении средствах обязательна. Никакие государственные инстанции, государственные учреждения и акционерные и иные коммерческие предприятия с участием государственных средств не должны иметь права финансировать религиозную деятельность и религиозные функции РПЦ . Финансирование социальной деятельности РПЦ - содержание приютов, помощь бездомным и т.д. из госбюджета и коммерческими предприятиями с участием государственного капитала допускается в равных долях с финансированием ими аналогичных светских организаций.
В армии и милиции, в МЧС, в ФСБ – не должно быть не только религиозной, но и антирелигиозной пропаганды тоже, там где люди рискуют жизнью им не стоит разделять друг друга в вопросах «веры» и «неверия». В ВУЗах и государственных школах у преподавателей должно быть право на изложение антирелигиозных взглядов и критику РПЦ , когда это уместно в связи с изучаемым предметом, но только как инициатива преподавателей, и одновременно с этим - запрет преподавателям на религиозную агитацию в школе, хотя в среде преподавателей наверняка есть желающие ее вести . У художников, кураторов, директоров музеев и галерей должно быть право показывать в светских учреждения культуры произведения, в которых религиозные образы и символы изображены не в каноническом виде и не в религиозном контексте и значении, даже если такие произведения с религиозной точки зрения являются кощунственными, но при условии, что их смысл и задача художника и руководителя учреждения, где эти работы экспонируется, не заключаются специально в оскорблении религиозного чувства и личности кого-либо из граждан. Ассиметричное и неравное положение верующих и неверующих в школе и ВУЗах, в светских учреждениях культуры в плане возможностей для изложения и поддержки религиозных и антирелигиозных доктрин – это социальное неравенство. Но это социальное неравенство оправдано и справедливо, потому что политическая роль и политическая доктрина РПЦ , по сути антизападническая и антидемократическая и другой быть не может. Для нашей страны и для народа антизападническая и антидемократическая позиция и ее поддержка государством и РПЦ гибельна и нелья давать РПЦ дополнительные возможности в нерелигиозных сферах жизни.
Нужен законодательный запрет государственной поддержки на «право» РПЦ обладать «канонической территорией», под которой РПЦ понимает территорию России, но не только, на основании чего утверждает, что на «канонической» территории у нее есть преимущества перед другими религиозными миссиями. Отказ от государственной поддержки претензий РПЦ на «каноническую территорию» поможет РПЦ стать более конкурентноспособной и подтолкнет ее к тому, чтобы лучше помогать людям в решении волнующих их религиозных и социальных вопросов.
В совокупности все вышеприведенные меры, дадут возможность и подтолкнут желающих идти в священники и работать в РПЦ людей становиться священнослужителями только по призванию, а также сделают невозможным для священников под угрозой потери репутации среди прихожан подавать иски к своим согражданам и коллегам о возмещении ущерба в миллионы рублей за пыль в квартирах, также как и стремиться к личному богатству и т.д..
Тактика
- тем, кто не согласен с арестом Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич можно создать очередь ГРАЖДАН на прием к следователю и к чинам Генпрокуратуры, чтобы дать им свои письменные показания, о том, что акция Pussy Riot в ХСС видеозапись которой Вы, как и все остальные лица посмотрели в Интернете, по Вашему убеждению является политической и художественной акцией протеста против сращивания РПЦ с государством и против нечестных президентских выборов, а не уголовным преступлением и письменно потребовать освобождения арестованных;
- целесообразно продолжать раскапывать и публиковать «подвиги» патриарха Кирилла, чтобы ему стало неудобно и неприлично занимать место Патриарха, который все-таки и в своей должности и в жизни должен быть примером для морального подражания и моральным авторитетом в обществе, а не наоборот. Возможно, при вновь избранном Патриархе РПЦ будет больше интересоваться и заниматься религиозными вопросами и помощью людям, чем политикой. РПЦ должна заботиться о тех , кому нужна вера в Бога и социальная поддержка.
16 апреля 2012 г.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В ЗАЩИТУ ДЕВУШЕК ИЗ ГРУППЫ PUSSY RIOT
Поступок девушек, членов панк- группы PussyRiot - спровоцированная ситуацией в стране гражданская и политическая акция протеста против циничных действий руководителей страны АДРЕСОВАННАЯ ВСЕМ ГРАЖДАНАМ ГОСУДАРСТВА , ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ И ВЛАСТИ и одновременно по своей форме она, говоря объективно, является религиозным кощунством в сакральном для верующих пространстве храма. Как оценить суть произошедшего и что важно принять во внимание, чтобы не ошибиться, вынося о случившемся свое суждение?. Во избежание недоразумений скажу, что считаю, что девушки поступили глупо, они не имели права и не должны были проводить эту акцию в церкви и что ее можно и следовало бы провести в каком-либо светском помещении. Негативное отношение девушек к г-ну Путину, я полностью разделяю, но, если бы у меня была возможность, постарался бы отсоветовать им выступать с рок-молитвой в церкви, так как думаю, что пространство храма, так же как и все остальные различные социально-культурные пространства следует уважать и не нарушать без крайней необходимости принятые в них нормы поведения и общественные приличия.
