Яков Кротов. История.. Вспомогательные материалы. См. Смерть.
А.К.
А.К., Отношение Англиканской Церкви к Православию // Путь.— 1926.— № 5 (октябрь-ноябрь).— С. 100-103.
В статье видного представителя англо-католического течения С. Л. Оларда, помещенной в журнале «Путь» № 3, между прочим сказано, что, начиная с 17 столетия и до настоящего времени англо-католики больше других всегда стремились к соединению со Святой Православной Церковью. Предполагая вернуться еще к вопросу о возможности такого соединения на основании оценки членов вероучения англиканской Церкви, находим своевременным дать некоторые сведения из истории сношения обеих церквей.
Начало сношения с православной церковью положено было в 18 веке англиканскими епископами, принадлежавшими к партии non-jurors (неприсягающих). Эта партия образовалась в 1690 году, когда архиепископ Кентерберийский Санкрофт, семь епископов и около 400 других духовных лиц отказались принять присягу на верность королю Вильгельму III и Марии и будучи лишены своих мест, отделились от установленной церкви и составили особое общество, существовавшее до начала 19 века. Желая найти для себя опору в соединении с православной церковью, епископы Кампбелль, Колльер, и Спинкес воспользовались прибытием в Англию Митрополита Олвандского Арсения, отправили через него восточным патриархам в 1716 году проект «соглашения между православным и кафолическим останком британских церквей (как они называли свое общество) и апостольскою восточною церковью» Они утверждали здесь что приняли первоначальное христианство от матери всех церквей — церкви Иерусалимской и с тех пор всегда сохраняли и теперь содержат ту же самую веру, что и восточная церковь, и потому должны быть признаваемы такою же, как и она, частью кафолической церкви. Отличие их от восточной церкви, по их словам, заключалось только в пяти пунктах, именно они не согласны:
1) Признавать определения вселенских соборов обязательными наравне с Св. Писанием.
2) Покланяться Пресвятой Деве Марии.
3) Призывать ангелов и святых.
4) Верить в пресуществление Св. Даров в евхаристии и воздавать им божеское поклонение.
5) Почитать иконы.
В случае соглашения предполагалось между прочим восстановить у себя древнюю британскую литургию, ввести за богослужением чтение бесед И. Златоуста и других греческих отцов, установить общение в молитвах с признанием патриарха Иерусалимского первым в числе прочих, построить в Лондоне церковь Согласия, где бы под ведением патриарха александрийского отправлялась служба для британских кафоликов, а греческому епископу позволить служить по греческим обрядам в соборе Св. Павла. Патриархи в ответ на такое предложение писали (1718 г.), что истинная вера Христова во всей полноте сохраняется только в восточной православной церкви, которая не принимает прибавления к символу filioque, равно учения о чи-
100
стилище и признает полностью все семь таинств, и подробно излагали учение относительно указанных пунктов различия.
Англикане в новом послании (1722 г.) настаивали на своих возражениях и уверяли, что, если восточные патриархи открыто и авторитетно объявят, что не станут требовать от них призывания святых и ангелов, почитания икон и поклонения Св. Дарам, то все препятствия будут устранены и между ними и восточною церковью водворится мир и полное согласие. Послание это они отправили через русский св. Синод (митрополит Арсений был в то время в России), причем просили Синод и императора Петра I принять участие в их стараниях и оказать им свое покровительство и содействие. Св. Синод с радостью узнал о желании англикан иметь единение и мир с восточною церковью и обещал (1723 г.) прилагать всякое попечение к столь святому делу. Он сообщил, что ознакомил с этим делом государя, который «принял известие лицом весьма веселым», и, как можно думать, «в числе отрад по счастливом, но и трудном походе почитал». «Его мнение, писал синод, то, дабы вы двоих из вашего согласия сюды прислали кроткого ради во имя Христово» в дусе Его разговора. В таком разговоре обоих сторон мнения, доказательства и твердоверие истиннее явятся и яснее уразумеются и удобнее познано будет, что едина сторона другой попустить и позволить и что вопреки не уступить может и должна ясть совести ради. В то же время св. Синод просил патриархов сообщить их мнение по этому делу. В 1723 г. патриарх константинопольский Иеремия, антиохийский Афанасий и Иерусалимский Хрисанф послали свой ответ на второе послание англикан также через св. Синод. Они признавали ревность и благочестие англикан и готовность их к единению, но отказались входить в дальнейшие рассуждения по спорным вопросам «Наши догматы и учение нашей церкви, писали они, еще древле исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены святыми и вселенскими соборами; прибавлять к ним или отнимать от них что-либо непозволительно; посему желающие согласоваться с нами в божественных догматах православной веры должны с простотою, послушанием, без всякого исследования и любопытства последовать и покориться всему, что определено и постановлено древним преданием отцов и утверждено святыми и вселенскими соборами. При этом прилагалось и изложениe православной веры, составленное на вселенском соборе 1672 г. и известное под именем «Послания восточных патриархов». Св. Синод патриархи убеждали написать и с своей стороны англиканам, что его образ мыслей тот же самый, какой изъяснен в упомянутом положении, т. к. только этим, а не иным путем может быть достигнуто единение. Пересылая грамоту патриархов, св. Синод сообщил англиканам (1724 г.), что Царь держится прежнего мнения, и снова просил прислать своих представителей и Англикане с благодарностью приняли предложение Императора и обещали прислать двух лиц весной 1725 года, но в январе 1725 года Император Петр I умер, и предприятие англикан лишилось своего покровителя. Канцлер Головин уведомил их, что дело по обстоятельствам должно быть отложено.
В то же время архиепископ Кентерберийский Уэк в письме к патриарху иерусалимскому разъяснил схизматическое положение non jurors в английской церкви и незаконно присвояемых ими себе в переписке с восточными епископских титулов. Переговоры после этого прекратились.
