Яков Кротов. История.. Вспомогательные материалы. См. Смерть.
Русская религиозная библиотека при методистской миссии в Праге // Путь. - Июнь-июль 1926. - №4. С. 194-195.
За неполные два года своего существования это скромное начинание развернулось в крупное дело. Задача собирания русской религиозной, богословской и религиозно-философской литературы осуществима в теперешних зарубежных условиях только с большим трудом, приходится считаться со случайностями книжного рынка и собирать по частям, отрывочно и неполно. Вряд ли нужно доказывать всю значительность и неотложность такой задачи, — об этом свидетельствует уже сама возрастающая потребность в религиозной литературе, спрос на нее. Но надо напомнить и подчеркнуть всю значительность русских достижений прошлого в этом отношении. Случайно собранная, случайно пополняемая пражская библиотека выросла уже свыше 1000 названий, и получила при этом более или менее цельный и систематический характер. И нельзя не порадоваться, что таким образом спасены от распыления и расхищения хоть несколько частных и общественных собраний богословских книг. В сущности, пражская библиотека сейчас — одна из очень редких. Не легко дать обзор ее состава. На первом месте надо поставить длинный ряд святоотеческих творений в русских переводах, — Добротолюбие (в славянском и в русском текстах), творения святых Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Макария Египетского, Феодора Студита, Иоанна Дамаскина, Симеона Новаго Богослова, Феодорита Киррскаго, Ефрема Сирина, Григория Двоеслова и т. д., — сюда же надо присоединить издания правил церковных. На втором месте надо назвать собрания слов и проповедей отечественных богословов — митр. Филарета, арх. Иннокентия Херсонского, арх. Херсонского Димитрия (Муретова) и др., — литературное наследие митр. Филарета имеется почти полностью: кроме слов и речей его еще и собрание мнений и отзывов, и письма. Далее надо отметить творения святителя Феофана Затворника. Затем следует назвать курсы богословия — митр. Maкария, арх. Черниговского Филарета, еп. Сильвестра. Кроме курсов имеется и длинный ряд монографий богословского и церковно-исторического содержания. С другой стороны, довольно полно представлена и «светская» религиозная литература, как церковного, так и нецерковного направления, — начиная от Сковороды и кончая Толстым, начиная Хомяковым и Бухаревым и кончая о. Сергием Булгаковым. Особенно надо отметить сочинения Н. Ф. Федорова и Розанова, как известную библиографическую редкость. Не входя в дальнейшие подробности, остается упомянуть об отдельных годах журналов, богословских и философских, — Христианского Чтения, Трудов Киевской Духовной Академии, Миссионерского Обозрения, Странника, Вопросов Философии и Психологии. Уже из этого краткого перечня ясна вся ценность описываемого собрания. К тому же оно непрерывно пополняется. О степени потребности в такого рода библиотеке достаточно можно судить по количеству выдач книг для чтения (на дом и в читальне) — до 8000 тысяч раз, причем следует иметь в виду, что сюда входят и коллективные требования (со стороны студенческих кружков и т. п.), и что вообще в теперешних условиях круг
194
читателей книги всегда больше одного лица. Пользуются книгами не только жители Праги и ее пригородов, но и жители других городов Чехословакии и Прикарпатской Руси, а также и других стран (Франции, Германии, Югославии), и в особенности следует отметить предоставление книг для нужд Парижского Богословского Института. С этой стороны трудно преувеличить благотворное служение пражской библиотеки. И как ни скромно это начинание в широкой перспективе, его нельзя не отметить с чувством глубокой признательности к тем, кто задумал его и к тем, кто материально и духовно сделал его осуществимым.
Ф.
195