Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы: Украина.

Иван Лысяк-Рудницкий

 

Национализм.

 

К дефиниции понятия.

 

В украинской политической терминологии конца 19 века понятие национализм было равнозначно таким понятиям как активное национальное сознание и патриотизм, но со временем оно сузилось. Перед первой мировой войной и во время национально-освободительной борьбы под национализмом стали понимать преимущественно движение за национальную государственность. А когда в 1920-е годы возникло идеологическое течение, принявшее название «националистического», которое позднее оформилось в организованное политическое движение, понятие национализма приобрело партийный оттенок, который оно сохраняет в основном и сегодня.

 

Слово «национализм» в разных системах имеет несколько отличные друг от друга значения. Так, например, в СССР понятие «буржуазный национализм» употребляется, чтобы клеймить национальное сопротивление нерусских народов централизму Москвы. Постоянные репрессии коммунистического режима против «национализма» стали причиной популяризации этого понятия среди населения Украины, но оно не имеет чёткого идеологического, социального и конституционно-политического содержания. В действительности советский украинский национализм выступал иногда как «национал-коммунизм», то есть стремлением к эмансипации УССР из-под власти Москвы при сохранении советского строя. В англо-американской терминологии понимание национализма очень широкое: оно охватывает национальное сознание, принцип национальной государственности и национально-освободительное движение. В англоязычной литературе об Украине к «национализму» причисляют не только националистов по партийной принадлежности, но и украинских патриотов из других политических направления.

 

Для того, чтобы лучше отличать национализм, как определённое политическое движение, от национализма в широком смысле слова, совпадающего по значению с патриотизмом  и стремлением к образованию суверенного государства, можно использовать для первого название, хорошо известное в мировой политической и социологической литературе: «интегральный национализм». Именно в этом значение в дальнейшем мы будем рассматривать украинский национализм.

 

Генезис украинского национализма.

 

«Отцом украинского национализма» часто называют Н. Михновского. Это не совсем верно. Михновский был основоположником новейшего украинского движения за государственность, но историко-правовая, легитимистская основа его концепции (программа воссоздания «Переяславской конституции») была совершенно чужда мышлению более позднего национализма, равнодушного к конституционно-правовым аргументам. Присущих национализму черт мы не обнаруживаем и у других выразителей украинской государственнической мысли дореволюционного периода, не только у И. Франко, Ю. Бачинского, Л. Цегельского, В. Липинского, но и в ранних работах Д. Донцова. Возникновение национализма явилось реакцией в украинской духовной жизни на события мировой войны и национально-освободительной борьбы.

 

Украинский национализм возник в 1920-е годы, вначале как духовный фермент младшего поколения, как протест против упадка украинской государственности и как поиск новых путей в послевоенной действительности. Первые попытки образования националистических организаций  мы встречаем в студенческих организациях Галиции и в среде эмиграции. Группа украинской национальной молодёжи (Прага), Легион украинских националистов (Подебрады), Союз украинской националистической молодёжи (Львов). Национально окрашенной в Галиции была Партия национальной работы и её орган «Заграва»* (1923-24; Донцов, Д. Палиив, В. Кузьмович), но организация вскоре распалась, а большинство её членов перешло в восстановленную  национал-демократию (УНДО). Публицистом, сделавшим больше всего для кристаллизации националистической идеологии, был Д. Донцов со своим трудом «Национализм» (1926) и другими публикациями, а также журналом, который он редактировал, «Литературно-научный вестник», позднее «Вестник». Другими  влиятельными публицистами национализма являлись Ю. Вассиян, М. Сциборский, Д. Андриевский, В. Марганец, печатавшиеся в «Розбудові нації» (Прага).

