"Путь": орган русской
религиозной мысли под редакцией Н.А.Бердяева.
Страницы первого издания журнала
указаны в прямых скобках,
номер страницы предшествует тексту на ней.
"Путь", №51. Май-октябрь 1936 г.
Рец. на кн.: I.N.Danzas.
L'Itineraire religieux de la conscience russe.]
Книга представляет собой краткий обзор истории русской религиозности и русской
религиозной мысли. Охват ее лишком широк для небольших размеров книги. Написана
книга умно и с внешним знанием предмета, но она очень тенденциозна и дает неверную
картину, в ней искажена общая перспектива в угоду идеям автора. Автор - русская
католичка, претерпевшая страдания на Соловках за свои религиозные убеждения, и
вся книга проникнута специфическим духом русского католичества с его миссионерскими
целями. Остается впечатление, что книга написана иностранцем, которому совершенно
чужда Россия и все русское, который описывает со стороны, издалека. Как будто
бы человек, гордящийся своей принадлежностью к цивилизации, рассказывает о своем
посещении варварской страны. Есть неприятный тон высокомерного презрения. Слишком
часто в петровский период таково было отношение русских бар, приобщившихся к западной
цивилизации, к русскому народу. Укорененная в католичестве, г-жа Данзас обладает
большой самоуверенностью, успокоенностью и благополучием. Этого нет у самих западных
католиков, которые, несмотря на оптимизм официальной томистской теологии, принуждены
чувствовать трагизм положения и не могут уже пребывать в покое. При чтении книжки
г-жи Данзас может получиться впечатление, что Западная Европа благодаря католичеству
благополучна и не может себе позволить никаких безумств, которые позволяет себе
русский народ как не просветленный истиной католической церкви. Но в действительности
и Западная Европа, как и весь мир, объята огнем и почва под ней колеблется. Точка
зрения г-жи Данзас слишком провинциально-русско-католическая. Католичество нисколько
не гарантировало Западную Европу от реформации, от французской революции, от просветительства
XVIII в., от Маркса и Ницше, от религиозного индифферентизма и от активного безбожия
и вражды к христианству.
Поразительно до чего автору чужды все русские традиции, до чего он не любит
всего, в чем наиболее сказался русский гений. Ей чужды и неприятны Достоевский
и Л.Толстой, как и русские искания социальной правды. Г-жа Данзас усвоила себе
ту точку зрения, которую уже высказывали католики, что в русском православии есть
сильный дуалистическо-манихейский элемент. Она видит его прежде всего в Достоевском,
хотя в центре у Достоевского стоит идея свободы, совершенно чуждая манихейству.
Эта точка зрения приводит автора к противоречиям. С одной стороны, манихейский
дуализм, отрицающий мир, как лежащий во зле и находящийся во власти Диавола, с
другой стороны, русская терпимость к злу и злым, которая особенно возмущает моралистическую
природу г-жи Данзас. Элемент манихейско-дуалистический можно найти в монашеско-аскетическом
мировоззрении вообще, прежде всего в сирийской аскезе, но также и на Западе. Этот
элемент не исчезал из исторического христианства. Наиболее свободен от него был
св. Фома Аквинат, у которого было ослабленное чувство греха и зла и дуализм был
лишь между естественным и сверхъестественным. У Бл. Августина, который не был
русским, манихейский дуализм оставался силен и после того, как он стал врагом
манихейства. Русская же народное терпимое и жалостливое отношение к грешникам
и злым как раз противоположно дуалистическому делению на царство света и царство
тьмы. И оно евангельского происхождения. Это была самая христианская черта в русском
народе. Нельзя переносить свойства византийского монашества на русский народ.
Русскую же религиозную мысль XIX и XX вв., как раз обвиняют в слишком большом
принятии космоса, который представляется проникнутым божественными энергиями.
Православие космичнее католичества, в нем центральное место занимает идея просветления
и преображения твари и воскресения. Но русское православие сложно по своему составу,
в нем есть несколько элементов - монашеско-аскетическии, византийский по происхождению,
космический, обращенный к освящению и просветлению твари, с которым связана и
народная религиозность и софилогия религиозной интеллигенции, и историософско-эсхатологический,
обращенный к исканию царства Божьего.
Г-жа Данзас не разбирается в этих элементах. Русская религиозность для нее
разделяется на официальную церковность, тесно связанную с государством и национальностью,
значение которой она очень преувеличивает, и на религиозность народную, которая
для нее вся сектантская и раскольничья. Характеристика хлыстовства неверна. Неверно
вообще, что русские народные массы были вне церкви после раскола. Большая часть
русского народа все-таки по-своему оставалась православной и была связана с церковью.
Официальная церковность, которую г-жа Данзас справедливо обличает, для нее важнее
и интереснее, чем русские святые, старцы, чем подлинная духовная жизнь.
Русскую религиозную философию г-жа Данзас не понимает, ей совершенно чужда
ее проблематика. С точки зрения своего консервативного католичества она вообще
не допускает новой проблематики в религиозном сознании. Особенно поражает непонимание
Хомякова, который наиболее антипатичен для католиков, и неверное изложение славянофильства.
В Хомяковском учении о свободе автор видит лишь влияние немецкого идеализма, которое,
конечно, существовало, хотя и преувеличенно, и сектантского анархизма. Славянофилы,
конечно, оказываются протестантами. Не допускается возможности никакого другого
богословствования, кроме католического или протестантского. В оригинальной русской
религиозно-философской мысли конца XIX и начала XX вв. г-жа Данзас видит гностицизм,
в чем она сходится с обвинениями обскурантских православных кругов. В сущности,
гностицизмом можно назвать всякую религиозную философию. Не гностично только школьное
богословие, но в нем и нет никакой творческой мысли. С гностиками
первых веков христианства все-таки русская религиозно-философская мысль никакого
сходства не имеет и никакого влияния тут установить нельзя. Вся проблематика иная.
Мысль эта прошла через неведомый старым гностикам опыт гуманизма, через острую
постановку проблемы человека и культуры. И самая проблема космоса ставилась совсем
иначе, чем у гностиков, для которых человек находился в магической власти космических
иерархий. Наиболее близок к гностицизму был Вл. Соловьев, которого католики считают
своим. Более объективно и в более приятном тоне написана статья г-жи Данзас о
"Пути", в которой она обозревает журнал за весь период его существования.
У г-жи Данзас очень чувствуется католический рационализм, который совсем не тождествен
с католичеством вообще, даже более чем рационализм, - рассудность и благоразумие,
размеренность и боязнь всего крайнего.
Есть, конечно, у нее и верные мысли. Верно, что католичество у нас плохо знали
и были к нему несправедливы. Г-жа Данзас совершенно справедливо обличает рабью
и постыдную зависимость православной церкви от государства и крайнюю национализацию
церковного сознания, ослабление сознания вселенскости. Верно и то, что обрядоверие,
ритуализм играли слишком большую роль в русском православии, особенно в Московский
период, который г-жа Данзас ошибочно считает самым важным в истории русской церкви.
Книжку можно прочесть с интересом, но нужно все время иметь в виду цель, какую
себе поставил автор, - пропаганду для России католичества как единоспасающей силы.
Впрочем, нужно сказать, что цель эта настолько безнадежна и настолько не соответствует
нашей эпохе, что она не представляет никакой опасности.
Переиздано в журнале "Символ" № 37, 1997 г.
|