ЭКОТЕОЛОГИЯ
ГОЛОСА СЕВЕРА И ЮГА
Под редакцией Дэвида Г. Холмана.
К оглавлению
ХОСЕ ПЕПС М. КЬЮНЕНЕН
Пророк природы и развития
В начале 1990-х годов на Филиппины обрушились и природные катастрофы, и трагедии,
вызванные воздействием людей на природу; эти катаклизмы буквально потрясли архипелаг
до основания.
· 16 июля 1990 года страшное землетрясение (7,8 балла по шкале Рихтера) исказило
до неузнаваемости облик острова Лузон, принеся многочисленные разрушения, смерть,
лишив множество людей крыши над головой.
·
· 12 июня 1991 года вулкан Пинатубо словно крестил Филиппины огнём и пемзой.
Пепел накрыл огромные территории в центре Лусона, а затем ветер и дождь, принесённые
тайфуном, превратили пепел и камни в неудержимый поток "лахар", который
стал саваном для деревень и ферм, школ и жилых домов, дорог, церквей и фабрик.
Пришлось эвакуировать население городов и сел, туземные общины, живущие на склонах
гор. Извержение стало причиной вереницы несчастных случаев. Съемка из космоса
показала, что вулкан нанёс огромный урон природе земного шара, повлияв и на
состояние атмосферы, и на погоду.
·
· 5 ноября 1991 года список катастроф пополнился потопом на острове Лейт. В
трагический узел соединились дожди и ураганные ветры, принесённые тайфуном "Уринг",
и денудация - истребление лесов на склонах гор, окружающих город Ормок. Мощные
потоки воды обрушили на русло реки Ормок и её берега стволы погибших деревьев
и грязь, которые уничтожили всё на своём пути. Силы природы, удесятерённые теми
разрушениями окружающей среды, которые причинили люди, привели к гибели более
8 000 человек. Тысячи других пропали без вести.
·
Эти кошмары наяву пробудили дотоле слабое и полусонное экологическое сознание
филиппинцев, жизнь и жизненное окружение которых были изменены навсегда.
Катастрофы были вызваны естественными причинами, но они были связаны с теми
разрушениями, которые нанесли природе люди, и это заставило осознать внутреннюю
взаимосвязь и взаимозависимость экологических систем. В причинно-следственной
связи оказалось уничтожение лесов законными и незаконными путями. Истребление
лесных экосистем привело к эрозии почв, нехватке воды, засухе и изменению климатических
условий.
Кроме того, люди осознали, что проблемы окружающей среды и экологии не являются
достоянием только учёных, бюрократов, промышленников и политиков. Когда природу
нещадно эксплуатируют, когда её используют во зло, последствия касаются и стариков,
и молодых, и даже тех, кто ещё не появился на свет. Химические яды и радиоактивность
истребляют людей, несмотря на возраст, расу, пол, вероисповедание или социальное
положение. Часто от промышленных или военных проектов меньше всего выгод получают
как раз те, кто больше всего страдает от вредных побочных результатов этих проектов.
По мере того, как проблемы окружающей среды становятся всё важнее для нашего
существования, растёт и сознание того, что все мы путешествуем на одном космическом
корабле под названием "Земля". На экуменических встречах, проводившихся
в последние годы, говорили о том, как важна для принимающих Библию людей идея
творения и борьбы за справедливость и мир. Размышления над природными и экологическими
проблемами побуждают каждого человека осознать свою роль в защите и заботе о
земле, Божьем творении.
Многие люди приходят в ужас и отчаяние от зрелища природных катастроф и экологических
трагедий. Вновь и вновь человек словно пробуждается от обморока и с удивлением
созерцает разрушение мира. Тайфуны и летние засухи являются обязательной частью
годичного природного цикла, и всё же мы вновь и вновь оказываемся не готовы
к встрече с этими природными явлениями. Среди хаоса и растерянности люди предпочитают
слушать не тех, кто всё объясняет научно, рационально, а тех, кто предсказывает
запустение и гибель, превращая истерию и панику в средство манипуляции людьми.
