ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
Полное собрание сочинений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати
томах.
ТОМ ВТОРОЙ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
КНИГА ПЕРВАЯ.
I. Беседы к Антиохийскому народу о статуях.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Чудесная красота и разнообразие св. Писания. - Даже наималейшие
изречения в нем драгоценны. - Объяснение текста: "Употребляй немного вина,
ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. V, 23). - Добродетели
Тимофея. - Чем более святые достигают заслуг, тем более страдают. - Позволение
употреблять немного вина. - В бедствиях святых более обнаруживается могущество
Бога. - Почему Бог допускает святых страдать и подвергаться различным бедствиям?
Почему Бог отдал тело Иова во власть дьявола? - Наши отношения ограничены пределами
настоящей жизни. - Увещание к богохульникам об исправлении.
БЕСЕДА ВТОРАЯ. Скорбь проповедника о совершившемся в Антиохии безумном мятеже,
во время которого низвергнуты были царские статуи. - Бедственное состояние жителей
города. - Христианин должен все сносить с надеждой на будущее. - Против богохульников.
- В чем состоит истинное богатство. - Похвала и награда гостеприимству. - Плоды
милостыни. - Непрочность богатства. - Бедность для тех, кто благоразумно сносит
ее, есть великое богатство. - Об истине св. евхаристии.
БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Об отправлении епископа Флавиана ходатайствовать пред императором
о помиловании несчастного города. - В чем состоит истинный пост. - Бог хочет,
чтобы люди сами к Нему прибегали. - Бесполезность поста, если мы не воздерживаемся
от пороков. - Описание настоящего бедствия. - Частые землетрясения в Антиохии.
- Нравственное увещание.
БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Увещание к народу о терпении. - Пример праведного Иова и
трех отроков. - О воздержании от клятв. - Плоды скорбей. - Бедствие, как причина
перемены к лучшему. - Поклонение персов огню как Богу. - Нравственное увещание.
БЕСЕДА ПЯТАЯ. Терпение Иова - основа его славы. - Бедствия настоящей жизни
- ничто. - Единственное истинное бедствие есть грех. - Нужно бояться не смерти,
а оскорбления своими грехами Спасителя. - Чистая совесть не страшится смерти.
- Покаяние утишает гнев Божий. - Покаяние ниневитян. - Нужно воздерживаться от
клятвы.
БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Власти отвращают от преступления внушаемым ими страхом. - Церковь
утешает тех, кто были устрашены властями. - Различные побуждения к утешению жителей
Антиохии: прежние и теперешние невзгоды достаточны для божественного милосердия.
Бог уже показал знаки своего покровительства: препятствия, замедлившие прибытие
царских уполномоченных. - Милость императора по случаю праздника Пасхи. - Не должно
бояться смерти; должно бояться греха. - Лазарь и бессердечный богач. Три отрока
в пещи огненной. - Увещание не клясться.
БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Нужно скорбеть только о грехе. - На слова: В начале сотворил
Бог небо и землю. - Адам, где еси? - В них заключается много утешения. - Нужно
отстать от привычки клясться.
БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Св. Писание есть неиссякаемый источник утешения. - Преимущества,
какие оно доставляет людям. - На слова: Бог ходил вечером по раю. - Страх Адама;
страх грешника вообще. - Увещание к добродетели. - Должно воздерживаться от клятвы.
БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. Любовь проповедника к жителям Антиохии. - Поздравление им
с их преуспеянием в добре. - Сожаление, что многие пренебрегают священными словами.
- Почему св. Писание явилось так поздно? - Красота творения. - Звезды. - Ночь
и день. - Порядок времен, земля и стихии, солнце - все это поведует всемогущество
и премудрость Творца. - Должно воздерживаться от клятвы.
БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Великая польза от слушания слова Божия. - Чудеса творения.
- Представляемое ими изумительное разнообразие. - Неизвинительность язычников
в том, что они боготворили вселенную. - Должно воздерживаться от клятвы.
БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ. Милость и прощение жителей Антиохии. - Чудеса творения.