Для верующих, девушки в скоморошьих нарядах, со скрытыми под масками лицами, танцующие и поющие перед царскими вратами в храме Христа Спасителя рок-молитву со словами «Богородице Дево, избавь нас от Путина» и припевом «Срань Господня!» (видимо, припев адресован тому же персонажу, что и в обращении к Богородице) - это объективно религиозное кощунство. Полагаю, что и добросовестные неверующие и просто равнодушные к религии лица с этим выводом согласятся.
Но для нравственной, политической и правовой оценки данного религиозного кощунства общество, в т.ч. верующие граждане, руководство РПЦ и правоохранительные органы обязаны принять во внимание, что смысл и цель этой акции абсолютно НЕ БОГОБОРЧЕСКАЯ, ВНЕРЕЛЕГИОЗНАЯ, это чисто светская и безусловно ПОЛИТИЧЕСКАЯ акция.
Ибо как еще возможно добросовестно и адекватно истолковать пропетые девушками, причем красивым распевом и многократно повторенные, подобно настоящим молитвам, слова: «Богородице Дево, избавь нас от Путина» !?
Поскольку цель этой акции НЕ РЕЛИГИОЗНАЯ, А ПОЛИТИЧЕСКАЯ, то и судить и оценивать ее надо по законам политики и светского государства, а не так как как потребовал «главный спикер» РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин и как после его требования поступила прокуратура, возбудив по факту проведения акции уголовное дело по статье ст.213 УК (о хулиганстве), по которой участникам акции грозит до 7 лет лишения свободы.
В отличии от Свода Законов Российской империи, по которому православная религия до февраля 1917 года была государственной религией и в отличии от Уложения о наказаниях царской России, в котором до февраля 1917 года были статьи, предусматривающие суровые уголовные наказание за преступления против православной веры, в т.ч. за богохульство, в Конституции России и в нашем Уголовном Кодексе не существует понятий и норм карающих «преступления против веры», «религиозное кощунство», «богохульство» и т.д. . Таких норм в Конституции и законах светского государства быть не должно и, надеемся, они никогда не появятся.
Повторю еще раз – раз мы живем и хотим жить в светском государстве, где церковь и религия отделены именно от государства, но не от общества и не от людей, и где богохульство и религиозно кощунственный поступок в силу отделения религии от государства, даже если он вызывает серьезное недовольство, волнения и возмущение большого числа граждан, не может расцениваться и преследоваться как УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ , в т.ч уголовно наказуемое хулиганство, если только данный поступок не нанес материальный ущерб физическим лицам, религиозным организациям, не препятствует их деятельности и не связан с покушением на физическую безопасность и физическую неприкосновенность личности,.
Смысл этой общественной меры и личной и общественной жертвы, не допускающей трактовки проступков против веры (в частности, публичного богохульства) и, тем самым, в какой-то мере против общественного порядка, как уголовных преступлениий как раз и заключается в защите и поддержке светского характера государства.
Следует четко понимать, что смысл и цель объективно богохульной акции группы девушек в храме Христа Спасителя – это не борьба с религией и не борьба с религиозной верой, а отчаянный (после этого шага «по нарастающей» возможны только голодовка и самосожжение) политический протест наших сограждан против узурпации политической власти в России г-ном Путиным. Вспомните – с какими фантастическими и циничными нарушениями прошло голосование и подсчитывались итоги выборов в Госдуму . Вы лично допускаете, что «волшебник Чуров» , фальсцифицировав по оценкам экспертов на 10-15 или более процентов результаты этих выборов в пользу «Единой России», и «нарисовав» партии «Яблоко» непроходной процент, действовал по своей инициативе, а не по распоряжению г-на Путина и его приспешников? Вы допускаете, что отказ зарегистрировать кандидатами в президенты на предстоящих президентских выборах г-на Явлинского и г-на Лимонова это личная инициатива г-на Чурова или же он выполнил негласный приказ г-на Путина, оставив ему на выборах только «травоядных» соперников, заведомо не способных и не готовых по-настоящему бороться с г-ном Путиным за пост президента России.
Не исключено, что девушки с большим желанием выступили бы со своей рок-молитвой «Богородице Дево, избавь нас от Путина!» не в храме Христа Спасителя, а в хорошем концертном зале или по какому-либо из каналов телевидения, но ведь туда их не пускают и не приглашают. А вот в храме, куда они сумели пройти, их танец и рок молитву перед царскими вратами сняли и показали по евроньюс , фотографии акции напечатали во многих газетах и поместили на множестве сайтов. На мой взгляд, не стоило СМИ и в интернете фото и видеозапись этой акции так активно тиражировать по элементарным этическим мотивам, тогда и громкий «информационный шум» вокруг нее столь желательный девушкам , и, видимо, не менее выгодный руководству РПЦ и различным инстанциям, но совершенно не нужный и неприятный обычным людям был бы на порядок меньше.
