95 ТЕЗИСОВ.
ДИСПУТ О ПРОЯСНЕНИИ ДЕЙСТВЕННОСТИ ИНДУЛЬГЕНЦИЙ
© СПб, изд-во "Герменевт", 1996.
Пер. с лат.: А. И. Рубана под ред. Ю. А. Голубца
Во имя любви к истине и стремления разъяснить ее, нижеследующее будет предложено
на обсуждение в Виттенберге под председательством достопочтенного отца Мартина
Лютера, магистра свободных искусств и святого богословия, а также ординарного
профессора в этом городе. Посему он просит, дабы те, которые не могут присутствовать
и лично вступить с нами в дискуссию, сделали это ввиду отсутствия, письменно.
Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: "Покайтесь...", заповедовал,
чтобы вся жизнь верующих была покаянием.
2. Это слово ["покайтесь"] не может быть понято как относящееся к таинству
покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).
3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее
покаяние - ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.
4. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека
к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами - вплоть до вхождения
в Царствие Небесное.
5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он
наложил либо своей властью, либо по церковному праву.
6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая
отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных
ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.
7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всем
священнику, Своему наместнику.
8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии
с ними, не должны налагаться на умерших.
9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда
исключен пункт о смерти и крайних обстоятельствах.
10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище
оставляют на умерших церковные наказания.
11. Плевелы этого учения - об изменении наказания церковного в наказание Чистилищем
- определенно посеяны тогда, когда спали епископы.
12. Прежде, церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов,
как испытания истинного покаяния.
13. Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным
канонам, по закону имеют от них освобождение.
14. Несовершенное сознание, или благодать умершего, неизбежно несет с собой
большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.
15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу),
чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они - ближайшие к ужасу отчаяния.
16. Представляется что Ад, Чистилище и Небеса - различны меж собой, как различны
отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.
17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в Чистилище,
так прирастает благодать.
18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным
Писанием, что они пребывают вне состояния [приобретения] заслуг или причащения
благодати.
19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверенны и спокойны
о своем блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.
20. Итак, папа, давая "полное прощение всех наказаний", не подразумевает исключительно
все, но единственно им самим наложенные.
21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что
посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.
22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания,
которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.
23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно,
что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.
24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным
обещанием освобождения от наказания.
25. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или
священник имеет в своем диоцезе или приходе в частности.
26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не
имеет), но заступничеством дает душам [в Чистилище] прощение.
27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только
монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.
28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие,
церковное же заступничество - единственно в Божьем произволении.
29. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище желают быть выкупленными,
как случилось, рассказывают, со св. Северином и Пасхалием.
30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше
- в получении полного прощения.
31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий
индульгенции, иными словами - в высшей степени редок.
32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством
отпустительных грамот они обрели спасение.
33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции
- это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.
34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного
покаяния, установленные по-человечески.
35. Не по христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища
или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.
36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от
наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.
37. Всякий истинный христианин, и живой, и мертвый, принимает участие во всех
благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот.
38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать,
ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.
39. Непосильным трудом стало даже для наиболее ученых богословов одновременно
восхвалять перед народом и щедрость индульгенций и истинность раскаяния.
40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет
это стремление и внушает ненависть к ним или по крайней мере. дает повод к этому.
41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не
понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.
42. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой
степени сопоставимой с делами милосердия.
43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает
лучше, нежели покупающий индульгенции.
44. Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством
же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.
45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции,
не папское получит прощение, но гнев Божий навлечет на себя.
46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность
оставлять необходимое в своем доме и ни в коем случае не тратить достояние на
индульгенции.
47. Должно учить христиан: покупка индульгенций - дело добровольное а не принудительное.
48. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, - при
продаже отпущений - благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.
49. Должно учит христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают
на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом.
50. Должно учит христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников
отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его
из кожи, мяса и костей своих овец.
51. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом
деле хочет, - даже если необходимо продать храм св. Петра - отдать из своих денег
многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений.
52. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар,
мало того, сам папа отдаст за них в заклад собственную душу.
53. Враги Христа и папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают,
чтобы слово Божие совершенно умолкло в других церквах.
54. Вред наносится слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее
времени тратится на отпущение, нежели на него.
55. Мнение папы, безусловно состоит в том, что если индульгенции - ничтожнейшее
благо - славят с одним колоколом, одной процессией и молебствием, то Евангелие
- высшее благо - надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и
сотней молебствий.