- Тело человеческое. - Глаза. - Уши. - Мозг. - Сердце. - Превосходство человека
над животными. - Польза, какую человек получает от разных видов животных. - Должно
воздерживаться от клятвы и готовиться достойно отпраздновать праздник Пасхи.
БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ. Благодатное действие прощения оскорблений, нанесенных
императору. - О том, что Бог проявляется в творении. - Творя человека, Бог вложил
в его сердце начала естественного закона. - Тщательно должно избегать клятвы.
БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ. Поздравление народу по поводу того, что он избавился от
своей тревоги и что после бури наступила тишина. - Возвращение к прежнему предмету.
- Естественный закон, совесть и другие средства, которыми пользуется божественная
благость для приведения нас к добродетели. - Дурная привычка антиохийцев - клясться
при общественных и частных делах. - Радость об исправлении некоторых от этой привычки,
но желательно было бы полное избавление от нее. - Увещание к исправлению.
БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. Новый тревожный слух после успокоения. - Неосновательность
его и благодарение Богу за отвращение угрожавшей бури. - Продолжение прежнего
предмета о клятвах. - Гибельность клятвы, доказываемая примером Ирода, который
для исполнения своей безумной клятвы погубил Иоанна Крестителя. - Даже клятва
частного лица причиняет много неудобств, а клятва государя может сделаться истинным
бедствием для целого народа. - Пример неразумных клятв Саула и Иеффая. - Зло,
причиненное царем Седекией иудейскому народу чрез нарушение клятвы в верности
Навуходоносору. Как все воздерживались от бань во исполнение запрещения, наложенного
Феодосием, так все должны исполнять и повеление Спасителя о непозволительности
клятвы. - В Антиохии впервые последователи Христа стали называться христианами;
поэтому ей следует быть и первым городом, изгоняющим всякое богохульство.
БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ. Полезность страха. - Он больше приносит пользы, чем веселость.
- Толкование на текст из книги Иис. Сираха IX, 18. - Средства обеспечения нас
от опасностей мира сего. - Клясться хуже чем убивать. - Увещание о том, чтобы
верные избегали клятв.
БЕСЕДА ШЕСТНАДЦАТАЯ. Страх жителей Антиохии при слухе о прибытии в их город
воинов и успокоение их правителем. - Обличение этой слабости, недостойной христиан.
- Продолжение беседы о клятве. - Узы ап. Павла и их поучительность. - Христианин,
подобно ап. Павлу, должен любить страдания, ведущие его к славе вечной жизни.
По поводу третьей недели великого поста проповедник увещевает слушателей не столько
высчитывать количество протекшего времени, сколько сумму своего преуспеяния в
добродетели и особенно в борьбе с дурной привычкой клясться.
БЕСЕДА СЕМНАДЦАТАЯ. Благодарение Богу за отвращение угрожавшего Антиохии бедствия
и похвала ревности иноков и отшельников, ходатайствовавших о помиловании города.
- Равнодушие языческих философов к бедствию города и превосходство христианской
любви. Утешение народу по случаю лишения Антиохии некоторых прав и преимуществ.
- Истинная слава города должна быть не во внешних преимуществах, а во внутренних
добродетелях его жителей. - Антиохия славна тем, что в ней впервые верные получили
имя христиан, она щедро помогала Иерусалиму во время голода и отвергла заблуждения,
которые хотели распространить иудеи. - Такие преимущества неотъемлимы у нее. -
Увещание к поддержанию благочестия и религиозности.
БЕСЕДА ВОСЕМНАДЦАТАЯ. Порицание тех, которые чрезмерно радовались тому, что
прошла половина великого поста. - Нужно радоваться степени достигнутой за это
время духовного преуспеяния. - Объяснение слов ап. Павла: "Радуйтесь всегда".
Доказательства того, что ни богатства, ни почести, ни здоровье, ни все земные
блага не могут дать чистой и истинной радости. - Такая радость принадлежит только
христианину, пребывающему верным закону Господню. - Скорбь апостола и превосходство
этой скорби над всеми удовольствиями мира сего, потому что она находит себе неиссякаемое
утешение в надежде на жизнь вечную. - Обличение жителям Антиохии за то, что они
стали уже предаваться играм и удовольствиям, хотя начальники их еще находились
в темнице.
