Николай Тальберг
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
Об авторе - К
оглавлению.
Первые
три века.
Распространение
Церкви в первые
два века христианства.
Распространение
христианства апостолами было продолжено их ближайшими преемниками и самими христианскими
общинами. Известна проповедническая деятельность Климента, третьего епископа
Римского, Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского, Поликарпа,
епископа Смирнского, Дионисия Ареопагита, Кодрата, епископов Афинских
и др. Ими же подготовлялись новые проповедники.
Христианские общины были настолько
крепки духом и организованы, что легко могли способствовать распространению
христианства. Из больших городов проповедь проникала в маленькие, из них в сёла.
Особенно влияла на рост христианства высоконравственная жизнь христиан. Евграф
Смирнов пишет: "Св. Иустин Философ, писатель 2 века, говорит об этом в своей
первой апологии: "Мы можем представить вам многих, которые обратились
к вере потому, что или по соседству видели степенность христиан в обыкновенной
жизни, или во время путешествия были свидетелями их терпения среди всякого рода
неприятностей, встречавшихся на дороге, или узнавали их лучше, ведя с ними дела"
(Апол. 1, гл. 20). В 3 столетии христианская Церковь имела своих членов во всех
классах общества и так распространилась в Римской империи, что возник вопрос
о том, что должно существовать - язычество или христианство. Преследования христиан,
возбуждаемые отживающим язычеством, вели только к тому,что место замученных
христиан заступали новые во множестве из самих же гонителей."
Во 2 в. христианские проповедники из Малой Азии насадили
христианство в южной Галлии. Возникли церкви в Лионе и Вене. Ученики
св. Поликарпа, свв. Пофин и Ириней, были епископами Лионскими. Во 2 в. христианство
из Рима распространилось в Галлию, а оттуда на восток - к германцам. В
конце 3 в. известны церкви в Кельне, Трире и Маце, затем и в Британии.
В Африке христианство в начале 2
в. из Карфагена распространилось в Мавритании и Нубии, и уже к концу
того же столетия карфагенская церковь, будучи в постоянных сношениях с римской,
процветала. В середине 3 в. там происходили большие соборы местных епископов.
Из Рима во 2 в. христианство распространилось в Испанию.
Распространялось христианство и
вне пределов Римской империи. Из Эдессы оно проникло отчасти в Персию.
Упоминается о существовании его в Мидии, Парфии, Бактрии. Учителя Александрийского
училища проповедовали: Пантен в Индии, Ориген - в Аравии.
Гонение
на церковь со стороны иудеев.
Иерусалимская
Церковь во главе с апостолами, будучи средоточием возникновения христианства,
подвергалась особому преследованию со стороны иудейских властей. Они видели,
что простой народ, верования которого в обетованного Мессию были извращены книжниками
и фарисеями, внимал проповеди апостолов и присоединялся к христианской Церкви.
Только римские правители сдерживали религиозный фанатизм иудейской власти. Римские
императоры, расширив с 37 г. права Ирода Агриппы, внука Ирода Великого, дали
ему возможность в целях популярности в среде воинствующих иудеев, начать гонения
на христиан. Жертвой этого гонения пал ап. Иаков Зеведеев. Та же участь готовилась
ап. Петру, но ангел Божий вывел его ночью из темницы.
Иудея после Ирода Агриппы была снова
провозглашена римской провинцией и стала управляться прокураторами. Иудейские
власти потеряли своё значение в деле управления, и прокураторы сдерживали преследования
христиан. В 58 г. иудейские власти напали на ап. Павла и хотели его убить. Но
правитель Фест исполнил просьбу апостола отправить его в Рим, как римского гражданина,
на суд кесаря. В 62 г., пока не прибыл преемник умершего Феста, первосвященник
Анан Младший, узурпировавший верховную власть, приказал побить камнями ап. Иакова
Праведного.
С 67 г. по 70 г. происходило восстание
иудеев против римлян. В 70 г. при имп. Веспасиане Иерусалим был захвачен римлянами
и разрушен. Погибло множество иудеев, главным образом, от голода и междоусобиц.
Многие были рассеяны по другим странам или угнаны в рабство. Христиане ещё до
осады ушли из Иерусалима в сирийский город Пеллу. Иудеи возненавидели их ещё
больше, именуя изменниками, но после разрушения Иерусалима не могли сильно вредить
им.
Вне Палестины иудеи рассеяния сначала
относились к христианам терпимо, и ап. Павел обращал в языческих странах многих
иудеев в христианство. Затем против него восстали начальники синагог. Апп. Павел
и Варнава под давлением последних вынуждены были покинуть Антиохию Писидийскую,
Иконию, Листру и Дервию. Противодействие встретил ап. Павел и в Солуни, в Верии,
в Коринфе, После разрушения храма в Иерусалиме много иудеев появилось в римских
областях. Иудеи доносили правительству на
христиан, как на людей вредных для общественного блага, и помогали обнаруживать
их.
Гонения
со стороны язычников.
Язычники
греко-римской империи в первое время не отличали христиан от иудеев, вследствие
чего к тем и другим относились терпимо. Когда же с увеличением их числа выяснилось
различие между ними, языческое общество отнеслось к христианам крайне враждебно.
Такой перемене способствовали, прежде всего, те язычники, которые были заинтересованы в сохранении язычества: жрецы,
изготовители идолов, прорицатели и т.п. Отвергающих всё это христиан они начали
обвинять в отступничестве от национальной религии, в безбожии. Постепенно языческое
общество, в особенности, простой народ, признали христиан безбожниками, что считалось
величайшим бесчестием. Подозрительным казалось уклонение христиан от языческих
увеселений и зрелищ. Более злонамеренные язычники стали приписывать христианам
самые гнусные преступления, вплоть до обвинения в умерщвлении младенцев для
питания их телом и кровию. Их считали людьми самой позорной жизни и человеконенавистниками.
В понимании образованных людей их вера представлялась грубым суеверием, а сами
христиане - самообольщёнными мечтателями.