56. Сокровища Церкви, откуда папа раздает индульгенции - и не названы достаточно,
и неизвестны христианам.
57. Несомненно, что ценность их - и это очевидно - непреходяща, ибо многие
проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.
58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно - без
содействия папы - даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и Ад
внешнему человеку.
59. "Сокровища Церкви, - сказал св. Лаврентий - это бедняки Церкви", но он
употребил это слово по обыкновению своего времени.
60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви, дарованные служением Христа
- вот то сокровище.
61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения, в определенных
ему случаях достаточно власти папы.
62. Истинное сокровище Церкви - это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе
и благодати Бога.
63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.
64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает
первыми.
65. Итак, сокровища Евангелия - это сети, коими прежде улавливались люди от
богатств.
66. Сокровища же индульгенций - это сети, коими ныне улавливаются богатства
людей.
67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют "высшую благодать"
истинно таковы, поскольку приносят прибыль.
68. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией
благодатью и милосердием Креста.
69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских
отпущений со всяческим благоговением.
70. Но еще более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать
во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки.
71. Кто говорит против истины папских отпущений - да будет тот предан анафеме
и проклят.
72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника -
да будет тот благословен.
73. Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле
отпущениями замышляет всяческие уловки.
74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом
отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине.
75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку,
даже если он, - предполагая невозможное - обесчестит Матерь Божию - значит лишиться
разума.
76. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего
простительного греха, что касается вины.
77. Утверждать, что св. Петр, если бы был папой, не мог бы даровать больше
благодеяний - есть хула на св. Петра и папу.
78. Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний,
а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее - как сказано
в Первом послании к Коринфянам, 12 глава.
79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту
Христову, значит богохульствовать.
80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом,
ответят за это.
81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе
даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов
мирян.
82. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему
и крайне бедственного положения душ, - то есть по причине наиглавнейшей, - если
он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на
постройку храма - то есть по причине наиничтожнейшей?
83. Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться
и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства,
в то время как грешно молиться за уже искупленных их Чистилища?
84. Или: В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику
и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако
за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно,
из милосердия?
85. Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления
себя отменившие и мертвые, до сих пор еще оплачиваются деньгами за предоставленные
индульгенции, словно они еще в силе и живы?
86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот
единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?
87. Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния
имеет право на полное прощение и отпущение?
88. Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа то, что он делает
теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением
и отпущением?
89. Если папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему
он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны?
90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать
на разумном основании - значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и
делать несчастными христиан.
91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы
легко уничтожаются, более того - просто не существуют.
92. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу Христову: "Мир, мир!",
- а мира нет.
93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: "Крест, крест!",
- а креста нет.
94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать
за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.
95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.
M.D.XVII
disputatio
pro declaratione virtutis indulgentiarum.
|
Диспут
доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций.
|
MDXVII
|
1517
|
amore et studio
elucidandae veritatis haec subscripta disputabuntur Wittenbergae, praesidente
R. P. Martino Luther, artium et sanctae theologiae magistro eiusdemque ibidem
lectore ordinario. quare petit, ut, qui non possunt verbis praesentes
nobiscum disceptare, agant id litteris absentes. in nomine domini nostri Iesu
Christi. amen.
|
|
I dominus et
magister noster Iesus Christus dicendo «poenitentiam agite etc.« omnem vitam
fidelium poenitentiam esse voluit.
|
|
II quod verbum de
poenitentia sacramentali (id est confessionis et satisfactionis, quae
sacerdotum ministerio celebratur) non potest intelligi.
|
|
III non tamen
solam intendit interiorem, immo interior nulla est, nisi foris operetur
varias carnis mortificationes.
|
|
IV manet itaque
poena, donec manet odium sui (id est poenitentia vera intus), scilicet usque
ad introitum regni caelorum.
|
|
V papa non vult
nec potest ullas poenas remittere praeter eas, quas arbitrio vel suo vel
canonum imposuit.
|
|
VI papa non potest
remittere ullam culpam nisi declarando, et approbando remissam a deo, aut
certe remittendo casus reservatos sibi, quibus contemptis culpa prorsus
remaneret.
|
|
VII nulli prorsus
remittit deus culpam, quin simul eum subiciat humiliatum in omnibus sacerdoti
suo vicario.
|
|
VIII canones poenitentiales
solum viventibus sunt impositi nihilque morituris secundum eosdem debet
imponi.
