Cвященник Александр Мень
ТАИНСТВО, СЛОВО, ОБРАЗ
Об авторе - Оглавление
Приложения
IX. ПОСТЫ И ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ
В чем смысл постов? Они прививают навык воздержания, обуздывают плоть, способствуют
духовному совершенствованию. Они несут в себе принцип самоконтроля — важнейшего
условия внутренней работы. Следование установленному посту, а не тому, который
каждый изобретает для себя, есть акт добровольного принятия руководства Церкви.
Пост прежде всего относится к пище, и это вполне естественно; ведь именно
через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и ее законами. В какой-то
мере ограничивая и контролируя эту связь, мы открываем больший простор для
духа.
Впрочем, нельзя сводить пост только к отказу от скоромной пищи. «Кто ограничивает
пост только воздержанием от пищи, — говорил св. Иоанн Златоуст, — тот более
всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами... Что за
польза; когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»
Некоторые люди отрицают посты из медицинских соображений. Но как раз именно
медицина считает полезным для здоровых (а порой и больных) людей временное
воздержание от мясной пищи. Следует отметить, что больных (в том числе и беременных
женщин), которым пост противопоказан, Церковь освобождает от него. Необязателен
он и для «в пути сущих».
Пост может быть вредным для души в том случае, если человек делает из него
«культ» и проникается сознанием своего превосходства. «Пост, — говорит преп.
Марк Подвижник, — как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают,
так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста должны
беречься вреда его, то есть тщеславия» (Добротолюбие. Т.II., с. 582).
К телесной аскезе помимо поста относится общая дисциплина быта, забота об
уравновешенном образе жизни (работа-разрядка), о правильном сне (избегать
ночных разговоров, не злоупотреблять возбуждающими и тонизирующими средствами).
Пост состоит не только в телесном воздержании, но является временем усиления
борьбы со страстями. «Пост — это прежде всего движение, активность духа, борьба
с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за
жизнь, за свободу духа от привычного рабства» (митр. Антоний. Первая беседа
о молитве).
Многодневные посты
1. Великий пост
2. Петров пост от недели Всех святых до 29 июня/12 июля
3. Успенский пост от 1/14 августа до 15/28 августа
4. Рождественский (Филиппов) пост от 15/28 ноября до 25 декабря/7 января.
Однодневные посты
1. Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и
Святок от 25 декабря/7 января до 5/18 января
2. Крещенский сочельник 5/18 января
3. День Усекновения главы Предтечи и крестителя Иоанна 29 августа/11 сентября
4. День Воздвижения Креста Господня 14/27 сентября
Сплошные седмицы
1. Мытаря и фарисея
2. Сырная (масленица)
3. Пасхальная
4. Троицкая
5. Святки от 25 декабря/7 января до 5/18 января
Дни, в которые воспрещается совершение таинства брака
1. Накануне среды и пятницы в течение всего года
2. Накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников
3. В продолжение всех постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского
4. От Рождества до Богоявления: от 25 декабря/7 января до 7/20 января
5. В течение сырной седмицы (масленицы)
6. В течение Пасхальной седмицы
7. В дни (и накануне) Усекновения главы Предтечи и крестителя Иоанна 29 августа/11
сентября и Воздвижения Креста Господня 14/27 сентября
Дни особого поминовения усопших
1. Суббота мясопустная
2. Суббота 2-й седмицы Великого поста
3. Суббота 3-й седмицы Великого поста
4. Суббота 4-й седмицы Великого поста
5. Радоница — вторник Светлой седмицы
6. Суббота Троицкая — накануне Пятидесятницы
7. Суббота Димитриевская 18/31 октября
далее
содержание
|