Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

Преп. Симеон Новый Богослов

Cтавроанастасима - крестовоскресные слова

(перевод о. Кирилла Говоруна; 2017 год; с любезного разрешения переводчика)

I. О КРЕСТЕ

*

Христос, Иисус,

Спаситель и Царь всяческих – свет;

хлеб Его пречистой плоти – свет;

чаша Его честной крови – свет;

Его воскресение – свет;

Его лицо – свет;

Его руки, пальцы, уста – свет;

Его глаза – свет.

(3-е богословское слово)

*

В рае от мужа произошла жена – мать всех родившихся на земле.

В Церкви верных от жены родился муж – Христос Бог наш – начало и жизнь всех духовно возрождающихся верой в Него.

Там – древо познания добра и зла, ставшее причиной смерти первородителей, когда они вкусили от его плода. Здесь – древо креста, к которому Христос – второй Адам и Бог – был пригвожден в руки за руки Адама, прикоснувшиеся к плоду, и в ноги за ноги, спешившие навстречу преслушанию.

Как Адам, попробовав плод того дерева, стал причиной смерти и проклятия для всех, кто от него произошел, так Христос и Бог, вкусив желчи и испив уксуса, избавил их от проклятья, освободил от смертного тления и всем верующим в Него даровал вечную жизнь, предоставив им уже в этом мире возможность жить равноангельным сообществом.

(2-е этическое слово)

*

Когда кто-нибудь вложит в свой ум, какие страдания претерпел за него бесстрастный по природе Сын Божий: предательство ученика, оковы, хуление, как Его волочили как злодея, предали как преступника Пилату, как Он был заушаем от раба и молча принимал осуждение на смерть (Пилат говорит Ему: Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? (Ин. 19:10)), затем бичевание, осмеяние, оскорбления, багряницу, трость, которой богораспинатели били Его по пречистой главе, терновый венец и крест, который нес на Себе содержащий Своим словом миры; – когда задумается над тем, как Он был выведен за город на лобное место, когда Его окружили палачи и воины вместе с толпой, следовавшей за Ним посмотреть на зрелище; как ангелы ужасались с неба, а Бог и Отец взирал на единосущного, единопрестольного и единочестного Сына, понесшего все это от нечестивых иудеев; – вспомнит, что Он был повешен на кресте обнаженным, пригвожденным в руки и ноги, прободенным копьем в ребро, напоенным желчью и уксусом; – и все это Он не только терпеливо понес, но и молился за своих распинателей, – как не возлюбит Его всем своим сердцем?

(1-е этическое слово)

*

Христос называется тельцом потому, что подобно рогам высоко поднимает крест, на котором враги распяли и умертвили Его и которым Он наносит врагу смертельную рану.

(1-е этическое слово)

*

Подражай своему Христу и Богу. Пострадай и ты за свое спасение, как Он пострадал за тебя.

Услышь, как связанного Господа волочат подобно убийце и злодею, как Его унижают перед Пилатом, как Он принимает пощечину от раба, как Его заключают в темницу, как выводят из темницы, как Он влачится воинами и как Пилат предает Его народу, говоря: "Возьмите Его вы и распните" (Ин. 19:6).

Рассуди, что терпит, предавшись в их руки, Тот, Кто находится превыше всех небес и содержит все в Своей руке: Его толкают в разные стороны, бьют кулаками, заушают, осмеивают, бичуют, а затем ведут в преторию, раздевают. Того, Кто непостижим всему творению и даже серафимам, – привязывают к столбу и дают сорок ударов, что означает осуждение на смерть.

Что дальше? Его, издеваясь, облачают в красную хламиду, дают пощечину и спрашивают: "Кто ударил Тебя?"

Его увенчивают тернием, поклоняются Ему, издеваются, плюют на Него и с насмешкой говорят: "Вот, Царь Иудейский."

Затем Его опять одевают в Его одежду, набрасывают на шею веревку и влачат на смерть. Его заставляют нести крест, и, дойдя до места мучения, Он видит, как устанавливают этот крест. В это время Его оставляют друзья и ученики. Затем Его вновь раздевают и прибивают ко кресту. Солдаты вбивают гвозди в руки и ноги, поднимают крест, поят Его желчью, прободают ребро, разбойник хулит Его, а толпа смеется над Ним, говоря: "Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого;… сойди с креста" (Мф. 27:40). "Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него" (Мф. 27:42).

И после всех этих страданий Он благодарит и молится за Своих распинателей, пока, наконец, не предает души в руки Своего Отца.

(6-е огласительное слово)

*

Господь и Бог наш Иисус, ни в чем не провинившись, был заушаем для того, чтобы грешники, которые будут подражать Ему, не только получали оставление своих грехов, но и становились через послушание сопричастниками Его божества.