БЕСЕДА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ. Похвала мученикам по случаю перенесения их мощей. -
Похвала их вере и простоте. - Превосходство их неведения над всеми познаниями
древних философов. Объяснение богохульства и привычки клясться. - Печальные последствия
этой дурной привычки. - Бедствия, навлеченные на народ клятвой царя Седекии. -
Необходимость усилий в деле исправления. - Выражение надежды, что Антиохия совершенно
избавится от греховной привычки клятвы и клятвопреступничества.
БЕСЕДА ДВАДЦАТАЯ. Недостаточность сорокодневного пощения для надлежащего приготовления
к пасхальному причащению. - Прежде и более всего необходима добродетель. - Увещание
забывать обиды. - Мщение за обиды мучит людей раньше огня адского. - Не должно
клясться. - О тех, которые еще не исправились от этой дурной привычки.
БЕСЕДА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ. О возвращении епископа Флавиана и о прощении, данном
императором городу Антиохии. - Ходатайственная речь епископа Флавиана пред императором
и ответ Феодосия. Наставление антиохийцам о том, как жить и вести себя в будущем.
II. Слова огласительные.
СЛОВО ПЕРВОЕ. К готовящимся к крещению. - Похвала усердию и благоговению сподобившихся
крещения. - Различные наименования крещения - баня, возрождение, просвещение и
другие. - Отличие крещения от омовений ветхого завета. - Крещение в отличие от
них омывает душу, а не тело. - Крещение очищает нас от грехов. - О покаянии после
крещения. - Увещание к удалению от грехов, особенно грехов языка, клятвы и клятвопреступления.
СЛОВО ВТОРОЕ. Преимущества, даваемые св. крещением. Крещенный называется верным,
потому что он верует в Бога и Бог дает ему чистоту и святость души, усыновление
и царство небесное. - Обязанности, налагаемые крещением. - Смысл слов: "отрекаюсь
от сатаны". Нужно отрекаться не только от сатаны, но и от всех его обольщений,
как театр, цирк, суеверное наблюдение дней, чары и тому подобные мерзости, которых
должен избегать человек, воспринявший учение Иисуса Христа.
III. Беседы о бессилии дьявола.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Похвала усердию слушателей даже к продолжительным беседам.
- О божественном промышлении. - Не Бог лишает нас своих даров, а мы сами теряем
их. - Мы получили лучший из даров - вечное блаженство. - Бог всегда печется о
нашем благе. - Пример этого - смешение языков, которое также послужило ко благу
людей. - О нравственном и физическом зле, различие между ними: последнее служит
лекарством для первого. - Что сделали бы дьяволы, если бы мир был предоставлен
им. - Почему из двух злых людей один наказывается, а другой нет? Увещание о том,
что не должно обвинять Промысл Божий.
БЕСЕДА ВТОРАЯ. Приветствие епископу Флавиану, присутствовавшему при беседе.
- Возвращение к прежнему предмету. - Почему не был уничтожен дьявол? - Уничтожение
дьявола уменьшило бы заслугу христиан. - Злоба происходит не от природы, а от
злого употребления, какое человек делает из своей свободы. - Между тем как все
служит в пользу человеку благонамеренному, все вредит тому, кто не хочет добра.
- Последний злоупотребляет всем - творением, своим телом, крестом, апостольской
проповедью. - Сам Иисус Христос, будучи светом миру, ослепляет немощные души.
- Нужно постоянно бодрствовать над собою - в молодости ли, в старости ли. - Различные
способы покаяния.
БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Два класса людей: одни слушали беседу о лукавстве дьявола,
а другие в это же время находились в театре, чтобы услаждаться соблазнами дьявола.
- От чего происходит это различие? - От воли тех и других, потому что только воля
делает нас или добродетельными или порочными. - Если будем иметь добрую волю,
то даже дьявол вместо того, чтобы вредить, будет служить нам. - Вот почему Бог
не уничтожил дьявола и почему Он допускает совместно жить и добрым и злым. - Следовательно
только воля наша делает нас виновными, и эта истина доказывается притчей о десяти
девах, покаянием ниневитян, падением Адама и торжеством Иова. Заключительное увещание.