Сношения возобновляются во второй половине 19-го века. Они были вызваны обстоятельствами церковной жизни в Англии. Оксфордское движение утвердило в сознании значительной части англикан мысль, что англиканская церковь есть такая же ветвь единой кафолической церкви, как и церковь римская и восточная. А неблагоприятное положение англиканской церкви — неопределенность и шаткость вероучения, содержащего элементы и католические и протестантские, разделение на партии, зависимость от светской власти даже в вопросах веры, слабость авторитета епископов — побуждало многих ее членов искать опоры в общении с двумя остальными ветвями кафолической церкви. Если одни стояли за сближение с Римом, с которым связывала Англию прошлая история и настоящая совместная жизнь на культурном западе и который привлекал единством и твердостью своей церковной организации, то другие не могли согласиться на подчинение папе и принятие римских учений и обратили свои
101
взоры на другую ветвь кафолической церкви, церковь восточную, которой учение казалось им близким к их собственному. Постепенно стали возрастать среди англичан интерес и симпатии к православной церкви; о ней стали отзываться, как о «святой», кафолической, достопочтенной церкви.
Наконец в 60-х годах началось открытое движение к соединению с нею. Поводом к официальному обсуждению этого предмета послужило внешнее соприкосновение обеих церквей на западном побережье американского материка. В 1862 г. на генеральной конвенции северо-американской епископальной церкви был учрежден «греко-русский комитет» для дружественных сношений с греко-русской церковью по вопросу о взаимных отношениях между членами епископальной и православной церкви в С. Америке. В 1863 г. в Англии при кентерберийской конвенции также назначен был комитет по вопросу о сближении с восточною церковью.
Оба комитета стали работать совместно. В одном направлении действовала и Ассоциация восточной церкви (Eastern Church Association), основанная в 1863 году.
Секретарь американского комитета пастор Юнг с рекомендательными письмами американских епископов в 1864 г. был в России у Митр. Филарета в Москве и Митр. Исидора в С. Петербурге, коим был представлен св. Синоду и всюду встречал полное сочувствие.
Мит. Филарет предложил для разъяснения пять пунктов:
1) Как можно достигнуть того, чтобы известные 39 пунктов не были препятствиями к соединению церквей.
2) Как может быть соглашено учение американской епископальной церкви об исхождении св. Духа с учением восточной церкви.
3) Вполне ли доказана непрерывность апостольского иерархического рукоположения в американской церкви.
4) Достоверное церковное предание призывает ли американская церковь вспомогательным руководительным началом для изъяснения Св. Писания и для церковных чиноположений и дисциплины.
5) Какое воззрение американской церкви на учение церкви восточной о седмиричном числе таинств.
Несколько членов Ассоциации взяли на себя рассмотрение этих вопросов.
Ближайшим посредником в деле ознакомления англикан с православною церковью был в это время настоятель русской церкви в Лондоне прот. Е. И. Попов.
В 1864 году по приглашению англиканских богословов приезжал в Англию для собеседования о соединении церквей настоятель русской церкви в Париже прот. И. В. Васильев: Однако сношения эти не привели к соглашению. Св. Синод высказывал (18 ноябр. 1870 г.), что православная церковь прежде взаимообщения в таинствах считает необходимым согласие в вере. В 1877 г. греко-русский комитет был закрыт.
Причиной прекращения официальных сношений с православною церковью было то, что обе стороны смотрели на сущность единения неодинаково: англикане желали единения практического, в смысле взаимообщения, и недостаточно заботились о соглашении разностей в вере; православные не допускали единения без согласия в догматах.
Желания и надежды на соединение не были оставлены. Открылась необходимость основательно изучить разности в учении обеих церквей и здесь искать соглашения. Лучшим средством содействующим успеху дела в будущем англикане считали поддержание и развитие дружественных отношений, установившихся между обеими церквами, что постоянно и выполнялось и выполняется до настоящего времени вплоть до последнего посещения Англии Митрополитами Евлогием и Антонием и Епископом Вениамином по случаю юбилея первого вселенского Собора, на коем присутствовали и восточные патриархи.
Укажем кратко (см. Словарь богословско-энциклопедический А. П. Лопухина, т. I.) моменты взаимных свиданий и сношений обеих церквей.
В 1867 ламбетская конференция выражала соболезнования русской церкви по случаю смерти Митр. Филарета.
В 1870 представители англиканской церкви присутствовали на освящении греческой церкви в Ливерпуле.
В 1888 по случаю торжества 900 летия крещения Руси архиепископ кэнтерберийский Бенсон прислал Мит. Киевскому Платону приветствие.
102
В 1889 архиепископу кипрскому Софронию оказан в Оксфорде почетный прием.
В 1895 в Петербурге викарному епископу Вилькинсону таковой же прием оказан, равно как
В 1897 архиепископу иоркскому Маклагану.
В 1896 на торжестве св. коронования Государя Императора Николая II присутствовал с согласия английской королевы представитель англиканской церкви епископ питерборский Крейтон.
В 1897 на торжестве 60 летнего юбилея царствования королевы Виктории, с соизволения Государя Императора Николая II, присутствовал Митрополит Антоний в то время бывший архиепископом финляндским и выборгским.
В последнее время архиепископ кэнтерберийский неоднократно выражал свои симпатии русской эмиграции и возвышал свой голос в защиту покойного Св. Тихона Патриарха Московского и всея Руси. Как итог всего сказанного, можно выразить надежду и пожелание, что недалеко то время, когда верующие обеих церквей будут едиными устами и единым сердцем славити Единого Главу вселенской соборной церкви Господа Нашего Иисуса Христа.
А. К.
103