|
|
IX inde bene nobis
facit spiritus sanctus in papa excipiendo in suis decretis semper articulum
mortis et necessitatis.
|
|
X indocte et male
faciunt sacerdotes ii, qui morituris poenitentias canonicas in purgatorium
reservant.
|
|
XI zizania illa de
mutanda poena Canonica in poenam purgatorii videntur certe dormientibus
episcopis seminata.
|
|
XII olim poenae canonicae
non post, sed ante absolutionem imponebantur tanquam tentamenta verae
contritionis.
|
|
XIII morituri per
mortem omnia solvunt et legibus canonum mortui iam sunt, habentes iure earum
relaxationem.
|
|
XIV imperfecta
sanitas seu caritas morituri necessario secum fert magnum timorem, tantoque
maiorem, quanto minor fuerit ipsa.
|
|
XV hic timor et horror
satis est se solo (ut alia taceam) facere poenam purgatorii, cum sit proximus
desperationis horrori.
|
|
XVI videntur
infernus, purgatorium, caelum differre, sicut desperatio, prope desperatio,
securitas differunt.
|
|
XVII necessarium
videtur animabus in purgatorio sicut minui horrorem ita augeri caritatem.
|
|
XVIII nec probatum
videtur ullis aut rationibus aut scripturis, quod sint extra statum meriti
seu augendae caritatis.
|
|
XIX nec hoc probatum
esse videtur, quod sint de sua beatitudine certe et secure, saltem omnes,
licet nos certissimi simus.
|
|
XX igitur papa per
remissionem plenariam omnium poenarum non simpliciter omnium intelligit, sed
a seipso tantummodo impositarum.
|
|
XXI errant itaque
indulgentiarum praedicatores ii, qui dicunt per papae indulgentias hominem ab
omni poena solvi et salvari.
|
|
XXII quin nullam
remittit animabus in purgatorio, quam in hac vita debuissent secundum canones
solvere.
|
|
XXIII si remissio
ulla omnium omnino poenarum potest alicui dari, certum est eam non nisi
perfectissimis, id est paucissimis, dari.
|
|
XIV falli ob id
necesse est maiorem partem populi per indifferentem illam et magnificam
poenae solutae promissionem.
|
|
XXV qualem
potestatem habet papa in purgatorium generaliter, talem habet quilibet
episcopus et curatus in sua dioecesi et parochia specialiter.
|
|
XXVI optime facit
papa, quod non potestate clavis (quam nullam habet) sed per modum suffragii
dat animabus remissionem.
|
|
XXVII hominem
praedicant, qui statim ut iactus nummus in cistam tinnierit evolare dicunt
animam.
|
|
XXVIII certum est,
nummo in cistam tinniente augeri quaestum et avaritiam posse: suffragium
autem ecclesiae est in arbitrio dei solius.
|
|
XXIX quis scit, si
omnes animae in purgatorio velint redimi, sicut de sancto Severino et
paschali factum narratur.
|
|
XXX nullus securus
est de veritate suae contritionis, multominus de consecutione plenariae
remissionis.
|
|
XXXI quam rarus
est vere poenitens, tam rarus est vere indulgentias redimens, id est
rarissimus.
|
|
XXXII damnabuntur
in aeternum cum suis magistris, qui per litteras veniarum securos sese
credunt de sua salute.
|
|
XXXIII cavendi
sunt nimis, qui dicunt venias illas papae donum esse illud dei inaestimabile,
quo reconciliatur homo deo.
|
|
XXXIV gratiae enim
illae veniales tantum respiciunt poenas satisfactionis sacramentalis ab homine
constitutas.
|
|
XXXV non
Christiana praedicant, qui docent, quod redempturis animas vel confessionalia
non sit necessaria contritio.
|
|
XXXVI quilibet
Christianus vere compunctus habet remissionem plenariam a poena et culpa etiam
sine litteris veniarum sibi debitam.
|
|
XXXVII quilibet
verus Christianus, sive vivus sive mortuus, habet participationem omnium
bonorum Christi et ecclesiae etiam sine litteris veniarum a deo sibi datam.
|
|
XXXVIII remissio
tamen et participatio papae nullo modo est contemnenda, quia (ut dixi) est
declaratio remissionis divinae.
|
|
XXXIX
difficillimum est etiam doctissimis Theologis simul extollere veniarum
largitatem et contritionis veritatem coram populo.
|
|
XL contritionis
veritas poenas quaerit et amat, veniarum autem largitas relaxat et odisse
facit, saltem occasione.
