Григорий Назианзин
Слово 27
Против евномиан и о богословии
слово первое или предварительное
Об авторе
Слово к хитрым в слове, и начну от Писания: се аз на тя горде (Иep.
50, 31), то есть на ученость, и слух, и мысль! Ибо есть, действителено есть
люди, у которых при наших речах чешутся и слух, и язык, и даже, как вижу, и
руки, которым приятны скверныя суесловия и прекословия лжеименнаго разума, и
ни к чему полезному не ведущия словопрения (1 Тим. 6, 4. 20). Ибо Павел
проповедник и вводитель слова сокращенна (Рим. 9, 28), учитель и ученик
рыбарей, называет так все излишнее и изысканное в слове. Хорошо, если бы те,
о ком у нас речь, также были несколько искусны в деятельном любомудрии, как
оборотлив у них язык и способен приискивать благородныя и отборныя слова. Тогда
мало, и вероятно менеше, чем ныне, стали бы они вдаваться в нелепыя и странныя
мудрования и словами (о смешном деле и выражусь смешно) играть, как шашками.
Но, оставив все пути благочестия, они имеют в виду одно — задать или решить
какой-нибудь вопрос, и походят на зрелищных борцев, представляющих не те борьбы,
которыя ведут к победе по законам ратоборства, но те, которыя привлекают взоры
не знающих дела и похищают у них одобрение. И надобно же, чтоб всякая площадь
оглашалась их речами, чтоб на всяком пиршестве наводили скуку пустословие и
безвкусие, чтоб всякой праздник делался непраздничным и полным уныния, а при
всяком сетовании искали утешения в большем зле — в предложении вопросов, чтоб
во всяком женском тереме — этом убежище простодушия — нарушалось спокойствие
и поспешностию в слове похищаем был цвет стыдливости! А если дошло уже до этого,
если зло стало неудержимо н невыносимо, даже есть опасность, что и великое наше
таинство обратят в низкое ремесло: то пусть сии соглядатаи окажут столько терпения,
чтоб, когда отеческое сердце наше приходит в волнение, и чувства наши терзаются,
как говорит божественный Иеремия (14, 19), им без ожесточения принять сие о
них слово, и хотя несколько, если только могут, удержав язык, преклонить к нам
слух. И без сомнения, вы не потерпите ущерба. Или буду говорите в уши слышащих,
и тогда, слово принесет некоторый. плод, именно тот, что вы воспользуетесь словом,
потому что, хотя cеющий слово сеет в сердце каждого, однакоже плодоприносит
одно доброе и плодотворное сердце. Или пойдите от меня, смеясь и над сим словом,
находя в нем новый предмет к возражениям и злословию на меня, что доставит вам
еще большее удовольствие. Не подивитесь же, если скажу слово, и оно будет не
по вашему закону и странно для вас, которые слишком отважно и мужественно (боюсь
оскорбить, сказав: невежественно и дерзко) утверждаете о себе, что знаете все
и всему в состоянии научить.
Любомудрствовать о Боге можно не всякому, да не всякому. Это приобретается
не дешево и не пресмыкающимися по земле. Присовокуплю еще: можно любомудрствовать
нe всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед
кем, и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способны к
сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего
очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Для нечистаго же, может быть,
небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабаго зрения к солнечному лучу.
Когда же можно? — Когда бываем свободны от внешней тины и мятежа, когда владычественное
в нас не сливается с негодными и блуждающими образами, как красота письмен перемешанных
письменами худыми, или как благовоние мира смешаннаго с грязью. Ибо действительно
нужно упраздниться, чтоб разуметь Бога (Пс. 45 11), и егда приимем время, судить
о правоте Богословия (Пс. 74, 3). — Пред кем же можно? — Пред теми, которые
занимаются сим тщательно, а не наряду с прочим толкуют с удовольствием и об
этом после конских ристаний, зрелищ и песней, по удовлетворении чреву и тому.
что хуже чрева; ибо для последних составляет часть забавы и то, чтоб поспорить
о таких предметах и отличиться тонкостию возражений. О чем же должно любомудрствовать,
и в какой мере? — О том, что доступно для нас и в такой мере, до какой простираются
состояние и способность разумения в слушателе. Иначе, как превышающие меру звуки
или яства вредят одни слуху, другия телу, или, если угодно, как тяжести не по
силам вредны поднимающим, и сильные дожди — земле; так и слушатели утратят прежния
силы, если их, скажу так, обремените и подавите грузом трудных учений.
И я не то говорю, будто бы не всегда должно памятовать о Боге (да не нападают
на нас за это люди на все готовые и скорые!). Памятовать о Боге необходимее,
нежели дышать; и, если можно так выразитеся, кроме сего не должно и делать ничего
иного. И я один из одобряющих слово, которое повелевает поучатися день и
нощь (Псал, 1, 2), вечер и заутра, и полудне поведать (Псал. 54,
18), и благословлять Господа на всякое время (Псал. 33, 2). А если нужно
присовокупите и сказанное Моисеем; то лежа, и востая, и идый путем (Второз.