 

Независимо от этих идейно-политических исканий, с 1920 года ведёт своё существование Украинская военная организация (УВО), созданная кружком бывших командиров корпуса Сечевых Стрельцов (Е.Коновалец, А. Мельник, Р. Сушко, В. Кучабский, М. Матчак, Я. Чиж, Е. Зыбликевич и др.) и УГА* (Ю. Головинский, А. Навроцкий, М. Саевич, А. Сенник и др.), с целью продолжения борьбы за независимость Украины революционными средствами. Рассматривая себя как зародыш «армии в подполье», УВО вначале включала в себя людей разных партийных убеждений, от социалистов до консерваторов, и не претендовала на политическое руководство. Но постепенно ненационалистические члены УВО отошли от неё, а руководство приблизилось к национализму. После подготовительных мероприятий, продолжавшихся несколько лет, УВО в 1929 году объединилась с националистическими идеологическими кружками в Организацию украинских националистов (ОУН), которую возглавил Е. Коновалец. С того времени ОУН превратилась в ядро националистического движения, которое впрочем, был шире её, охватывая широкий круг единомышленников и сочувствующих. Заслуживает внимания то, что идеолог интегрального национализма Д. Донцов остался вне организованного движения.

 

Идеология национализма.

 

В поисках причин неудачи украинской освободительной борьбы 1917-1921 годов националисты противопоставляли в украинской революции массы, которые стихийно стремились к собственному государству, слабому руководству. Критика отдельных ошибок и неудач той поры переросла у националистов в отрицание демократических и социалистических принципов, которые были определяющими в национально-освободительном движении второй половины XIX начала XX века и в украинском государственном строительстве в новейшее время. Гуманистические и демократические традиции дореволюционного украинского движения национализм отождествлял с «провансальством», то есть с национальной неполноценностью. Особенно острой критике в националистической публицистике подвергся М. Драгоманов, ведущий политический мыслитель украинской демократии. Националисты считали, что новое время требует новых революционных  способов действия, которые бы в своей безоглядности и решительности соответствовали тому, что делал враг.

 

Националисты провозглашали себя последователями «идеалистического» мировоззрения, понимаемого ими как антитезис не только материалистической философии марксизма-ленинизма, но также и позитивизма, который признавался корифеями украинской демократической мысли (В. Антонович, М. Драгоманов, И. Франко, М. Грушевский). В противоположность этим течениям, которые пытались строить своё видение мира на научной основе, национализм провозглашал примат воли над разумом, действия над мыслью, жизни над теорией. В доктрине национализма ощутим отголосок рационалистических, волюнтаристических и виталистических теорий, пользовавшихся в то время популярностью в Западной Европе (Ф. Ницше, А. Бергсон, Ж. Сорель, И. Лебон, О. Шпенглер и др.). Вместо объективного научного познания, националисты часто пестовали мифы и отдавали предпочтение идеологически препарированному образу  украинского прошлого. Национализм обращал внимание на культ борьбы и жертвы крови (сооружение памятных могил, годовщины боя под Крутами* и т.п.)

 

Националистического мировоззрение включало в себя также требование этического идеализма, который отбрасывает индивидуальное счастье в понимании эвдемонизма, а превозносит героические качества: храбрость, верность, самоотверженность. Хотя в националистической этике существовал и прагматический элемент. Национализм низводил к относительным традиционные моральные ценности, подчиняя их требованиям политической целесообразности, в соответствии с принципом «цель оправдывает средство». Некоторые публицисты открыто пропагандировали макиавеллизм. Национализм стремился воспитать новый тип украинца: «сильного человека» с «несгибаемым» характером, фанатично преданного идеалам движения и готового для них пожертвовать собой и другими.

 

Считая нацию абсолютной ценностью («украинская нация является фундаментальной основой любой деятельности и целевым предназначением любого движения украинского национализма... нация является высшим типом человеческой общности..», из «Постановлений Конгресса украинских националистов», 1929), национализм принципиально отбрасывал любые политические ценности, которые выходят за пределы национального интереса. В противоположность большинству деятелей новейшей украинской государственности, которые рассматривали национальное  освобождение в контексте универсальных идей свободы и справедливости, националисты представляли себе национальные отношения как «борьбу за существование», в которой всё решает сила. В основу освободительной концепции национализм закладывал программу «революции, которая у некоторых её выразителей и деятелей национализма приобрела значение «перманентной революции». Непрерывная цепь актов саботажа и террористических актов должна была воспрепятствовать закреплению чуждого господства над украинскими землями и должна была держать массы в состоянии постоянного революционного кипения. Предполагалось, что эти отдельные революционные выступления сольются в один мощный взрыв национальной революции, которая завершится возрождением украинской государственности. Категорически отрицая существующий на украинских землях строй в СССР и под властью Польши, национализм решительно отбрасывал любую попытку вести украинскую политику в рамках этого реального расклада сил. Националисты негативно оценивали эволюционные методы политической деятельности и гибкую тактику, которую также определяли как «реальную политику». Всё это они осуждали как «оппортунизм» и минимализм, которым противопоставляли требования «принципиализма».

