К оглавлению
ПРИМЕЧАНИЯ
УКАЗАТЕЛИ
ПРИМЕЧАНИЯ
АПОЛОГИЯ УЧЕНОГО НЕЗНАНИЯ
(APOLOGIA DOCTAE IGNORANTIAE)
Иоганн Венк из Херренберга (род. ок. 1393/94, к 1414 кончил факультет логики и диалектики Парижского университета,
<магистр свободных искусств>, преподаватель в Гейдельберге) выступил против Николая Кузанского - движимый,
возможно, церковно-политической враждой как <базелец> (см.ниже прим. 11) и противник Рима - с инвективой
De ignota letteratura (<О заслуживающем забвения полузнании>, 1442/1443), где утверждал, что совпадение
противоположностей разрушает <здание науки>, а совпадение тварности с нетварностью толкает к <ереси
вальденцев, Экхарта и Уиклифа>: слиянию верующего с богом. Уже в <Предположениях> (см. ниже прим. 28)
и в диалоге <О сокрытом Боге> (9 слл.) Николай, однако, независимо от Венка уточняет, что бог <не корень
противоречивых [понятий]> и его трансцендентная простота выше любых совпадений. Венк, судя по тому, что известно
о его утерянном трактате <Лицо школы знающего незнания> (1449-1455), позднее приблизился к идеям <непостижимого
постижения>. Думали, что <Апология> (1449) написана или подготовлена учениками. Но Николай включил
ее в собрание своих работ, и Бернард Вагинг, преданный ему настоятель Тегернзейского аббатства св. Квирина,
в <Похвальном слове знающему незнанию> рекомендует читать <Апологию> как <написанную... всезнающим
мужем, автором самого <Ученого незнания>>.
1 Корпеть над аристотелевским учением - занятие поздней схоластики. Внутренний вкус -
см. Прост. о мудр. I, 10 слл. Отличается как зрение от слуха - ср. ниже 20; Об уч. незн. III 11, 247.
- 7.
2 Платон. Апология Сократа 20 е слл. - 8.
3 Auctores. Об авторитете см. ниже 7; Прост. о мудр. I, 2 слл.; Прост. об уме 6, 88. - 8.
4 1 Тим. 6, 16 в сочетании с 1 Иоан. 1, 5. - 8.
==433
5 Так думал и Николай, см. О даре 1, 92. - 8.
6 Филон Александрийский. Quaest. et solut. eorum quae in Gen. sunt IV 9 (дошло в лат. пер.).
- 9.
7 Теология - здесь <таинственное боговидение>. Сокровище - Матф. 13, 44; см.
Прост, о мудр. I, 19-20. - 9.
8 Матф. 11, 25 (<славлю Тебя... что Ты утаил это от мудрых и разумных>). - 9.
9 Ср. Прост. о мудр. I, 4. - 9.
10 Иоганн Гельнхузен (ум. 1443), с 1430 по 1439 настоятель цистерцианского аббатства в Маульброне,
друживший и с Николаем, и с Венком; последний писал ему, между прочим, о несовместимости <отрешенной жизни>
Экхарта с учением Фомы, ср. ниже прим. 63. - 9.
11 На Базельском соборе (с 1432 по 1439 и далее) задававшие тон иерархи выступили против власти
папы; к 1439 были <вечно прокляты> из Рима как <схизматики>. - 10.
12 Бог не может не знать себя - так Николай формулирует проблему <может ли Бог отречься
от себя>, см. Дионисий. О Бож. именах 8, 6; ср. 2 Тим. 2, 13. - 11.
13 Остановитесь и познайте - Пс. 45, 11. В пер. Семидесяти <остановитесь> -
scholasate; греч. schole <покой, свободные занятия, научная школа> по-лат. передавали через otium. Греческое
название демонов Августин (явно по Платону, Крат. 398 b) ведет от daemon <искушенный>, подчеркивая,
что знание без любви <надмевает> (см. Прост. о мудр. I, 1 и прим. 1). - 12.
14 Бог есть мир наш - Ефес. 2, 14. - 12.
15 Демоны как вестники (ангелы) и помощники - Платон. Апол. Сократа 31е и
др.; Федон 107 d; Федр 242 b; Апулей. О божестве Сократа 6; Филон. Quaest. et solut. IV 188. -
12.
16 В числе, весе и мере - Премудр. 11, 21. Различение и согласование - см.
О предп. II 3. - 13.
17 Авиценна. Метафизика. X 2.- 13.
18 Об уч. незн. I 19, 57; 25, 84. - 13.
19 Имеется в виду, однако, не сам Платон, а Прокл в толковании к <Пармениду>. - 14.
20 Дионисий. О Бож. именах 7, 1. - 14.
21 1 Кор. 13, 12: <Теперь мы видим через зеркало в загадке [символе, образе, намеке],
а тогда [будем] - лицом к лицу>. -14.
22 Дионисий. О Бож. именах 7, 3; О мистич. теол. 1, 3 (см. Об уч. незн. 1 16, 43); Августин.
Гомилия 117 (38). - 16.
23 Дальше (Рим. 8, 26): <... как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными>.
- 16,
==434
24 Августин. Письмо к Пробу 130 (121), 15.-16.
25 См. т. I, с. 288-303. - 16.
26 Видел и свидетельствует - Иоан. 3, 32; о восхищении Павла 2 Кор. 12, 1
слл. - 17.
27 Иероним (О знаменит, людях 2) упоминает соч. Филона <Об Александре и о том, что бессловесные
существа обладают своим разумом>. - 17.
28 В <Ученом незнании> (I 4, 12; 6, 15-16; 22, 67) иногда создается впечатление, что бог
есть совпадение противоположностей; начиная с <Предположений>, появляется формула < ни
есть, ни не есть, ни - есть и не есть> (I 5, 21; 6, 24; II 1, 78). По Дионисию - О Бож. именах
5, 10; 7; 9, 1.- 18.
29 <Исповедь> XIII 37 (<всегда действуешь и всегда покоишься>). - 18.
30 Об уч. незн. III 6, 216. -18.
31 Mansi XI 326; 595 (Деяния 6; 14).- 18.
32 О даре 2, 98; 3, 104; 4, 109-111. - 19.
33 Фома. Сумма против язычн. I 26. Дионисий. О небесн. иер. 4, 1; О Бож. именах 1,
5. - 19.
34 См. Об уч. незн. I 1, заголовок. - 20.
35 1, 1-2 (цитату см. <О неином> 14, 57).- 20.
36 Премудр. 13, 5. - 20.
37 В пути - см. Об уч. незн. III 11, 248. - 21.
38 1, 3. См. Исх. 19, 16-20; 24, 15-18. - 21.
39 Первый комментатор Дионисия - Максим Исповедник,но цитата явно из Псевдо-Беды (Коммент.
на Боэция <О Троице>, PL 95, 398Ь), где она приписана Василию (Кесарийскому?).- 21.
40 Пс. 17, 12. - 21.
41 Явно из Псевдо-Беды (см. прим. 39), который так обобщает Амвросия, <О вере к Грациану>
I 5; 13.-22.
42 Дальше: <...в своей книге на немецком языке... где говорится: <Человек должен стремиться
очистить и освободить себя от своего образа и образа какой бы то ни было твари, не зная никакого отца, кроме
Бога; тогда... все его бытие, жизнь, память, знание, любовь - от Бога, в Боге и Бог>> (см. Экхарт.
Daz buoch der goetlichen troestunge. DW 5, S. 12, 21-13, 4). Идеи такого слияния считались осужденными церковью.
- 23.
43 Епископ Страсбургский Иоганн Дюрбхейм осудил в 1317 г. бегардов и лоллардов,
в частности, за мнение, что человек может так соединиться с Богом, что всякая его способность, желание
и действие будут тождественны божественным>, - 23.
==435
44 II 2, 100. - 23.
45 Об уч. незн. I 21, 66. - 23.
46 Там же I 7; 19-20 и др. - 23.
47 Ср. там же I 19, 57 и прим. 55, Муж ума яснейшего - Тьерри Шартрский (там же II, прим.
42; 46).- 24.
48 Ср. Деян. 17, 29.- 24.
49 Из символа веры, приписывавшегося Афанасию Александрийскому (так наз. Quicumque).
- 24.
50 I 24, 78. - 24.
51 I 6,10 (<Что мне, если кто не понимает>).-25.
52 <...из праха земного> (Быт. 2, 7). - 25.