Римское правительство сначала не
отличало христиан от евреев, - к ним применялись одинаковые законы. Распоряжение
императора Клавдия (41-54) об изгнании христиан из Рима направлено было, собственно,
против всех иудеев, поднявших тогда восстание в Риме. В Римской христианской
церкви в то время находились уверовавшие из иудеев. В дальнейшем правительство
различало религии покоренных народов на дозволенные и недозволенные. Христианство
признавалось недозволенным. Быстрое распространение его считали опасным для
национальной веры - язычества. Непризнание христианами императора богом, отказ
принесения ему жертв и поклонения его изображению, породило подозрение их в
измене. Подозревалась принадлежность христиан к тайному обществу заговорщиков,
которые, под видом религиозных стремлений, замышляют свергнуть существующий
порядок. Начались жестокие гонения, которые продолжались в течние двух с половиной
веков.
Гонения
на христиан со
стороны императоров.
При имп. Нероне (54-68 г). произошло
первое настоящее гонение на христиан, до тех пор носившее частный и случайный
характер. "Произошло оно по следующему поводу. Деспот-император, губивший для
своего удовольствия жизнь и благосостояние своих подданных, сжег более половины
Рима. Общественное мнение в этом пожаре обвиняло его. Чтобы отвести от себя
подозрения и успокоить волновавшийся народ, Нерон обвинил в поджоге христиан.
А так как о христианах сложилось уже мнение, как о человеконенавистниках, то
народ без труда поверил такой клевете, и как правительство, так и народ начали
преследовать христиан. В Риме правительство хватало множество христиан и обвиняло
их, по отзыву Тацита, "не столько в поджигательстве, сколько в ненависти к человеческому
роду." Многие из них претерпели ужасные мучения,
пока не были замучены до смерти. Их одевали в шкуры зверей и травили собаками,
распинали на крестах, обливали горючими веществами и сжигали по ночам вместо
факелов для освещения садов Нерона. Гонение при Нероне, начавшееся в 65 г.,
продолжалось до 68 г., когда этот государь самоубийством положил конец кровопролитию.
В это гонение пострадали в Риме апп. Пётр и Павел; Пётр был распят на кресте
вниз головой, а Павел усечён мечом. Хотя Нерон не издавал никакого общего для
всей империи закона относительно христиан, тем не менее, гонение едва ли ограничилось
одним Римом; по крайней мере, правители провинций могли теперь безнаказанно
дозволять черни выражать свою ненависть к христианам насильственными мерами"
(Евграф Смирнов).
Преемники Нерона, императоры Веспасиан
(69-79) и Тит (79-81), оставили христиан в покое. Это были государи справедливые
и в своей империи терпимо относились ко всем религиозным и философским учениям.
При Домициане (81-96), враге
христиан, в 96 г. в Рим из Ефеса был вызван ап. Иоанн Богослов. Домициан приказал
ввергнуть его в котёл с кипящим маслом. Когда святой остался невредимым, он
сослал его на остров Патмос. При Домициане св. Антипа, еп. Пергамский, был сожжён
в медном быке.
Император Нерва (96-98) возвратил
из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил
рабам доносить на господ и, вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан.
Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным.
При имп. Траяне (98-117) потерпели, в числе многих христиан, св. Климент,
еп. Римский, св. Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский и Симеон,
еп. Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре ап. Иакова.
Имп. Адриан (117-138) гонения
продолжал, но он принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан.
Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и только по признании
их вины наказываться. При нём впервые выступают защитники христиан - апологеты.
Таковы были Аристид и Кондрат. Их апологии способствовали изданию
указанного закона.
Преемник Адриана, Антонин Пий
(138-161), продолжал его политику в отношении христиан.
При сильных гонениях в царствование
Марка Аврелия Философа (161-180) принял мученическую смерть в Риме св.
Иустин Философ, основавший там христианскую школу; тогда же, в 166 г.
замучены были и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был
замучен св. Поликарп, еп. Смирнский, и в галльских городах Лионе и Вене.
Преемник Марка Аврелия, его сын Коммод (180-192),
мало занимался делами правления. Он не продолжал политики отца в отношении христиан.
Лично он был даже, скорее, благосклонен к ним, под влиянием на него одной женщины,
Марции, вероятно - тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования
христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан,
обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был
и раб.
При императоре Септимии Севере,
занявшем престол после междоусобной войны и царствовавшем с 196 по 211 г., в
Александрии, в числе других, был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена,
а также брошена в кипящую смолу девица Потамиена, поразившая красотой исполнителей
казни и своим мужеством обратившая ко Христу одного из них, Василида, также
принявшего мученический венец. В Лионе был замучен св. Ириней, тамошний
епископ. Особенно замечательны своим мужеством мученики Карфагенской области,
где гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая
женщина благородного происхождения, несмотря на просьбы и слезы отца и материнскую
любовь к своему ребенку, объявила себя христианкой, за что была брошена в цирк
на растерзание зверями и добита мечом гладиатора. Та же участь постигла и другую
христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката.
При сыне и преемнике Севера, жестоком
Каракалле (211-217) положение христиан не изменилось. Частные и местные
преследования продолжались.
Со времени имп. Гелиогабала
(218-222) правительство на некоторое время оставило христиан в покое. Гелиогабал
не преследовал их, потому что сам не был привязан к римской государственной
религии. Воспитанный на востоке, он особенно увлекался сирийским культом солнца,
с которым стремился объединить и христианство. К тому же к этому времени народные
возмущения против христиан начинают ослабевать. При ближайшем знакомстве с ними,
особенно, в лице христианских мучеников, народ начинает разубеждаться в своих
подозрениях относительно их жизни и учения.
Преемник Гелиогабала, император
Александр Север (222-235), сын почтенной Юлии Маммеи, почитательницы
Оригена, не смотрел на христиан как на заговорщиков, заслуживающих ненависть
своею позорной жизнью. Усвоив миросозерцание неоплатоников, искавших истины
во всех религиях, он познакомился и с христианством. Не признав его безусловно-истинной
религией, он, однако, нашёл в нем много достойного уважения и многое из него
принял в свой культ. В его божнице, наряду с признаваемыми им божественными
существами, Авраамом, Орфеем, Аполлонием, стояло изображение Иисуса Христа.
При нём в Риме произошел спор между христианами и язычниками за права владения
одним из городских мест, на котором была построена христианская церковь. Александр
Север разрешил спор в пользу христиан. Но христианство все же не объявлялось
"религией дозволенной."