|
|
XLI cautae sunt
veniae apostolicae praedicandae, ne populus false intelligat eas praeferri
ceteris bonis operibus caritatis.
|
|
XLII docendi sunt
Christiani, quod papae mens non est, redemptionem veniarum ulla ex parte
comparandam esse operibus misericordiae.
|
|
XLIII docendi sunt
Christiani, quod dans pauperi aut mutuans egenti melius facit quam si venias
redimeret.
|
|
XLIV quia per opus
caritatis crescit caritas et fit homo melior, sed per venias non fit melior
sed tantummodo a poena liberior.
|
|
XLV docendi sunt
Christiani, quod, qui videt egenum et neglecto eo dat pro veniis, non
indulgentias papae sed indignationem dei sibi vendicat.
|
45. Должно учить христиан: тот, кто, видя нищего и
пренебрегая им, покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев
Божий навлечет на себя.
|
XLVI docendi sunt
Christiani, quod nisi superfluis abundent necessaria tenentur domui suae
retinere et nequaquam propter venias effundere.
|
46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком,
им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своем доме и ни в коем
случае не тратить достояние на индульгенции.
|
XLVII docendi sunt
Christiani, quod redemptio veniarum est libera, non praecepta.
|
47. Должно учить христиан: покупка индульгенций - дело
добровольное, а не принудительное.
|
XLVIII docendi sunt
Christiani, quod papa, sicut magis eget, ita magis optat in veniis dandis pro
se devotam orationem quam promptam pecuniam.
|
48. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и
более желанна,- при продаже отпущений - благочестивая за него молитва, нежели
вырученные деньги.
|
XLIX docendi sunt
Christiani, quod veniae papae sunt utiles, si non in eas confidant, sed
nocentissimae, si timorem dei per eas amittant.
|
49. Должно учить христиан: папские отпущения полезны, если
они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они
теряют страх перед Богом.
|
L docendi sunt
Christiani, quod si papa nosset exactiones venialium praedicatorum, mallet basilicam
sancti Petri in cineres ire, quam aedificari cute, carne et ossibus ovium
suarum.
|
50. Должно учить христиан: если бы папа узнал о
злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла
храм Св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.
|
LI docendi sunt
Christiani, quod papa sicut debet ita vellet, etiam vendita (si opus sit)
basilicam sancti Petri, de suis pecuniis dare illis, a quorum plurimis quidam
contionatores veniarum pecuniam eliciunt.
|
51. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его
долг, так и на самом деле хочет,- даже если необходимо продать храм Св. Петра
- отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые
проповедники отпущений.
|
LII vana est
fiducia salutis per litteras veniarum, etiam si commissarius, immo papa ipse
suam animam pro illis impigneraret.
|
52. Тщетно упование спасения посредством отпуститель-ных
грамот, даже если уполномоченный, мало того, сам папа отдаст за них в заклад
собственную душу.
|
LIII hostes
Christi et papae sunt ii, qui propter venias praedicandas verbum dei in aliis
ecclesiis penitus silere iubent.
|
53. Враги Христа и папы суть те, кто ради проповедования
отпущений приказывают, чтобы слово Божие совершенно умолкло в других церквах.
|
LIV iniuria fit
verbo dei, dum in eodem sermone aequale vel longius tempus impenditur veniis
quam illi.
|
54. Вред наносится слову Божию, если в одной проповеди
одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него.
|
LV mens papae necessario
est, quod, si veniae (quod minimum est) una campana, unis pompis et
ceremoniis celebrantur, evangelium (quod maximum est) centum campanis, centum
pompis, centum ceremoniis praedicetur.
|
55. Мнение папы, безусловно, состоит в том, что если
индульгенции - ничтожнейшее благо - славят с одним колоколом, одной
процессией и молебствием, то Евангелие - высшее благо - надлежит
проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молебствий.
|
LVI thesauri
ecclesiae, unde papae dat indulgentias, neque satis nominati sunt neque
cogniti apud populum Christi.
|
56. Сокровища Церкви, откуда папа раздает индульгенции,- и
не названы достаточно, и неизвестны христианам.
|
LVII temporales certe
non esse patet, quod non tam facile eos profundunt, sed tantummodo colligunt
multi contionatorum.
|
57. Несомненно, что ценность их - и это очевидно -
непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно
собирают.
|
LVIII nec sunt
merita Christi et sanctorum, quia haec semper sine papa operantur gratiam
hominis interioris et crucem, mortem infernumque exterioris.