IV. Беседы о покаянии.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Любовь проповедника к своим слушателям. - Отчаяние и небрежение
одинаково опасны. - От этих двух недостатков погибли сатана и Иуда. Смиренное
упование спасло ап. Павла, мытаря, ниневитян. - В коринфском блуднике ап. Павел
более опасается отчаяния, чем самого греха. - Дальнейшее развитие этой мысли и
подтверждение ее историй блудного сына.
БЕСЕДА ВТОРАЯ. Не должно отчаяваться грешнику. - Если Каин не получил прощения,
то это за отчаяние. - Если Давид получил прощение, то это за свое упование и за
исполнение того, что сказал ему пророк. - Исповедать свой грех - первый путь покаяния.
- Пример Ахава в деле Навуфеева виноградника. - Иона и ниневитяне. - Третий путь
покаяния - смирение. - Пример фарисея и мытаря. - Смирение ап. Павла. - Увещание
к слушателям.
БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Обзор предыдущей беседы о трех путях покаяния. - Путь четвертый
- милостыня. - Объяснение притчи о десяти девах. - Без масла человеколюбия девство
не может открыть неба. - Сила милостыни. - Она будет защитой делателей ее в день
судный. - Продолжение притчи о десяти девах. - Трудность девства, неизвестного
древним. - Обобщение и заключение.
БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Утешительность покаяния. - Пример других как ободрение нам
в деле покаяния. - Легкость делания добродетели в бедствии и трудность его в благоденствии.
- Святые не унывают в несчастии, не надмеваются в счастии. - Христиане должны
искать себе убежища не у людей, а в недрах Божиих. - Если Бог попускает нам часто
страдать, то это для того, чтобы побудить нас прибегать к Нему.
БЕСЕДА ПЯТАЯ. Пост собирает нас в доме Божием и приводит нас в объятия нашей
матери Церкви. - Он отгоняет демонов, поддерживает добродетель отшельников, приводит
Моисея и Илию в присутствие Божие. - Пренебрежением к посту навлекается смертный
приговор, чрез соблюдение его отменяется этот приговор. - Пример ниневитян. -
Трехдневный пост спас их. - Покаяние очищает грехи в продолжительное время. -
Пример ап. Петра. - Постом Даниил избавился от львов и три отрока от пещи огненной.
- Пост полезен даже для здоровья. - Заключение.
БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Вступительные замечания по поводу многочисленности собрания.
- Пост не приносит пользы тем, которые, воздерживаясь от пищи, не воздерживаются
в то же время от греха. - Бесполезно поститься и в то же время посещать зрелища.
- Слово против зрелищ. - Пребывание в театре - влечет за собою прелюбодеяние.
- Объяснение изречения: кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал
с нею в сердце своем. - Кажущаяся трудность этого изречения. - Бог не требует
ничего невозможного. - И ветхий и новый закон происходят от одного и того же Законодателя.
- Доказательство этого у пр. Иеремии. - В нагорной проповеди сопоставляются законы
ветхого и нового завета, чтобы показать, что они не противоречат между собою,
а дополняют друг друга.
БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Покаяние, как целебное средство для греха. - Чудесное долготерпение
Божие к грешникам, доказываемое тем, что от худого корени могут иногда происходить
добрые плоды. - Пример Иова, происшедшего от Исава. - Причина долготерпения к
грешникам заключается в надежде на их исправление. - Ко благу всех Бог бывает
часто снисходителен к грешнику и строг к праведнику. - Покаяние достигается не
продолжительностью времени, а расположением сердца. - Человек медлителен к созиданию,
скор к разрушению, - что противно Богу. - Бог семь дней назначил для разрушения
Иерихона. - О Рааве, как покаявшейся грешнице и сделавшейся прообразом Церкви.
- Грехом порождается скорбь, а скорбью разрушается грех. - Кто дает бедному, тот
одолжает этим Бога.
БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. Подобно Ноеву ковчегу, церковь принимает в свои недра коршунов,
волков и змей; но в то время, как ковчег выпустил их такими же, как и принял,
церковь преобразует их покаянием в голубей, овец, агнцев. - Покаяние принесет
пользу и тому, кто всю свою жизнь проводил в грехе. - Милосердие Божие безгранично.
