Яков Кротов. Путешественник по времени Вспомогательные материалы.
Стоит буржуй на перекрестке
Стоит буржуй на перекрестке // «Столица» № 11, 1994 г.
Наши буржуи вечно стоят на перекрестках, аж начиная с XVII века, и никак не свернут с них на столбовое шоссе нормального капитализма, а если даже и поворачивают, их посылают обратно, предварительно скрутив им шеи. Как цыплятам. По их же собственной вине.
Буржуй должен быть молодым, длинноногим и политически грамотным. Если Маркс некогда написал «Капитал» и пролетарии осознали свой классовый интерес, то, может быть, мне сегодня написать некий труд под названием «Социализм», чтобы буржуи тоже свой классовый интерес осознали?
Перекресток, на котором вечно стоят (или висят) наши буржуи, называется нэпом. А что это, кстати, такое? Начнем с наглядных примеров. Вот как раз сейчас мы переживаем захватывающий исторический момент. Что происходит у нас с экономикой, понятное дело. Экономика вышла в тираж в тот момент, когда Егора Гайдара «вышли в отставку». Нет, его, конечно, никто не гнал. Его употребляли в качестве этрусской вазы на исторических фотоснимках с западными визитерами на тему «Крепостная Россия вступает в эпоху либеральных реформ». Реформы, само собой, увязли, как Савраска, в половине сугроба. Гайдар возроптал, за что его и сослали в очередной раз в места, не столь отдаленные от Кремля, в Институт экономики переходного периода. Что к чему переходит в экономике без Гайдара — это уже все знают. От тяжелой, продолжительной агонии к безвременной клинической смерти. Будем надеяться, что доктор Бернгардт Генгросс из Франкфурта-на-Майне наконец-то сообразит, что происходит в нашем концерне «Геркулес» в результате правительственных перестановок, и не даст нам больше ни марки, ни копья. А доллары нам и раньше не очень давали, и правильно делали. В отличие от Буратино умные американцы понимают, что если в нашей стране Дураков на поле Чудес зарыть их доллары и сказать: «Рекс, пекс, фекс», то деревце с зелененькими все равно не вырастет.
Россияне проголосовали против таблицы умножения. Согласно результатам голосования, в России теперь 2 x 2 ≠ 4, но 2 x 2 = 5. А если мы — демократы, то обязаны подчиняться воле народа! Что президент и делает, приспосабливая сейчас к нуждам населения таблицу умножения. Правда, закон всемирного тяготения россиянам не подчиняется и последствия их исторического выбора не воспарят вверх, а, по старику Ньютону, свалятся им на голову, но когда это кого в России останавливало?
И вот из ночных огней соткался новый кабинет под предводительством господина Черномырдина, а бригада капиталистического труда Егора Гайдара может спеть под окнами «Белого дома»: «А в комнатах наших сидят комиссары, и наши реформы ведут в кабинет». Г-н Черномырдин провозгласил главную задачу дня: восстановление разрушенного реформами социалистического народного хозяйства. Когда я гляжу на премьера, я уже вижу, что будут носить в следующем сезоне: пальто на вате с телячьим воротником, гимнастерки, брюки диагоналевые, боты «прощай, молодость». Ну, детушки, теперь чугуна и проката нам будет вволю! Хотя демократы, похоже, будут носить узкое и полосатое, они не падают духом, ибо им Жириновский обещал гарантированное питание в Лефортово, да еще по часам. А вот откуда возьмут пропитание избиратели ЛДПР, сия тайна велика есть.
По всем параметрам главный рыночник и сеятель, а также хранитель в этом правительстве — г-н Заверюха. Он часто играет на гармошке у министров на виду. Отчего же гармонь поет? Оттого, что кто-то любит гармониста! А кто любит гармониста? Президент Ельцин, премьер Черномырдин и весь советский народ. Словом, советские люди пережили благополучно Советскую власть и, похоже, всех нас тоже переживут. И если новый Уэллс еще раз сгоняет в будущее на машине времени, то на опустевшей планете после конца света, в эпоху фиолетового смещения галактик он найдет хвощи, медуз и советских людей, строящих социализм с человеческим лицом... По всем странам и континентам прокатился призыв президента Клинтона: помочь россиянам, пострадавшим от стихийного бедствия, выразившегося в рыночных реформах. Как будто рыночные реформы — это ураган «Мария» …
Президент же на данном этапе экономических «реформ» избрал для себя весьма странную роль: то ли понятого при аресте, то ли механизма торможения, то ли просто статуи на мраморном цоколе. И что сей сон означает? Называется это дело — нэп. Когда решают комиссары, а буржуи вдохновенно играют роль собственных могильщиков. Пролетарии же пока куют оружие победы на площадях, баррикадах и в путчах. Механизм нэпа незамысловат. Пасти овечку (буржуя). Остричь овечку. Зарезать овечку. Петр I во время первого нэпа держал своих буржуев в черном теле, хотя и давал наживать деньги. Если буржую можно дать в зубы или пнуть его сапогом, то это крепостной буржуй. Нэпы России — это не только крепостные крестьяне, но и крепостные буржуи, работающие под колпаком то ли у Мюллера, то ли у Штирлица, то ли у Голушко.
