Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Владимир Соловьев

Образ Христа как проверка совести

Окончательная задача личной и общественной нравственности та, чтобы Христос, - в котором обитает вся полнота Божества телесно, - вообразился во всех и во всём. От каждого из нас зависит содействовать достижению этой цели, воображая Христа в нашей личной и общественной деятельности.

Все согласны в том, что рамки юридического закона нисколько не определяют деятельности человека, стремящегося к совершенству. Можно никогда не убивать, не красть и не нарушать никакого уголовного закона, и быть однако безнадёжно далёким от Царства Божия.

Юридический закон и не имеет прямою целью совершенство человека и человечества - его задача только в том, чтобы возможно прочнее охранять их внешнее земное существование, пока оно нужно для высших целей, - крепче удерживать плотского человека по крайней мере на первых, низших ступенях общежития, с которых настоящая цель даже ещё не видна, но без которых она не может быть достигнута. Но также недостаточны для положительного руководства к совершенствованию и рамки закона нравственного и сами евангельские заповеди, принимаемые как отдельные внешние предписания - по букве, а не по духу.

Даже высшая и всё в себе заключающая заповедь любви может быть понята и принята в ложном смысле, - и не только может, но и была и бывает. Одни говорят, что евангельская любовь есть прежде всего любовь к Богу, - и во имя этой любви считают себя в праве и даже обязанными мучить своих братьев, не так, как они, исповедующих веру в Бога. Другие утверждают, что евангельская любовь требует равномерного бесстрастного благоволения ко всем и каждому.

Что эти люди сознательно идут против своей совести, я не решусь сказать; но что они не проверили, как следует, свою совесть - это ясно. А наилучшая и единственная проверка так близка.

Стоит только перед тем, как решаться на какой-либо поступок, имеющий значение для личной или общественной жизни, вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточиться в нём и спросить себя: мог ли бы Он совершить этот поступок, или - другими словами - одобрит Он его или нет, благословит меня или нет на его совершение?

Предлагаю эту проверку всем, - она не обманет. Во всяком сомнительном случае, если только осталась возможность опомниться и подумать, вспомните о Христе, вообразите себе Его живым, каким Он и есть, и возложите на Него всё бремя ваших сомнений. Он уже заранее согласился принять и это бремя со всеми другими, не для того, конечно, чтобы развязать вам руки на всякую мерзость, а для того, чтобы вы, обратившись к Нему и оперевшись на Него, могли удержаться от зла и стать в этом сомнительном деле проводниками Его несомненной правды.

Если бы все люди с доброю волею, как частные лица, так и общественные деятели и правители христианских народов, стали обращаться теперь к этому верному способу во всех сомнительных случаях, то это было бы уже началом второго пришествия и приготовлением к страшному суду Христову,- яко время близ есть.

1884 год

Cм. Хрестоматия по катехизису.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова