Анри Каффарель
В присутствии Бога.
К оглавлению
"В проломе"
В самый разгар дневного зноя, сидя у входа в свой шатер, патриарх поднял
глаза и увидел троих ангелов, посланцев Яхве. Он встал, распростерся перед ними
и предложил им свое гостеприимство. И Яхве повторяет Свое обетование дать ему
потомство и открывает ему, что идет вершить суд над Содомом и Гоморрой. И тогда
Авраам предстает перед Богом заступником преступных городов, и его молитва, первая,
которую мы читаем в Библии (см. Быт 18), есть ходатайство в пользу виновных, ходатайство
доверчивое, настойчивое, дерзновенное. Таким образом, Авраам открывает длинный
ряд ходатаев, которые на протяжении веков сменяют друг друга в Израиле.
Веков через шесть им будет Моисей - можно сказать, образец ходатая. Когда, выведенный
из терпения неверностью Своего народа, Яхве объявляет ему: "Итак оставь Меня,
да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ
от тебя" (Исх 32,10), то мы понимаем с первых же слов, что Моисей не оставил бы
Бога дать волю Своему гневу. Не отказывается он также и от солидарности со своим
народом, хотя бы даже ради более славного поприща. Он - предводитель этого народа,
поставленный Богом, и он будет его заступником, ходатаем даже перед Самим Господом.
Судьи, цари, пророки вслед за Авраамом и Моисеем вступаются, в свою очередь, за
этот "народ жестоковыйный", и многократно добиваются для него милосердия. Но горе
тем векам, в которые Бог не находит заступника: "Искал Я у них человека, который
поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил
ее, но не нашел" (Иез 22,30).
Взгляните на эту характеристику или, скорее, на портрет заступника: этот человек,
который возводит укрепления, чтобы защищать своих братьев, и стоит в проломе,
через который может прийти кара.
Но, по существу, все эти ходатаи нашей Библии суть только образы, наброски великого,
единственного Ходатая: Иисуса Христа. Вот Он, Тот Человек, Которого ищет Бог:
Стоящий в проломе, с простертыми руками, Он противостоит грядущей каре. Более
успешно, чем Авраам, Он вступается за преступный мир, и поскольку Он солидаризировался
с человеческой природой вплоть до того, что нерасторжимо соединился с нею в Воплощении,
- "Et Verbum caro factum est" - "И Слово стало плотию" (Ин 1,14), - отныне человеческая
природа примирена с Отцом.
Раз и навсегда Христос принес Себя в жертву, раз и навсегда Он установил мост
между человечеством и Божеством. В этом смысле Его миссия Ходатая завершена. Но
равным образом верно и то, что Он желает присутствовать в каждом отрезке времени
и пространства, чтобы вплоть до скончания века продолжать на земле Свое заступничество.
И в совершении этого Он рассчитывает на нас, Своих учеников. Нам теперь, в свою
очередь, надлежит стать в проломе, бодрствовать на посту, вступаться за все бесчисленные
человеческие толпы, но, прежде всего и в особенности, за тот участок земли и отрезок
времени, за тот кусочек человечества, где мы призваны воплощать Христа и следовать
Его ходатайству.
Много раз за время моей священнической жизни у меня бывало чувство, что я разгадал
стратегию Господню. Для того, чтобы не отвращаться от той или иной грешной семьи,
или от той или иной маленькой утратившей христианство деревушки, Он воздвигает
в ее лоне какую-либо молитвенную душу. И Он благословляет то место, ту общину
людей, где у Него есть любимое дитя, будь то юный калека, смиренная крестьянка,
бедный сельский кюре, пламенеющий молитвой...
Молитва этих заступников составляет одно целое с молитвой Самого Христа, иначе
она ничего бы не стоила, иначе ее и не было бы. Молитва Христа, производимая в
них Духом Христовым, Тем Духом, одно из собственных имен Которого есть Параклет
- Утешитель: Защитник, Заступник, Ходатай. И, несомненно, Дух Святой вступается
за тех, в ком Он пребывает, но в то же время в них и через них Он ходатайствует
за все человечество.
То, что все ходатаи, побуждаемые Духом, испрашивают на своем убогом человеческом
языке на земле, Христос прославленный, Сидящий одесную Отца, переводит на язык
небесный: ибо Он, Господь Воскресший, есть "ходатай за нас пред Отцем", и "всегда
жив, чтобы ходатайствовать за нас", утверждают св. Иоанн и св. Павел (см. 1Ин
2,1; Евр 7,25).
"Ходатайствовать" - это одно из величайших слов молитвенного словаря, функция
поистине весьма высокая. Она свидетельствует одновременно и о великой любви Божией,
и о великой любви человеческой.
|