ЗАПИСИ
К оглавлению
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Беседа о Католичестве и Православии (С юношей
М. no просьбе его отца)
Понимание
вещей дается очищенному сердцу, и это понимание вырастает по мере
нашего духовного роста. Но сейчас я буду говорить, главным образом,
о католическом официальном учении в Церкви.
Для начала
же хочу сказать, что, несмотря на все различия с нашей Православной
Церковью, в Католической Церкви были великие святые, и есть настоящая
вера и в служителях Церкви, и в отдельных людях. Мы же, несмотря
на полноту Истины, которою обладает наша Православная Церковь, во
многом недостойны Ее и должны учиться у тех же католиков — их церковной
и педагогической работе, хотя бы.
Не надо
также забывать, что, в самом центральном, в самом основном, что
составляет сущность христианства, мы с католиками объединены, несмотря
на все наши различия. Это основное — вера в святую Троицу и в Христа
как Богочеловека.
Что же
в Католической Церкви является искажением Истины, в чем она отошла
от полноты христианского вероучения?
Различия
формальные: Filioque. Ватиканский догмат о примате и непогрешимости
Папы, Immaculata conceptio (догмат о непорочном зачатии Божией Матери),
чистилище, индульгенции, учение о человеке.
Корни этого
различия: «Латинство», унаследованное от формально и юридически
мыслящего древнего Рима, с его идеей «ordo» — прежде всего. Эта
идея порядка, единовластное юридическое понимание структуры общества
отразилось прежде всего на том, что нас с католиками больше всего
разделяет — на учении о Церкви.
В католичестве
Церковь мистически обоснована и переживается верующими прежде всего
как организация, а не как Организм. Организация во главе с Папой—монархом.
Это учение, введенное в III веке, и догмат о примате и непогрешимости
Папы как Викария Христа (утвержденный на Ватиканском Соборе в 1870
г. ), абсолютно чужды букве и духу Евангелия. Все евангельские тексты
относятся к первенству Ал. Петра среди Апостолов. Епископом он никогда
не был. И никакой связи между первенством Петра в апостольские времена
и первенством и непогрешимостью Папы в католической церкви во все
последующие века нет.
Исторически
же власть Папы возникла вследствие первенственного места Римского
Епископа как Епископа столицы Римской Империя. Это первенство чести,
а не власти. Римский Епископ мог бы считаться первым среди равных
(primus inter pares), т. е. среди других епископов. Таким же, и
с большим основанием, мог бы быть и Епископ Иерусалимский.
Сила власти,
стройность структуры, рациональная ясность в богословии, юридизм
в морали и церковных правилах, могущество Рима — все это создавалось
и создается за счет соборной природы Церкви, где внутренняя свобода
и любовь являются основными созидательными силами Церкви.
Такое формально-юридическое
понимание далеко от евангельского первохристианского и православного
учения о Церкви как Организме, где соборное начало не отрицает иерархической
структуры Церкви, но дает этой структуре надлежащее, а не первенствующее
место.
Конечно,
у нас в Православной Церкви много «нестроений», которые почти немыслимы
в католичестве, где централизация власти в руках Папы (через голову
епископов) делает такие «нестроения» почти невозможными.
Но не надо
забывать, что «нестроения» были и в древней Церкви и что побеждались
они не через подчинение авторитету Римского первосвященника, а изживались
и изживаются изнутри. И такое повиновение авторитету бывает часто
внешним подчинением, не означающим внутреннего единства. Надо заметить,
что многие католики и даже католические богословы часто внутренне
не принимают это формально—юридическое подчинение Церкви.
Католическое
учение об Immaculata conceplio Божией Матери, принятое Католической
Церковью в 1845 г. , лишает Ее, а также самого Христа полноты человеческой
природы. По православному учению, согласному с Евангелием, Божья
Матерь имела по своей природе и рождению человеческое естество,
но не имела личного греха. Приписывая Божией Матери сверхнатуральное
рождение и изымая Ее этим их всего человеческого рода. Католическая
Церковь этим самым не признает в Христе Богочеловечества, т. е.
искажает самую сущность христианства.
Filioque
— было прибавлено в 589 году к Символу Веры в местной церкви в Toledo
(Испания). Император Карл Великий своим авторитетом ввел эту прибавку
в Риме — только в XI веке. Эта прибавка была внесена в католический
Символ Веры, без созыва Вселенского Собора, что противоречит всем
правилам Церкви, т. к. всякое добавление к Символу Веры может быть
сделано только Вселенским Собором.
Этот догмат
Католической Церкви против слова Божия, т. к. Ап. Иоанн (15, 26)
приводит слова Христа: «Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю
вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать
о Мне».
Таким образом,
мы видим, в главных чертах, что именно Православная Церковь сохранила
неизменно и полностью чистоту Христова учения.
|