Испуганные люди доверчиво относятся к пророчествам и прогнозам. Катастрофы и
опасность побуждают их вслушиваться в каждое выступление аналитика или репортера
по радио или телевидению, в газете, доверять любому слуху. Жаждущие утешения
и спокойствия чутко реагируют на проповеди религиозных лидеров: ведь когда физические
и духовные устои жизни потрясены, человек с особенной силой держится за обетования
веры, надежды и жизни.
Я бы хотел поделиться некоторыми принципами, которые помогают мне в размышлениях
об экологических проблемах. Эти принципы я извлек из книги ветхозаветного пророка
Иоиля, которого по справедливости можно называть "пророком экологии и развития".
Книга Иоиля - одна из самых коротких в Библии: три главы, 73 стиха. Неудивительно,
что Иоиля относят к "малым пророкам". Но краткость Книги Иоиля не
уменьшает значимости его проповеди. Иоиль сжато, но выразительно и системно
очерчивает такой подход к проблемам экологии и природы, который может помочь
взглянуть глазами веры на природные катастрофы, вызванные как естественными,
так и антропогенными причинами. Одно это, по-моему, должно побудить читателя,
незнакомого с Книгой Иоиля, прочесть её 73 стиха. Этот текст волнует и вдохновляет,
он увлекает, хотя кому-то он может показаться противоречивым и слишком острым.
Подход Иоиля к проблемам, связанным с изучением развития окружающей среды и
выработкой программы действий в отношении неё, можно свести к семи пунктам:
1) надо осознать экологическую ситуацию;
2) надо призвать к плачу и покаянию, то есть к изменению системы ценностей
и образа жизни;
3) экологические и духовные проблемы должны стать стержнем, вокруг которого
организуется жизнь людей;
4) следует предупредить людей о грядущем суде и разрушении;
5) природа и общество должны быть восстановлены и обновлены;
6) в преображении общества у каждого человека должна быть своя роль и своя
ответственность;
7) вопросы экологии и развития должны рассматриваться в единстве политических,
экономических и социальных аспектов.
ОСОЗНАНИЕ КРИЗИСА И БЕДЫ
Мы уже говорили о том, что самой естественной реакцией на кризис и беду является
тревога. Слухи о надвигающемся кризисе заставляют тех, у кого есть средства,
покупать себе возможность выжить; те, у кого денег нет, просто паникуют. Именно
в таких ситуациях растут, словно грибы после дождя, вестники несчастий.
Иоиль, на первый взгляд, может показаться созвучным современным борцам за спасение
окружающей среды, но в его проповеди звучат идеи, которые были бы весьма поучительны
для последних. Иоиль - подлинный пророк. В разгар кризиса он сохраняет ясную
голову, мыслит чётко, глядит в лицо ситуации и описывает её подробно и объективно.
Его язык и стиль помогают лучше понять положение дел. Если он и говорит стихами,
то потому, что какие-то стороны экологического кризиса и его влияния на человечество
можно описать лишь поэтически. В определённом смысле Иоиль владеет ситуацией
и не позволяет обстоятельствам возобладать над собою.
Пророк - не бесчувственный прорицатель, он использует свои чувства, чтобы справиться
с кризисом и выйти из него. Он глядит событиям прямо в глаза, понимает их причины,
знает, как Бог влияет на людей и творение, чтобы обновление и преображение возобладали
над разрушением и отчаянием.
Один из моих ученых коллег по экологическому движению подчеркивал, что в разговорах
о проблемах окружающей среды следует избегать панических настроений. Те защитники
природы, которые доходят до истерики в попытке поведать людям об экологическом
кризисе, привлекают внимание в основном к собственной персоне, а не к тому,
что действительно важно.
Психологи часто подчеркивают, что человек не должен терять присутствие духа
и при землетрясении, и при любой другой катастрофе. Именно во время кризиса
нужно трезвое, ясное мышление, анализ, размышление и действие. Потерять самообладание
означает потерять контроль за ситуацией, потратив драгоценное время и упустив
возможность что-то сделать.
Здесь полезно будет обратиться к тому, как Иоиль призывает к постоянному бодрствованию
перед лицом природных опасностей (Иоиль 1, 2-4, 6-7, 9-12, 17-20; 2, 2-10):
Слушайте это, старцы,
и внимайте, все жители земли сей:
бывало ли такое во дни ваши,
или во дни отцов ваших?