Преемник Севера, Максимин Фракиянин
(235-238), был врагом христиан из ненависти к своему предшественнику, которого
убил. Чтобы утвердить себя на престоле, он решил поддерживать фанатическую партию
среди язычников. Он успел в течение непродолжительного правления издать, по
настоянию префекта Каппадокийской области, ненавистника христиан, эдикт о преследовании
христиан, в особенности, пастырей Церкви. Гонение, разразившись в Понте и Каппадокии,
не было повсеместным, так что в других местах империи христиане жили спокойно.
После Максимина правили императоры Гордиан (238-244)
и Филипп Аравитянин (244-249), оба настолько благосклонные к христианам,
что впоследствии возникло о последнем из них мнение, что он и сам был тайным
христианином. Вероятно, они придерживались воззрений Александра Севера. Преследований
при них не было. Таким образом, за исключением времени правления Максимина,
христиане в течение тридцати лет пользовались относительным покоем. В это время
христианство успело распространиться в Римской империи настолько, что не оставалось
города, где не было бы большого количества христиан. Христианство принимали
даже многие из богатых и знатных людей. Но если народные массы по отношению
к христианам сделались сдержаннее, если некоторые из императоров были лично
благосклонны к ним, почему христианство так быстро и распространялось, то с
другой стороны, фанатическая партия в язычестве ненавидела их ещё более и дожидалась
случая, когда императорская власть будет в руках человека,
разделяющего её взгляды, чтобы полностью истребить христиан. Это и случилось
при Декии Траяне.
Император Декий Траян (249-251),
захвативший престол после борьбы с Филиппом, был ненавистником христиан уже
только потому, что его предшественник был к ним благосклонен. Кроме того, как
человек грубый, он не размышлял много о верованиях, следуя древнему идолопоклонству
и разделяя убеждение, что целостность и благосостояние государства неразрывно
связаны с сохранением старой религии. Партии языческих фанатиков такой именно
правитель и был нужен. Христиан он задумал истребить полностью. Преследования
христиан, которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие
своей жестокостью, за исключением, разве, гонения Марка Аврелия. В это жестокое
гонение многие отпали от христианства, потому что в предшествовавшее спокойное
время многие принимали христианство не по истинному убеждению. Но было и много
исповедников, гибнувших в мучениях. Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей
церквей, которые были опорой христианских обществ. В Риме в начале гонений пострадал
еп. Фабиан, равно как приняли мученическую кончину Карп, еп. Фиатирский, Вавила,
еп. Антиохийский, Александр, еп. Александрийский и др. Знаменитый же учитель
Церкви Ориген претерпел множество истязаний. Некоторые из епископов, чтобы в
такое тяжкое время не оставить паств своих без пастырского руководства, покидали
на время места, где они жили, и издали управляли ими. Так поступили св.
Киприан Карфагенский
и Дионисий Александрийский. А св. Григорий Неокесарийский собрал всех
своих пасомых и удалился с ними на время гонения в пустыню, вследствие чего
у него совсем не было отпавших. К счастью, гонение продолжалось только около
двух лет. В конце 251 г. Декий был убит во время войны с готами.
При Галле (252-253) снова
начались гонения на христиан из-за того, что они отказались от языческих жертвоприношений,
назначенных императором по случаю общественных бедствий, но скоро прекратились.
В это гонение пострадали в Риме Корнилий и Луций, сменившие друг
друга епископы.
Император Валериан (253-260)
в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга
Маркиана, фанатика-язычника, начал в 257 г. преследования. Он приказал ссылать
в заточение епископов, пресвитеров и диаконов, с запрещением остальным христианам
созывать собрания. Эдикт не достиг цели. Сосланные епископы из мест заточения
управляли своими паствами, как напр., св. Киприан Карфагенский и Дионисий
Александрийский, и христиане по-прежнему собирались на собрания. В 268 г.
последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших
классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных,
лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах
ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось
жестокое избиение христиан. В числе пострадавших были римский епископ Сикст
II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский, принявший
мученический венец на глазах паствы.
В 259 г., во время войны с персами
Валериан был взят в плен и на престол вступил сын его, Галлиен (260-268).
Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им
конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом, христианскому
обществу давались дозволенные всем в империи имущественные права. Для христиан
надолго наступило спокойное время.
Хотя один из последующих императоров,
Домиций Аврелиан (270-275), как грубый язычник, не был расположен к христианам,
но и он признавал за ними предоставленные им права. Так, в 272 г., будучи в
Антиохии, он принял к своему рассмотрению просьбу тамошних христиан, касавшуюся
имущественных интересов церкви (еп. Павел Самосатский, низложенный за ересь,
не хотел отдать храм и дом епископа вновь поставленному еп. Домну) и решил дело
в пользу законного епископа. В 275 г. Аврелиан решил возобновить преследования,
но в том же году был убит во Фракии.
В наступившее с 260 г. мирное время,
продолжавшееся до конца третьего столетия, христианство начинает распространяться
с необыкновенной быстротой. Его принимают высокопоставленные лица. Церковь
открыто вступает в мир. Появляются благоустроенные христианские храмы, в которых
на виду у язычников совершаются богослужения. Христиане не скрываются. Епископы
становятся известными язычникам и пользуются среди них уважением и почётом.
Но фанатическая партия язычников была ещё очень сильна. Она более, чем когда-либо,
понимала, что теперь, при быстром распространении христианства, возникает уже
вопрос о том, что должно существовать - христианство или язычество? За этим
вопросом, по представлению язычников, следовал другой - о существовании самой
Римской империи, которая тесно была связана с языческой религией. Поэтому воинствующее
язычество употребляло все усилия к тому, чтобы решить этот вопрос поголовным
истреблением христиан (Евграф Смирнов).