Спрашиваю себя и хочу спросить читателей, кто более грубо и более явно преступил большее число моральных заповедей - «не лжесвидетельсвуй», «не убий», «не пожелай добра ближнего своего», «не богохульствуй» - и кого следует судить за нарушение этих норм более строго религиозным (это прерогратива церкви), нравственным (это прерогатива всего общества) и правовым (это прерорагитива органов юстиции) судом – девушек из группы Pussy Riot или лицо, от которого девушки просили Богородицу избавить нашу страну, возможно, не понимая степень неприличности своей акции в контексте пространства храма, перед алтарем . Ответ на мой взгляд очевиден.
Если все же оскорбленные этой акцией люди считают неправильным и невозможным простить девушкам сознательное нарушение ими принятых в храме норм поведения и порядка, то РПЦ, а равно и верующие и многие неверующие люди, во-первых, имеют право и могут (вероятно, даже обязаны) публично осудить этот поступок как неприличный, неуместный, оскорбительный (точно также как если бы это произошло в костеле, молельном доме, синагоге, мечети, буддийском бурхане или священной языческой роще) , во-вторых, те, кто считает это необходимым, имеют право потребовать от органов юстиции наказать участниц акции административным штрафом (ст.5-26 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа на лиц, совершивших вблизи мест религиозного почитания действия, которые оскорбляют чувства верующих), в-третьих, у людей, чувствующих себя оскорбленными, есть право предъявить девушкам гражданский иск о материальной компенсации ими морального вреда за оскорбление религиозных чувств . А независимый суд обязан рассмотреть это дело с учетом того, что проводя акцию в храме Христа Спасителя, девушки не ставили своей целью борьбу с религией и верующими, и осуществили свою акцию не во время религиозной службы, иными словами их цель была не в том, чтобы препятствовать религиозной службе, а в том, чтобы привлечь к своей акции внимание СМИ, что им удалось, так как СМИ широко растиражировали эту акцию по своей инициативе. Мне кажется все это может и должно расцениваться как обстоятельство, смягчающее проступок девушек против правил поведения в храме и против общественных приличий..
Еще раз хочу сказать, что ни у руководства РПЦ , ни у православных активистов, нет по закону права требовать уголовного преследования девушек за нарушение ими общепринятых норм поведения в церкви, пускай вызывающе резкое, но не более того. Видимо, протоиерей Всеволод Чаплин, передавший ранее уже обкатанным способом активистам «Народного Собора» эстафету по проведению кампании за уголовное осуждение девушек, это понимает , иначе он не стал бы предлагать в связи с этой акцией дополнить УК РФ новыми статьями.
Советую всем девушкам, участвовавшим в акции в храме Христа Спасителя, как можно быстрее эмигрировать и просить политическое убежище в какой-либо из стран Западной Европы. Возможно, Вам придется остаться там надолго. Здесь, Вы можете быть лишены свободы. К сожалению, российские суды и прокуратура в делах связанных с публичным акциями, которые верующие объективно могут расценивать и воспринимать как богохульные и кощунственные (независимо от того, какими были намерения их организаторов и участников), руководствуются не Конституцией РФ и не законами РФ, а выполняют политический заказ и надеяться на объективное и справедливое решение суда в такого рода делах в России уже нельзя.. Каким является политический заказ в данном случае легко себе представить.
В связи со всем вышесказанным, призываю всех добросовестных и мыслящих российских граждан, независимо от того, верующие Вы или нет, а также все общественные организации и партии нашей страны, равно как и граждан и общественные организации других стран требовать от Генерального прокурора и Президента России прекратить уголовное преследование девушек, выступивших в Храме Христа спасителя в Москве с политической акцией протеста против узурпации власти в России г-ном Путиным. Защита участников акции от уголовного преследования – это защита светского характера нашего государства и нельзя допустить, чтобы участники акции в храме Христа Спасителя были осуждены по обвинению в совершении уголовного преступления..
Хотя сама форма акции в храме Христа Спасителя обоснованно вызвала негодование и неудовольствие у многих людей (в т.ч. неверующих), содержание и цель этой политической акции определенно состоят не в борьбе с религиозной верой, религией и верой в Бога. Это всем, должно быть, понятно. Поэтому всем лицам, чье обращение может быть услышано и принято во внимание обществом и руководством РПЦ, имеет смысл обратиться в патриархию и к верующим людям с просьбой простить девушек за то, что они в запале политической борьбы, преследуя нормальную, политически-разумную цель, потеряли чувство меры, непреднамеренно задев глубокие, не коньюнктурные чувства очень многих сограждан.
28 февраля 2012 года