 

Украинский национализм подпадает под понятие тоталитарного движения. Подчёркиваемый «всеохватывающий» характер движения проявляется в том, что его последователи подчинялись полностью и безоговорочно идеологии национализма и организационной дисциплине. В общественном отношении национализм стремился охватить своим влиянием всю жизнь украинского народа во всех её проявлениях. Националистическое движение не ограничивалось исключительно политическими задачами, а пытался управлять и культурным процессом, в частности в области литературы, считая её важным мировоззренчески-воспитательным фактором.

 

В националистической среде сформировалась целая литературная школа («вестниковцы», «вестниковская квадрига») к которой принадлежал ряд видных литераторов: Е. Маланюк, Л. Мосендз, О. Ольжич, О. Телига, У. Самчук, Б. Кравцив, в какой то мере также Ю. Липа и Ю. Клэн. Нацтонализм отбрасывал тезис об автономии эстетических критериев, противопоставляя творчество, ангажированное мировоззрением, теории «искусства ради искусства».  В том, что касается легальных украинских учреждений и организаций, действовавших за пределами СССР, националисты стремились распространить в них своё влияние, подчиняя деятельность общественного сектора контролю своего движения. Ко всем другим партиям, лагерям и политическим центрам национализм относился негативно. Редкие случаи сотрудничества или временных договорённостей были скорее тактическими. 

 

Концепция строя в национализме.

 

Националистическая доктрина посвящала мало внимания социально-экономической проблематике. Впрочем, некоторые тенденции проявились в ней достаточно определённо. Прежде всего это враждебность к социализму - как реакция на господство социалистических тенденций в украинской политической жизни в годы освободительной борьбы и на советский режим. Националисты не видели отличия между демократической и тоталитарно-коммунистической разновидностями социализма и представляли себе украинские демократические социалистические партии как полукоммунистические. Вместе с тем, они отбрасывали и либеральный капитализм. Зато отчётливо проступали в национализме симпатии к корпоративному устройству («Нациократия» Н. Сциборского.)  Некоторые националистические публицисты пропагандировали доктрину  «национального солидаризма», но конкретное её содержание не было прояснено.

 

Политическая программа национализма была более ясной. Основой политической власти в будущем украинском государстве должна была быть власть одного движения (монопартийность) и принцип  руководства («вождизм»). В будущей Украине отводилось место только для одной политической организации (ОУН), которая должна была представлять собой своеобразный орден «лучших людей», а аппарат власти должен был создавать иерархию «руководителей» во главе с вождём, который бы соединял в себе функции лидера движения и главы государства. Последовательно в практической пропаганде и в воспитании политических кадров особо подчёркивалась роль и авторитет руководителя. Ещё при жизни личность Е. Коновальца, а позднее имена  А. Мельника и С. Бандеры были окружены своеобразным ореолом. Наряду с этим, политическое мышление национализма в отношении будущего строя демонстрировало некоторые народнические, «демофильские» элементы: подчёркивание воли масс, как высшего авторитета.  

 

На практике национализм усвоил успешные методы организации масс и привлечения их к акциям, используя эмоциональные стимулы и упрощённую аргументацию. Национализм распространял своё влияние на разные общественные слои, в частности в Галиции на беднейшее крестьянство и рабочую и ремесленную молодёжь (например, во Львове). Руководящие краевые кадры состояли в 1930-е годы в основном из студенчества.

 

Украинский национализм и международный фашизм.

 

Движущей силой украинского национализма являлся пафос национально-освободительной борьбы. Его достижением было насыщение динамизмом послереволюционной действительности и обеспечение продолжения борьбы после проигранной борьбы за освобождение. Но эту возбуждённую национальную энергию национализм направил в русло политической системы, которая по своему общественному содержанию перекликалась с тоталитарными течениями в послевоенной Европе. Уже во время второй мировой войны и, в частности, после неё украинский национализм начал отделяться от этих иностранных систем.