Диоклетиан
(284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал
христиан, хотя лично был привержен к язычеству. Он стремился успокоить подданных
государства, постоянно раздираемого внутренними смутами. Христианское общество
совсем недавно было признано законным. Максим Геркул, грубый солдат,
не понимавший политических соображений Диоклетиана, готов был преследовать христиан,
особенно, находившихся в его войске и нарушавших воинскую дисциплину отказом
от принесения языческих жертв. Напротив, помощник Геркула, кесарь Констанций
Хлор, человек добросовестный, уважавший всюду добродетель, смотрел на христиан
без предубеждения, даже уважал их за твердость в вере, не без основания предполагая,
что они также твердо должны быть преданы государю. Но злейшим из всех четырёх
правителей был зять Диоклетиана, кесарь Галерий. Выходец из низшего сословия,
он находился под влиянием своей матери, грубой и суеверной язычницы, и сам был
предан язычеству и ненавидел христиан. В нем фанатическая партия язычников нашла
нужного ей проводника своих планов. Как подчиненный кесарю, он мог только ограничиться
частичными преследованиями христиан, удаляя их от своего двора, отстраняя от
военной службы и т.п. Диоклетиан, пока был в силах и не состарился, сдерживал
вредные для империи порывы Галерия. Он согласился только издать эдикт об удалении
христиан из войска.
В 303 г. Галерий, наконец, достиг
своей цели. Он приехал в Никомидию, находящуюся в Вифинии, местопребывании Диоклетиана,
и, поддерживаемый жрецами и другими фанатиками, настоятельно требовал издания
общего закона против христиан. Старый и больной Диоклетиан, тяготившийся делами
правления, подчинился влиянию зятя. Один за другим
последовали четыре эдикта, из которых самым страшным был изданный в 304 г.,
согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью
принудить их к отречению от веры. Начались самые страшные гонения, которые
до тех пор испытали христиане. Подробно об этих гонениях рассказывает их современник,
известный Евсевий, еп. Кесарийский, в своей церковной истории. Устроив такую
кровавую резню христиан, правители полагали, что христианское имя истреблено
совершенно, и хотели торжествовать победу, приказав выбить медали в память истребления
и восстановления почитания богов. Но торжество оказалось преждевременным. Выступали
всё новые и новые поборники его, отдававшиеся на всевозможные мучения. Вообще
же, в этой последней борьбе с отживающим язычеством,
отпавших христиан было гораздо менее, чем при Декии.
Между тем, в управлении империей
произошли существенные перемены. В 305 г. императоры Диоклетиан и Максимиан
удалились от дел. Титул августов получили: на востоке - Галерий, а на
западе - Констанций Хлор. Кесарями же, после избрания Галерия, стали:
на востоке родственник его, Максимин, а на западе - Север. Последний
вскоре был свергнут Максентием, сыном Максимиана Геркула, который сам
на время принял участие в управлении для поддержки сына. В 306 г. произошла
новая перемена, особенно важная для христиан. Умер Констанций Хлор и титул императора
на западе принял сын его, Константин, унаследовавший благосклонность
отца своего к христианам. Галерий не доволен был положением на западе. Он послал
войска против Максентия на защиту Севера. Не признавал он августом Константина,
которого ненавидел ещё тогда, когда находился при дворе Диоклетиана, а также
опасался его противодействия в деле преследования христиан.
Такая политическая обстановка была
с одной стороны невыгодна для христиан. Галерий, став августом-императором,
продолжал преследования с той же жестокостью. На востоке его усердным помощником
был кесарь Максимин. Но с другой стороны для христиан западной половины империи
наступило более спокойное время. Еще Констанций Хлор только для видимости исполнял
некоторые эдикты, как например, допустил разрушение нескольких церквей, Константин
же вообще не преследовал христиан. Максентий, мало заботившийся об управлении,
не преследовал христиан систематически, ограничиваясь лишь частными истязаниями
и поруганиями. Таким образом, когда на западе гонение почти прекратилось, на
востоке оно продолжалось столь же жестоко. Но, наконец, силы нападающих язычников
истощились. Церковь, которую, по словам Спасителя, не одолеют и врата ада, не
могла погибнуть от злобы людей. Злейший враг христиан, Галерий, пораженный
тяжкой и неизлечимой болезнью, убедился, что никакая человеческая сила не может
уничтожить христианства. Поэтому в 311 г., незадолго до своей смерти, выбрав
одного из своих полководцев, Ликиния, вместе с ним и с западным императором
Константином издал эдикт о прекращении гонения на христиан. В указе,
между прочим, говорилось: "Позволяем христианам оставаться христианами и строить
дома для своих обычных собраний; за такое наше снисхождение христиане должны
молить своего Бога о нашем здравии, о благосостоянии общественном и своём собственном."
Тем самым римское правительство торжественно засвидетельствовало своё бессилие
в борьбе с христианами. Вследствие эдикта, христиан, прежде гонимых и ссылаемых,
прекратили выискивать и возвращали из заточения. Снова стали появляться христианские
храмы и совершаться богослужения. Даже язычники, познакомившиеся ещё ближе с
христианами, радовались часто вместе с ними, изумляясь силе христианского Бога,
защищавшего Свою Церковь. Эдикт был обязателен для кесарей. Но Максимин,
управлявший Сирией и Египтом, сначала по необходимости покорившийся требованию
императоров, был против прекращения гонения, тем более что после смерти в 311
г. Галерия не признавал Ликиния августом и присвоил себе императорское достоинство.
Он начал было по-прежнему преследовать христиан, запрещал им строить, изгонял
из городов, некоторых увечил. Им были преданы смерти известный епископ Емесский
Силван, сорок лет проходивший своё служение, кесарийский пресвитер Памфил, ученый
антиохийский пресвитер Лукиан, Александрийский епископ Петр и др.
На западе Максентий, хотя и должен
был подчиниться эдикту, но оставался таким же тираном своих подданных, как христиан,
так и язычников. Но скоро оба кесаря - противники христиан вынуждены были совсем
оставить правление. В 312 г. император запада, Константин, поразив под спасительным
знамением креста ненавидимого всеми тирана Максентия, стал единодержавным правителем
запада и окончательно склонился в пользу христиан. В 313 г. случилось то же
на востоке и с Максимином, который был низвержен Ликинием, утвердившим свое
господство в его провинциях.
Святые
мученики.
Велик
и славен сонм мучеников за Господа Иисуса Христа. Отметим некоторых из них.
Св. Игнатий, епископ Антиохийский.
(107 г., память 20 декабря).
