К оглавлению
СЛОВО 72
О ХРАНЕНИИ СЕРДЦА И О ТОНЧАЙШЕМ СОЗЕРЦАНИИ.
Если пребываешь наедине в келлии своей, и не стяжал еще силы истиннаго созерцания,
то поучайся всегда в чтении тропарей и кафизм, памятованием о смерти и надеждою
будущего. Все это собирает ум воедино, и не позволяет ему кружиться, пока не прийдет
истинное созерцание; потому что сила духа могущественнее страстей. Поучайся и
о надежде будущаго, памятуя о Боге; старайся хорошо уразуметь смысл тропарей,
и остерегайся всего внешняго, что побуждает тебя к похоти. А вместе с тем храни
и то малое, что совершается тобою в келлии твоей. Испытывай всегда помыслы свои,
и молись, чтобы во всем житии своем стяжать тебе очи: от сего начнет источаться
тебе радость; и тогда обретешь татя скорби, которыя сладостнее меда.
Никто не может победить страсти, разве только добродетелями ощутительными,
видимыми; и парения ума никто не может преодолеть, разве только погружением в
духовное ведение. Ум наш легок, и, если не связан каким-либо помышлением, не прекращает
парения. А без усовершения в сказанных выше добродетелях невозможно стяжать сие
хранение; потому что, если не победит кто врагов, не может быть в мире, и если
не воцарится мир, как можно обрести то, что хранится внутри мира? Страсти служат
преградою сокровенным добродетелям души, и если но будут оне низложены прежде
добродетелями явными, то за ними невидимы добродетели внутрения. Ибо тот, кто
вне стены, не может жить с тем, кто внутри стен. Никто не видит солнца во мраке,
и добродетели - в естестве души, при продолжающемся мятеже страстей.
Молись Богу, чтобы дал тебе ощутить желание Духа и вожделение Его. Ибо, когда
приидут в тебя это ощущение и вожделение Духа, тогда отступишь от мира, и мир
отступит от тебя. Сего же невозможно кому-либо ощутить без безмолвия, подвижничества
и пребывания в определенном для сего чтении. Без этого не ищи и того, ибо, если
будешь искать, то оное постепенно изменяется и делается телесным. Разумеющий да
разумеет. Премудрый Господь благоволил, чтобы в поте снедали мы хлеб сей; и соделал
сие не по злобе, но чтобы не было у нас несварения, и мы не умерли. Ибо каждая
добродетель есть матерь следующей добродетели. Поэтому, если оставишь матерь,
рождающую добродетели, и пойдешь искать дочерей прежде, нежели отыщешь матерь
их, то оныя добродетели оказываются для души ехиднами. Если не отринешь их от
себя, то скоро умрешь.
СЛОВО 73.
О ПРИЗНАКАХ И ДЕЙСТВИЯХ ЛЮБВИ
К БОГУ.
Любовь к Богу естественно горяча, и, когда нападет на кого без меры, делает
душу ту восторженною. Поэтому сердце ощутившаго любовь сию не может вмещать и
выносить ея, но, по мере качества нашедшей на него любви, усматривается в нем
необычайное изменение. И вот ощутительные признаки сея любви: лице у человека
делается румяным и радостным, и тело его согревается. Отступают от него страх
и стыд, и делается он как бы восторженным. Сила, собирающая воедино ум, бежит
от него, и бывает он как бы изумленным. Страшную смерть почитает радостию, созерцание
ума его никак не допускает какого-либо пресечения в помышлении о небесном. И в
отсутствии, не зримый никем, беседует как присутствующий. Ведение и видение его
естественныя преходят, и не ощущает чувственным образом движения, возбуждаемаго
в нем предметами; потому что, хотя и делает что, но совершенно того не чувствует,
так как ум его парит в созерцании, и мысль его всегда как бы беседует с кем другим.
Сим духовным упоением упоевались некогда Апостолы и мученики; и одни весь
мир обошли, трудясь и терпя поношение, а другие из усеченных членов своих изливали
кровь, как воду; в лютых страданиях не малодушествовали, но претерпевали их доблестно,
и, быв мудрыми, признаны безумными. Иные же скитались в пустынях, в горах, в вертепах,
в пропастях земных, и в нестроениях были самые благоустроенные. Сего безумия достигнуть
да сподобит нас Бог! Если до вшествия во град смирения примечаешь в себе, что
успокоился ты от мятежа страстей, не доверяй себе: ибо враг готовит тебе какую-нибудь
сеть; напротив того, после покоя жди великой тревоги и великаго мятежа. Если не
пройдешь всех обителей добродетелей, то не встретишь покоя от труда своего, и
не будешь иметь отдохновения от вражеских козней, пока не достигнешь обители святого
смирения. Сподоби и нас, Боже, достигнуть оной Твоею благодатию! Аминь.
|