 

Ближайших родственников украинского национализма следует искать не столько в немецком национализме или итальянском фашизме - продуктах индустриальных и урбанизированных сообществ, сколько среди партий этого типа у аграрных отсталых в экономическом отношении народов Восточной Европы: хорватские усташи, румынская Железная гвардия, словацкие глинковцы, польский ОНР (Obóz Narodowo-Radykalny) и т.п. Украинский национализм был явлением генетически самостоятельным, хотя в своём развитии он испытывал неоспоримые влияния со стороны соответствующих иностранных образцов. Символическое значение имели заимствования украинским национализмом  некоторых атрибутов движения  (например, формы приветствия).  Расизм и антисемитизм не были особенно присущи украинскому интегральному национализму, но в 1930-е годы произведения некоторых националистических публицистов не были свободны от антисемитских мотивов, в то время как другие авторы,  близкие к национализму, разрабатывали проблематику «украинской расы». 

 

В генезисе и эволюции украинского национализма главную роль сыграло трагическое положение украинского народа в конце 1920-1930-х годов.  В СССР политика Сталина угрожала физическому существованию нации, а на украинских землях, находившихся под властью Польши, господствовал режим административного произвола.  К этому добавлялись нездоровые социальные отношения на западных украинских землях: хозяйственный застой, агарное перенаселение, безработица интеллигенции.  Эта действительность подрывала доверие к легальным средствам политического действия,  делала настроения более радикальными и усиливала  крайнее течение.  Очевидный кризис демократически-парламентского строя в европейском масштабе подрывал престиж демократии в украинском обществе, уже и без того расшатанный политикой Антанты по отношению к Украине. Украинцы не могли быть сторонниками международного «статус-кво». И они симпатизировали ревизионистским силам версальской Европы, в первую очередь Германии, вначале ещё демократической, а после 1933 года гитлеровской.  Хотя лозунгом украинского национализма была «ориентация на собственные силы», в своей внешнеполитической концепции он полагался на свой союз с Германией. Определённые круги в Рейхе подогревали эти надежды и расчёты.  Впрочем, эта ориентация переходила и в ненационалистический лагерь.

 

Националистическое движение в 1930-е годы.

 

Националистическое движение в течение  1929-39 годов, от  появления ОУН до взрыва второй мировой войны, вырос в наиболее динамичную политическую силу  в  несоветском украинском мире. Одним из его значительных достижений  было перерастание региональных рамок  и распространение влияний на все украинские земли в Польше, Румынии и Чехо-Словакии, на политическую в Европе и украинских поселенцев за океаном.  И всё же центр притяжения националистического движения оставался в Галиции. Не смотря на некоторые попытки, он не смог проникнуть на территорию УССР.  Приднепровье в национализме представляли отдельные руководители из эмиграционных кругов,  которые внесли заметный вклад в формирование движения, в основном в сферах идеологии и культуры. В соответствии с националистической доктриной революционную борьбу  необходимо вести одновременно против всех захватчиков.  Впрочем, до 1939 года акции саботажа и террора ОУН  фактически были направлены против Польши. Антирусская направленность национализма  проявлялась в то время в преодолении советофильства (который националисты рассматривали как форму новейшего москвофильства),  а также в покушениях на советских дипломатов.

 

Большим успехом национализма можно считать то, что он сумел овладеть молодежью, в частности студенчество. Национализм отождествлял себя с молодым поколением.  В отношениях между национализмом и украинским легальным миром  отмечался, кроме фразеологических расхождений,  психологический по существу конфликт между «отцами» и «детьми». Национализм распространял идею мессианизма  молодого поколения.

 

Динамика национализма была настолько сильной, что наступлению его идей другие политические лагеря были не в силах противостоять. Сближение с национализмом было особенно заметным у  гетманцев, в мышлении которых - вопреки предостережению В. Липинского - стиралась граница между монархией и диктатурой. Эти тенденции затрагивали также некоторых сторонников правительства УНР в эмиграции; органом «УНР-националистов» был журнал «Мы» (Варшава). Симпатии к национализму отмечались в некоторых кругах УНДО. Идеология национализма не встречала так же последовательного противодействия со стороны Греко-Католической церкви, а некоторые священники молодого поколения были активными участниками националистического движения, возникла даже особая категория «христианских националистов» (К. Чехович, В. Глибовицкий и др.). Созданная в 1930-е годы Д. Палиевым партия  Фронт национального единства (ФНЕ) пробовала конкурировать с ОУН с идейных позиций так называемого «творческого национализма», выразителем которого был  Н. Шлемкевич.  К последовательным  идейным противникам интегрального национализма  в Галиции в то время принадлежали радикалы и социал-демократы (К. Коберский, В. Старосольский), часть национал-демократов (С. Баран, М. Рудницкая),  некоторые католические круги (О. Назарук), а в эмиграции деятели, оставшиеся верными демократическим традициям УНР, находившиеся в основном в Праге (И. Мазепа и др.).