Передайте об этом детям вашим;
а дети ваши пусть скажут своим детям,
а их дети следующему роду.
Оставшееся от гусеницы
ела саранча,
Оставшееся от саранчи
ели черви,
а оставшееся от червей
доели жуки...
Ибо пришел на землю мою народ
сильный и бесчисленный;
зубы у него - зубы львиные,
и челюсти у него - как у львицы.
Опустошил он виноградную лозу мою,
и смоковницу мою обломал,
ободрал её догола, и бросил;
сделались белыми ветви ее.
Прекратилось хлебное приношение и возлияние
в доме Господнем;
плачут священники,
служители Господни.
Опустошено поле,
сетует земля;
ибо истреблён хлеб,
высох виноградный сок,
завяла маслина.
Краснейте от стыда, земледельцы,
рыдайте, виноградари,
о пшенице и ячмене,
потому что погибла жатва в поле;
Засохла виноградная лоза
и смоковница завяла;
гранатовое дерево, пальма и яблоня, -
все дерева в поле посохли...
Истлели зерна под глыбами своими,
опустели житницы,
разрушены кладовые,
ибо не стало хлеба.
Как стонет скот!
уныло ходят стада волов,
ибо нет для них пажити;
томятся и стада овец...
ибо огонь пожрал
злачные пастбища пустыни,
и пламя попалило
все дерева в поле.
Даже и животные на поле взывают к Тебе,
потому что иссохли потоки вод...
Как мрак [в синодальном переводе - "как утренняя заря". Прим. пер.]
распространяется по горам
народ многочисленный и сильный,
какого не бывало от века
и после того не будет
в роды родов.
Перед ними пожирает огонь,
а за ним палит пламя;
перед ним земля как сад Едемский,
а позади него будет опустошённая степь,
и никому не будет спасения от него.
Вид его как вид коней,
и скачут они как всадники;
скачут по вершинам гор
как бы со стуком колесниц,
как бы с треском огненного пламени,
пожирающего солому,
как сильный народ,
выстроенный к битве.
При виде его затрепещут народы,
у всех лица побледнеют.
Как борцы бегут они,
и как храбрые воины влезают на стену,
и каждый идет своею дорогою,
и не сбивается с путей своих.
Не давят друг друга,
каждый идет своею стезею,
и падают на копья,
но остаются невредимы.
Бегают по городу,
поднимаются на стены,
влезают на дома, входят в окна, как вор.
Перед ними потрясется земля,
поколеблется небо;
солнце и луна помрачатся,
и звезды потеряют свой свет.
ПЛАЧ, ПОКАЯНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ
Когда люди становятся жертвами природных или антропогенных катастроф, пророк
природы должен прежде всего быть чуток к их страданиям, отождествлять себя с
ними, сострадать жертвам (и часто пророк сам оказывается в числе жертв).
Пророк должен научиться узнавать мгновение, когда необходимо рыдать и скорбеть.
Нельзя не видеть того, что люди в отчаянии, нельзя не видеть их потерь. Это
самое трудное время, ведь человеку так трудно найти слова, если скорбь велика
и только слезами он может выразить отчаяние.
Когда беда описана и выражена, людей следует призвать к изменению их ценностей,
их путей, их жизни. Вернуться к прошлому, возобновить деятельность, которая
привела к катастрофе, не означает ли подготавливать возвращение беды? Но люди
часто молниеносно забывают несчастья и трудности. Так легко вернуться к прежнему
хищничеству, возобновить уничтожение лесов, разрушение почвы, отравление земли,
воздуха, воды и еды.
Мы призваны к перемене наших путей, к поиску новых. Мы призваны к творчеству,
к нахождению новых способов поддержания жизни и среды обитания. Мы должны быть
готовы к прекращению самоубийственно разрушительной активности.
На протяжении всей первой главы книги Иоиля мы слышим плач и скорбь: пророк
описывает реакцию людей на разрушительный налет саранчи: "Пробудитесь,
пьяницы, и плачьте" (ст. 5), ибо разрушены виноградники и не будет более
вина; "рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем" (ст. 8) в
знак скорби об умершем муже; "плачут священники", ибо им нечего принести
в жертву Богу (ст. 9, 13); "краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари",
ибо урожай погиб (ст. 11-12).