б, 7), и исправляющий другия дела должен памятовать о Боге, и сим памятованием
возводить себя к чистоте. Таким образом запрещаю не памятовать о Бог, но богословствовать
непрестанно; даже запрещаю не богословствование, как бы оно было делом не благочестивым,
но безвременность, и не преподавание учения, но несоблюдение меры. Мед, не смотря
на то, что он мед, если принят в излишестве и до пресыщения, производит рвоту.
И время всякой вещи, как рассуждаю с Cоломоном (Екклез. 3, 1). Даже прекрасное,
не прекрасно, если произведено вне порядка; как, например, совершенно неприличны
цветы зимою, мужской наряд на женщине и женский — на мужчине, геометрия во время
плача, и слезы на пиру. Ужели же ни во что будем ставите время единственно там,
где всего боле надобно уважать благовременность? — Нет, друзья и братия (все
еще называю вас братьями, хотя ведете себя и не по братски)! Не так будем разсуждать,
не побежим далее цели, как горячие и неудержимые кони, сбросив с себя всадника
— разум, и отринув добрую узду — благоговение, но станем любомудрствовать, не
выступая из назначенных Христианину пределов, не будем переселяться в Египет,
не дадим уввлекать себя к Ассириянам, не воспоем песнь Господню на земли
чуждей (Пс. 136, 4), т.е. вслух всякому, и стороннему и нашему, и врагу
и другу, и благонамеренному и злонамеренному, который чрез мкру тщательно наблюдает
за вами, и желал бы, чтобы в нас каждая искра худаго обратилась в пламя, сам
тайно ее возжигает, раздувает, воздымает своим дыханием к небу, выше попаляющего
все окрест себя Вавилонскаго пламени. Поелику в собственных своих учениях не
находят они для себя подкрепления; то ищут его в том, что слабо у нас. А потому,
как мухи на раны, нападают на наши (как назвать это?) неудачи или погрешности.
Но не будем доле оставаться в неведении о себе самих и не уважать приличия
в таких предметах. Напротив того если невозможно истребить вражды, по крайней
мере согласимся в том, чтоб о таинственном говорить таинственно, и о святом
— свято. Пред имеющими оскверненный слух не станем повергать того, о чем не
должно всем разглашать. Не попустим, чтоб, в сравнении с нами, оказались достойными
большаго почтения покланяющиеся бесам, cлyжитeли срамных басен и вещей; потому
что и они скорее прольют кровь свою, нежели откроют учение свое непосвященным.
Будем знать, что есть некоторое благоприличиe, как в одежде, пище, cмеxe и походке,
так и в слове. и молчании; тем паче, что мы, кроме, других наименований и сил,
чтим в Боге и Слово.
Самыя состязания да будут у нас подчинены законам. О рождении Бога, о сотворении,
о Боге из не-сущих, о сечении, делении и разрешении для чего слушать тому, кто
слушает cиe неприязненно? для чего обвинителей делаем судиями? даем меч в руки
врагам? Как и с какими, думаешь ты, понятиями примет слово о сем тот, кто одобряет
прелюбодеяния и деторастление, кто склоняется страстям и не может ничего представить
выше телеснаго, кто вчера и за день творил себе богов, богов отличающихся делами
самыми постыдными? Не с понятиями ли (к каким он привык) грубыми, срамными невежественными?
И богословия твоего не сделает ли он поборником собственных своих богов и страстей?
Если мы сами употребляем такия речения во зло; то еще труднее убедить противников
нашнх, чтоб любомудрствовали, как следовало бы нам. Если мы сами у себя обретатели
злых — (Рим. 1, 30) то как им не коснуться того, что действительно в нас
есть? Вот следствия нашей междуусобной брани! Вот польза от подвизающихся за
слово более, нежели угодно Слову, и от подвергающихся одной участи с лишенными
ума, которые зажигают собственный свой дом, или терзают детей, или гонят от
себя родителей, почитая их чужими!
Но отлучив от слова чуждое, и многочисленный легион, поступивший во глубину,
послав в стадо свиней, обратимся к себе самим (что составляет второй предмет
нашего слова), и как изваяние изсечем богослова во всей красоте. Прежде же всего
размыслим о том, что значит такое ревнование о слове и эта болезнь языка? что
за новый недуг, что за ненасытимость? для чего, связав руки, вооружили мы язык?
Не хвалим ни страннолюбия, ни братолюбия, ни любви супружеской, ни девства;
не дивимся ни питанию нищих, ни псалмопению, ни всенощному стоянию, ни слезам;
не изнуряем тела постами, не преселяемся к Богу молитвою, не подчиняем (как
правильно разсуждающие о своем составе) худшаго лучшему, то есть персти духу;
не обращаем жизни в помышлене о смерти; помня о горнем благородстве, не удерживаем
за собою владычества над страстями; не укрощаем в себе ни ярости, делающей надменными
и зверскими, ни унижающаго превозношения, ни безразсудной скорби, ни необузданнаго
сладострастия, ни блудническаго смеха, ни наглаго взора, ни ненасытнаго слуха,
ни неумеренной говорливости, ни превратнаго образа, мыслей, ни всего, что против
нас у нас же самих берет лукавый, вводящий, как говорите Писание, смерть сквозь
окно (Иер. 9, 21), то есть чрез чувства. У нас все напротив. Как цари даруют
пощаду после победы, так мы даем свободу страстям других, если только поблажают
нам, и дерзостнее или нечестивее устремляются против Бога; и за недоброе воздаем
худою наградою, за нечестие — своевольством.