|
58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо
они постоянно - без содействия папы - даруют благода!ь внутреннему человеку,
и крест, смерть и Ад внешнему человеку.
|
LIX thesauros
ecclesiae sanctus Laurentius dixit esse pauperes ecclesiae, sed locutus est
usu vocabuli suo tempore.
|
59. "Сокровища Церкви,- сказал Св. Лаврентий,- это
бедняки Церкви", но он употребил это слово по обыкновению своего
времени.
|
LX sine temeritate
dicimus claves ecclesiae (merito Christi donatas) esse thesaurum istum.
|
60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви,
дарованные служением Христа,- вот то сокровище.
|
LXI clarum est
enim, quod ad remissionem poenarum et casuum sola sufficit potestas papae.
|
61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для
прощения, в определенных ему случаях достаточно власти папы.
|
LXII verus
thesaurus ecclesiae est sacrosanctum evangelium gloriae et gratiae dei.
|
62. Истинное сокровище Церкви - это пресвятое Евангелие
славы и благодати Бога.
|
LXIII hic autem
est merito odiosissimus, quia ex primis facit novissimos.
|
63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает
последними.
|
LXIV thesaurus
autem indulgentiarum merito est gratissimus, quia ex novissimis facit primos.
|
64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо
последних делает первыми.
|
LXV igitur thesauri
evangelici retia sunt, quibus olim piscabantur viros divitiarum.
|
65. Итак, сокровища Евангелия - это сети, коими прежде
улавливались люди от богатств.
|
LXVI thesauri
indulgentiarum retia sunt, quibus nunc piscantur divitias virorum.
|
66. Сокровища же индульгенций - это сети, коими ныне
уловляются богатства людей.
|
LXVII
indulgentiae, quas contionatores vociferantur maximas gratias,
intelliguntur vere tales quoad quaestum promovendum.
|
67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники,
имеют высшую благодать, истинно таковы, поскольку приносят прибыль.
|
LXVIII sunt tamen
re vera minimae ad gratiam dei et crucis pietatem comparatae.
|
68. В действительности же они в наименьшей степени могут
быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Креста.
|
LXIX tenentur
episcopi et curati veniarum apostolicarum commissarios cum omni reverentia
admittere.
|
69. Епископам и священникам вменяется в обязанность
принимать уполномоченных папских отпущений со всяческим благоговением.
|
LXX sed magis
tenentur omnibus oculis intendere, omnibus auribus advertere, ne pro
commissione papae sua illi somnia praedicent.
|
70. Но еще более им вменяется и обязанность смотреть во
все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не
проповедовали собственные выдумки.
|
LXXI contra
veniarum apostolicarum veritatem qui loquitur, sit ille anathema et
maledictus.
|
71. Кто говорит против истины апостольских отпущении - да
будет тот предан анафеме и проклят.
|
LXXII qui vero, contra
libidinem ac licentiam verborum contionatoris veniarum curam agit, sit ille
benedictus.
|
72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой
речи проповедника отпущений - да будет тот благословен
|
LXXIII sicut papa
iuste fulminat eos, qui in fraudem negotii veniarum quacunque arte
machinantur,
|
73. Как по справедливости папа поражает отлучением тех,
кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.
|
LXXIV multomagnis fulminare
intendit eos, qui per veniarum praetextum in fraudem sanctae caritatis et
veritatis machinantur,
|
74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением
тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и
истине.
|
LXXV opinari
venias papales tantas esse, ut solvere possint hominem, etiam si quis per
impossibile dei genetricem violasset, est insanire.
|
75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут
простить грех человеку, даже если он, предполагая невозможное, обесчестит
Матерь Божию - значит лишиться разума.
|
LXXVI dicimus
contra, quod veniae papales nec minimum venialium peccatorum tollere possint
quo ad culpam.
|
76. Мы говорим против этого, что папские отпущения не
могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины.
|
LXXVII quod
dicitur, nec si sanctus Petrus modo papa esset maiores gratias donare posset,
est blasphemia in sanctum Petrum et papam.
|
77. Утверждать, что Св. Петр, если бы был папой, не мог бы
даровать больше благодеяний - есть хула на Св. Петра и папу.
|
LXXVIII dicimus
contra, quod etiam iste et quilibet papa maiores habet, scilicet evangelium,
virtutes, gratias, curationum etc. ut 1. Cor. XII.
|
78. Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа
дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары
исцелений и прочее - как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава.