 

Бурное развитие национализма не могли остановить ни его украинские противники, ни репрессии польской власти. Однако, в конце 1930-х годов возникли явления, свидетельствовавшие о кризисных процессах в среде самого движения. ОУН была одновременно «армией в подполье» и политическим движением - партией. Национализму, впрочем, не удалось гармонично соединить  два этих аспекта его деятельности. Революционная организация требовала строгой конспирации, тогда как национализм, как политическое движение, стремился к массовости. В свою очередь массовость несла с собой угрозу разоблачения  и создавала благоприятную почву для провокаций со стороны сторонних факторов. Кроме того, многим националистам было трудно различать тактику и методы, используемые против оккупационного режима и украинских политических противников. Морально-политический капитал, полученный в борьбе против внешнего врага, превращался в средство  в борьбе за гегемонию в своём обществе, внутри-политические мотивы осознанно или неосознанно влияли на революционную стратегию ОУН. Национализм воспитал на западно-украинских землях тип профессионального революционера, который действовал чаще всего их высоких побуждений, но творческая жизнь которого нередко исчерпывалось несколькими годами молодого горения.

 

Иррационалистическая позиция национализма заглушала  трезвую, критическую мысль, затрудняла ориентацию в сложной действительности, а также умение принимать соответствующие решения и исправлять сделанные ошибки. В 1920-е годы националистические кружки были ещё ареной дискуссий и духовных исканий. Но в 1930-х годах интеллектуальный уровень националистической среды заметно  снизился, молодые публицисты-дилетанты самоуверенно брались за разрешение  так называемых глобальных проблем. Очень характерным был стиль этих сочинений: пафос, громкая фраза и склонность к поэтическим клише, преимущественно из стихотворений националистических бардов и произведений Д. Донцова («пора жестока, как волчица», «сияет крест меча над миром», «нация превыше всего» и др.). Эта литература не служила познанию мира, а имела целью создавать определённую эмоциональную атмосферу. Национализм  значительно увеличил волевой заряд и боевую энергию украинской общественности за пределами УССР, но одновременно он привёл к снижению его политической культуры.

 

Национализм во время второй мировой войны.

 

Годы второй мировой войны были одновременно периодом наивысшего подъёма и организационного и идейного кризиса националистического  движения. С  момента советской оккупации Галиции и Волыни в 1939 году  и распространения контроля гитлеровской Германии почти на весь европейский континент, другие партии и политические  объединения прекратили своё существование. Остались только националисты, которые при советской власти сохранили подпольную организацию, а не территории Германии, включая оккупированные Польшу и Чехо-Словакию, могли до 1941 года, а кое-где и позднее, действовать полулегально. Три группы событий имели решающее значение для развития украинского национализма в то время:  раскол в ОУН, оккупация Украины немцами в 1941-44 годах и конфронтация с украинским Востоком и советской системой.

 

Националистическая организация раскололась в 1940 на две враждебные фракции: «мельниковцев» и «бандеровцев». У этого конфликта не было принципиального основания, он возник на почве персональных и тактических расхождений. К этому привело  разногласие между заграничной националистической средой, считавшей А. Мельника законным преемником Е. Коновальца, и более крайними краевыми элементами движения, которые ссылаясь на свои боевые заслуги и страдания, требовали для себя решающего голоса в руководстве организации. Эту группу возглавил С. Бандера.  Встреча представителей обеих групп, состоявшаяся вследствие краха Польши, ускорила взрыв конфликта.  Обе фракции в дальнейшем использовали одно и то же название и ссылались на одну и ту же идеологию. Раскол 1940 года не только ослабил силу националистического движения  во вне  и в тот момент,  когда ему предстояло пройти великое историческое испытание, но ссоры в ОУН и жалкие инциденты взаимной борьбы нанесли национализму непоправимый моральный удар.