- Греховность человека исчезает в милосердии Божием, как искра в море. - Не должно
стыдиться прибегать к церкви с покаянием. - Стыдиться нужно только греха. - Дьявол
внушает нам дерзость к греху и стыд к покаянию. - Доказательство этой истины в
св. Писании. - Объяснение первой главы из книги пророка Исаии.
БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. О необходимости добрых дел. - Опровержение возражений о трудности
этих дел среди суеты мира сего. - Увещание к посещению церкви и к благоговейному
пребыванию в ней во время совершения страшных Таин Христовых. - Напоминание о
кончине мира. - Необходимость совершения добрых дел и покаяния на земле, потому
что по окончании настоящей жизни закончится возможность для них.
Похвальные беседы
на праздники Господа нашего Иисуса Христа и Его святых.
V. Беседа в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
О времени установления праздника Рождества Христова. - Тайна Рождества Христова.
- Укрепление верующих против издевательств язычников. - Обличение злоупотребления
при св. причащении. - К св. тайнам должно приступать с благоговением и благоприличием.
- Величие и святость этого таинства.
VI. Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении.
Увещание народу о посещении церкви. - О двояком явлении Иисуса Христа: о Его
явлении волхвам и о будущем последнем пришествии, когда Он явится во славе своей.
- Чудесное сохранение крещенской воды от порчи. - Различие между крещением иудейским
и христианским, между крещением Иоанна Предтечи и Господа Христа. - Объяснение
того, как Христос исполнил всякую правду. - Увещание к народу о том, что к св.
причащению должно приступать с благоговением и страхом.
VII. О предательстве Иуды.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Вопрос о злополучии Иуды и тех, кто гонят праведников. - Несчастны
не те, кого гонят, а те, кто гонят, потому что гонения первым открывают двери
рая, а последним врата ада. - Посему гонимые должны молиться о гонящих. - Изложение
истории предательства Иуды. - Необходимость и всем нам беречься того, чтобы не
впасть в грех этого апостола. - Дело Иуды и женщины-грешницы, как доказательство
свободы воли. - Тайная вечеря и пасха иудейская. - Установление таинства евхаристии.
- Прощение обид, как одно из лучших средств приготовления к св. причащению.
БЕСЕДА ВТОРАЯ. Изложение мысли, что должно оплакивать не тех, кто страдают,
а тех, которые причиняют страдания другим. - Почему нужно молиться о врагах своих,
а не проклинать их. - Изложение обстоятельств предательства Иуды. - Подробности
Тайной Вечери и установления св. Евхаристии. - Сравнение пасхи христианской с
пасхой иудейской. - Невозможность совершения последней после рассеяния народа.
- Увещание к народу приступать к св. причащению с благопристойностью и благоговением.
VIII. О кладбище и кресте.
О названии кладбища и о кресте Господа и Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа.
- Причина произнесения беседы вне города. - О том, как Христос победил смерть.
- Чем победил дьявол, тем и сам побежден был. - Победа эта без нашего труда. -
Почему разодралась завеса в храме? - О том, как должно приступать к св. причащению.
- Призывание Св. Духа.
IX. О кресте и разбойнике.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Прославление св. креста. - Он есть жертвенник, на котором Господь
Иисус Христос совершил свою жертву, и открывает нам небо. - Все наше счастье происходит
от креста. - Он есть ключ, открывающий нам двери рая. - Первый вошел в эти двери
добрый разбойник. - Пример этого разбойника, как поощрение дерзновению веры. -
Крест, который явится в последний день несомый ангелами и архангелами. Необходимость
молиться за врагов в подражание Христу-Спасителю и в послушание поучений св. ап.
Павла, тем более, что и в ветхом завете, где менее изобиловала благодать, Моисей,
Давид и Самуил молились за врагов. - Мы должны следовать по их стопам.