Св. Игнатий был учеником ап. Иоанна
Богослова и около 70 г. по Рождестве Христовом был рукоположен во епископы,
управляя Антиохийской церковью более 30 лет. В 107 г. император Траян, отправляясь
на войну с персами, прибыл в Антиохию. Граждане Антиохии устроили по этому случаю
веселые празднества, на которых царили разгул и пьянство. Христиане не приняли
в них участия. Об этом донесли императору, а на епископа Игнатия было указано,
как на главного виновника. Учинен был допрос, и последовало решение императора:
"Игнатия приковать к воинам и отправить в Рим на съедение зверям для увеселения
народа." Антиохийские христиане с глубокой скорбью и слезами проводили своего
старца-епископа. Малоазийские церкви, зная, как тяжел и утомителен путь св.
Игнатия в Рим к месту казни, оказывали ему самое трогательное внимание и уважение.
Многие церкви высылали навстречу св. Игнатию своих представителей, чтобы приветствовать
его и послужить ему. Известны семь посланий к разным церквам, написанные св.
Игнатием в пути в ответ на эти трогательные изъявления братской любви. Между
прочим, узнав, что римские христиане хлопочут об его освобождении, он писал
им, чтобы они оставили это и не мешали ему пострадать за Христа.
Наконец, настал день страданий.
Св. Игнатий радостно вошел в амфитеатр, беспрестанно повторяя имя Христово.
"Что ты повторяешь одно и то же слово?" - спросили его воины. Св. Игнатий ответил:
"Оно написано у меня на сердце, потому и повторяют Его уста." С молитвою ко
Господу вышел он на арену. Дикие звери были спущены и с яростью растерзали святого
исповедника, оставив от него только несколько костей. Эти кости с благоговением
собрали антиохийские христиане, сопровождавшие своего епископа до места мучения,
завернули их, как драгоценное сокровище, в чистое полотно и отвезли в свой город.
Св. Игнатий пострадал 20-го декабря, и ученики его сообщили об этом окружным
церквам для того, чтобы ежегодно праздновать этот день в память священномученика.
Св. Поликарп, епископ Смирнский.
(память 23 февраля).
Св. Поликарп вместе с Игнатием Богоносцем
был учеником Иоанна Богослова. Рукоположенный апостолом во епископа Смирнского,
он отечески пас Церковь более сорока лет и пережил несколько гонений.
В начале гонения при императоре
Марке Аврелии взволнованная языческая чернь потребовала казни святого епископа.
Поликарп хотел остаться в городе, но потом внял просьбе близких ему людей и
удалился в одно селение. Здесь во время молитвы ему было видение, что горит
изголовье на его постели. Он сказал своим спутникам: "Я буду сожжён живым."
Наконец, место его убежища было открыто. Со словами: "Да будет воля Господня!,"
Поликарп сам вышел к своим преследователям и
даже велел дать им угощение, попросив себе только некоторое время для молитвы,
по окончании которой бодро отправился на место мучения.
Вблизи города встретили его начальники
римской стражи и стали уговаривать к отречению от Христа, но св. Поликарп оставался
непреклонен. При появлении его на городской площади чернь подняла страшный крик.
В эти минуты явственно для св. Поликарпа и окружавших его христиан раздались
слова: "Мужайся, будь непоколебим!" Проконсул сказал св. Поликарпу: "Пощади
свою старость, одумайся, поклянись гением кесаря, произнеси хулу на Христа,
и я тебя отпущу." Св. Поликарп отвечал: "Восемьдесят шесть лет я служу Ему и
видел от Него только доброе: могу ли я хулить Царя моего - Спасителя?" - Проконсул
стал грозить ему дикими зверями, костром и проч. Поликарп твёрдо стоял в своём
исповедании, и радостно сияло его лицо. Толпа между тем неистово кричала: "Это
учитель нечестия, отец христиан, хулитель наших богов; ко львам его!" Когда
распорядитель зверинца в цирке объявил, что представление уже окончено, то раздались
новые крики "сжечь Поликарпа," - и проконсул согласился с этим требованием.
Тотчас натаскали брёвен и дров,
причем особенно усердствовали евреи. Св. Поликарпа, по обычаю, хотели приковать
к столбу железными скобами, но он попросил, чтобы не заковывали. "Тот, Кто даст
мне силу терпеть сожжение, - сказал он, - поможет и без железных уз быть на
костре неподвижным!" Поэтому привязали его к столбу только веревками. Как писали
очевидцы: "С руками, связанными за спиной, он походил на агнца, избранного в
жертву, благоприятную Господу." Перед самым зажжением костра, св. Поликарп произнес
молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он причисляет его к сонму мучеников.
Когда костер был зажжён, то, ко всеобщему удивлению, пламя вздулось как
бы от сильного напора ветра и окружило мученика наподобие
сияния: в воздухе носился аромат ладана и благоуханных кореньев. Видя, что пламя
не действует, один из палачей поразил св. Поликарпа мечом. Тогда его кровь полилась
так обильно, что погасила пламя костра. Язычники и евреи, однако же, снова развели
огонь и держали его, пока не сожжено было тело священномученика. Осталось от
него только несколько костей. Христиане с благоговением собрали их и затем ежегодно
совершали в день кончины (23 февраля) святую память его.
Св. Иустин Философ.
(166 г., память 1 июня).
Св. Иустин Философ, по происхождению грек, в юности почувствовал
влечение к философии, слушал все известные тогда философские школы (стоиков,
перипатетиков, пифагорейцев) и ни в одной не нашел удовлетворения. После этого
ему встретился один старец величественной наружности и указал ему на писания
пророков и апостолов, но "прежде, - сказал он, - молись Богу и Господу Иисусу
Христу, чтобы Он просветил очи твоего сердца." Иустин начал изучать священные
книги и всё более и более убеждался в божественном
происхождении христианской религии. Окончательно склонили его к вере Христовой
то мужество и та радость, с которыми христианские мученики и мученицы шли на
страдания.
Сделавшись христианином, Иустин
не снял с себя философской мантии, дававшей ему право вступать в учёные споры.
Он путешествовал по разным странам, был в Палестине, Малой Азии, Египте, Риме
и всюду старался привести искателей мудрости к той истине, которая наполнила
миром и радостью его собственное сердце. В то же время он старался защищать
христиан от обвинений со стороны язычников. Известны
две апологии, написанные им в защиту христиан, и несколько сочинений, в которых
он доказывает превосходство христианства над иудейством и язычеством. Один из
его противников (циник Крискент), не в силах преодолеть его в спорах, донес
на него римскому правительству, и Иустин безбоязненно и радостно встретил мученическую
кончину.