 

Колониальная политика немцев в оккупированной Украине перечеркнула внешнеполитическую доктрину националистического движения. Но то обстоятельство, что Германия вообще не желала иметь украинцев партнёрами, освободила украинский национализм от роли хорватских усташей или словацких глинковцев.

 

Присоединение Западной Украины к УССР осенью 1939 года означало для националистического подполья перенастройки с  антипольского на  антисоветский  фронт. Одновременно открывался доступ к восточно-украинскому массиву. Это открывало перед национализмом, который действовал с галицко-волынской базы, новые перспективы. В этой конфронтации с советской действительностью националисты проявили  инициативу и геройскую отвагу, достойные удивления. Патриотизм и самоотверженность националистов вызывали к ним симпатию и доверие, желание включиться в движение  в сознательных  кругах Приднепровья. Но отсутствие ответа на вопрос о социально-экономическом строе , как и тоталитарные черты националистического движения являлись большим препятствием для его распространения  среди населения, которому опыт  коммунистического режима  привил   отвращение к любой диктатуре.  За годы немецкой оккупации 1941 - 43 национализм, несмотря на жестокие репрессии оккупационных властей,  распространился на просторы Приднепровья, и подпольная сеть обеих фракций пополнилась многими уроженцами этих мест.  Но эти успехи были достигнуты благодаря ревизии, преимущественно в  группе так называемой революционной ОУН (С. Бандеры),  традиционной националистической идеологии.

 

События военной поры поставили национализм перед тяжёлым испытанием. Несмотря на трудности, которые вытекали из его внутренней сущности и международной ситуации, национализм, как крупнейшая украинская политическая сила того времени,  возглавил движение сопротивления, которое было направлено одновременно против гитлеровской Германии и коммунистической России. Это движение сопротивления вылилось в 1942-43 годах в форму Украинской повстанческой армии (УПА), которая продемонстрировала волю украинского народа к государственной самостоятельности при  крайне неблагоприятной конъюнктуре. Предтечей ревизионистских  направлений в ОУН был И. Мигринга, который и в предвоенные годы пытался направить националистическое движение  на советскую проблематику и «левые» социальные лозунги.  Процесс идейного ревизионизма в разной мере охватил разные  части националистического движения.  Дальше всего по этому пути пошли те националисты, которым довелось быть подпольщиками в Приднепровье (участники так называемых  походных групп). Знаменательными были постановления  III Чрезвычайного большого сбора ОУН (фракции С. Бандеры) 1943 года  и платформа Украинского главного освободительного совета (УГВР) 1944 года.  Основными отклонениями от традиционной националистической доктрины были следующие:  1) отречение  от обязательного «идеализма» и допущение философско-мировоззренческого плюрализма как в освободительном движении, так и в  будущем украинском государстве; 2) отказ от расизма и этнической исключительности и признание равноправия всех граждан Украины, независимо от этнического происхождения;  3) выдвижение достаточно детальной социально-экономической программы, которая  обрисовывала  будущую хозяйственную организацию Украины как комбинацию  обобществлённого, кооперативного и частнособственнического секторов. Вместе с тем, в вопросах политического устройства программные изменения не были решительными  и ясными. Поэтому утверждение, что националистическое движение уже в 1943-44 годах перешёл на демократические принципы, не имеет под собой достаточных оснований.

 

Национализм после 1945 года.

 

Антикоммунистическое подполье в УССР продлилось примерно до начала 1950-х годов. На основании информации, доступной на Западе, можно судить о том, что украинское движение сопротивления, хотя и связанное генетически с  прежней ОУН, успело за послевоенные годы лишиться специфических черт интегрального национализма.  Его платформой  стало скорее  суверенное демократическое государство. Произведения так называемых краевых публицистов конца 1940-х и начала 1950-х годов  хорошо иллюстрируют эту эволюцию (П. Полтава,  О. Горновой и др.).

