С простертыми руками
Я только что перечитал в "Лице моего брата" индийского писателя Мукерджи,
страницу, которая прекрасно иллюстрирует силу молитвы. Вот ее содержание:
Под конец своей жизни, чтобы успешнее искать Бога, один святой человек удалился
в горную пещеру. Окрестные крестьяне не забывали приносить ему фрукты и сухари,
а молодежь протестовала против такой благотворительности по отношению к человеку
совершенно бесполезному. Но старики возражали этим молодым рационалистам: "Следует
посылать дары святому человеку независимо от того, приносит или нет он пользу
своей жизнью. Святость - жемчужина бытия!"
Прошло двадцать лет, и вот однажды его нашли мертвым на пороге его пещеры. Шесть
недель спустя в деревне произошло страшное преступление. Вся округа была охвачена
ужасом и отвращением. Старики предались посту и молитве. И вот внезапно один из
них воскликнул: "Я понял, в чем тут дело!" И когда крестьяне сбежались к нему,
он объяснил: "Правда, что святой человек, пока он жил в своей пещере, ни разу
и пальцем не шевельнул, чтобы нам в чем-нибудь помочь, не позаботился ни о бедном,
ни о больном. Но добродетель порождала добродетель, святая жизнь производила лучшую
жизнь. Все у нас шло хорошо. Никто не лишил жизни своего ближнего за все время,
пока жил святой. Вывод ясен: он никогда не работал для нас, но его присутствие,
как присутствие льва, отгоняло от наших дверей волков несчастья".
Этот рассказ вызывает в памяти одно место из Библии, в 17-й главе Исхода: "Пришли
Амаликитяне, и воевали с Израильтянами в Рефидиме. И сделал Иисус, как сказал
ему Моисей, и (пошел) сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли
на вершну холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда
опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли
камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки
его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения
солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча" (Исх 17,8;10-13).
Воины Амалика не понимали, что за сила противостоит их неистовым атакам. Войско
евреев, плохо вооруженное и малочисленное, не могло бы само по себе так сопротивляться...
Но они и не подозревали, что человек, едва различимый вдали, стоящий на вершине
холма, еще более безоружный, чем его отряд, является причиной их поражения. В
нем, поскольку он молится, присутствует Бог. И всемогущество Божие, истекающее
из него, укрепляет сражающихся мужей, охраняет их, как невидимая и нерушимая стена.
Оба эти рассказа приобретают полный смысл лишь в свете Евангелия. На другом холме
другой Человек простирает руки. Два гвоздя их поддерживают. И от Него Божественная
Сила излучается на весь мир: ничто ни в пространстве, ни во времени не избежит
воздействия этой Силы. Она поддерживает в борьбе всех тех, кто открывается навстречу
этой Силе и предается ей. В них Она действует могущественно, и через них Она держит
на почтительном расстоянии демонов и их приспешников.
Если молитва Моисея, как и молитва святого индуса, была действенна, то это потому,
что с Голгофы к ним приходила Сила, которую они призывали, не зная Ее по имени.
Если молитва христиан обладает могуществом, то потому, что истекает она из неисчерпаемого
источника Божественной энергии, каковое есть сердце Распятого, Творящего великую
Свою Сыновнюю молитву.