Киприан Керн
Об авторе
К оглавлению
Глава
VII.
Святой
Поликарп Смирнский.
Личность.
Св Ириней Лионский (в письме к Флориану у Евсевия НЕ V
20,14; в письме к Виктору НЕ V 24,14) рассказывает, как он в детстве
видел Поликарпа Смирнского
и как тот повествовал о своих встречах с ап. Иоанном Богословом. По преданию,
Евангелист рукоположил св. Поликарпа в епископы Церкви Смирнской. В 154-155
гг. он вступил в спор с папой Аникитой по вопросу о времени празднования Пасхи.
Он не уступил папе своей позиции в защите смирнской традиции. Все же общение
с Римом у него из-за этого не прервалось. Св. Поликарп вообще отличался большой
миссионерской ревностью. По Иринею, он много боролся против маркионитов и валентиниан
(III 3, 4). Мученический акт, говоря о его кончине, называет его "апостольским
и пророческим учителем, епископом святой (вариант: "католической") Церкви в
Смирне."
В мученических актах (гл. XXI) так определяется время
его мученической кончины: "Пострадал блаж. Поликарп во 2-й день месяца Ксанфика,
в Великую Субботу, семь дней до мартовских календ, в восьмом часу. Схвачен он
был Иродом при архиерее Филиппе Траллиане, при проконсуле Статии Квадрате, и
в вечное царствование Иисуса Христа, Которому слава, честь, величие, вечное
владычество (букв.: "вечный престол") от рода в род, аминь." Должно пояснить,
что значит "архиерей" Филипп Траллиан. Здесь подразумевается особое должностное
лицо, так называемый Азиарх, имевший функции верховного жреца, архиерея. Такие
особые жрецы ставились римлянами во главе крупных провинций и по ним назывались
Вифиниарх, Киликиарх, Галатарх, Памфилиарх, Азиарх. Азиархов по свидетельству
Страбона было, по-видимому, несколько (см. экскурс об Азиархате у Лайтфута в
его Апостольских отцах, т. II, стр. 987-998).
Приведенная в Акте дата соответствует 23 февраля 155 г.
или 22 февраля 156 г. Большинство ученых (Харнак, Функ, Лайтфут) склонны признавать
155 год, Шварц настаивает на 156 г. Архиепископ Филарет почему-то в свое время
предлагал 166 г. Вычисления Лайтфута столь убедительны по своим сопоставлениям
с каталогами консулов, проконсулов и с календарными данными, что мнение арх.
Филарета, конечно, отпадает.
В Акте (IX гл.) сам мученик на предложение проконсула
отречься от Христа заявил: "86 лет я служу Христу ...." Ученые не согласны,
как считать эти годы, от дня ли рождения, или от дня обращения в христианство.
По Цану было бы второе, и тогда бы Поликарп умер почти 100-летним старцем. Вероятнее
первое предположение, и тогда годом его рождения является приблизительно 70
г. после Р.Х.
Послание к Филиппийцам.
Об этом послании, как "замечательном," свидетельствует св. Ириней
Кроме того, в древности знали (Евсевий, НЕ V 20, 8) несколько
посланий с его именем, адресованных соседним церковным общинам. До нас дошло
только одно послание к Филиппийцам, в подлинности которого не может быть никаких
сомнений, как это теперь и признано в научной литературе. Но это единственное
произведение св. Поликарпа сохранилось полностью только в латинском переводе.
В греческом же оригинале существуют только первые девять глав и XIII глава,
приведенная у Евсевия (НЕ III 36 13-15).
Послание было высоко чтимо в древности, а по свидетельству блаженного
Иеронима, в некоторых церковных общинах оно даже читалось во время богослужения
(О мужах, гл. 17).
Время написания послания определяется так: в гл. IX есть ссылка
на терпение св. Игнатия; в XIII гл. говорится о полученных св. Поликарпом посланиях
св. Игнатия, но судьба этого последнего и его спутников еще не известна св.
Поликарпу. Следовательно, послание было написано вскоре после кончины св. Игнатия.
В последнее время П. Н. Харрисон высказал предположение о том,
что известное нам послание надо разделить на два произведения. Св. Поликарпом
было написано якобы два послания Филиппийцам. Первое представляло бы краткое
извещение о получении посланий св. Игнатия, написано было бы вскоре после посещения
Филипп св. Игнатием и тотчас же по получении его посланий. Оно состояло бы только
из теперешней XIII, может быть и XIV главы. Второе же послание было написано
св. Поликарпом много позже, т.е. лет через 20, когда память о мученической кончине
св. Игнатия была уже широко распространена. Это послание состояло бы из первых
двенадцати глав нам известного послания.
Содержание и характеристика послания.
Это увещательное пастырское послание к своей пастве состоит из
четырнадцати глав. В нем только три цитаты из Ветхого Завета и 17 цитат или
переложений из Нового. Восемь раз цитировано I послание Петра и ни разу Апокалипсис.
Есть заимствования из I послания св. Климента к Коринфянам (1 1; II 1; IV 2;
VII). Кроме этих буквальных заимствований из св. Климента, св. Поликарп пользуется
теми же ссылками на Св. Писание, что и Климент.