Св. Киприан, епископ Карфагенский.
(258 г., память 31 августа).
Св. Киприан происходил из знатного
рода и получил отличное образование, был адвокатом, жил весело и роскошно. Но
светская жизнь с её развлечениями и удовольствиями не удовлетворяла его. В это
время разочарования и скуки пресвитер Цецилий указал ему путь к истине. Киприан
живо изображает ту великую перемену, какую он почувствовал и в сердце и в жизни
после святого крещения, и сохранил к Цецилию живейшую благодарность, в знак
которой присоединил имя его к своему имени. Тотчас по своем обращении, он продал
свои сады и виллы и деньги раздал бедным,
и за строгую подвижническую жизнь и высокое просвещение через два года после
крещении, был поставлен уже епископом карфагенской церкви против собственной
воли по единодушному и непреклонному желанию народа. На кафедре святителя Киприан
проявил неутомимую деятельность и необыкновенную энергию для поддержания дисциплины
в клире церковном и добрых нравов в обществе, которые начали колебаться и изменяться
к худшему вследствие продолжительного мира церкви. Он принимал самое живое участие
в разрешении вопросов о принятии в церковь падших
(т.е. изменивших вере во время гонений, которых было особенно много во время
жестокого гонения Декия), о крещении ушедших от еретиков и раскольников, для
чего входил в сношения с римской и восточными церквами. Памятниками энергичной
архипастырской деятельности св. Киприана остались его творения, которые имеют
руководственное значение, преимущественно в вопросах церковной дисциплины.
Как только в Карфагене стал известным
указ Декия, направленный против христиан, то, прежде всего, раздались крики
языческой черни: "Ко львам Киприана." Верующие убедили святого епископа удалиться
на некоторое время из Карфагена. Из убежища своего он строго следил за паствой,
ободрял христиан в то тяжелое время, обличал нарушителей заведенных им церковных
порядков, боролся с возмутителями церкви (Новатом и Фелициссимом), ниспровергал
возводимую на него клевету. Возвращение его было встречено радостными криками
народа, и с его появлением прекратились раздоры, и водворился мир в церкви.
В начале гонения при правлении Валериана (в 257 г.), Киприан был заточен в одном
городе среди знойной пустыни. Св. Киприан находил, однако же, возможность и
отсюда управлять церковью. Здесь было ему видение о предстоящем ему мучении,
и назначен срок для приготовления к кончине. Св. Киприан желал одного, чтобы
пострадать в Карфагене. Желание это исполнилось. Он был возвращен в Карфаген
и предан язычникам. На требование проконсула принести жертву идолу, он отвечал
отказом, и когда ему был объявлен смертный приговор, радостно воскликнул: "Слава
Богу!" Спокойно вошёл он на место мучения; преклонив колена, помолился, благословил
народ, распорядился, чтобы палачу был сделан подарок, сам завязал себе глаза
и преклонил голову для отсечения. Христиане взяли тело его
и с великой честью похоронили, причем кровь его, тщательно собранная верующими
в платки, сохранилась как драгоценное сокровище.
Св. Сикст и св. архидиакон Лаврентий.
(261 г., память 10 августа).
В то же самое гонение, в которое
был усечён мечом священномученик Киприан, пострадал и св. Сикст, папа Римский.
Когда вели Сикста к месту казни, огромная толпа народа окружала его. Вдруг через
толпу протискивается один молодой человек, подходит к епископу, удерживает его
за одежду и со слезами восклицает: "Куда ты идёшь, отец мой, без сына своего?"
Это был архидиакон римской церкви Лаврентий. "Я не оставлю тебя, сын мой, -
с любовью ответил ему Сикст. - Мы, старцы, ведем легкую брань, тебя ожидает
более славный подвиг; скоро ты последуешь за мной."
Предречение это исполнилось. Вскоре
после блаженной кончины св. Сикста, римский префект призвал к себе архидиакона
Лаврентия и потребовал от него выдачи сокровищ Римской церкви, о которых ходила
среди язычников преувеличенная молва. "Ваше учение, - с насмешкой сказал
ему префект, - повелевает вам отдать кесарево кесарю: отдай
же деньги, на которых вырезан портрет императора." Лаврентий спокойно отвечал:
"Подожди немного, дай привести дела в порядок." Дано было ему три дня срока.
На третий день св. Лаврентий собрал бедных, которые получали пособия от Римской
церкви, и привёл их на двор префекта. "Выйди, - сказал он префекту: - посмотри
на сокровище нашей церкви; весь двор твой полон золотых сосудов." "Ты смеешься
надо мной, - с гневом сказал префект, увидев бедных, - я знаю: вас учат презирать
смерть; но я заставлю тебя долго мучиться." Он приказал раздеть св. Лаврентия
и привязать к железной решетке. Под решетку подложили хворост и зажгли его.
Святой мученик несколько минут лежал на одном боку и не произнес ни одного звука.
Затем спокойно сказал: "Испеклось уже; пора перевернуть," и, с молитвой за мучителей,
предал дух свой Господу.
Св. мученицы София, Вера, Надежда
и Любовь.
(около 137 г., память 17 сентября).
В первой половине 2 в. по Р. Х.
жила в Риме вдова-христианка, по имени София. Три дочери её носили имена трёх
главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Будучи сама христианкой,
она воспитывала их в духе святой веры. На них донесли императору Адриану, и
он пожелал их видеть. Легко было догадаться, зачем их зовут, и они стали с молитвой
готовиться к мученичеству.
Мать убеждала юных дочерей отдать
жизнь за Христа. "Дети мои, - говорила она, - вспомните, что я в страданиях
родила вас, со многими трудами воспитала вас: утешьте старость матери вашей
твёрдым исповеданием имени Христова." Укреплённые молитвой и увещаниями матери,
три отроковицы, из которых старшей было только двенадцать лет, безбоязненно
исповедали перед царем веру и на глазах матери после мучений были обезглавлены.
Софию царь не предал мучениям, зная, что мучения не поколеблют её веры, и позволил
ей даже похоронить дочерей, но на третий день после испытанного ею потрясения
при виде страданий своих дочерей, и она предала Богу свою душу (около 137 г.,
память их 17 сентября).