БЕСЕДА ВТОРАЯ. Прославление св. креста. - Вытекающие от него блага. - Почему
Иисус Христос, жертва нового завета, был заклан вне стен Иерусалима? - Добрый
разбойник. - Изъяснение сказанных им слов на кресте. - Великая награда за славное
исповедание веры. - Иисус Христос в последний день явится со Своим крестом. -
Увещание верующим прощать своих врагов. - Указание на пример Господа Христа и
святых праведников как в ветхом, так и в новом завете.
X. О воскресении мертвых.
Истина воскресения мертвых. - Доказательства ее. - Учением о Промысле Божием.
- О способе направлять свою жизнь согласно с волей Божией. - Христиане должны
сносить страдания, имея в виду вечное блаженство. - Награды, предстоящие добродетельным
людям в будущей жизни. - Объяснение нескольких относящихся сюда текстов. - О тленности
земных благ. - Обличение заблуждения манихеев и доказательство того, что тело
и природа человеческие не суть зло сами по себе. - Пояснение истины воскресения.
XI. Против упивающихся и о воскресении.
Истинный пост состоит в воздержании от греха. - Все могут содержать такой
пост и этому не может не препятствовать слабость здоровья. - Изображение упившегося
человека, который хуже бесноватого. - Объяснение текста: "Не упивайтесь вином,
от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом" (Ефес. V, 18). Есть
следовательно упоение духовное. - День воскресения Христова - общая радость на
небе и на земле. - Возможность для всех участвовать в этой радости. - Род человеческий
умер в Адаме и воскрес в Иисусе Христе. - Развитие этой истины. - Увещание к новокрещенным
избегать даже и того, что может казаться безразличным, как смех, нескромные взгляды,
- что может повесть и к дальнейшим порокам.
XII. О вознесении.
Объяснение цели и значения праздника. - Это есть примирение человека с Богом,
примирение, посредником которого явился Иисус Христос. - В вознесении природа
человеческая поставлена превыше небес. - Чтобы понять это необычайное возвышение
нашего естества, необходимо видеть, как она была унижена. - Ангелы страдали вследствие
нашего падения и потому возликовали при виде того, как наш Избавитель родился
и затем вознесся на небо. - Явление ангелов-утешителей осиротелым апостолам. -
Верные, как богатые, так и бедные должны обращать свои взоры к небу в ожидании
возвращения Спасителя и своею доброю жизнью удостоиться того, чтобы быть превознесенными
с Иисусом Христом, когда Он придет судить живых и мертвых.
XIII. О Пятидесятнице.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Необходимость непрерывного празднества в церкви Христовой.
- В ветхом завете было три праздника в году. - Для христиан все дни должны быть
посвящены Богу. - Поэтому кто из них является в церковь только по великим праздникам,
оказывается неверным своему призванию. - Ап. Павел показывает, в чем должно состоять
это непрерывное празднество (1 Кор. V, 8). - Дар Духа Святого есть дар примирения.
- Вот почему Он сошел только после того, как прославлен был Иисус Христос, т.
е. изгладил наши грехи, препятствовавшие примирению. - Истина примирения и сошествия
Св. Духа, доказывается чудесами, которые совершали апостолы. - Ответ на возражение:
если чудеса служат доказательством присутствия Св. Духа, то значит Его нет в церкви
теперь, так как в ней не совершается чудес. - Если бы Св. Дух не обитал в церкви,
то в ней не было бы ни крещения, ни священства и других таинств. - Объяснение
того, почему Св. Дух сошел в день Пятидесятницы и в виде огненных языков. - Увещание
слушателям о богоугодной жизни.
БЕСЕДА ВТОРАЯ. Увещание слушателям радоваться по случаю праздника, который
есть главизна праздников. - В этот день мы получили исполнение обетования Сына
Божия. - Все благодатные дары мы получаем от Духа Святого. - Его Божественность
вопреки лжеучению македонян. - Объяснение того, почему Иисус Христос не тотчас
послал Св. Духа своим ученикам по вознесении и почему Св. Дух сошел в виде огненных
языков. - Необходимо украшать свои души всеми добродетелями, чтобы получить плоды,
приносимые Св. Духом. - Увещание к человеколюбию и обличение зависти. - Увещание
новокрещенным о том, чтобы сохраняли полученный ими дар благодати. |