Мишель Монтень
ОПЫТЫ
Нумерация страниц указана по изданию: Москва: Рипол-Классик, 1997. (Первый
и второй тома в этом издании объединены в одну книгу).
К оглавлению
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава VII
О ТОМ, ЧТО НАШИ НАМЕРЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СУДЬЯМИ НАШИХ ПОСТУПКОВ
Говорят, что смерть освобождает нас от любых обязательств. Я
знаю, что эти слова толковали по-разному. Генрих VII, король Англии, заключил
соглашение с доном Филиппом, сыном императора Максимилиана, или - чтобы придать
его имени еще больший блеск - отцом императора Карла V, в том, что вышеупомянутый
Филипп передаст в его руки герцога Саффолка, его врага из партии Белой Розы,
бежавшего из пределов Англии и нашедшего убежище в Нидерландах, при условии,
что он, Генрих, обязуется не посягать на жизнь этого герцога. Тем не менее,
уже будучи на смертном одре, он велел своему сыну в оставленном им завещании
немедленно после его кончины умертвить герцога Саффолка [1]. Недавняя трагедия
в Брюсселе, которая была явлена нам герцогом Альбой и героями которой были несчастные
графы Горн и Эгмонт, заключает в себе много такого, что заслуживает внимания
[2]. Так, например, граф Эгмонт, уговоривший своего товарища графа Горна отдаться
в руки герцогу Альбе и уверивший его в безопасности этого шага, настойчиво домогался
умереть первым; он хотел, чтобы смерть сняла с него обязательство, которым он
связал себя по отношению к графу Горну. Но ясно, что в первом из рассказанных
случаев смерть не освобождала от данного слова, тогда как во втором обязательство
не имело никакой силы, даже если бы принявший его на себя и не умирал. Мы не
можем отвечать за то, что сверх наших сил и возможностей. И поскольку последствия
и даже самое выполнение обещания вне нашей власти, то распоряжаться, строго
говоря, мы можем лишь своей волей: она-то и является неизбежно единственной
основой и мерилом человеческого долга. Вот почему граф Эгмонт, и душою и разумом
сохранявший верность данному им обещанию, хотя не имел никакой возможности его
исполнить, без сомнения был бы освобожден от своего обязательства, если бы даже
и пережил графа Горна. Но бесчестность английского короля, намеренно нарушившего
свое слово, никоим образом не может най //35/36//
ти себе оправдание в том, что он отложил казнь герцога до своей
смерти; равным образом, нет оправдания и тому каменщику у Геродота, который,
соблюдая с безупречною честностью в течение всей своей жизни тайну сокровищ
египетского царя, своего владыки, умирая, открыл ее своим детям [3].
Я видел на своем веку немало таких людей, которые, хотя совесть
и уличала их в том, что они утаивают чужое имущество, тем не менее легко мирились
с этим, рассчитывая удовлетворить законных владельцев после своей кончины,
путем завещания. Такой образ действий ни в коем случае нельзя оправдать: плохо
и то, что они откладывают столь срочное дело, и то, что желают возместить
причиненный ими убыток ценою столь малых усилий и столь мало поступаясь своей
выгодой. Право, им надлежало бы поделиться тем, что им взаправду принадлежит.
Чем тяжелее им было бы заплатить, чем больше трудностей пришлось бы в связи
с этим преодолеть, тем справедливее было бы такое возмещение и тем больше
было бы им заслуги. Раскаяние требует жертв.
Еще хуже поступают те, которые в течение всей своей жизни таят
злобу к кому-нибудь из своих ближних, выражая ее лишь в последнем изъявлении
своей воли. Возбуждая в обиженном неприязнь к их памяти, они показывают тем
самым, что мало пекутся о своей чести и еще меньше о совести, ибо не хотят
угасить в себе злобного чувства хотя бы из уважения к смерти и оставляют его
жить после себя. Они подобны тем неправедным судьям, которые без конца откладывают
свой приговор и выносят его лишь тогда, когда ими уже утрачено всякое представление
о сути самого дела.
Если только мне это удастся, я постараюсь, чтобы смерть моя
не сказала ничего такого, чего ранее не сказала моя жизнь.
Далее
К оглавлению
Ср. комм. Як.Кротова
|