Если верить Джиласу, то все модернизации в России проводились вдогонку. Попытки угнаться за Западом довели комиссаров до формулы управляемой рыночной реакции, так сказать, in vitro. Сейчас кончается нэп, и начинается эпоха сплошной коллективизации и индустриализации. (Мой первый слог сидит в чалме...) Индустриализация будет осуществляться через комиссаров промышленности, новых наркомов со старыми повадками. Деньги им дадут, а рабочий класс — в избытке. Коллективизацию будут делать, воскрешая полудохлые колхозы. На фермеров ничего не останется, и будут они у нас безлошадные. Во время нэпа должны идти политические процессы, иначе нэп не в нэп. Они и идут. Дело Мирзаянова годится не только для нэпа, но и для эпохи «великого скачка». Все удивляются: чего это у нас при капитализме идет политический процесс и никакая огласка, никакие протесты не действуют? О, святая простота! «Просто мы дом перепутали, улицу, город и век». Не капитализм у нас, а нэп!
Красная кавалерия сидит в Грузии, Молдове, Таджикистане, Балтии. И былинники речистые о ней очень пекутся аж из самого МИДа, как бы ее не выводить подольше, а то стойла в России за 50 лет не приготовили... Если у нас не нэп, то зачем на Красной площади оставлен «надежд погибших и страстей несокрушимый Мавзолей»? И банки, и биржи, и земля, и заводы — все в руце государственной. Вот возьмут завтра и экспроприируют, благо есть кому. Мы — прослойка, они — масса. А Конституция не действует, иначе Мирзаянова бы не посадили... Буржуй должен быть молодым, чтобы его голова не была забита советским хламом, чтобы он просто не знал, что делать с советской экономикой, кроме ее полной ликвидации.
Буржуй должен быть длинноногим, чтобы ходить на демократические митинги, ибо устранение с дороги коммунистов, социалистов и фашистов — его интерес. Буржуй должен быть политически грамотным, чтобы вступить в партию Гайдара. Почему погорели буржуи первого нэпа? Потому что не поняли, что надо побросать за борт истории комиссаров, ВЧК, комбеды, Красную Армию. Сначала надо было все это убрать, сражаясь у Деникина или Колчака, а потом уже делать свой бизнес. Не надо быть бараном и идти на шашлык! Нам тоже есть кого убирать с исторической сцены: председателей колхозов, колхозников, директорию, номенклатурных чиновников, коммунистов, фашистов etc. Нужен мусоропровод с хорошей тягой. И это не только выборы. Демоны не уходят из тела одержимого в результате голосования самих одержимых. Демонов социализма (национал и просто) надо уметь заклясть. Егор Гайдар недавно сам признал, что Запад заставил Польшу сохранить Бальцеровича, угрожая отнять кредиты, а сохранить его самого тот же Запад заставить Ельцина не смог: усилиями Гайдара Россия посвежела и поздоровела, и угрозы уже не действовали. Типичный нэп. Все усилия реформаторов ведут к их же погибели. Гайдар скопил деньги, обеспечил продуктами — значит, сейчас начнут стричь, а потом и резать.
Уберите сначала комиссаров! Куда хотите, хоть на тот свет. Если собираетесь остаться на этом.
Божье и белое наше дело, как говорила Марина Цветаева. Буржуи, будьте бдительны! Не засиживайтесь на перекрестке! Пусть партия Гайдара украсит свою Декларацию шлягером гражданской:
Господа, ставки сделаны!
Господа, ставки сделаны!
Господа, ставки поздно отменять!
Что нам жизнь — деньги медные,
Мы поставим на Белое,
Бог нам скажет, кому умирать!