53 Подробней см. О даре 2, 98. - 25.
54 Особенно II 2-3; 9, 149. - 25.
55 Opus propositionum, пролог (LW I, p. 176 слл.). - 26.
56 Универсалистами, <обобщителями>, Венк называет Экхарта и Николая, думая, что у
них бог есть бытие, а бытие - обобщенное понятие сущего, так что бог - Сын соединяется с человечеством вообще,
не с человеком Христом. Бог во всем - Рим. 11, 36; Кол. 1, 16. - 26.
57 Дионисий. О Бож. именах 1, 7. - 27.
58 Иоанн Андрей (1270-1348). Novella in Decretales Gregorii IX. I. De summa Trinitate et
fide catholica. Damnamus, 36-37 (Denzinger, № 808) . - 27.
59 Рим. 1, 29; 7, 6 и 2 Кор. 3, 6-7. - 28.
60 Но Феодор - представляющее автора лицо в диалогах Гонория Августодунского Glavis physicae,
выдержках из Эригены <О разделении природы>. - 28.
61 Может быть, Бертольд Мосбургский, автор толкования на <Первоосновы теологии> Прокла. -
28.
62 Ср. Выше от кроме максимального... до ...что и прообраз. Ср. Евр. 1, 3 (<образ ипостаси
Его>). - 28.
63 См. Венк, De ign. lett. 31: <...сколько яда для познания и нравственности принесло это отвлеченнейшее
умствование, названное ученым незнанием, на народном языке - abgeschaiden leben, где чувства исчезают [намек
на Уч. незн. I 10, 27] и Божие прославление умаляется>. Abgeschaiden leben (abstracta vita) - выражение Экхарта,
отрешенная жизнь ума, которую томист и аристотелик Венк считал обманчивой и недолжной. - 29.
64 I 16, 43 и прим. 41. - 29.
65 О небесн. иер. 6, 1 (<ничего не выдвинем от себя... в меру сил изложим...>). - 29.
66 I 14, 38-39. - 29.
67 От Он добавил... до ...величие - вставка Этьена д¢Этапля
==436
в парижским издании 1514 г. У Августина место не найдено. - 30.
68 Ср. I 23, 71; 24, 80-81; 26, 87-88. - 30.
69 В гл. 5 (цитату см. <О неином>, прим. 2). - 30.
70 Об уч. незн. I 22, 67-69. - 30.
71 1 Тим. 6, 15. - 31.
72 По-видимому, к Ириною. Письма 29, 32, 64 и 76 Амвросия к нему - о Христе. - 31.
73 О Бож. именах 7, 4. - 31.
74 Пс. 82, 19; Евр. 2, 10; Иоан. 1, 16. - 32.
75 Ср. Рим. 8, 35-39. - 32.
76 Совпадение этих слов с формулой Бернарда Вагинга из <Похвального слова знающему незнанию>
- один из поводов считать <Апологию> написанной не (только) рукой Николая. - 32.
О ВИДЕНИИ БОГА
(DE VISIONE DEI)
<Трактат о видении Бога, или Книга об иконе> (De icona)адресован <аббату (в 1452 им был Каспар Айндорфер)
и братии> бенедиктинского монастыря в Тегернзее (Бавария), которых Николай посетил летом 1452 г. (об этом
его письма от 22.9.1452 и 14.9.1453).
Перевод по венскому изданию (см. т. I, с. 463).
1 Или: <удобный>, <всегда открытый путь. Ср. Прост, о мудр. II (т. I, с. 375- 385).
- 35.
2 См. <Об искании Бога> 1, 19 и прим. 2. - 37.
3 Об уч. незн. I 21, 66. - 39.
4 Т. е. <тебя в твоей истине>. - 40.
5 См. Апол. уч. незн., прим. 21. - 41.
7 См. Об уч. незн. I 14 сл. в связи с Бер. 8, 9. - 50.
8 Ср. с типами людей в Предп. II 15, 150 слл. - 51.
9 Т. е. человечность, как она в боге есть бог. - 51.
10 Формулы этого типа - О сокр. Боге 9 слл.; О предп. I 5, 21; 6, 24. - 52.
11 Евр. 5, 12-14: <твердая пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены
к различению добра и зла>. - 53.
12 Вечность всеобъемлюща - см. Об уч. незн. I 7. - 55.
13 См. выше 9, 37 и прим. 10. - 57.
14 Скудельный сосуд - 2 Кор. 4, 7. - 57.
15 Развертывает - увеличивая число каждый раз на еди-
==437
ницу, свертывает - беря его всякий раз как единство. См. Прост, об уме 6, 89 слл. - 57.
15 Т. е. снятие противоположения, ср. 9, 35 и прим. 7; Апол. уч. незн. 21 и прим. 28. -
62.
16 Разнообразие пределов возможно только на почве максимальной предельности, бесконечности.
- 62.
17 Отец - здесь человек как творящий бога по своему подобию. - 68.
18 Матф. 13, 44. См. Прост, о мудр. 1, 19. - 69.
19 Одно трижды - ср. <Игра в шар> II, 84. - 72.
20 Ни ухо не слышало... - 1 Кор. 2, 9. - 74.
21 Бог ревнитель - Исх. 34, 14. - 74.
22 Только через Сына - Иоан. 14, 6. - 77.
23 Привлекающее - см. 13, 57 (по Иоан. 6, 44).- 78.
24 Августин. Против академиков I 6. - 83.
25 См. <Игра в шар> II, 95 и прим. 31. - 87.
26 Propter semet ipsum. То же в Предп. I 1, 5. - 92.
БЕРИЛЛ (DE BERYLLO)
С начала 1454 г. монахи Тегернзее ждут от Николая <свежеотшлифованного берилла, чтобы понимать в <Ученом
незнании> и других местах вещи, многим кажущиеся темными, особенно совпадение противоречивого, бесконечный
шар и т. д.>; возможно, Николай обещал им такой <берилл> (очки) при посещении монастыря в 1452 г. <Стекла
еще не отполированы>, писал он 9.9.1454, <для них нужен священный покой (otium sacrum)>. Трактат был
дописан 18.8.1458 в замке Бухенштейн вблизи Брунека на окраине Бриксенской епархии, где Николай больше года
жил как приходский священник (практически в осаде) с начала 1458 г.
Перевод по уточненному критическому изданию в кн. Nikolaus von Cues. Uber den Beryll. Hrsg. von K. Bormann.
Hamburg, Felix Meiner 1977.
1 См. Апол. уч. незн. 14, прим, 21. - 97.
2 Praxim (смешение созерцания и практики). - 97.
3 Платон. Письмо II 312d - 314с; Дионисий. О мист. теол. 1, 2, ср. 1 Кор. 2, 14. - 97.
4 Ср. <Компендий> 6, 18. - 98.
5 Анаксагор. О природе, фр. 12-14. - 98.
6 Эти модусы примерно соответствуют чувству-рассудку- интеллекту <Ученого незнания>
и <Предположений>. - 98.
7 De Gen. ad litt. I 9, 5, Ср. О становл. 5. - 98.
==438
8 Ср. О предп. II 13, 137 и прим. 49. Но чаще и всякий объект ума-интеллекта, и высшую,
лишь интеллигенции доступную истину Николай одинаково называет интеллигибельным, умопостигаемым
(см. О предп. II 16, 161-163; Охота за мудр. 3, 8; 5, 13; <Игра в шар> II, 77, где интеллигибельное
путается с интеллектибельным). О нестрогости всей терминологии - Прост. об уме 8, 111. - 99.
9 Евсевий. Еванг. приуготовление VI 3: посетивший Афины индус спросил Сократа
о цели философии; <на ответ Сократа, что [она] в разысканиях о человеческой жизни, индус рассмеялся,
сказав, что никто не в силах понять человека, не зная Бога. Ср. Охота за мудр. 12, 31. - 100.
10 Максимум неколичествен, см. Об уч. незн. I 5. - 100.
11 Берилл исправляет неравенство, как максимизация линии (Уч. незн. I 18)-ее кривизну.
- 100.
12 Т. е. через максимизацию-минимизацию подобия. - 100.
13 О Бож. именах 5, 7-10. - 102.
14 Ср. Прокл. Первоосн. теол. 92; 117. - 102.
15 Коммент. на <Парменида> VI 84. - 102.
