Происшествие в берлоге
Происшествие в берлоге // Новое время. - 1997. - №6.
«Грозные полки НАТО показались в ближнем Подмосковье и обложили столицу». Такова была, очевидно, последняя сводка Интерфакса для обитателей Завидово, Барвихи, Горок-5-6-7-8-9 и прочих ближних и дальних правительственных дач, где уж они у них там располагаются, не знаю. И знать мне это неохота: светской хроникой я не ведаю, на ЦРУ, вопреки распространенному мнению, не работаю, а для личного общения у меня есть более приятный «контингент», без мигалок, без претензий, без охраны…
Тревожные сообщения об эпидемиологическом положении по НАТО (и всегда у нас так: грипп кончается, а НАТО в разгаре) и были причиной, я в этом совершенно уверена, неприятного инцидента, случившегося с премьер-министром Черномырдиным в Ярославской губернии. Виктор Степанович, замещая захворавшего пневмонией президента, повинуясь конституционному долгу, вышел на разведку: поглядеть, не идет ли НАТО. Именно этим объясняется наличие двух вертолетов и прочесывание леса со спиливанием елей и сосен, а не инсинуациями из «Новой газеты»! И когда ярославский губернатор и премьер-министр обнаружили берлогу, они никак не могли заранее знать, что там внутри: медведи или дозор Североатлантического альянса.
Именно так Виктор Степанович Черномырдин и объяснил все на допросе у ведущего «Итогов»: мы, мол, эту берлогу не сканировали, и никогда нельзя знать заранее, что найдешь в сосновом лесу. Готовые до последнего патрона сразиться с мохнатым, зубастым и хищным НАТО, ярославский губернатор, премьер-министр и охранные соединения взяли ружья, прицелились, и на них что-то выбежало. Клеветники из «Новой газеты» утверждают, что это были медвежата. Медвежата, Большая Медведица — словом, хотя о Полярной звезде журналисты молчат, но выбежало что-то явно стремящееся к расширению и не готовое подписывать с Россией предварительный договор. А так как никто из россиян толком не знает, как выглядит визуально угроза с Запада, то, возможно, премьер-министр решил, что это она и была. И застрелил потенциального противника. А злопыхатели из «Новой газеты» взяли и написали про это дело пасквиль. Ничего, политические обозреватели «Нового времени» всегда защитят своих губернаторов, премьер-министров, доезжачих, егерей, вертолеты, охрану etc. А избиратели в 2001 году, если облое и стозевное НАТО к тому времени еще до них не доберется, оценят по заслугам храбрость Виктора Степановича и его стремление защитить россиян и от НАТО, и от медведей.
Гораздо хуже другое. Охота на НАТО становится похожей на охоту на Снарка, изображенную Льюисом Кэрроллом и протекающую преимущественно в Зазеркалье. Как выглядел Снарк, следопыты не ведали. И объяснить не могли, точно так же, как никто не сможет объяснить, в чем заключается угроза с Запада и опасность расширения НАТО для всего живого.
Однако этот самый Снарк на финише имел привычку превращаться в Буджума и испарять нахалов, за ним гоняющихся. В переводе с Льюиса Кэрролла это означает: будешь искать неизвестно что, наживешь неприятности. Да простит мне разношерстная политическая команда, вышедшая на охоту за НАТО, но ее действия напоминают мне кэрролловский коллектив: Балабона, Булочника, Бобра, Браконьера и других. То же коллективное безумие, которое провоцируется политическим истеблишментом по поводу НАТО, похоже на хронику поисков Снарка по схеме английского насмешника и фантазера:
И со свечкой искали его,
И с умом,
С упованьем и с крепкой дубиной,
Понижением акций грозили притом,
И прельщали улыбкой невинной.
Действительно, наблюдается некоторое разделение труда. Реакционеры из красных запасников размахивают крепкой (но гнилой) дубиной, обещая нацелить на Европу все несъеденные молью ракеты или отказаться продавать нефть и газ, заставив Запад печь картошку для Макдональдсов в кострах и разогревать пиццу на свечках.