...потому и веселье у сынов человеческих
исчезло...
Не пред нашими ли глазами
отнимается пища,
от дома Бога нашего -
веселье и радость? (ст. 12, 16)
Во второй главе раздаётся призыв к покаянию и перемене жизни (ст. 12,17):
Но и ныне еще, - говорит Господь, -
обратитесь ко Мне всем сердцем своим
в посте, плаче и рыдании.
Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши,
и обратитесь к Господу Богу вашему...
Между притвором и жертвенником
да плачут священники, служители Господни,
и говорят: "пощади, Господи, народ Твой,
не предай наследия Твоего на поругание,
чтобы не издевались над ним народы;
для чего будут говорить между народами:
где Бог их?"
ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ОРГАНИЗУЕТСЯ ВОКРУГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ДУХОВНЫХ ПРОБЛЕМ
Природная или антропогенная катастрофа обычно приводит к социальным потрясениям
или даже к крушению социальных, экономических и политических систем. Разрушается
система поддержания жизни, исчезают люди, семьи, целые общины. Более того, один
кризис может повлечь за собой следующий. Беда не приходит одна, за ней тянутся
бездомность, голод, эпидемии, исчезновение средств к существованию, засуха.
Экологические катастрофы цикличны, и крушение одной системы подрывает другие.
Инстинкт выживания побуждает каждого спасаться в одиночку. Эгоистическая забота
о себе разрушает социальную организацию. Что же говорит пророк природы людям,
которых объял хаос и развал? Иоиль может служить нам примером. В разгар кризиса
он признает размах несчастья и призывает людей держаться вместе, объединяться,
организовываться. В одиночку шансов выжить немного, просвет там, где объединение.
Иоиль видел, как необходимо жертвам катастрофы, рассыпанным по лицу земли,
организоваться для обмена опытом и соединения сил. Кто остаётся в одиночестве
и изоляции, тот слабеет и больше рискует; люди сильны и солидарны в единстве.
Объединить их может даже общий опыт пережитой катастрофы. Пускай возможности
людей именно теперь резко ограничены, они могут хотя бы начать перестраивать
свою жизнь, жизнь своей семьи и своей общины.
Иоиль пытается привести людей в чувство напоминанием о том, что для борьбы
с поразившим их несчастьем у них есть еще и сила веры:
Назначьте пост,
объявите торжественное собрание,
созовите старцев
и всех жителей страны сей
в дом Господа Бога вашего,
и взывайте к Господу...
Вострубите трубою на Сионе,
назначьте пост
и объявите торжественное собрание.
Соберите народ,
созовите собрание,
пригласите старцев,
соберите отроков
и грудных младенцев;
пусть выйдет жених из чертога своего
и невеста из своей горницы (1, 14; 2, 15-16).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О ГРЯДУЩЕМ СУДЕ И РАЗРУШЕНИИ
Катастрофе часто предшествуют знамения грядущего разрушения. Многие знамения
просто нельзя не заметить: сотрясения почвы, сгущение облаков, духота в воздухе,
пересыхающие реки, изуродованные оврагами холмы и облысевшие горы, разрушающие
природу способы производства, использование ядовитых химикатов, радиоактивность,
вызванная испытаниями атомного оружия и бомбардировками, бесполезная расточительность,
чрезмерная и бессмысленная трата невосстановимых ресурсов.
Существуют и такие неожиданные природные явления, которые находятся вне нашей
власти. Люди могут только надеяться, что готовность к катастрофе окажется достаточно
эффективной в момент ее прихода.
Иоиль предупреждал народ о грядущем суде и разрушении, одновременно указывая
способ их предотвращения (1, 15; 2, 1 и дал., 11, 30 и дал.; 3, 2-8):
О, какой день!
ибо день Господень близок;
как опустошение от Всемогущего придёт он...
Трубите трубою на Сионе
и бейте тревогу на святой горе Моей;
да трепещут все жители земли,
ибо наступает день Господень, ибо он близок,
день тьмы и мрака,
день облачный и туманный!..