16 Cм. Аристотель. Мет. XII 2, 1069b 20 слл. (это, по выражению А. В. Лебедева,
<гиблое место> сейчас читается иначе). -102.
17 См. Об уч. незн. I 24, 75 и прим. 64. - 103,
18 См. там же II 13, 180 и прим. 74. - 103.
19 Ср. там же I 19, 55; 21, 64. - 103.
20 Письмо II 312e - 313a; 314a - с. - 104.
21 Коммент. на Платоново <Государство> I 430. - 104.
22 Мет. XII 10, 1075a 11-15 и др. - 104.
23 Сотворил, как захотел - Пс. 134, 6, - 105.
24 Выражение Ульпиана (<Дигесты> I 4, 1). - 105.
25 В приложении к абсолютному началу формула имеет оба смысла: оно уже есть все,
чем оно в своем пределе может быть; оно есть все, что вообще может быть. Сходная
двузначность - Уч. незн. III, 263, прим. 49; О становл. 1, 149, прим. 6; Охота за мудр. 18, 51 и прим. 62. -
105.
26 Ср. 34, 60. Ибн Гебироль (<Источник жизни> III 54; IV 17-19) говорит только об
<отдалении от источника единства> как причине сущего. - 105.
27 См. Прост, об уме I, 57 и прим. 1. - 107.
28 Ср. с <антиномиями творения> в Уч. незн. II 3-4,-108.
29 Госуд. VI 508a - 509b; VII 517 ab. - 109.
30 О Бож. именах 4-5. - 109.
31 Альберт. Метафизика. I 3-4, 2. - 109.
32 Альберт, О небесн. иер. 13, 3. - 109.
==439
33 Вопреки Аристотелю (Катег. 5, ЗЬ 33 слл.). Ср. Об уч. незн. I 8, 22; 17, 48. - 109.
34 Аристотель. Мет. I 3; Катег. 5. - 110.
35 Исаак бен Саломон Исраэли. Кн. определений (AHDLM 13, 1938, р. 313 слл.). Николай Кузанский
мог знать это место и по неоднократной цитации у Альберта. - 111.
36 Николай считал (письмо 14.9.1453 к тегернзейским монахам, ср. <О неином> 1, 5), что в
конце <Мистической теологии> Дионисий делает мало кем замеченный <скачок> через противоположность
<утвердительного и отрицательного богословия> к их <совпадению>. О дизъюнкции см. Предп. I 5, 20-21.
- 111.
37 Платон. Федон 97b слл.; Аристотель. Мет. I 3, 984b 15 слл.; 8, 989b 4 слл. и др.
- 113.
38 <Тимей> 41а слл.; 51е; <Федон 97b слл. Но под Платоном, как обычно, следует понимать
Плотина и Прокла (о триаде первоединство - ум - душа Эннеады I 8,2; V 4, 2; Первоосн. теол. 1 слл.; 160 слл.;
182 слл.). - 113.
39 II 9 (модусы бытия); II 10 (имена судеб). - 114.
40 <О небе и мире> 14 конец; <Метафизика> VI 2 конец: <Действующий сам по
себе подобен жару, который существовал бы отделенно и действовал, так что происходящее от него происходило
бы только из-за того, что есть жар, а действующий через свою способность подобен огню,
действующему через свой жар>. - 114.
41 Ср. Мет. XII 7, 1072а 25 слл. - 115.
42 Противоположны эйдос (форма) и лишенность; третье начало - материя
(Аристотель. Мет. IV 2; XII 1-2; Физ. I 6 слл.). - 115.
43 Первое положение Аристотеля - Мет. IV 3-6. - 116.
44 De mathematica perfectione (Париж 1514, II 101); <Будь возможным начертить минимальную
хорду, меньше которой не может быть, у нее не осталось бы излучины и она оказалась бы не меньше своей дуги:
дойдя до минимального количества, хорда и дуга совпали бы>. - 116.
45 Зачатки формы - Мет. XII 2, 1069b 29-32. - 116.
46 См. Августин. Исповедь VII 9. - 117.
47 < О рожд. животн. V 7, 788а 13; <О небе> I 5, 271b 12. -
117.
48 См. Мет. VII 3,1029а 20-21. - 117.
49 Полит. I 1; 3: анализ начинается с <наименьших частей> дома и хозяйства. - 118.
50 I 5, 986а 25; V 6, 1016a 12 слл. - 118.
51 О неделимости начала выше 7, 8, - 118.
==440
52 О началах познаваемого 9, 10-13, 14. - 118.
53 Аристотель. Мет. II 2, 994b 5-6 и др. - 118.
54 См. Об уч. незн. I 21, 65 и прим. 61. - 119.
55 Субстанцию (чтойность) до сих пор ищут - см. <О неином> 18, 83 и прим.
40. <Бытие [вещи] тем, что [и] было [этой вещью в ее сути]> (подразумевается
вопрос: <А что, собственно, у нас значило быть вот этой вещью?>)-начало идентификации, дающее узнать вещь
как то самое, что она и есть. Ко всей гл. см. Мет. VII 1; 3-11; 17, 1041b 6. - 119.
56 И в старости - не слова Прокла, а (допустимый) вывод из них; здесь - в
вопросе об отделенности идей (Коммент. к Пармен. II; III, особ. р. 590; 604 Штальбаум). - 120.
57 См. выше 16, 17 и прим. 24. - 121.
58 Еккл. 8, 17 (<сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет
этого>). - 121.
59 Мет. IV 4, 1006а 5-15 (выше 26, 40 и прим. 43). - 121.
60 Разум и воля самодержца - ср. О становл. 5, 182. -
121.
61 См. Об уч. незн. I 11, 32. - 122.
62 О постижении начала 7; 27; 28. - 122.
63 Анал. втор. I 25 конец; Мет. VII 3, 1029а 10. - 122.
64 См. О возм.-бытии 60 и прим. 46. - 123.
65 См. 6, 7 (<человек есть второй бог>). - 123.
66 Т. е. математического (не бытийного). - 123.
67 Платон о круге - см. 33, 55 и прим. 64. - 125.
68 Т. е. сумма углов в любом треугольнике неизменна так же, как вид (идея)
в индивидах. - 125.
69 О начале угла 8, 9. - 126.
70 Величина (magnitudo) - здесь (как ниже 46 и Охота за мудр. 34, 101-103) <величинность>,
начало величины до количественных определений. Ср. Тьерри Шартрский (Коммент. на Боэция <О Троице> IV
27): <Будучи великим, Бог не столько велик, сколько сама величина>. - 127.
71 Мет. VII 10, 1036 4-12; 11, 1037а 4. - 128.
72 Там же X 1, 1053а 32-b 4. - 129.
73 <Противоположности при соположении ощущаются отчетливее>
- Фома. Коммент. к <О небе> II 6, 9. <Противоположное охватывается одной и той
же наукой> - Аристотель. Первая аналит. I 1, 24а 21.- 130.
74 <Федон> 98bc. Мет. I 4, 984b 15 слл. - 130.
75 Ср. Мет. IV 5, 1010b 30-35. - 131.
76 Письмо VII 340 cd; <Федон> 64a. - 133.
77 Концовка в списке Ма: <Кончается берилл, через который можно видеть Бога и все божественное>.
- 133.
15 Зак, 1192 ==441
О ВОЗМОЖНОСТИ-БЫТИИ (DE POSSEST)
Вероятная дата написания - вторая половина февраля 1460 г., когда Николай опять уединился в Бухенштейне. Иоанн,
аббат монастыря св. Иустина под Римом (Джованни Андреа деи Бусси, 1417-1475), с 1458 г. был секретарем в
постоянном сопровождении Николая, к декабрю 1462 г. переписал для него Диогена Лаэрция (ср. Охота за мудр. 1);
епископ с 1464 г., библиотекарь и секретарь Сикста IV, он вместе с кардиналом Торквемадой основал в Субиако
около Рима первую итальянскую типографию (1465), исполняя <постоянное желание славной и достойной неба души
Николая Кузанского, чтобы это возникшее в Германии искусство было перенесено в Рим>. Бернард Крайбургский,
доктор канонического права, был секретарем архиепископа Зальцбургского.
Перевод А. Ф. Лосева (1937) сверен Ю. А. Шичалиным.
1 Рим. 1, 20. Дальше 2 Кор. 4, 18. - 138.