Св. великомученица Анастасия
Узорешительница.
(около 304 г., память 22 декабря).
Св. Анастасия была дочерью знатного и богатого римлянина.
Отец её был язычником, мать - христианкой. Отличаясь умом и красотой, она получила
блестящее воспитание. Мать и один ревностный христианин, по имени Хрисогон,
зажгли в её сердце любовь ко Христу и, ради Него, ко всем бедным и страждущим.
В особенности же она сострадала заключенным в темницах. После кончины матери,
она была против своей воли выдана замуж. Муж её был человек жестокий и, опасаясь,
что она всё богатство расточит на заключённых, стал держать её взаперти. Лишенная
свободы и возможности посещать томившихся в темницах, она писала своему воспитателю:
"Моли за меня Бога, за любовь к Которому я страдаю до изнеможения"... Старец
ей ответил на это: "Не забывай, что ходящий по водам Христос силен утишить всякую
бурю." Вскоре муж её умер, и она получила свободу. Теперь она уже не ограничивалась
темницами одного Рима, но переходила из города в город, из страны в страну -
доставляла узникам пищу, одежду, омывала их раны, просила тюремных стражей,
чтобы они освобождали страдальцев от железных оков, натиравших им раны, и за
это платила им большие деньги. За все эти подвиги человеколюбия и присвоено
ей наименование Узорешительницы. Один раз, придя в темницу к узникам, которым
она служила ещё накануне, она не нашла их на месте, так как ночью все они были
казнены, и горько заплакала. Заключив из этого, что и она христианка, её взяли
и отдали на суд правителю. Употреблены были все меры, чтобы склонить её к отречению
от веры, но все они остались безуспешными. Тогда присуждена была ей страшная
казнь: привязать к четырем столбам, под ними развести огонь и сжечь живою; но
прежде, чем разгорелось пламя, она скончалась (около 304 г. Память ее 22 декабря).
Великомученица Екатерина и царица
Августа.
(310 г., память 24 ноября).
Св. великомученица Екатерина родилась
в Александрии, происходила из знатного рода и отличалась мудростью и красотой.
Многие богатые князья искали её
руки. Мать и родные уговаривали её вступить в супружество, чтобы богатство отца
её не перешло в чужие руки. Но она отказывала женихам и говорила близким своим:
"Если хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне юношу, который был бы мне
равен по красоте и учёности." Один старец-пустынник,
человек светлого ума и праведной жизни, сказал ей: "Я знаю одного чудного отрока,
который превосходит тебя во всех твоих дарованиях, нет ему подобного." В заключение
беседы он дал ей икону Пресвятой Девы с Божественным Младенцем. После этого,
ночью, в лёгком сне, представилось ей, что Царица Небесная, окружённая ангелами,
стоит перед ней и держит на руках Младенца, и от Него исходят как бы солнечные
лучи. Но напрасно старалась Екатерина взглянуть на лицо Младенца. Он отворачивал
от неё Свой Светлый лик. "Не презирай Твоего создания, - говорила Божия Матерь,
- скажи ей, что должна она делать, чтобы насладиться славой Твоей и увидеть
светлое Твоё лицо." "Пусть идёт она к старцу, - отвечал Младенец, - и узнает
от него, что ей должно делать."
Чудный сон глубоко поразил девушку.
Как только настало утро, она пошла к старцу, упала к его ногам и просила его
помощи и совета. Старец подробно объяснил ей истинную веру: говорил ей о блаженстве
райском, о погибели грешников. Мудрая дева смирилась и, уверовав всем сердцем,
приняла святое крещение.
Екатерина возвратилась домой, обновившись
душой, долго молилась, много плакала и заснула посреди своей молитвы; и вот
она снова увидела во сне Матерь Божию; но теперь лицо Божественного Младенца
обратилось к ней: Он кротко и милостиво взирал на девицу. Пресвятая Дева взяла
правую руку девицы, Божественный Младенец надел ей чудный перстень и сказал
ей: "Не знай жениха земного." Екатерина проснулась с неизъяснимою радостью в
сердце.
В то время прибыл в Александрию
Максимин, соправитель императора Диоклетиана. Он разослал вестников по всем
городам, сзывая народ на языческий праздник. Екатерина скорбела о таком безумстве
царя и народа. Когда настал день праздника, она пошла в храм и безбоязненно
сказала царю: "Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам? Познай истинного
Бога, безначального и бесконечного; Им цари царствуют и мир стоит. Он сошёл
на землю и сделался Сам человеком для спасения нашего." Максимин заключил её
в темницу за неуважение к богам. Затем он велел собрать ученых, чтобы разубедить
девицу, но они не могли противостоять ей в слове и признали себя побеждёнными.
Царь не оставлял, однако, намерения убедить Екатерину и старался прельстить
её дарами и обещаниями почестей и славы. Но Екатерина отвечала, что одежда мученицы
для неё краше царской багряницы.
Между тем Максимин по делам удалился
из города. Царица Августа, жена его, много слышавшая о дивной красоте и мудрости
Екатерины, пожелала видеть её и по её убеждению приняла веру христианскую.
Когда царь возвратился, то снова
послал за Екатериной. Твёрдость святой исповедницы опять возбудила в нем злобу;
он велел принести колесо с твёрдыми зубцами и грозил привязать её к этому страшному
орудию казни; но и угрозы не устрашили Екатерину. Тогда царь велел предать её
этой ужасной казни, но едва только началось мучение, как невидимая сила сокрушила
орудие муки, и св. Екатерина осталась невредима.
Царица Августа, услышав о случившемся,
вышла из своего дворца и стала укорять мужа, как он смеет бороться с Самим Богом.
Царь страшно разгневался и повелел её умертвить.
На другой день царь в последний
раз призвал Екатерину и склонял её к замужеству, но и это было напрасно. Вида
тщету усилий своих, царь велел предать её смерти, и воин отсёк ей голову 24
ноября 310 г.
Св. великомученица Варвара и
св. великомученица Иулиания.
(память 4 декабря).