Послание это направлено филиппийской общине через некоего Крескента,
мужа доброй жизни.
Послание озаглавлено: "Поликарп и с ним пресвитеры Церкви Божьей
в Филиппах милость вам и мир от Бога Вседержителя и Иисуса Христа Спасителя
нашего да умножится." В I гл. - похвала за любовь к узникам и твердость; во
II гл. - увещание в добродетели; IV и XI гл. увещают не быть сребролюбивыми;
V и VI главы говорят об обязанностях диаконов, пресвитеров, дев и юношей; VII
гл. предупреждает против докетов; в остальных главах приводятся примеры разных
мучеников и говорится о пересылаемом послании св. Игнатия.
Послание это само по себе не имеет самостоятельного значения
и ценности Оно не так ярко, как послания св. Игнатия Богоносца. Это одно из
произведений эпохи мужей апостольских и стоит в связи со всеми другими. Особенно
близко оно и по настроению, и по времени, да и в силу личных связей с посланиями
св. Игнатия. Важно, что в нем есть увещание против докетов, что в то время было
самой большой опасностью. И в этом также св. Поликарп повторяет св. Игнатия.
В отношении церковной иерархии послание к Филиппийцам представляет особый интерес
при сравнении с посланиями св. Игнатия. В V и VII главах св. Поликарп дает общие
указания об обязанностях верных и клириков, причем перечисляет следующие категории
лиц: диаконы, юноши, девы и особо пресвитеры. О епископах нет никакого тут упоминания.
У св. Игнатия епископат упоминается неоднократно, причем он его очень ясно отличает
от пресвитерского чина (например в VI гл. Посл. к Магнез.). Там
он увещает магнезийскую общину "хранить единомыслие Божье, т. е. епископ председательствует
на месте Бога, пресвитеры занимают место сбора апостолов; а диаконам, сладчайшим
мне, вверено служение Иисуса Христа." В следующей VII гл. опять-таки Игнатий
Богоносец отличает епископов от пресвитеров. Что означает различие этих двух
современных памятников? Может быть св. Поликарп не отличает епископского чина
от пресвитерского хотя бы в отношении их общих пастырских обязанностей? Или
может быть Филиппинская община была настолько мала, что в ней не было другого
епископа, кроме св. Поликарпа? Во всяком случае послание не дает абсолютно никакого
повода делать какие бы то ни было пресвитерианские выводы из него.
Папий
Иерапольский.
О личности Папия не имеется почти никаких данных.
Древнейшие Указания о нем - это свидетельство св. Иринея (Adv. haer.
V 33, 4): "Папий был слушателем Иоанна и другом Поликарпа." Евсевий (НЕ III
39, 13) говорит о нем уничижительно, как о человеке "маленького ума" (σφόδρα
σμικρός ων τον νουν),
вероятно, из-за его хилиастических теорий. Год его Рождения предполагается Харнаком
как 80; Барди между 70 и 80; более осторожный Барденхевер относит его "далеко
вглубь I столетия." Патр. Фотий (Библиот., код. 232) назвал Папия мучеником.
Отсутствие более ранних о том свидетельств заставляет того же Барденхевера отнестись
с сомнением к этому титулу (I, 540).
Папию принадлежит сочинение Толкование Господних изречений
(Λογίων κυριακών
εξηγήσεις) в 5 книгах. Это полное
заглавие находим у Евсевия (НЕ III, 39) и у заимствовавшего от него блаж.
Иеронима (О мужах, гл. 18). Св. Ириней называет просто Пять книг Папия (V 33,
4). Произведение сохранилось в незначительных фрагментах у Евсевия и Иринея.
В предисловии к нему упоминаются "пресвитеры," которых слышал Папий. Семь из
них (Андрей, Петр, Филипп, Фома, Иаков, Иоанн и Матфей) сказали о евангельских
событиях. Это, судя по именам, могли бы быть семь апостолов. Другие два, Аристон
и пресвитер Иоанн, ему говорят. Кто они? В Эчмиадзинской рукописи (из 989 г).
Евангелия Марка конец приписывается некоему Аристону. "Апостольские постановления"
называют этим именем первого и третьего епископа Смирнского. Кто этот "пресвитер
Иоанн" также сказать нельзя ничего. Равным образом нельзя себе представить ясно,
чем были эти Толкования.
Согласно св. Иринею, Папий был хилиастом. Его представление о
тысячелетнем царстве Христовом на земле св. Ириней склонен объяснять неправильным
пониманием апостольских аллегорических образов. Произведение Папия написано
между 140 и 160 годами (Харнак, Балансе). Барденхевер (I, 544) допускает более
ранние сроки, а именно между 117 и 138 гг. И. Квастен (I, 82) предлагает 130г.,
но, с другой стороны, Батиффоль готов отодвигать его до 150 г.
От Папия Иеропольского мы знаем, что евангелист Марк был спутником
ап. Петра и что евангелист Матфей написал свое благовестие по-еврейски. Папий
сообщает некоторые подробности, нам неведомые из Писания: о чуде с Иустом-Варсавою
(НЕ ΠΙ 39), о преступлении женщины из Ин. 8 гл.
|