И Господь даст глас Свой
пред воинством Своим;
ибо весьма многочисленно полчище Его
и могуществен исполнитель слова Его;
ибо велик день Господень и весьма страшен,
и кто выдержит его?...
И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится
во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.
...
Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними
суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами,
и землю Мою разделили. И о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока
за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили.
И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне
возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро я обращу возмездие ваше на головы
ваши; потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности
Мои внесли в капища ваши; и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов,
чтобы удалить их от пределов их. Вот, я подниму их из того места, куда вы продали
их, и обращу мзду вашу на голову вашу. И предам сыновей ваших и дочерей ваших
в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдаленному; так Господь
сказал.
Разрушение среды обитания и распад экологических систем трагичны не только
сами по себе, они переплетены с социальными, экономическими и политическими
аспектами жизни. Экологические катастрофы влияют на жизнь и взаимоотношения
людей, семей, общин, народов. Расхищение природных ресурсов имеет и личный,
и экономический аспекты.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
Пророчества Иоиля несут в себе надежду. Упадок и разрушение составляют часть
жизненного опыта людей и народов, но не за ними последнее слово. Бог - Творец
и Промыслитель - замыслил нечто лучшее, и пророк природы описывает этот замысел
восстановления и обновления (2, 13 и дал., 18-27; 3, 16-18).
Обратитесь к Господу Богу вашему;
ибо Он благ и милосерд,
долготерпелив и многомилостив,
и сожалеет о бедствии.
Кто знает, не сжалится ли Он,
и не оставит ли благословения,
хлебного приношения и возлияния
Господу Богу вашему?...
И тогда возревнует Господь о земле Своей,
и пощадит народ Свой.
И ответит Господь, и скажет народу Своему:
вот, Я пошлю вам
хлеб и вино и елей,
и будете насыщаться ими,
и более не отдам вас
на поругание народам.
И пришедшего от севера удалю от вас,
и изгоню в землю безводную и пустую,
переднее полчище его - в море восточное,
а заднее - в море западное,
и пойдёт от него зловоние, и поднимется от него смрад,
так как он много наделал зла.
Не бойся, земля;
радуйся и веселись;
ибо Господь велик, чтобы совершить это.
Не бойтесь, животные,
ибо пастбища пустыни произрастят траву;
дерево принесет плод свой,
смоковница и виноградная лоза окажут свою силу.
И вы, чада Сиона, радуйтесь
и веселитесь о Господе Боге вашем;
ибо Он даст вам дождь в меру,
и будет ниспосылать вам дождь,
дождь ранний и поздний, как прежде.
И наполнятся гумна хлебом,
и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем,
И воздам вам за те годы,
которые пожирали саранча,
черви, жуки и гусеница,
великое войско Мое, которое послал Я на вас.
И до сытости будете есть и насыщаться
и славить имя Господа Бога вашего,
Который дивное соделал с вами,
и не посрамится народ Мой во веки.
И узнаете, что Я посреди Израиля,
и Я - Господь Бог ваш, и нет другого,
И Мой народ не посрамится
во веки...
И возгремит Господь с Сиона,
и даст глас Свой из Иерусалима;
содрогнутся небо и земля;
но Господь будет защитою для народа Своего
и обороною для сынов Израилевых.
Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш,
обитающий на Сионе, на святой горе Моей;
и будет Иерусалим святынею,
и не будут уже иноплеменники проходить через него.
И будет в тот день:
горы будут капать вином,
и холмы потекут молоком,
и все русла Иудейские
наполнятся водою;
а из дома Господня выйдет источник,
и будет напоять долину Ситтим.
УЧАСТИЕ ЛЮДЕЙ В ПРЕОБРАЖЕНИИ ОБЩЕСТВА
Общество не преобразится, если люди, составляющие его, будут пассивными наблюдателями
и потребителями. Люди активно участвуют в преображении общества, у каждого есть
свое место в этом процессе, есть задача, которую нужно выполнить, чтобы царствие
Божие из надежды стало реальностью.
Люди и народы не могут существовать без энергичного меньшинства, которое осуществляло
бы лидерские и руководящие задачи, но все же решающим фактором в преображении
общества и человечества в целом является широкое участие всех людей. Положение
в обществе более не может зависеть исключительно от богатства, социального статуса
и образования. Все это должно быть превзойдено, чтобы наступило то обновление
и возрождение, благодаря которым Бог дарует Свое царство.
Каждый, включая больных и беспомощных, молодых и отверженных людей, должен
выполнить свою миссию. Каждому будет дана власть, необходимая, чтобы творчески
и энергично участвовать в изменении и преображении творения и общества. Эта
всеобщность отражена во многих строках Иоиля: "Созовите старцев и всех
жителей страны сей в дом Господа Бога вашего" (1, 14); "соберите народ,
созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев;
пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором
и жертвенником да плачут священники, служители Господни" (2, 16-17).
И будет после того,
излию от Духа Моего на всякую плоть,
и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться
сны,
и юноши ваши будут видеть видения.
И также на рабов и на рабынь
в те дни излию от Духа Моего (2, 28-29).
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Многие люди предпочли бы решать проблемы экологии и защиты окружающей среды,
не увязывая их с экономическими, политическими, социальными и культурными сторонами
жизни общества. Они убеждены, что экологические трудности не имеют ничего общего
с тем, как принимают решения политики и бизнесмены, с тем, каков сам процесс
принятия таких решений.
Такие люди считают вполне нормальным участвовать в борьбе за охрану зеленых
насаждений, за восстановление на планете лесов, за чистую воду и воздух, за
экологически чистые овощи и фрукты. Но одновременно им не нравятся пикеты с
плакатами, бойкот пестицидов, промышленных удобрений, монокультурных технологий,
транснациональных агропромышленных компаний, добычи ископаемых открытым способом,
химического и радиоактивного загрязнения.
Каждый озабочен состоянием воздуха, воды, почвы. Каждый заботится о своем здоровье,
каждое сообщество заботится о здоровье своих членов. Представители любой части
идеологического спектра включают вопросы экологии в свои политические программы.
Даже военные, даже дельцы, уничтожающие леса ради прибыли, признают, что в их
же собственных интересах следует выглядеть рачителями о природе.
Проблемы окружающей среды неразрывно связаны с развитием (а точнее, недостаточным
развитием) людей и народов. Массовая бедность тесно связана с тем, как распределяются,
развиваются и эксплуатируются природные ресурсы и связанные с ними технологии
и коммерческие приемы.
Все это составляет самую спорную часть движения за охрану окружающей среды,
и многие предпочли бы держаться от этой проблемы подальше. Но Иоиль поступает
иначе. Он защищает самую крайнюю позицию, видя именно в ней шанс на выживание.
Природа и экономика многообразно переплетаются, образуя последнюю линию защиты
для слабых и угнетенных, для отверженных и обнищавших. Угнетенные и обнищавшие
должны активно отвечать на агрессивность могущественных и богатых.
Один авторитетный филиппинский экономист в ходе дискуссии по экологически сбалансированному
развитию отметил, что экономику и экологию нельзя рассматривать как проблемы,
нейтральные по отношению к свободному предпринимательству: торговле, рынку,
соревнованию. Экономика и экология являются полем ожесточенного сражения за
контроль над экономикой, причем речь идет не только о сельском хозяйстве и промышленности,
но и о потенциальных рынках сбыта. Большинство стран Третьего мира сражаются
именно с проблемой внешней задолженности и истощения природных ресурсов. Перспективы
этой борьбы далеко не лучезарны.
Иоиль знает, что орудия, которые поддерживают жизнь (символами их выбраны плуг
и серп), могут стать орудиями сражения, контроля, господства, даже смерти и
разрушения: "Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый
пусть говорит: `я силен'" (3, 10).
Эта самая спорная идея в проповеди пророка. Ее критикуют, исходя из очень разных
религиозных, политических и экономических концепций. Это сфера, в которой нужно
налаживать постоянное взаимодействие различных позиций, исследовать все возможные
варианты решения проблемы.