Св. великомученица Варвара родилась
в Илиополе Финикийском. Отличаясь необыкновенным умом и дивной красотой, она
по желанию своего отца Диоскора жила вдали от родных и сверстниц, с одной наставницей
и несколькими рабынями в башне, которую отец специально для неё построил. Башня
эта стояла на высокой горе, с которой открывался прекрасный вид вдаль. "Кто
сотворил всё это?" - спросила она у своей наставницы. "Наши боги," - отвечала
та. Св. Варвара не удовлетворилась этим ответом. После долгого размышления она
пришла к мысли о едином Творце мира, и неизъяснимая радость наполнила её душу:
свет благодати коснулся её, через творения она познала Творца.
С этой поры все помыслы св. Варвары
были устремлены к тому, чтобы полнее познать истинное учение о Боге и Его святой
воле. Между тем, отец её отправился на время в другую страну. Получив в его
отсутствие большую свободу, св. Варвара имела случай встретиться с некоторыми
из жён-христианок, вступила с ними в беседу, и от них узнала то, чего жаждала
её душа. С неизреченною радостью приняла она святое крещение. Но вот отец её
возвратился и узнал, что дочь, так тщательно им укрываемая, приняла христианство.
Страшен был его гнев; он подверг её жестоким истязаниям; потом, видя, что угрозы
и наказания остаются бесполезными, ещё более ожесточился и передал её на мучения
правителю страны по имени Мартин.
Мартин сначала хотел подействовать
на неё ласковым обращением, стал хвалить красоту её и увещевал не уклоняться
от древних отеческих обычаев и не раздражать отца непокорством. На это св. Варвара
отвечала исповеданием и прославлением имени Христа, Который был ей дороже всех
благ и радостей мирских. Убедившись, что увещевания бесполезны, Мартин велел
бить её воловьими жилами. Долго мучили её, но ничем не могли поколебать твердой
веры. Томили её в темнице. И это оказалось напрасным. Тогда она присуждена была
к смертной казни, и сам Диоскор отсёк ей голову (в 306 г. по данным месяцеслова
Косолапова. Мощи св. великомученицы Варвары почивали в гор. Киеве, в Михайловском
монастыре).
Твердость св. Варвары в исповедании
веры так подействовала на одну христианку по имени Иулиания, что она решилась
разделить с нею скорби, заключение, истязания, суд и мученическую смерть.
При такой твёрдости в перенесении
страданий, какую показывали святые мученики и мученицы, гонения со стороны язычников
не только не уничтожили церкви, но, напротив, даже способствовали её распространению.
На место пострадавших являлись новые исповедники Христовы. Случались обращения
в самой претории, как только являлись туда святые исповедники. "Кровь мучеников
- есть семя христиан," - сказал один из церковных учителей. Гонения способствовали
распространению христианства ещё тем, что рассеивали христиан по всей земле
и куда бы они ни приходили, всюду насаждали семена веры. Гонения держали верующих
на страже веры и церкви, и в непрестанной бодрости способствовали возбуждению
духа веры и взаимной любви и очищению церкви от людей слабых и недостойных быть
её членами (отделяли золото от примесей).
Эдикт
Константина Великого.
"В начале 4 в., при постоянных столкновениях с христианами,
язычники уже хорошо знали, что такое христианское общество, каковы его цели
и стремления, и не находили во всём этом ничего преступного, ничего достойного
порицания. Массы народа во время последних гонений уже не принимали в них участия;
даже некоторые проконсулы, как например, в Карфагене, были настолько благосклонны
к христианам, что позволяли им скрывать
священные книги. Видя, что христианская Церковь после трёхвековой кровавой борьбы
за своё существование не уничтожена, не поколебалась даже в последнее, жесточайшее
из всех гонений, язычники начали сознавать, что в ней присутствует истинная
божественная сила, чудесно защищающая её. Это сознание было присуще большинству
язычников; только грубые фанатики, поднявшие последнюю борьбу за умиравшее язычество,
чужды были ему.
Император Константин, поистине
великий, святой и равноапостольный, первый открыто высказал это, тяготевшее
над языческим миром, убеждение в истинности христианства и ложности язычества.
До обращения своего в христианство он был одним из тех язычников, которые смотрели
разумно, без предубеждения, как на язычество, так и на христианство. Первоначальное
воспитание под руководством отца Констанция Хлора и матери Елены, благосклонно
относившихся к христианам, развило в нём то беспристрастие и благосклонность
к христианскому обществу, которым он и отличался впоследствии. Далее с умом
философски образованным Константин по самому положению своему имел возможность
беспристрастно провести сравнение между отживающим язычеством и полным жизни
и силы христианством. В юности он состоял при дворе Диоклетиана и Галерия, видел
все ужасы гонения на христиан, видел их твёрдость и имел возможность понять,
что только божественная сила воодушевляла их идти на мученичество. Под влиянием
живых и сильных впечатлений юности, в душе Константина, не находившего удовлетворения
своему религиозному чувству в язычестве,
начинается религиозный переворот. Хотя до 312 г. он считался ещё язычником и
даже в 308 г. совершал служение богам, но религиозное сомнение не покидало его.
Сближение с христианами, находившимися при дворе, окончательно склонило его
к предпочтению христианства перед язычеством.
Кроме удовлетворения своего религиозного чувства новой религией, Константин,
в противоположность своим предшественникам императорам, видел в замене язычества
христианством не падение империи, а обновление её жизни новыми началами; он
знал, каким братством соединены между собой христиане, какими верными подданными
они могут быть и какой прочный оплот могут составить для государства. Чудесное
видение им Креста в 312 г., перед битвой с Максентием, утвердило ещё более Константина
в намерении принять христианство и заявить об этом открыто. После победы над
Максентием он велел в Риме на видном месте поставить себе статую с крестом в
правой руке и с надписью: "Этим спасительным знамением, истинным доказательством
мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана." Очень скоро Константин,
хотя он ещё и не принимал крещения, доказал самим делом свой переход в христианство.
В начале 313 г. в Медиолане (Милан) появился манифест, подписанный им
и Ликинием, дозволявший каждому свободное исповедание веры и, в частности, разрешавший
свободный переход в христианство всякому желающему. Затем Константин повелел
возвратить всё, отнятое у христиан и у церквей их во время последнего гонения,
недвижимое имущество" ("История Христ. Церкви" Евграфа Смирнова).
|