2 Видимое временно - 2 Кор. 4, 18. - 138.
3 См. прим, 6. Ср. Об уч. незн. 1 2, 5; III 2, 190; Об иск. Бога 3, 46; Охота за мудр. 13, 34.
- 141.
4 Создать из камня человека - Лук. 3, 8; 12, 25. - 141.
5 Втор. 7, 21; Пс. 47, 2; Иоан. 10, 29. - 141.
6 Quae est omne id, quod esse potest. Об этой формуле -<Берилл>, прим. 25. - 141.
7 См. Об уч. незн. I 10, 29; 11, 31; 24, 79; О предп. II 17,
175; О богосын. 2, 57; Верш. созерц. 9. - 143.
8 Иоан. 1, 4 (<в Нем была жизнь...>). Ср. ниже 61 (<сущность... жизненно>).
- 144.
9 <Я Бог всемогущий> - Быт. 17, 1. - 145.
10 Ego sum qui sum. Исх. 3, 14. - 145.
11 Или: <бытие>, ego sum entitas, при тексте септуагинты ego eimi ho on. Греч. on связывается
с бытием (и единством, см. Об уч. незн. I 8, 22) по Тьерри Шартрскому (Комментарий... II 22): <Единство -
как бы естинство (onitas), от греческого on, что значит бытие (entitas)>. - 145.
12 Formata fide. См. Об уч. незн. III 11, 250. - 145.
13 < Премудр. 7, 24; 8, 1; Пс. 18, 5; Евр. 4,12. - 149.
14 Аристотель. Физ. VIII 5; Мет. XII 7; Боэций. Филос. утешение III m. 9,3 (<недвижим
пребывая, все движешь собою>); Фома. Сумма теол. I q. 2 а. 3 (первое доказательство бытия бога).
- 149.
15 О предп. I 6 и прим. 24; Бер. 10, 11. - 149.
16 См. <Берилл> там же; Прокл. Теол. Платона II 1; Дионисий. О мистич. теол.
5. - 149.
==442
17 Место бога - Ис. 66, 1; Пс. 138, 8; Иер. 23, 24. Утверждают и то и другое
- Эригена. О раздел. природы V 31. Ни то ни другое - Августин. Кн. LXXXIII вопросов, вопр.
20. О принятии всех мнений см. Верш. созерц. 14-16. - 149.
18 Букв. <прыжке>. Ср. <Игра в шар> II, 88. - 149.
19 Ср. Дионисий. О мистич. теол. 1, 3; Об уч. незн. III, 263. -150.
20 Ср. с прямым и косым движением, которое демиург сообщает небесным сферам в <Тимее>
38е. - 150.
21 Представление о зодиаке как <круге жизни> (ср. Комп. 13, 43) идет, возможно,
от Макробия (Коммент. на <Сон Сциниона> I 19, 23 в сравнении с 21, 16: солнце и луна, источники чувственной
и вегетативной жизни, ходят по зодиаку). Средние века стали понимать зодиак не от dzoidion <животное>,
а от dzoe <жизнь> (Гонорий Августодунский. Образ мира I 91). - 150.
22 Ср. Об уч. незн. I 6, 16. - 153.
23 Там же II 8, 136; О вид. Бога 15, 62. - 153.
24 Прозревший не мог объяснить - Иоан. 9. Не оставлен ни один из верующих - Втор.
31, 6; Ис. 41, 17; О даре 5, 119; О вид. Бога 4, 10. - 155.
25 Сотворит обитель - Иоан. 14, 23. Ср. Гомилия 165: <Живущий в любви живет в
Боге, и Бог в нем; есть - совпадение в этой жизни святого в Боге и жизни Бога
в святом>. - 156.
26 Ср. Гомилия 268: <Бога надо понуждать не искушением, а молитвой; и здесь явно некое совпадение
противоположностей, то есть что моление становится понуждением>; Экхарт. Гомилия 22 (DW I 385): <Мне
подумалось, пока я шел сюда, что человек... может понудить Бога... Если человек смиряется, то Бог не в силах
воздержаться от своей собственной благости>. - 156.
27 Веки сотворил - Евр. 1, 2. Христос восполняет - Ефес. 1, 23, ср. Уч. незн. III
6, 218-219. - 156.
28 Об уч. незн. III 1, 248; <Игра в шар> I, 35. - 157.
29 Деян. 2, 1-13; ср. Комп. 3, 6. Причастность к бежественному искусству, <познание
нашего сотворения> - тема диалога <О богосыновстве>; см. также <Игра в шар> II, 101-103. -
157.
30 Дары Духа - 1 Кор. 12, 7-11. - 157.
31 См. прим. 29. - 158.
32 О блаженстве созерцания - Богосын. 3, 62 и др. - 158.
33 Лук. 1, 79. Ср. Прост, о мудр. I, 13; Гомилия 208: <...смерть интеллекта - это незнание>.
- 158.
34 См. Об уч. незн. III 11, 245, прим. 45. - 158.
==443
35 Понятие о чем-то - см. Предп. I 11, 55. - 159.
36 О рассудочной точности - Предп. II 1, 75 слл. - 161.
37 См. О предп. I 2, 9; Бер. 1, 1 и прим. 1. - 161.
38 Это общесредневековое различение между quia est (знанием наличия) и quid est (знанием
сути) идет от Аристотеля (Аналит. втор. I 1; II 1). - 162.
39 См. Уч. незн. I 11, 32; <Игра в шар> I, 38-39. - 162.
40 Самосоотнесение лиц Троицы - Боэций. О Троице 6; Августин. О Троице V 12,
13; IX 1, 1; 2, 2; 5, 8, Ср. Об уч. незн. I 26, 87-88; II 7, 127. - 166.
41 См. Бер. 27, 43 и прим. 47. - 168.
42 Ср. толкование букв греч. слова en <в> у Прокла, Коммент. к Пармен. VII (Plato latinus
III 52, 9-27). - 168.
43 К построению буквы N см. Бер. 34, 60; О предп. II 7, 109. Николай хочет, чтобы N в алфавите
произносилось <ин>,как X - <икс>. - 168.
44 Евр. 1,3. См. О вид. Бога 20, 88 (<изображение... божественной природы>); <Игра в шар>
II, 117. - 171.
45 In libello iconae, т. е. О вид. Бога. - 171.
46 Радиусы на полу - см. Об уч. незн. II 1, 92; 11, 157 и др. Все эти примеры с кругом
- из Платона, Письмо VII 342а слл. Без материи нет множества - см. Прост, об уме 6, 96; 7, 103;
9; <Игра в шар> I, 9 слл.; II, 81-85. - 172.
47 В соч. De mathematica perfectione, 1458. - 173.
48 См. Прост, об уме 2, 66; 14, 152-153; <Игра в шар> II, 101. -174.
48 Выше 46; Бер. 31, 52; 33, 55; 36, 63; Об уч. незн, I 11, 31. - 174.
49 <Я есмь сущий> -см. 14 и прим. 11. - 175.
50 Или: <бытием-бытийностью> (esse, quod entitas). Ср. Тьерри Шартрский (Чтения... IV 34):
<сущее есть... причастное форме бытия, а Бог ничему не причастен, тогда как от него все, что
есть; поэтому он не сущее (on), но бытие (entitas), от которого проистекает все сущее>. - 175.
51 См. Об уч. незн. I 24,77; II 5, 118. - 177.
52 2 Кор. 1, 19-20 (<в Нем было <да>>). - 179.
53 Хаос - Лук. 16, 26 (<великая пропасть>). - 179.
О НЕИНОМ (DE LI NON ALIUD)
Единственный список этого не включенного автором в собрание своих работ, немного эскизного, сочинения найден
в 1888 г. в Мюнхене. Оно имеет другое название, <Руководство созерцателя> (ср. 19, 87; 24, 113), если
только речь не идет
==444
еще о каком-то неизвестном трактате. Написанный, видимо, в первой половине января 1452 г. в Риме, диалог вводит
новое имя-символ для первоединства. Об аббате Иоанне см. с. 340. Петр - Пьетро Бальбо (ум. 1479),
учившийся в Падуе в 1415-1425 гг., с 1462 г. епископ, переводчик <Теологии Платона> (см. 20, 90). Португалец
Фердинанд Матим, доктор философии и медицины, представляющий в начале диалога схоласта, аристотелика
и номиналиста, - личный врач кардинала, свидетель, вместе с Паоло Тосканелли, его завещания от 6.8.1464 и, возможно,
тот <Фердинанд Марциус, каноник в Лиссабоне>, которого Тосканелли просил в 1474 г. Подвигнуть Колумба
на поиски западного пути в Индию.