Либералы (Янов, Шохин, Чубайс) грозят понижением своих акций на грядущих выборах, а партия власти пытается прельстить Жака Ширака и канцлера Коля улыбкой невинной, потому что больше нечем. Весьма глупо будет со стороны Запада клюнуть на такой убогий арсенал. Я могу понять даже нашего премьер-министра, который не берется объяснить народу, что расширение НАТО, считавшегося почти 50 лет нашим врагом, ничем реально ему, народу, не угрожает. Как он может преподать урок, который не усвоил сам? Как он может объяснить народу то, что он еще сам не уяснил? Я решительно отказываюсь понимать лишь своих, которые вдруг начинают вести себя как чужие, забывают человеческий язык и ведут себя как Штирлиц на совещании у Мюллера. В последнюю минуту к имперским войскам, обороняющимся под Москвой от гипотетического нашествия иноплеменников, прибавилось народное ополчение в виде А.Чубайса, А.Шохина и идеолога либерализма А.Янова. Грустно думать, что в следующем номере газеты «Завтра» Сергей Кургинян, долго читавший нам нотации за «изменническую деятельность вестернизации страны», на выделенной ему второй странице напишет, что реформаторы встали на путь исправления. А наши общие враги, когда они благодаря этой сдаче позиций победят на выборах (или до выборов и вместо них), выберут для всех троих экологически чистые веревки и фонари поизящнее. Я бы этого для себя не хотела. Пусть будут самая затрапезная веревка и самый плохонький фонарь.
Почему вдруг Анатолий Чубайс и Александр Янов стали так заботиться о нервах МИДа, национал-патриотов и реакционной военщины? Даже если они не переживут расширения НАТО и все коллективно повесятся или утопятся целыми подразделениями, то это их личное дело, и тот, кто не в состоянии с этим смириться, может поискать себе другую реальность, где не то что 1985-й, а даже 1937 год. А россияне переживут расширение НАТО так же бодро, как они пережили сужение СССР. Если их рационы и банковские счета расширятся, НАТО будет их пугать куда меньше Великой китайской стены. Грустное дело совершилось в Давосе. Слабость, измена самому себе и своему либеральному делу, отступление, капитуляция, попытка умилостивить и умаслить врага, изложение концепции, в которую ты сам не веришь… — это черное дело, даже если ложь во спасение. Я лично не хочу спасаться такой ценой. Если мы не можем в этом мире победить, мы всегда можем достойно умереть.
Анатолия Чубайса подвела наша горькая предыстория. Слишком много времени советские интеллектуалы провели в качестве приживалов у власти в передних, а власть требовала, чтобы они сервировали ей свои мозги к столу, а потом уносили остатки на кухню. Зачем лгать, что нет оснований для расширения НАТО? Основания есть. Жалко Польшу, Венгрию, Чехию, страны Балтии, Украину. Основания — в руинах Грозного, на которые с ужасом смотрели жители европейских городов. Основания — в перманентном севастопольском сражении, в деле А.Никитина, в буднях коммунистической Думы, в жарких объятиях с режимом Лукашенко. Россиян могут заставить затянуть пояса, г-н Шохин, но они сделают это с проклятиями, а не с радостью, и проклинать они будут не НАТО. На ДОСААФ, Анголу, Кубу, Афганистан они отдавали свой последний кусок со слезами, а не с пением гимнов. Гимны пели на параде, а плакали тихо, потому что боялись КГБ.
Давос может убить веру в ценность либеральной идеи, и, успокаивая врагов, можно лишиться друзей. Надо выбирать: или 30 млн. зюгановского электората, или 40 млн. тех, кто голосовал за реформы. Плюс те, кто голосовал против всех, не вынеся ельцинского вероломства и Чечни, залитой кровью. Неужели компромисс всегда кончается конформизмом? Неужели компромисс всегда кончается конформизмом?