|
Анри Каффарель
В присутствии Бога.
К оглавлению
2. В доме Господнем
Этьен и Сильвия, бездетная супружеская пара, оба врачи, пришли повидаться со мной
перед отъездом в далёкие джунгли, где в обществе лишь двух миссионеров им предстоит
посвятить себя новорождённой христианской общине. Они знают, что им придется нелегко,
и для того, чтобы держаться, им надо будем много молиться. Поэтому они попросили
меня еще раз напоследок побеседовать с ними о молитве, дать им совет о самом основном.
А прощаясь со мной, они очень просили меня, чтобы я изложил для них письменно
то, о чем я беседовал с ними.
Дорогие мои друзья! На протяжении веков дороги и тропинки Иудеи по многу раз в
году видели нескончаемые вереницы мужчин, женщин и детей, направлявшихся в Иерусалим.
Склоны иудейских гор круты, тенистые места встречаются нечасто, солнце печет немилосердно,
но ничто не могло воспрепятствовать благочестивым Иудеям являться на святую гору
- Сион.
Чувства, которые влекли их, которые поддерживали их мужество, нам известны: мы
находим их отголоски во многих псалмах, которые были для них дорожным припевом,
песней паломников. «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась
душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу
живому... Один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в
доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс 83). «Возрадовался
я, когда сказали мне: Пойдем в дом Господень» (Пс 121.1).
А вернувшись к себе, в час молитвы, будь то в доме или на поле, они обращались
лицом к Иерусалиму, чтобы воздать хвалу Вседержителю.
Такая страстная любовь к своей столице, такое благоговение к своему Храму, такая
верность на протяжении столетий могут иметь только одно-единственное объяснение:
Иерусалим был гораздо больше, чем столицей их царства - он был Градом Господним.
А Храм - местом пребывания Господа, где ты всегда можешь найти Его.
Найти Бога, встретить Его - самое глубокое стремление любого религиозного существа,
вот что то и дело приводило в движение эти толпы верующих, всех этих искателей
Бога, чью пламенную ревность раскрывают нам псалмы.
Пришел Христос. Он явил Свою любовь к Иерусалиму, Свое уважение к Дому Отца, но
в то же время Он провозгласил, что Храм Соломонов утратил свое значение, что он
должен исчезнуть. В час Его смерти ,на кресте завеса в храме разорвалась надвое,
как бы для того, чтобы лучше показать, что сей храм упразднен. Его заменит Храм
новый, нерушимый, «восставленный в три дня». Храм Его Мистического
Тела. Там, и только там, люди могут отныне обрести Бога.
Но вошедший в этот Храм, сам в свою очередь делается обиталищем Бога. Заверяет
нас в этом Сам Иисус: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой
возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14.23).
Изумительное откровение: Бог опустошил храм Соломона, чтобы прийти и поселиться
в душах Своих верных? -Да! Св. ап. Павел недвусмысленно говорит об этом: «Разве
не знаете, что вы храм Божий?» (1 Кор 3.16); «Мы храм Бога живого»
(2 Кор 6.16). И самое слово «храм», которое нам почти ничего не говорит,
принимало под пером Апостола, воспитанного в почитании и любви к Иерусалимской
святыне, полноту своего смысла. Заметим, кстати, что слово, переводимое в приведенных
текстах, как «храм», еще лучше было бы передать как «Святое
Святых», средоточие Храма, место Божественного Присутствия,
Итак, следовательно. Бог - в нас, в сердцевине нашего существа. Присутствующий,
живущий, любящий, действующий. Оттуда Он зовет нас; там Он ожидает нас, чтобы
соединиться с нами в любви.
... Бог там, но нас там нет. Наше существование протекает вне нас самих, или,
в лучшем случае, на периферии нашего существа, в области чувств, эмоций. воображения,
дискуссий... на окраинах души, туманных и беспокойных. И если нам случается вспомнить
Бога, пожелать с Ним встречи, то мы, уходя от самих себя, ищем Его во-вне, в то
время, как Он - внутри. Нам неведомы те тропы нашей души, которые бы привели нас
в крипту, сияющую в той глубине, где восседает Бог. Или же, если мы знаем их,
нам не хватает той отваги, которая устремляла пылавших верой Иудеев на пути ко
Святому Граду. Труднее ли прийти в центр самого себя, чем отправиться в Иерусалим?
Молиться - это покинуть те суматошные окраины нашего существа, где, как сказано,
мы обычно обитаем; это значит - сосредоточиться, собрать все свои способности
и погрузиться в непроглядную ночь в глубине нашей души. Там, на пороге святилища,
не остается ничего другого, как умолкнуть и напрячь внимание. Речь не идет о духовном
переживании, о внутреннем опыте: речь идет о вере : верить в Присутствие. Поклоняться
в безмолвии Троице живой. Жертвенно предать себя, открыться Ее бьющей ключом,
жизни. Прилепиться, приобщиться к Ее вечному Действию.
Понемногу, год за годом, острие нашего духовного существа, утончаемое благодатью,
сделается более восприимчивым к «дыханию Божию» в нас, к Духу любви.
Постепенно мы будем проникаться Божественной жизнью, и наша внешняя жизнь станет
тогда проявлением, «эпифанией» нашей внутренней жизни. Она станет
святой, ибо в глубине нашего существа мы будем тесно соединены со Святым Богом,
она будет изобиловать плодами, и реки воды живой будут истекать из нас, ибо мы
будем слиты воедино с Самим Источником Жизни.
Вот, дорогие друзья, совет «о самом основном», который вы просили.
Пусть он поможет вам в час молитвы в ваших далеких дебрях. Повторю его в нескольких
словах: творить молитву, это значит отправиться в паломничество ко внутреннему
святилищу, чтобы поклоняться там истинному Богу.
И если вы хотите, чтобы вся ваша жизнь стала единой беспрестанной молитвой, жизнью
в присутствии Бога. жизнью вместе с Богом, если вы хотите стать молитвенными душами,
научитесь на протяжении дня часто возвращаться в себя, чтобы поклониться Богу,
ожидающему вас. Для этого не требуется много времени, достаточно погрузиться на
мгновение в себя. и затем вы можете возвращаться к своим занятиям, к своим собеседникам,
но уже помолодевшими, освеженными, обновленными.
Один смиренный брат, послушник-кармелит XVII в., Лаврентий от Воскресения, который
достиг больших высот духовной жизни, любил повторять приходящим к нему за советом,
что нет более действенного средства к стяжанию постоянной молитвенной жизни, ведущей
к высокой святости, чем следующее: «Мы должны во время нашей работы
и других занятий, даже во время чтения или писания, хотя бы и духовного, скажу
больше: даже во время внешних актов благочестия и устных молитв, останавливаться
на краткое мгновение, так часто, как только мы это сможем, чтобы поклониться Богу
в глубине нашего сердца, ощутить Его, хотя бы мимоходом и как бы украдкой».
«Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы
Твоей» (Пс 25.8). Повторяя этот псалом, иудеи думали об Иерусалимском храме;
христианин же вспоминает свою душу, душу окрещенного.
|
|
|