Он был Бог и стал ради нас человек. Он был заушаем, поругаем и распинаем. Всем тем, чем бесстрастный пострадал по божеству, Он как бы учит и говорит каждому из нас:

Если хочешь, о человек, стать богом, удостоиться вечной жизни и жить вместе со Мной – то есть получить всё то, чего не достиг твой праотец Адам, ибо стремился к этому неправедным путем, – смирись, как и Я смирился за тебя, избегай самонадеянности и демонской гордыни, прими заушения, пощечины; претерпи их до смерти и не стыдись их. Если ты постыдишься претерпеть за Мои заповеди что-либо из этого, как Я, Бог, претерпел за тебя, то и Я посчитаю для Себя постыдным, чтобы ты был рядом со Мной во время Моего славного пришествия; и Я скажу Своим ангелам: “Этот постыдился исповедать Меня из-за Моего уничижения и решил не оставлять мир, чтобы стать подобным Мне. Но вот сейчас он наг, без тленной славы, а Я прославился в бессмертной славе Моего Отца, и Мне стыдно смотреть на его. Итак, оставьте его снаружи. 'Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа' (Ис. 26,10).”

Трепещите, о люди, убойтесь и терпите с радостью оскорбления, которые Бог претерпел ради нашего спасения. Бог бывает заушаем от никчемного раба, а ты не хочешь потерпеть этого от такого же страстного человека как сам? Ты стыдишься стать подражателем Бога, – как же тогда ты будешь соцарствовать с Ним и сопрославляться в Небесном Царстве, если не терпишь своего брата? Если бы Он так же не захотел стать человеком ради тебя и оставил бы тебя до сего дня пребывать в падении, то не лежал ли бы ты сейчас на дне ада, несчастный, с неверными и злочестивыми?

Но что мы скажем тем, кто оставил все и стал нищим ради Царства Небесного? – Брат, ты обнищал и уподобился Господу Христу и Богу своему. Ты видишь, как Тот, Кто пребывает превыше всех небес, живет и соизменяется вместе с тобой. Вот вы идете вдвоем. Кто-то встречает вас на пути жизни и дает пощечину твоему Владыке, но дает ее и тебе. Владыка не прекословит, а ты отвечаешь тем же?

– Да, – отвечаешь ты, – потому что Он сказал заушавшему Его: "Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Ин. 18,23).

– Однако Он сказал это не вступая в спор, как тебе кажется, но так как Сам "не сотворил греха, и не обрелось лести в устах Его". Он сказал эти слова для того, чтобы не показалось, будто раб справедливо ударил Его, говоря: "Так отвечаешь Ты первосвященнику?" (Ин. 18,22), – будто Он действительно согрешил, но чтобы показать Свою невиновность. Мы же, виновные во множестве грехов, не подобны Ему.

Претерпевая намного больше твоего, Он не проронил и слова, но молился за Своих распинателей. Хотя Его осмеивали, Он не раздражался, а ты ропщешь? Он терпит оплевания, пощечины и бичевания, а ты не можешь потерпеть и одного жесткого слова? Он принимает крест, боль от гвоздей и бесчестную смерть, а ты не можешь совершить смиренное служение?

Так как же тебе стать сообщником в Его славе, если ты не можешь быть сообщником в Его бесчестной смерти? Воистину напрасно оставил ты свое богатство, если не несешь своего креста, то есть не терпишь нападения всех искушений. Из-за этого ты остаешься на дороге жизни один, и, увы, отделяешься от своего сладчайшего Владыки и Бога!

(26-е огласительное слово)

II. О КРЕСТЕ И ВОСКРЕСЕНИИ

*

Как от ребра, то есть от женщины, на все тело, то есть на весь человеческий род, перешло проклятие, так опять через ребро, то есть через Господне тело, всему человечеству передалось благословение. Поэтому Он сошел во ад, чтобы Его присутствие и спасение достигло также тех святых, которые жили до Его пришествия на землю, чтобы соединить всех от века усопших святых с теми святыми, которые будут до скончания века. Именно поэтому Он лег во гроб, чтобы смертью собственного тела сделать соучастниками в жизни и вечном воскресении ранее усопшие тела.

(2-е этическое слово)

*

Я говорю и не перестану повторять, что кто не стал подражателем в страстях Христовых через покаяние и послушание и не соделался соучастником Его смерти, тот не будет также соучастником в духовном воскресении и не получит Святого Духа. Потому что воскресение происходит через Святого Духа. И я не имею в виду воскресения тел, которое произойдет в конце мира (когда вострубит ангел и воскреснут мертвые тела), но духовное возрождение и воскресение, которые ежедневно совершаются в духовно мертвых душах. Именно его дарует через Святого Духа Тот, Кто единожды умер и воскрес. Он Сам воскресает посредством всех и во всех тех, кто живет достойно. Он совоскрешает души, которые свободно и с верой умерли вместе с Ним, уже здесь даруя им Царство Небесное.

(6-е огласительное слово)

*

Бог всяческих пришел в теле на землю для того, чтобы преобразить и обновить человека и благословить всю тварь, которая была проклята из-за человека.