Но такая открытость не означает, что мы должны быть равнодушны. Пророки экологии
должны занимать твердую позицию, ясно высказывать собственные убеждения и подчеркивать
свою приверженность обновлению и преображению людей и общества. Поэтому ниже
я буду говорить от своего имени о том, каким должно быть наше активное участие
в сегодняшних экологических и промышленных спорах.
Филиппинский народ на протяжении своей истории страдал не только от стихийных
бедствий. Веками велась борьба с колониализмом и иноземными завоевателями за
дело независимости, освобождения и самоопределения, борьба в формах оппозиции
правлению иностранцев и их засилью, в форме восстания и революции, сопротивления
закону о военной службе, требования земельной реформы, создания системы социального
обеспечения, реализации прав на жилье, образование, здоровье, воду, энергию
и пр.
Эта борьба ведется в основном за то, что составляет повседневную, насущную
потребность человеческого существования. Политические и идеологические принципы
и идеи присутствуют в этой борьбе, но они основаны на молитве и стремлении к
"насущному хлебу", пище, выживанию и развитию человека.
Пророки природы сражаются за выживание не ради завоевания и господства, но
ради охраны и защиты основных прав человека. В современном мире общество более
всего ослабляется процессом обнищания, создающим родителей, которые не имеют
возможности работать, участвовать в производстве, изнуренных недоеданием детей,
невежественную и не имеющую никаких профессиональных навыков молодежь, матерей,
которым нечем накормить свои семьи, детей, в буквальном смысле слова живущих
на улицах. Эта бедность еще более усугубляется внешним долгом страны, из-за
которого растут цены на товары первой необходимости, так что те перестают быть
доступны большинству населения. Все это вопиюще контрастирует с жизнью богачей
на Филиппинах или в любой другой стране мира.
Сегодня идет борьба за выживание. Поставлено на карту нечто неизмеримо большее,
чем прежде, когда "мечом и крестом" сколачивали огромные империи.
Мы сражаемся не за расу, религию, страну, даже не за идеологию. Сегодня идет
борьба за то, что необходимо для существования самой жизни. Речь идет просто
о еде.
Монополия, господство, контроль ставят своей целью овладение производством,
переработку и распределение того, на чем основано существование человека. Условия
снабжения определяются не теми, кто производит, а теми, кто контролирует капиталы,
технологии, средства связи. Эта удавка накинута на самый источник жизни - зародышевую
плазму. Не интересы науки определяют развитие биогенетики, а желание господствовать
над источником жизни. Академические научные исследования превратились в деловые
программы, которые пытаются лишить людей их естественного, нормального доступа
к источникам существования.
Крестьяне, рабочие, производители - те, кто трудится в поте лица ради поддержания
жизни, - оказываются в положении людей, которых целенаправленно лишают связи
с источниками жизни и тем, в каких формах она существует. Всех превращают в
пользователей, зависимых потребителей.
Говоря образно и символически, последняя битва развернулась вокруг средств
выживания. Еда стала орудием борьбы за выживание. Завоевателем - полностью и
навсегда - стал тот, кто контролирует запасы еды. Местами сражений стали рисовые
плантации, фермы, пастбища, даже лаборатории ботаников и биологов.
Промышленные корпорации и их агенты не должны обладать исключительным правом
на владение, контроль и использование природных ресурсов. Это общее богатство
людей, и его надо отстаивать и защищать в качестве такового. Это последняя линия
обороны человечества…. Если этот фронт будет сдан, то сражение окажется проигранным
окончательно.
Тех, кто отважится выступить за охрану окружающей среды, за гармоничное развитие,
следует предупредить, что им не грозит спокойное будущее. Тут не до развлечений.
Тут следует постоянно ожидать неожиданного, здесь на каждом шагу встречаются
ловушки и капканы, столкновения и конфликты. Экология - это минное поле.
Наша эпоха является критической и решающей в мировой истории, потому что под
угрозу поставлено само существование человечества и планеты в целом. Последнее
десятилетие двадцатого века, порог двадцать первого - это золотые мгновения,
когда возможен прорыв к обновлению и преображению общества. Может быть, это
наш последний шанс, и поэтому, с Божией помощью, мы должны использовать его
как можно полнее.
|