 

Среди украинской эмиграции продолжают действовать фракции ОУН, их количество увеличивается до трёх. Уже в послевоенные годы возникла новая группа, отделившаяся от  Заграничных частей ОУН (С. Бандеры), которые с конца 1940-х годов выявили сильную тенденцию возвращения к предвоенному интегральному национализму.  Она состояла из сторонников УГВР и тех,  кто поддерживал ревизионистские тенденции обозначившиеся в националистической среде во время войны.  Эта группа фактически вышла за пределы  идеологии национализма, но до сих пор не отказавшаяся от наименования ОУН (так называемая «ОУН за границей», возглавленная вначале Л. Ребетом).

 

Фракция А. Мельника, которая тоже сохранила до сих пор наименование ОУН, всегда подчёркивала свою верность идеалам  старого, довоенного национализма, вместе с тем практическим сотрудничеством  с другими эмигрантскими партиями  в рамках УНРады она  сама доказала свой отход от националистической исключительности.  Эта группа, которая объединяет преимущественно более умеренный, в большинстве своём интеллигентский  элемент, выявляет  правоконсервативные тенденции.

 

Традиционная ментальность и идеология национализма лучше всего сохранилась в Заграничных частях ОУН. Поэтому совершенно естественным было то, что старый идеолог украинского интегрального национализма Д. Донцов,  этой группе предоставил свою идейно-публицистическую поддержку.

 

Украинский национализм, как политическое движение и идеология, имеет возможность действовать ныне только в эмиграции. Здесь он, в разных своих ответвлениях,  по-прежнему является самым сильным и самым динамичным течением. Вместе стем в политическом отношении национализм имеет большие  проблемы,  вызванные собственным идеологическим наследием, конфронтацией с западным миром и вопросом об отношении к народу на родных землях и к процессам, происходящим на Украине. Но, независимо от этого, национализм  занял прочное место в новейшей истории Украины, как проявление живучести народа и как революционная сила в борьбе за самоопределение.

 

Литература.

 

С. Рудницький.До основ українського націоналізму (Відень, 1920); Д. Донцов, Націоналізм (Львів, 1926; друге вид., Мюнхен, 1951; трете вид., Торонто, 1966); К Пушкар (К. Коберський), Націоналізм, критика фраз (Львів, 1933); Ідея в наступі, альманах (без місця, 1938); Сурма, альманах (Прага, 1941); М. Сціборський. Націократія (друге вид., Прага, 1942); П. Боярський, Українська внутрішня політика Організації Українських Націоналістів (без місця, 1947); Позиції українського визвольного -руху (Мюнхен, 1948); В. Марганець, Українське підпілля: Від УВО до ОУН (Вінніпег, 1949); Р. Лісовий, Розлам в ОУН (Нои-Ульм, 1949); Організація Українських Націоналістів, 1929-1954, збірка статтей (Париж, 1955); ОУН в світлі постанов Великих Зборів конференцій та інших документів з Воротьои 1929-1955, збірник документів (Бібліотека українського підпільника ч.ї, вид. Закордон­них Частин ОУН, без місця, 1955); П. Мірчук, За чистоту позицій українського визвольного руху (Мюнхен-Лондон, 1955); John A, Armstrong, Ukrainian Nationalism (Нью-Йорк, 1955; друге вид., 1963); УГВР е світлі постанов Великого Sffopy та інших документів з діялности 19U-1951 pp., збірник документів (Біб­ліотека українського підпільника ч.З, вид. Закордонних Частин ОУН, без місця, 1956); К. Паньківський, Бід держави Зо комітету (Нью-Йорк-Торонто, 1957); R. Ilnytzkyj, Deuttchland und die Ukraine 1934-1945, 2 т. (Мюнхен, 1958); Л. Шан-ковський, Похідні групи ОУН (Мюнхен, 1958); П. Полтава, Звірник підпільних писані, (Мюнхен, 1959); 3. Книш, Разврат (Торонто, 1960); Р. Кричевський, ОУН в Україні, ОУНз і 34 ОУН: Причинок во історії українського націоналістичного руху (Нью-Йорк-Торонто, 1962); Т. Лапичак, Український націоналізм (Нью-Йорк, 1962); Л. Ребет, Світла й тіні ОУН (Мюнхен, 1964); Я. Гайвас, Коли кінчилася епоха (без місця, 1964); К.ПаньківськиЯ, Поки німецької окупації (Нью-Йорк-Торонто, 1965); П. Мірчук, Нариє історії Організації Українських Націоналістів, т.! (Мюнхен-Лондон-Нью-Йорк, 1968).