Но вопрошу тя мало, совопросник и вещий муж, ты же ми отвещай, говорит
Иову Вещавший сквозь бурю и облаки (Иов. 38, 1-3). Что слышишь: много у Бога
обителей, или одна? — Без сомнения согласишься, что много, а не одна? Все ли
они должны наполниться? или одни наполнятся, а другия нет, но останутся пустыми,
и приготовлены напрасно? — Конечно все; потому что у Бога ничего не бывает напрасно.
— Но можешь ли сказать, что разумеешь под таковою обителью: тамошнее ли упокоение
и славу уготованную блаженным, или что другое? — Не другое что, а это. Но согласившись
в сем, разсмотрим еще следующее. Есть ли что-нибудь такое, как я полагаю, что
доставляло бы нам cии обители; или нет ничего такого? — Непременно есть нечто.
Что же такое? — Есть разные роды жизни и избрания, и ведут к той или другой
обители по мере веры, почему и называются у нас путями. — И так всеми ли путями,
или некоторыми из них должно идти? — Если возможно, пусть один идет всеми. А
если нет, то, сколько может, большим числом путей. Если же и того нельзя; то
некоторыми. Но если и сие невозможно, то примется в уважение, как мне по крайней
мере кажется, когда кто-нибудь и одним пойдет преимущественно. Правильно разумеешь
cие. Посему что же, по твоему мнению, означается словом, когда слышишь, что
путь один и притом тесен? — Путь один относительно к добродетели: потому что
и она одна, хотя и делится на многие виды. Тесен же он по причине трудов, и
потому что для многих, непроходим, а именно для великаго числа противников,
для всех, которые идут путем порока. Так и я думаю. — Но если сие справедливо;
то почему же, наилучший, как будто уличив наше учение в какой-то скудости, оставили
вы все прочие пути, а стремитесь и поспешаете на этот один путь, на путь, как
вам представляется разума н умозрения, а как я скажу, — пустословия. и мечтательности?
Да вразумит вас Павел, который, по исчислении дарований, сильно упрекает за
сие говоря: еда вcи апостоли? еда вcи пророцы? и так далее (1 Кор. 12,
29).
Положим, что ты высок, выше самых высоких, а если угодно, выше и облаков; положим,
что ты зритель незримаго, слышатель неизреченнаго, восхищен как Илия, удостоен
богоявления, как Моисей, небесен как Павел. Для чего же и других, не больше
как в один день, делаешь святыми, производишь в богословы, и как бы вдыхаешь
в них ученость, и составляешь многия сонмища, научившихся книжников ? Для чего
окутываешь паутинными тканями тех, которые наиболее немощны, как будто это,
дело мудрое и великое? Для чего против в веры возбуждаешь шершней? Для что распложаешь
против нас состязателей, как в древности баснословие — гигантов? Для чего, сколько
есть между мужами легкомысленных И недостойных имени мужа, собрав всех, как
сор в одну яму, и своим ласкательством сделав их, еще женоподобнее, построил
ты у себя новую рабочую, н не без разума извлекаешь, для себя пользу из их неразумия?
Ты возражаешь и против сего? У тебяе нет другаго занятия? Языку твоему необходимо
должно господствовать? Ты не можешь остановить болезней рождения и не разродиться
словом? Но много есть для тебя других обильных предметов. На них обрати с пользою
недуг сей. Рази Пифагорово молчание, Орфеевы бобы, и эту надутую поговорку новых
времен: сам сказал. Рази Платоновы идеи, преселения и круговращения наших душ,
припамятование и вовсе непрекрасную любовь к душе ради прекраснаго тела; рази
Епикурово безбожие, его атомы и чуждое любомудрия удовольствие; рази Аристотелев
немногообъемлющий Промысл, в одной искусственности состоящую самостоятельность
вещей, смертныя суждения о душе и человеческий взгляд на высшия учения; рази
надменность стоиков, прожорство и шутовства циников. Рази пустоту н полноту,
и те бредни, какия есть о богах или жертвах, об идолах, и демонах, благотворных
и злотворных, какия разглашаются о прорицалищах, о вызывании богов и душ, о
силе звезд.
А если ты не удостаиваешь cие и словом, как маловажное и многократно опровергнутое,
хочешь заняться своим предметом. и в нем ищещь пищи любочестию; то и здесь укажу
тебе широкиe пути. Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе, о душе, о разумных
— добрых и злых природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях.
Касательно этого и успеть в своих изследованиях не безполезно, и не получить
успеха не опасно. О Боге же будем разсуждать теперь не много, но в скором времени,
может быть, совершеннее, о самом Христе, Господе нашем. Которому слава во веки,
аминь.
Источник:
Творения иже во святых отца нашего
Григория Богослова,
архиепископа Константинопольскаго.
Том I. сс.385-391
|