Перевод А. Ф. Лосева (1937) сверен Ю. А. Шичалиным.
1 Общее положение Школы, опирающееся на Аристотеля, Мет. XIII 4, 1078b 1 слл. и др. - 186.
2 См. Бер. 22, 32 и прим. 36. Николай вычитал термин неиное из конца Мистич. теол. (см. ниже 14,
71): <...не Сын, не Отец и не что-либо иное среди того, что мы... знаем>. - 187.
3 Здесь суть всей мысли Николая Кузанского: нельзя успеть познать то, чем каждый раз дается
это самое познание. Ср. 3, 10 и прим. 6; 18, 85. - 190.
4 Вопрос невозможен - см. Предп. I 5, 19 слл. - 190.
5 Деян. 17, 27. - 190.
6 Т. е., чтобы его искать, его надо уже иметь. - 190.
7 Ср. Об уч. незн. I 18, 54. - 191. f
8 Поскольку ничто тоже от неиного, см. 2, 7. - 194.
9 Здесь усматривают дух Шартрской школы: тайна Троицы настолько выше любых человеческих
постижений, что дает разуму свободу рационально осмыслять ее. - 195.
10 Из известных Николаю богословов имманентная трансцендентность бога особенно подчеркивается
Дионисием, Эригеной, Экхартом. - 197.
11 О величине см. Бер. 35, 61, прим. 70. - 200.
12 Гиле - hyle, <материя> (греч.). - 203.
13 Ср. Об уч. незн. I 17, 48-18, 54; 0 предп. I 11, 56; особ. О даре 2, где Николай опирается на
таких богословов, как Боэций, Экхарт, Тьерри Шартрский. - 204.
14 Ср. О предп. I 11, 58 слл.; II 2, 84 слл. - 204.
15 Дионисий. О Бож. именах 4, 23; Фома. Сумма против язычн. II 79. Ср. также Бер.
20, 28 и прим. 33. - 205.
16 См. О возм.-бытии 3 и прим. 2. - 205.
17 Ср. Об уч. незн. I 20, 61; 24, 79 слл. - 206.
==445
18 Вывод из таких мест Аристотеля, как Мет. I 9; Аналит. втор.
I 24. - 206.
19 О зависимости всего от перводвигателя - Мет. XII 7. - 206.
20 Ср. О предп. II 14, 141 и прим. 51. - 207.
21 О прообразе порядка - <Игра в шар> II, 107 слл.; Охота за мудр. 31, 92. - 210.
22 Ср. Экхарт. Коммент. на Премудр. 5 (LW II 326-327): <...как единое и бытие взаимообратимы,
так же простота и умопостигаемость>. - 213.
23 Заострение общего места Школы: <Всякий деятель делает себе подобное>
(Фома. Сумма теол. I q. 110 а. 2 и др., по Аристотелю, Мет. IX 8, 1049Ь 27 слл.). Ср. О становл. 1, 143
и прим. 3. - 214.
24 Амброджо Траверсари (1386-1439), первый ренессансный гуманист-богослов, перевел Ареопагитики
в 1436 г. - 214.
25 О небесн. иер. 1, 3; 2, 2-3; 4, 1; 3; 13, 4. - 215.
26 О церковн. иер. 1, 2; 3. - 215.
27 До гл. 4 нумерация в пер. <Божиих имен> Траверсари совпадает с современной. Дальше гл.
8 - теперь гл. 5, 9-6, 10-7, 11-8, 12-9, 13-10 (но последнее место <Мы сказали, что Он есть жизнь...>-
гл. 11), и гл. 15 - теперь 13. - 220.
28 О мистич. теол. 5. - 220.
29 Письмо к Гаию 1. - 220.
30 Цитата в 14, 70 (О Бож. именах 13, 3). - 221.
31 Там же (О Бож. именах 13, 4) .- 222.
32 Цитата в 14, 64 (О Бож. именах 5). Ср. трактат Николая <О начале> 23: <Раньше раньше
(ante) нет раньше, абсолютное раньше есть вечность. Прежде становления мира являет себя раньше,
и совершенно ничто - раньше раньше... Самосущим раньше создано все, что создано>. - 222.
33 Цитата в 14, 69 (О Бож. именах 10, 2). - 222.
34 Там же. - 223.
35 См. цитата в 14, 62; О мистич. теол. 5. -225.
36 Ср. 14, 71 и прим. 28. - 225.
37 Давид Динанский (нач. 13 в.) и Амальрик Венский (ум. 1206) учили о сплошной духовности
и божественности материи; осуждены Иннокентием III в 1215 г. - 225.
38 См. 14, 71 и прим. 29. - 226.
39 Там же и прим. 28; ср. 1, 5 и прим. 2. Что-либо понимается по Фоме Аквинскому (<Об
истине> q. 1 а. 1): <Слово aliquid-это как бы aliud quid (<нечто иное>); ...сущее... зовется чем-либо,
поскольку отличается от другого>, - 226,
==446
40 Мет. III 1, 996а 4-9; VII 1, 1028b) 2 слл. - 227.
41 Из маргиналий Николая на его <Метафизике> (Cod. Cus. 184 f. 12): <Неправда, что высшая
достоверность - в математике, разве что добавим - <среди достоверностей, доступных рассудку>. Созерцание
есть подлинная достоверность, поскольку интеллектуальная очевидность; оно ничего не предполагает, не доказывает
и не исследует, будучи простой интуицией).Ср. 19, 87. - 228.
42 Т. е. в первоедином Прокла (ок. 410-485) и Ареопагитик (ок. 500) имплицировано понятие
неиного. Ср. особ. О Бож. именах 13, 2 (цитата в 14, 70) и Теол. Плат. II 1. - 232.
43 Письмо II 312е (место многократно развернуто Проклом, Теол. Плат. II 8-9; Первоосн. теол. 103
и др.). - 235.
44 Единое не отлично от иного - Платон. Парм. 139с. Бог называется <другим>
-см. 14, 68 (О Бож. именах 9). - 236.
45 Матф. 11, 11; Иоан. 14, 6. - 237.
46 <Ср. 14, 71; Охота за мудр. 12, 33. - 237.
47 Theos от theoro - Иск. Бога 1, 19, прим. 2. - 238.
48 Ср. Платон. Парм. 141е слл.; Соф. 256е слд.; Прокл. Теол. Плат. II 2. - 240.
49 Только Бог благ - Матф. 19, 17. Бог есть дух - Иоан. 4, 24. - 240.
50 Знак здесь в смысле клейма, печати, ср. <Игра в шар> II, 116 слл. - 241.
ИГРА В ШАР (DE LUDO GLOBI)
Обе части диалога написаны в 1463 (или 1464?) г. в Риме. Собеседники кардинала - племянник и сын Альбрехта
III Благочестивого (ум. 1460), герцога Баварского, который поддерживал Николая в его реформах и во всех перипетиях
его епископства в Бриксене.
Перевод по венскому изданию.
Книга I
1 Или <ритмомахия> - малопонятная игра с разномасштабными пирамидами, о которой упоминает
также Иоанн Солсберийский (<Поликратик> I 5; Письмо 249). - 251.
2 Шар, как ванька-встанька, катясь, одновременно повертывается выемкой (т. е. легкой частью) вверх,
откуда непредсказуемость его движения (кроме случая, когда он плашмя ложится выемкой вниз).- 252.
3 Имеется в виду не только шероховатость площадки, см. ниже о <влиянии>. - 353.
==447
4 Ср. Об уч. незн. II 1, 91; 94. - 253.
5 Подразумевается, что много абсолютно равных радиусов (как и вообще фигур, вещей) не может быть.
См. I, 9; О возм.-бытии 60 и прим. 46. - 254.
6 О неразмножимости точки - II, 84 слл.; Уч. незн. II 3, 105. - 255.
7 Ср. Прост, об уме 9, 119-122; Бер. 17. - 255.
8 Меркурий - Гермес Трисмегист. - 256.
9 О круге-вечности - Уч. незн. I 21, 63. - 258.
10 Мир от вечности - ср. II, 87. - 258.