 

Приложение: «Украинский национализм».

 

(Письмо в редакцию журнала Times Literary Supplement, напечатанное в номере от 24 апреля 1969).

 

Сэр,

 

Ваш рецензент «Бумаг Чорновола» заслуживает признания за его доброжелательное обсуждение современного интеллектуального фермента на Украине. Но его утверждение о том, что «украинский национализм в прошлом связывался со всем самым реакционным в стране, фашистским, пронацистским, антирусским, антипольским и антисемитским», - требует опровержения.

 

Дореволюционное украинское национальное движение было ярко демократическим, а самостоятельная Украинская Народная Республика 1917-20 годов, несмотря на все свои недостатки, представляла собой демократический строй с социалистической окраской.  Украинские коммунистические руководители Украинской ССР в 1920-е годы конечно не были демократами, но они не были и реакционерами. Со временем все они были обвинены в «националистических уклонах» и погибли в сталинских чистках.

 

Националистическое движение фашистского типа возникло в 1930-х годах в Западной Украине (которая в то время являлась частью Польши), но вплоть до начала войны руководство украинского сообщества в Польше оставалось в руках старых демократических партий. Необходимо помнить об отчаянном лихолетье украинского народа, находившегося под двойным гнётом коммунистической России на востоке и полуфашистской Польши на западе. Нет ничего удивительного в том, что чрезвычайная ситуация породила экстремистскую реакцию. Необходимо также помнить и то, что во время второй мировой войны «интегральные» националисты искупили свои ошибки храбрыми партизанскими действиями, обращёнными одновременно против нацистской Германии и коммунистической России.

 

Украинский национализм был антироссийским и антипольским не в смысле враждебности к русскому и польскому народам, но только в смысле естественной и законной враждебности к российскому и польскому владычеству над Украиной. Украинские националисты не предъявляли претензии на территории, которые не были заселены украинцами. Но отстаивая самостоятельность собственной страны, они неминуемо должны были быть противниками России и Польши, которые господствовали над ней. Точно так же естественной и законной была враждебность националистов к чужим колонизаторским элементам на Украине.

 

К сожалению, отвечает действительности то, что антиеврейские пересуды были эндемичны среди украинского народа, как и в других восточно-европейских странах с большим процентом еврейского населения. Но украинские демократические националисты последовательно боролись с антисемитизмом, а Украинская Народная Республика была первым государством в мире, которая наделила  своё еврейское меньшинство широкой нацинально-культурной автономией. Эту политику продолжали в 1920-е годы украинские «национальные коммунисты». Цветущие институты украинского еврейства уничтожил Сталин, их восстановления добивается современная интеллектуальная оппозиция на Украине, но этого не допускают сталинские наследники в Москве.

 

Соответствует правде то, что между двумя войнами много украинцев симпатизировали Германии. Но это тоже было естественным. Украинские патриоты боролись против «статус кво», означавшего уничтожение для их нации, и потому оглядывались на единственное государство, которое, как тогда казалось, могло добиться ревизии Версальской системы. Эта установка существовала до 1933 года, и она продолжала существовать после 1933 - не потому, что Германия стала нацистской, а потому, что она и далее находилась в оппозиции к «статус кво». Если украинцы в этом отношении ошибались, они заслуживают такого же снисхождения, как и те из числа западных либералов, кто закрывал глаза на реалии русского коммунизма.

 

Основная направленность украинского национального движения было свободолюбивым, гуманистическим и демократическим. Поэтому «Бумаг Чорновола» и других подобных документов с Украины, которые в последнее время попали на Запад, не следует противопоставлять более ранним проявлениям украинского освободительного движения, потому что они отчётливо находятся в русле его традиций.

 

 

 

 

 

*  «заграва» (укр.) - зарево. Прим. перевод.

*  УГА - Галицийская украинкая армия. Прим. перевод.

* Имеется в виду безнадёжная попытка остановить продвижение большевистских войск на Киеве, предпринятая группой киевских студентов в январе 1918 г. под деревней Круты (нынешней Черниговской обл.). Прим. перевод.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова