Мишель Монтень
ОПЫТЫ
Нумерация страниц указана по изданию: Москва: Рипол-Классик, 1997. (Первый
и второй тома в этом издании объединены в одну книгу).
К оглавлению
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава IV
О ТОМ, ЧТО СТРАСТИ ДУШИ ИЗЛИВАЮТСЯ НА ВООБРАЖАЕМЫЕ ПРЕДМЕТЫ, КОГДА ЕЙ НЕДОСТАЕТ
НАСТОЯЩИХ
Один из наших дворян, которого мучали жесточайшие припадки
подагры, когда врачи убеждали его отказаться от употребления в пищу кушаний
из соленого мяса, имел обыкновение остроумно отвечать, что в разгар мучений
и болей ему хочется иметь под рукой что-нибудь, на чем он мог бы сорвать свою
злость, и что, ругая и проклиная то колбасу, то бычий язык или окорок, он
испытывает от этого облегчение. Но, право же, подобно тому, как мы ощущаем
досаду, если, подняв для удара руку, не поражаем предмета, в который метили,
и наши усилия растрачены зря, или, скажем, как для того, чтобы тот или иной
пейзаж был приятен для взора, он не должен уходить до бесконечности вдаль,
но нуждается на подобающем расстоянии в какой-нибудь границе, которая служила
б ему опорой:
Ventua ut amittit vires, nisi robore densae
Occurrant silvae, spatio diffusus inani.
{И как ветер, рассеявшись в пустынном пространстве, теряет
силу, если густые леса не встанут пред ним преградой [1] (лат.).}
так же, мне кажется, и душа, потрясенная и взволнованная, бесплодно
погружается в самое себя, если не занять ее чем-то внешним; нужно беспрестанно
доставлять ей предметы, которые могли бы стать целью ее стремлений и направлять
ее деятельность. Плутарх говорит по поводу тех, кто испытывает чрезмерно нежные
чувства к собачкам и обезьянкам, что заложенная в нас потребность любить, не
находя естественного выхода, создает, лишь бы не прозябать в праздности, привязанности
вымышленные и вздорные [2]. И мы видим, действительно, что душа, теснимая страстями,
предпочитает обольщать себя вымыслом, создавая себе ложные и нелепые представления,
в которые и сама порою не верит, чем оставаться в бездействии. Вот почему дикие
звери, обезумев от ярости, набрасываются на оружие или на камень, которые //26/27//
ранили их, или, раздирая себя собственными зубами, пытаются выместить
на себе мучающую их боль.
Pannonis haud aliter post ictum saevlor ursa,
Cum iaculum parva Libys amentavit habena
Se rotat in vulnus, telumque Irata receptum
Impetit, et secum fugientem circuit hastam.
{Так паннонская медведица, рассвирепев от удара копьем, которое
метнул в нее с помощью короткого ремня ливиец, изгибается к ране, в ярости
стремится достать вонзившийся наконечник и мечется вокруг древка, убегающего
вместе с нею [8] (лат.)}
Каких только причин ни придумываем мы для объяснения тех несчастий,
которые с нами случаются! За что ни хватаемся мы, с основанием или без всякого
основания, лишь бы было к чему придраться! Не эти светлые кудри, которые ты
рвешь на себе, и не белизна этой груди, которую ты, во власти отчаянья, бьешь
так беспощадно, наслали смертоносный свинец на твоего любимого брата: ищи
виновных не здесь. Ливии, рассказав о скорби римского войска в Испании по
случаю гибели двух прославленных братьев [4], его полководцев, добавляет:
Flere omnes repente et offensare capita. {Все тотчас же принялись рыдать и
бить себя по голове [5] (лат.)} Таков общераспространенный обычай. И разве
не остроумно сказал философ Бион о царе, который в отчаянии рвал на себе волосы:
"Этот человек, кажется, думает, что плешь облегчит его скорбь" в. Кому из
нас не случалось видеть, как жуют и глотают карты, как кусают игральную кость,
чтобы выместить хоть на чем-нибудь свой проигрыш? Ксеркс велел высечь море
- Геллеспонт [7] и наложить на него цепи, он обрушил на него поток брани и
послал горе Афон вызов на поединок. Кир на несколько дней задержал целое войско,
чтобы отомстить реке Гинд за страх, испытанный им при переправе через нее.
Калигула [8] распорядился снести до основания прекрасный во всех отношениях
дом из-за тех огорчений, которые претерпела в нем его мать.
В молодости я слышал о короле одной из соседних стран, который,
получив от бога славную трепку, поклялся отметить за нее; он приказал, чтобы
десять лет сряду в его стране не молились богу, не вспоминали о нем и, пока
этот король держит в своих руках власть, //27/28//
даже не верили в него. Этим рассказом подчеркивалась не столько
вздорность, сколько бахвальство того народа, о котором шла речь: оба эти порока
связаны неразрывными узами, но в подобных поступках проявляется, по правде говоря,
больше заносчивости, нежели глупости.
Император Август [9], претерпев жестокую бурю на море, разгневался
на бога Нептуна и, чтобы отметить ему, приказал на время праздничных игр в
цирке убрать его статую, стоявшую среди изображений прочих богов. В этом его
можно извинить еще меньше, чем всех предыдущих, и все же этот поступок Августа
более простителен, чем то, что случилось впоследствии. Когда до него дошла
весть о поражении, понесенном его полководцем Квинтилием Варом в Германии,
он стал биться в ярости и отчаянье головою о стену, без конца выкрикивая одно
и то же: "О Вар, отдай мне мои легионы!" [1] Но наибольшее безумие, - ведь
тут примешивается еще и кощунство, - постигает тех, кто обращается непосредственно
к богу или судьбе, словно она может услышать нашу словесную пальбу; они уподобляются
в этом фракийцам, которые, когда сверкает молния или гремит гром, вступают
в титаническую борьбу с небом, стремясь тучею стрел образумить разъяренного
бога. Итак, как говорит древний поэт у Плутарха:
Когда ты в ярости судьбу ругаешь,
Ты этим только воздух сотрясаешь [11].
Впрочем, мы никогда не кончим, если захотим высказать все,
что можно, в осуждение человеческой несдержанности.
Далее
К оглавлению
Ср. комм. Як.Кротова
|