|
LXXIX dicere,
crucem armis papalibus insigniter erectam cruci Christi aequivalere, blasphemia
est.
|
79. Утверждать, что пышно водруженный кресте папским
гербом равносилен кресту Христову, значит богохульствовать.
|
LXXX rationem
reddent episcopi, curati et theologi, qui tales sermones in populum licere
sinunt.
|
80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести
такие речи перед народом, ответят за это.
|
LXXXI facit haec
licentiosa veniarum praedicatio, ut nec reverentiam papae facile sit etiam
doctis viris redimere a calumniis aut certe argutis quaestionibus laicorum.
|
81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому,
что почтение к папе даже ученым людям нелегко защищать от клевет и, более
того, коварных вопросов мирян.
|
LXXXII scilicet:
cur papa non evacuat purgatorium propter sanctissimam caritatem et summam
animarum necessitatem ut causam omnium iustissimam, si infinitas animas
redimit propter pecuniam funestissimam ad structuram basilicae, ut causam
levissimam?
|
82. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради
пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ,- то есть по
причине наиглавнейшей,- если он в то же время неисчислимое количество душ
спасает ради презренных денег на постройку храма - то есть по причине
наиничтожнейшей9
|
LXXXIII item: cur
permanent exaequiae et anniversaria defunctorum et non reddit aut recipi
permittit beneficia pro illis instituta, cum iam sit iniuria pro redemptis
orare?
|
83. Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших
продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять
пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже
искупленных из Чисшлища?
|
LXXXIV item: quae
illa nova pietas dei et papae, quod impio et inimico propter pecuniam
concedunt animam piam et amicam dei redimere, et tamen propter necessitatem
ipsius met piae et dilectae animae non redimunt eam gratuita caritate?
|
84. Или: В чем состоит эта новая благодать Бога и папы,
что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую
и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу
они не спасают бескорыстно, из милосердия?
|
LXXXV item: cur
canones poenitentiales re ipsa et non usu iam diu in semet abrogati et mortui
adhuc tamen pecuniis redimuntur per concessionem indulgentiarum tanquam
vivacissimi?
|
85. Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле
уже давно от неупотребления себя отменившие и мертвые, до сих пор еще
оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они еще в силе
и живы?
|
LXXXVI item: cur
papa, cuius opes hodie sunt opulentissimis crassis crassiores, non de suis
pecuniis magis quam pauperum fidelium struit unam tantummodo basilicam sancti
Petri?
|
86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший
Крез, возводит этот храм Св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги
нищих верующих?
|
LXXXVII item: quid
remittit aut participat papa iis, qui per contritionem perfectam ius habent
plenariae remissionis et participationis?
|
87. Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто
посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?
|
LXXXVIII item:
quid adderetur ecclesiae boni maioris, si papa, sicut semel facit, ita centies
in die cuilibet fidelium has remissiones et participationes tribueret?
|
88. Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа
то, что он делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого
верующего этим прошением и отпущением?
|
LXXXIX ex quo papa
salutem quaerit animarum per venias magis quam pecunias, cur suspendit
litteras et venias iam olim concessas, cum sint aeque efficaces?
|
89. Если папа стремится спасти души скорее отпущениями,
нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж
тем как они одинаково действенны?
|
XC haec
scrupulosissima laicorum argumenta sola potestate compescere nec reddita
ratione diluere, est ecclesiam et papam hostibus ridendos exponere et
infelices Christianos facere.
|
90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы
мирян, а не разрешать на разумном основании - значит выставлять Церковь и
папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.
|
XCI si ergo veniae
secundum spiritum et mentem papae praedicarentur, facile illa omnia
solverentur, immo non essent.
|
91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по
мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того - просто не
существуют.
|
XCII valeant itaque
omnes illi prophetae, qui dicunt populo Christi «pax, pax», et non est pax.
|
92. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу
Христову: "Мир, мир!", а мира нет.
|
XCIII bene agant
omnes illi prophetae, qui dicunt populo Christi «crux crux», et non est crux.
|
93. Да будут благословенны все пророки, проповедующие
народу Христову: "Крест, крест!", а креста нет.
|
XCIV exhortandi
sunt Christiani, ut caput suum Christum per poenas, mortes infernosque sequi
studeant,
|
94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью
стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.
|
XCV ac sic magis
per multas tribulationes intrare caelum quam per securitatem pacis
confidant.
|
95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели
безмятежным спокойствием.
|
|