11 См. О возм.-бытии 3, прим. 2. - 259.
12 Варух 3, 32 (<вечные времена>). - 259.
13 Пс. 113, 11; 134, 6; Иона 1, 14 и др. - 259.
14 Об уч. незн. II 13; О даре 1, 93. - 259.
15 Т. е. сосредоточиваясь на теле. - 262.
16 Путем <разрешения>, см. О даре 4, 72 слл. - 263.
17 Ср. Об уч. незн. II 4, 115. - 264.
18 Возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение (Аристотель.
Катег. 14). - 264.
19 О составе души - Уч. незн. II 9, 145 и прим. 55; Прост. об уме 7, 97 и прим. 38. - 265.
20 Иоан. II, 25.- 265.
21 См. <О неином>, прим. 49 (<Бог есть дух>). - 267.
22 Т. е. сущности, которая у единства троична, см. Об уч. незн. I 10, 27 слл. - 267.
23 Это общее положение Школы (см. <Книга о причинах> VIII (IX) 82) идет от Аристотеля, Мет.
I 3, 984b 15-18. - 268.
24 См. <О неином> 10, 37 и прим. 15. - 269.
25 <О душе> II 3, 414Ь 19 слл. - 269.
26 См. Об уч. незн. II 10; Прост. об уме 13. - 270.
27 О самодвижении духа I, 22 слл. - 270.
28 См. Прост, о мудр. I, 23 и прим. 24. - 270.
29 О сложной (определившейся) необходимости Уч. незн. II 7, 129; 9, 142 и прим.
42; Прост. об уме 7, 97. - 270.
30 См. Об уч. незн. II 7, 129 и прим. 42. - 270.
31 См. Об уч. незн. 1 2, 5 и прим. II. - 271.
32 Об уч. незн. II 12, 169; О предп. II 13-14; Прост. Об уме, особ. гл. 4; 7; 13; 15. - 272.
33 Ср. Об уч. незн. I 8, 132; Охота за мудр. 12, 31. Антично-средневековая материя оставалась
неопределимой по определению. - 274.
34 О трех причинах в боге - Охота за мудр. 8, 22. - 275.
35 Не говорит ли это место о том, что <Вершина созерца-
==448
ния> была уже написана или по крайней мере задумана? - 276.
36 Ср. Иоан. 14, 2. - 276.
37 Ср. I,6 и прим. 4. - 276.
38 Гал. 2, 20. - 377.
39 Ср. Прост, об опытах с весами 167-168. - 278.
40 См. 1, 40 и прим. 29. - 279.
41 Там же. - 280.
Книга II
1 Об Альбрехте III выше, с. 447. - 282.
2 О единице как наименьшем Уч. незн. I 5, 13-14. - 284.
2а Ср. Платон. Софист 237d. - 284.
3 Иоан. II, 25; 14, 6 (<путь, и истина, и жизнь> - 286.
4 Си. 1, 16 и прим. 9. - 286.
5 Еф. 3, 15 (<от Которого именуется всякое отечество>). - 287.
6 Иоан. 10, 1 и выше прим. 3. - 287.
7 На десятке кончается число - см. Предп.I 3. - 288.
8 См. I,51 и прим. 36. - 289.
9 См. Об уч. незн. III 12, 260-262. - 289.
10 См. об уч. незн. III 8 и <О согласии веры>. - 290.
11 Число есть различение - см. Прост, об уме 6, 93-96.- 290.
12 Девять хоров - ср. О предп. I 13 (<множества>). - 290.
13 Ис. 9, 6 (в пер. Семидесяти). - 290.
14 Т. е. они не ждут ни развертывания вещей во времени, ни их сущностного (природного,
см. Уч. незн. II, прим. 27) развертывания. - 290.
15 Ср. Экхарт (Парижск, вопр. 1, 4): <Мне теперь представляется не так, что [Бог], поскольку
есть, постольку понимает, а поскольку он понимает, постольку он и есть... Его понимание
- основа его бытия>. - 290.
16 К раскраске кругов см. Предп. I, прим. 32; к названиям цветов - II, прим. 23. - 291.
17 О четверице см. Предп. I 3, 10 слл. - 291.
18 К понятию случающегося - Об. уч. незн. II 2. - 293.
19 Т. е. способность неотмыслима от неосуществившихся возможностей. - 293.
20 Бытие единит и связует - Уч. незн. I 8-9. - 293.
21 Мудрец - скорее всего, Гермес Трисмегист, но так же говорили Плотин, Эригена, Экхарт.
- 294.
22 О ступенях бог - точка - величина Уч. незн. II 3. - 295.
23 Эригена. О раздел, природы III 17 слл. - 296.
==449
24 Вставлена маргиналия Николая к началу <Разделения природы> Эригены. - 296.
25 О воображении Прост, об уме 8, 115; О вид. Бога 22,
98; Бер. 31, 52. - 297.
26 Но у Дионисия небесную иерархию образуют, в порядке восхождения, ангелы, архангелы, начала,
власти, силы, господства, престолы (троны), херувимы, серафимы. - 297.
27 О покое в движении Уч. незн. II 3, 106. - 299.
28 О теперь во времени - там же. О душе (уме) как понятийной (уподобительной)
свернутости Прост. об уме 4, 75 и прим. 15. - 299.
29 Пять универсалий (Порфирия) - род, вид, различие (видовое), особенность (необходимое
свойство), акциденция (привходящее свойство). - 299.
30 I, 38, прим. 25. - 301.
31 XIV 24. - 301.
32 См. <О неином> 10, 40 и прим. 19. - 302.
33 Об этих силах души Бер. 4 и прим. 6; 8. - 304.
34 Стремление к знанию отождествляется с целью стремления, богом как вложившим его
в душу. - 304.
35 См. прим. 34; О возм.-бытии 37 и прим, 29. - 304.
36 1 Иоан. 3, 2. - 305.
37 О чувстве разумной души II, 101, по Деян. 17, 27 (<дабы они искали Бога, не ощутят
ли Его>). - 305.
38 См. Бер. 27, 43 и прим. 47. - 303.
39 Это - применение <прогрессии, исчисляемой десяткой>, к универсуму, намеченное в Предп.
II 7, III.- 306.
40 Вывод из Рим. 13, 1; 1 Кор. 15, 23. - 307.
41 II, 63 слл. - 307.
42 Т. е. не найти более простого числового символа порядка, чем 1, 2, 3, где (1+3):2=2 и
т.д. Здесь и дальше ср. Платон. <Тимей> 31Ь-32с. - 307.
43 См. О предп. I 4, 13 и прим. 14. - 307.
44 Т. е. исхождение прогрессии делает ее уже упорядоченной (вторичной), но, с другой
стороны, обязательно обеспечивает ей какой-то порядок. - 308.
45 Поскольку из простейшего порядка Троицы порождаются порядки-прогрессии 1-2-3-4, 4-5-6-7, 7-8-9-10,
охватывающие универсум, см. II, 104 и прим. 39. - 308.
46 Прост, об уме 6; О предп. 1 2, прим. 5-9. - 308.
47 См. I, 29 и прим. 19. - 308.
48 Ср. О вид. Бога 1; Охота за мудр. 26, 77. - 310.
49 Матф. 13, 52 (<книжник, наученный Царству...>).- 317.
50 Матф. 22, 20-21. - 312.
==450
51 См. О возм.-бытии 58, прим. 44; Кол. 1, 15-16.- 312.
52 См. I, 57 и прим. 40. - 313.
53 Живое зеркало - см. О богосын. 3, 65 сил.- 314.
54 Не только выше, но и в Прост. об уме. - 314.
КОМПЕНДИЙ (COMPENDIUM)
Этот меморандум, предназначавшийся, вероятно (судя по 9, 25), для Петра Эркленца, секретаря кардинала, священника
с 1464 г. (см. О верш. созерц. 1), написан после <Игры в шар> (ср. 12, 37). Но может быть, он вообще последнее
из написанного Николаем, потому что здесь (10, 29 слл.; Эпилог, 45 слл.) походя упоминается новейшее <имя
Божие> posse (<возможность>, <могущество>), введенное лишь в <Вершине созерцания>.
1 Ср. <О даре Отца светов> 4, 108. - 319.
2 Этимология Адама - явно по Иерониму. - 321.
3 О даре языков см. Возм.-бытие 37, прим. 29. - 321.
4 Ср. О сокр. Боге 14, Об иск. Бога 1, 20, Охота за мудр. 6, 15; зрение там описано как
вполне бесцветное. - 323.
5 Невероятная быстрота - чувственного восприятия. О переходе от слитного к детальному
- Аристотель. Физ. I 1. - 324.
6 Ср. Вер. 20, 28 и прим. 33. - 324.
7 Черпают питание - см. О предп. II 8, 114-116. - 326.
8 Пять универсалий - см. <Игра в шар> II, 93 и прим. 29; четыре добродетели -
целомудрие (благоразумие), мужество, воздержание, справедливость. - 326.
9 См. Об иск. Бога 1, 24 и прим. 6. - 327.
10 Ср. выше 6, 16 и прим. 8. - 327.
11 О природном и внутреннем движении - Уч. незн. II 10; ср. Аристотель. Физ. II 1.
- 328.
12 Раймунд Луллий (ок. 1235-1315), которым Николай увлекся (возможно, через Эймериха де Кампо)
не позже 1428 г.(когда он сделал выписки из <Книги созерцания>). - 328.
13 Иоан. 1, 3.- 328.
14 Ср. это место с гимном премудрости (Слову) в Прост.о мудр. I, 9. - 328.
15 Характерным образом слово как речь <максимизируется> до Слова-бога. - 328.
15 Не имеет имени - см. <Игра в шар> I, 47 и прим. 33; гиле - <О неином>
9, 33 и прим. 12. - 329.
17 Ср. выше 2, 4-5. - 329.
==451
18 Ср. Об уч. незн. III 5, 210; О богосын. 4, 74; Охота за мудр. 23, 70. - 329.
19 К музам см. О становл. 4, 167: они не вдохновители слова, а его орудия. - 330.
20 Много пишут о Николае как составителе географической карты, но единственным достоверным документом
остается дошедшая лишь в вариантах карта средней Европы с надписью <Куза>. - ЗЗ0.
21 Знак здесь, видимо, в смысле напечатления, см. <Игра в шар> II, 116 слл. - 331.
22 Иоан. 1, 5 (<тьма не объяла его>). - 331.
23 Т. е. к знанию творящего его начала, ср. <Игра в шар> II, 101-102 и прим. 34- 35. - 331.
24 О тождестве простоты и ума <Неиное> 13, 52 и прим. 22. - 332.
25 Четверица (см. О предп. I 3 слл.) - буквы - слоги - слова - речь (там же II 4, 91). Дальше
(особ. с 13 гл.) текст становится конспективным; пропущено сравнение четверицы с четверкой элементов,
гласных - с огнем, немых - с землей и т. д. - 332.
26 См. <О неином> 1, 3 и прим. 1. - 333.
27 При видимом сходстве этого довода с Уч. незн. II 9, 141, Охота за мудр. 7, 17 и др., возможность
здесь - совсем другое, чем <возможность бытия> или <возможность стать>. - 334.
28 См. о единственности Охота за мудр. 22, 65 слл. - 334.
29 См. прим. 28. - 335.
30 Ср. Охота за мудр. 36, 106. Имеется в виду введенное Фомой определение истины как адекватности
мысли и осмысленной вещи. - 336.
31 См. 7, 21; <Игра в шар>, I, 35 и прим. 23. - 336.
32 <Игра в шар> I, 21. Но там, вместо блеска, говорится о невидимости идеального шара! -
337.
33 Воздух - т. е., в данном сравнения, тело. - 338.
34 Неясно. Во всяком случае, речь уже идет о восприятии душой формирующих идей. - 338.
35 См. <О даре Отца светов>, начало и прим. 1. - 339.
36 Зодиак - см. О возм.-бытии 23 и прим. 21. - 339.
37 Иоан. 14, 8. -340.
38 Или: <потому что [возможность] есть... равенство>. - 340.
39 Или: <потому что [возможность] есть... единение>. -
340.
40 Ср. О вид. Бога 4, 12. - 340.
==452
41 См. Прост, о мудр. I, 6; Об уч. незн. I 5, 14. - 340.
42 Это отождествление (перво) единства с posse, <могуществом>, подготовлено в Предп.
I 5, 18, прим. 19; II 5, 96,
прим. 17 и др. - 340.
ОХОТА ЗА МУДРОСТЬЮ
(DE VENATIONE SAPIENTIAE)
Поводом для написания этого <философского завещания> (Вильперт) было появление у Николая (см. выше с.
442) <Жизнеописаний философов> Диогена Лаэрция (в переводе Амброджо Траверсари, см. о нем <Неиное>
14, 54 и прим. 24).
Перевод по лаг. тексту в кн.: Nikolaus von Cues, Die Jagd nach Weisheit. Hrsg. von P. Wilpert, Hamburg, Felix
Meiner 1964.
1 Философия здесь - скорее в смысле <любимой>, <желанной мудрости>, чем <любви
к мудрствованию>. Ср. Прост, о мудр. I, 4 слл.; <Игра в шар> I, 7. - 345.
2 Диоген Лаэрций. VII,28-29. - 346.
3 Там же VII 1, 158-159. - 346.
4 Возможно, имеется в виду Премудр. 5, 6. - 346.
5 Диог. Л. III, 15; 7в-77. - 346.
6 Там же. - 347.
7 Там же III, 16.- 347.
8 Там же V 1, 28. - 347.
9 Ср. там же VIII 1, 8-9; Платон. Письмо VII 340d. - 348.
10 Диог. Л. I 1, 35. - 348.
11 См. <Физика> VI 9, 241b 4. - 348.
12 Она не стала, а непостижимо сотворена из ничего, см. ниже и 39, 116. - 349.
13 31-32 (о порядке и красоте мира). - 350.
14 Барбара, Целарент - т. е. ааа, еае при а - утвердительном, е - отрицательном
высказывании. - 350.
15 Ср. О становл. 5, 180. - 350.
16 Природе - как орудию божественного ума. - 351.
17 О примере с кругом - Возм.-бытие 60, прим. 46. - 351.
18 Ср. Об уч. незн. II 2, 104; О предп. II 8. - 352.
19 Поскольку нуждающейся в акте, см. 7, 17. - 353.
20 18, 51 -20, 58. - 354.
21 Возможно, Василий Великий (<Шестоднев> II 2). - 355.
22 О Бож. именах 9, 4. - 355.
23 <Берилл> 8, 9-9, 10. - 355.
24 О Бож. именах 4, 4; 7; 10. - 355.
==453
25 27, 80-29, 88. - 355.
26 Здесь и в 8, 20 - Диог. Л. III, 13 слл. - 356.
27 Там же. Дальше (об Аристотеле) - там же V 1, 32. - 356.
28 В <Теологии Платона> III 1 и др. - 356.
29 Первоосн. теол. 11; 8; 119. - 357.
30 Диог. Л. II 3, 6; Аристотель. Мет. XII 7-10. - 357.
31 Такой смысл приобрело в лат. переводе Траверсари место Диог. Л. X, 76. - 357.
32 После Быт. 1, 1 (<В начале Бог сотворил небо и землю>) снова говорится о создании
небесной тверди (ст. 6-8), земной суши (ст. 9-13), светил (ст. 14-19). - 358.
33 <Теология Платона> V 12 слл. - 359.
34 II 3, 6; 8; VII 1, 134 (<разум> - logos, слово). - 359.
35 Пс. 32, 6; 148, 5, - 359.
36 Диог. Л. II 3, 10. - 360.
37 Там же I 1, 27; 35 (Фалес)-, VII 1, 136 (Зенон). - 361.
38 Прост. об опытах с весами 163 слл. - 361.
38а См. <О неином> 10, 37 и прим. 15. - 361.
39 3, 7; 8. - 361.
40 См. Бер. 7, 8 я прим. 9. - 362.
41 О различении quia est и quid est прим. 38. - 862.
42 См. <О неином> 18, 83 и прим. 40 (<сущность> - чтойность). - 362.
43 <Теология Платона> III 1 - 362.
44 О единстве и множестве 21, 59-22, 67. - 362.
45 См. I 1,4(0 задаче книги). - 363.
46 Диог. Л. III, 17 (Эпихарм). Быт. 1, 31 (<хорош весьма>).-363.
47 Лев I. Гомилия 29 (PL 54, 226c). - 364.