Прежде всего Он оживотворил душу, которую принял, и, обессмертив ее, обожил. Его же пречистое и божественное тело, хотя и было обожено, оставалось тленным и вещественным, потому что несомненно тленным и вещественным является тело, которое ест и пьет, устает и потеет, бывает связано и избито, поднято на крест и пригвождено. Все это суть свойства тленного тела. Поэтому оно умерло и было положено во гроб мертвым. Однако в Его воскресении тело стало нетленным, духовным, божественным и как бы нетелесным. Именно поэтому Он не нарушил печатей гроба, исходя из него, но беспрепятственно входил и выходил через закрытые двери.

Однако почему вместе с душой Он не соделал нетленным и тело, которое принял? – Потому, что и Адам, вкушая запретный плод, сразу же после падения умер душой, тогда как телом умер через много лет. Поэтому и Христос сначала воскресил, оживотворил и обожил душу, которая была наказана епитимьей смерти, а потом позаботился о теле, которое, согласно древнему определению, через смерть возвращалось в землю, дав ему нетление через воскресение. И не только это – Он также спустился во ад, освобождая из темницы души заключенных там святых и переводя их в место упокоения и невечернего света. Тел же их Он не воскресил, но оставил в гробах до всеобщего воскресения.

Итак, то таинство, которое было совершено ради всего мира в соответствии с домостроительством воплощения Христова, – оно же осуществлялось в каждом святом и происходит в каждом верном доныне. Потому что, принимая дух нашего Владыки и Бога, мы делаемся сопричастниками Его божества. Вкушая же Его непорочную плоть, то есть пречистые Таинства, все мы воистину во всем становимся Христовыми и Его родственниками. Таким образом, теперь мы по благодати подобны человеколюбцу Богу и Владыке нашему, обновленные и измененные в душе, нетленные и воскресшие из мертвых, какими были раньше.

III. О ВОСКРЕСЕНИИ

*

Братья и отцы, пришла Пасха, радостный день воскресения Христова, источник радости и ликования, которые переживаются либо один раз в году, либо каждый день и постоянно – теми, кто постигает таинственный смысл этого праздника. Радость и ликование наполнили наши сердца, освобождая от постовых трудов, совершенствуя и утешая наши души.

Поблагодарим же Господа, Который вывел нас из моря поста и провел с радостью к пристани Своего воскресения.

Давайте исследуем, в чем состоит тайна воскресения Христа и Бога нашего, которое непостижимым образом совершается также с теми, кто этого возжелает, как Христос погребается в нас подобно гробу и как Он соединяется с нашими душами и воскресает, совоскрешая и нас.

Христос и Бог наш, будучи повешен на кресте, распял на нем грех мира и, вкусив смерти, сошел в преисподнюю ада. Как некогда, восходя из ада, Он вернулся в Свое пречистое тело, от которого вовсе не отлучался, воскрес и после этого с великой славой и силой взошел в Небеса, точно так же и сейчас, когда мы выходим из мира и входим, подражая страданиям Господа, во гроб покаяния и смирения, Он Сам сходит с небес, входит в наше тело подобно гробу, соединяется с нашими духовно мертвыми душами и воскрешает их. Тем самым тому, кто совоскрес с Ним, Он предоставляет возможность видеть славу Его таинственного воскресения.

Христовы воскресение и слава, как мы уже говорили, – это наша собственная слава, поскольку Тот, Кто усвоил Себе человеческое естество, действует в нас сейчас так же, как действовал в Своей земной жизни. Воскресение души есть ее соединение с жизнью. Точно так же, как мертвое тело не может ожить, если не примет в себя живой души и не смешается с нею несмешанно, так и душа не может ожить сама, если не соединится с Богом, Который есть подлинная вечная жизнь. То есть она мертва до тех пор, пока в познании, созерцании и чувстве не соединится со Христом, – даже если при этом она остается невещественной и бессмертной по своей природе.

Большинство людей верит в воскресение Христово, однако очень мало кто ясно видит его. Те же, кто не увидел его, не могут поклониться Иисусу Христу как Святому и Господу. И священное песнопение, которое ежедневно у нас в устах, не говорит: “В воскресение Христово веруя...,” – но что? – “Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному”. Как же Дух Святой понуждает нас говорить, будто мы видели то, чего на самом деле не видели, так как Христос воскрес один раз тысячу лет назад, но даже тогда никто не видел, как Он воскрес? Может, Святой Дух хочет, чтобы мы говорили ложь? – Нет, конечно – то что Он побуждает нас исповедывать есть истина. Ибо воскресение Христово совершается в каждом верующем, и не единожды, но всякий раз, когда Сам Владыка Христос воскресает внутри нас, облекается в благолепие и сверкает молниями нетления и божества. Светоносное присутствие Духа указывает нам на Воскресение Христово и удостаивает нас увидеть Самого Воскресшего. Поэтому мы и говорим: “Бог Господь и явися нам” (Пс. 117:27).

Итак, когда кому открывается воскресший Христос – Он всегда предстает пред духовными очами. Когда Он приходит к нам через Святого Духа, то воскрешает нас из мертвых, оживляет и дает нам благодать видеть Его всего внутри себя.

(13-е огласительное слово)

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова