Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.
ЕСТЬ ЛИ У НАС ОППОЗИЦИЯ?
Есть ли у нас оппозиция? // Свободное слово" №6 (108), 1992 г. С. 6-7.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
18 июля в Москве прошла конференция-семинар по теме «Проблема независимой радикальной оппозиции сегодня». Она была организована членами независимых общественных групп — Демократического Союза, Инициативы революционных анархистов, Вольного философского общества, бывшего Товарищества социалистов-народников, Конфедерации анархо-синдикалистов, а также рядом известных правозащитников. В ней приняли участие около 30 человек.
Большинство участников конференции приняло решение об организации независимого семинара социально-правозащитного направления. Узнать о семинаре можно по телефону 453-37-76.
Приводим сокращенные тексты некоторых, наиболее, на наш взгляд, интересных выступлений.
Есть ли у нас оппозиция?
[…]
Выступление Валерии НОВОДВОРСКОЙ (Демократический Союз)
По моему убеждению, тех, кто здесь собрался, отличает крайнее отвращение к политической деятельности. Иначе мы бы сидели не здесь, а где-нибудь на заседании ВС России.
И поэтому неуместны с нашей стороны попытки создать какую-либо оппозицию или даже говорить о ней, потому что оппозиция — это понятие политической системы. И оппозиция не может быть внесистемной, это непреложно внутрисистемное понятие.
Мне кажется, далее, что за тысячелетия человеческой истории человечество неплохо выучилось себя одевать, кормить и т.д., иначе мы сидели бы, зацепившись хвостами за ветки, и ели бы бананы. (Оживление, смех). Вопрос жизнеобеспечения не входит в сферу компетенции здесь присутствующих.
Абсолютное большинство здесь присутствующих — профессиональные разрушители. Этого не надо стесняться. (Вадим ДАМЬЕ: А я и не стесняюсь). Нам не следует примазываться к каким-то конструктивным силам и выдавать себя за таковые. И все наши попытки предложить что-то по части приватизации, кроме нашего общего «Мене, такел, фарес», то есть суверенитета личности и самоорганизации общества, не получатся.
На мой взгляд, человечество не выучилось многим вещам так же абсолютно, как научилось решать проблемы жизнеобеспечения. Оно не отучилось пытать, предавать, не отучило себя ни от жестокости, ни от равнодушия — ни здесь, ни на Западе.
Это общество прокормится или не прокормится без нас. Но идея, которая высказывается сейчас, что девять десятых могут умереть, а одна десятая будет ездить на «Мерседесах», и это нормально — это уже нарушение идеи благородства, с этой концепцией нужно бороться.
И если уж мы здесь собрались, то не для того, чтобы поговорить и разойтись. В стране сейчас нет правозащитного движения. И мы должны создать правозащитное движение, хотя бы на уровне тех наших представителей, которые здесь собрались.