48 Ср. <Федр> 247с-250а; Прокл. Теол. Плат. II 11. - 364.
49 См. 29, 88; <Игра в шар> I, 57. - 364.
50 Об определении - <Неиное> I, 3 и прим. 1. - 366.
51 Там же 14, 70 (О Бож. именах 13, 2). - 367.
52 Там же 1,4. - 367.
53 Ср. О становл. 1, 147; 149! - 368.
54 Пс. 4, 7 (или познания - пояснение Николая). - 368.
55 Эти десять (ср. 17, 49; 20, 56) <совершенств> занимают место десяти категорий, <чисел
интеллектуального неба>, или универсалий, ср. Об уч. незн. II 6, 123; О предп. I 6; О возм. -бытии 9. -
369.
56 Ср. Об уч. незн. II 5. - 369.
==454
57 Премудр. 7, 25. - 369.
58 Бежать вослед - ср. Прост. о мудр. I, 10. - 370.
59 См. О вид. Бога 11, 45 (<скудельный сосуд>). - 370.
60 См. <Берилл> конец; Матф. 10, 38. - 370.
60а Душа созерцает как бы с закрытыми глазами - Прокл. Теол. Плат. I 3; все во всем
- Об уч. незн. II 5. - 372.
61 См. <Игра в шар> II, 119 и прим. 53. - 372.
62 Оба смысла: бога хвалят и бог хвалит. - 373.
63 Дан. 3, 57. - 373.
64 О Бож. именах 2, 7. - 374.
65 Там же 1; 7, 3.- 374.
66 Иоан. 5, 25; 11, 29; 43 слл; Лук. 7, 11 слл.; 8, 40 слл. -
375.
67 Здесь правильнее видеть пропорцию, чем; сравнение, - 375.
68 Пс. 143,9.- 376.
69 Ср. Пс. 150, 3-6. - 376.
70 <Государство> X 613ab. - 378.
71 Ксенофонт. Воспоминания о Сократи III 9. - 378.
72 Ср. О становл. 1, 145; 148. - 378.
73 Теол. Плат. I 11; II 1; 10; III 9 конец. - 379.
74 О Бож. именах 2, 11; 1, 5. - 379.
75 См. 8, 22 и прим. 31; Диог. Л. X 76; 123.- 381.
76 См. I 25, 84. - 381.
77 Т. е. <второй>, определившейся действительности, не
<чистого акта>. См. О предп. II 9, 117 и прим. 37. - 381.
78 Ср., однако, <Парменид> 144е. Фактура, излагаемых концепций всегда принадлежит Николаю.
- 381.
79 О Бож. именах 13, 3; О мистич. теол. 2; 3; О небесн. иер. 2,3.- 381.
80 <О неином> 10, 37 и прим. 15. - 383.
81 < О мистич. теол. 1, 2. - 383.
82 См. <Берилл> 26, 41 и прим. 43. - 383.
83 Выше - 15-17. Книжка об образе мира (De figura mundi) - видимо, <Игра в шар>.-383.
84 Ср. <Игра в шар> II,84.- 384.
85 <О равенстве> (как начале познания и бытия), 1459.- 385.
86 См. О возм.-бытии 14 и прим. 11. - 386.
87 См. О церк. иерархия 2, 1. - 387.
88 Ср. Об уч. незн. I 13, 35 (о <возможности> фигур). - 387.
89 Угол понимается как мера кривизны; у большего круга кривизна меньше потому, что он тяготеет
к бесконечности, где
455
превратится в прямую. Фигура из двух прямых и одной дуги называется треугольником ввиду
будущего превращения дуги, доведенной до бесконечности, в прямую KL. -388.
90 Раз углы CKL и CLK прямые, они равны KCL, но угол KCL равен их сумме, и как равные ему они тоже
будут равны собственной сумме. - 389.
91 Proslogion 2 и др. - 389.
92 <О вечности мира> 3. - 389.
93 О небесн. иер. 15,2. - 390.
94 Об Анаксагоре см. 8, 22 и прим. 30. - 391.
95 См. Об уч. незн. II 8, 138-140. - 392.
96 См. Прост. об уме 9, 116-120. - 392.
97 Прост. об уме 4, 75; 9, 123-125; 13, 149. - 392.
98 Со всем этим местом ср. О становл. 5, 180 слл. - 394.
99 12, 31-33.- 395.
100 <Теология Платона> III 9.- 396.
101 О Бож. именах 7, 2-3. - 397.
102 Апостол Павел - см. <Игра в шар> II, 107 и прим, 40. Дионисий в другом
месте - О Бож. именах 5, 5. - 397.
103 О пропорциях тела ср. Предп. II 17, 180. - 397.
104 О троичности начала Бер. 23, 33 слл. - 398.
105 <Менон> 82b-86b. - 399.
106 О порядке войска Бер. 15, 16 и прим. 22. - 399.
107 Об уч. незн. III 7, 221 (<снятие смертности>).- 400.
108 Не Дионисию, а родным и друзьям Диона. См. О возм.-бытии 60, прим. 46. - 401.
109 В комментариях к гл. 5, 4 <Божиих имен>. - 402.
110 О величине - Бер. 35, 61 и прим. 70. - 403.
111 На поле хвалы - см. выше 18, 51 слл.-403.
112 Т. е. совпадают с причиной величины, <величинностью>, см. 34, 101 и прим. 110.
- 404.
113 Универсалии переходят друг в друга, но уже не имеют более простого <корня>, кроме неименуемого
(именуемого при помощи таких символов, как возможность-бытие) первоначала. Ср. О предп. I 6. - 404.
114 Ср. 18, 51: творение существует как хвалимое богом. - 404.
115 <Хвала моя Господь> - Исх. 15, 2. - 404.
116 Ср. О вид. Бога 11, 46 и прим. 14. По свидетельству Дионисия - О Бож. именах
5, 6. - 407.
117 Т. е. вечное и становящееся связаны отношением дополнительности. - 408.
118 См. 37, 109 о постоянстве небесных тел. - 412.
119 Дионисий об огне - см. Уч. незн. II 13, 177. - 413.
==456
120 Ср. Об уч. незн. I 12, 165. - 413.
121 Прокл. Теол. Плат. II 4; IV 27. Аристотель. Аналит. втор. I 2, 72а 29. - 413.
122 См. Прост, об опытах с весами 177. - 414.
123 Т. е. свет сам по себе, начало света. - 415.
124 Платон. Госуд. VI 508а слл.; VII 514а слл.; 532b слл. Прокл. Теол. Плат. II 4.
Дионисий. О Бож. именах 4, 4; О небесн. иер. 15, 2. Григорий Нисский. Против Евномия X; XII. -
416.
О ВЕРШИНЕ СОЗЕРЦАНИЯ
(DE APICE THEORIAE)
Диалог написан в начале лета (см. 2) 1464 г. О собеседнике кардинала - с. 451. Перевод по венскому изданию.
1 Ср. Данте. Божеств, комедия III 4, 124-130 (место цитирует Гегель, Энцикл. филос. наук
§ 440): <...вовек не утолен Наш разум, если Правдой непреложной, Вне коей правды нет, не озарен. В ней он
покоится, как зверь берложный, Едва дойдя; и он всегда дойдет, - Иначе все стремления ничтожны> (Пер. М.
Лозинского). - 420.
2 См. <О неином> 18, 83 и прим. 40. - 420.
3 См. Прост, о мудр. 1, 3 и прим. 6. - 421.
4 Ср. О становл. 1, 144. - 422.
5 1 Кор. 9, 24 (см. Об уч. незн. III 11, 248). - 424.
6 Ср. свойства максимума в Уч. незн. I 16, 45-46. - 425.
7 Легкоеть подхода - см. 5; О вид. Бога 1 и прим. 1. - 425.
8 Зенон, неоплатоники, Соломон, апостол Петр (<ожидаем нового неба и новой земли>).
- 426.
9 О модусах бытия - Уч. незн. II 7, 130-10, 155. - 426.
10 Такое примирение противоположных мнений - яркая черта философии Ренессанса. - 426.
11 См. Об уч. незн. I 7, 19; О предп., 4 и прим. 3. - 426.
12 Ср. Об уч. незн. II 5, 119; О предп. I 8, 30; Бер. 17; <Игра в шар> II, 96;
Охота за мудр. 22, 67. - 429.
13 <О Троице> 9. - 430.
==457
|