О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 15
Того же мар Исаака. Глава, которая подробно показывает
и хорошо объясняет, что есть чистая и нерассеянная молитва.
1. Итак, мудрый человек, когда устремляет лицо
свое к тому, чтобы стремиться к обретению чего-либо нужного и необходимого,
о приобретении чего обычно тоскует он с вожделением, не должен спешить
обрести это, надеясь только на внешнее слышание, без того, чтобы
сначала узнать, как <оно приобретается> и что оно такое.
В противном случае, когда предмет этот попадает в руки его, не сумев
распознать его, он легко теряет его. Но <необходимо> с усердием
собирать сведения1
об этом предмете и приобретать безошибочное знание о нем; затем,
когда он знает, что это такое, он будет знать, как заботиться об
обладании им: к чему именно должен он стремиться и на что надеяться.
Иначе будет искать он невозможного и надеяться на невозможное вместо
<того> предмета, который поистине <достижим для него>.
2. Чистота молитвы и собранность разума в <молитве>, о человек,
ученик истины, есть точное размышление2
о добродетели, которым мы усердно занимаемся во время молитвы. Как
чистота сердца, относительно которой Отцы увещевают и <к которой>
поощряют, означает не то, чтобы человек был совершенно без помысла
или мысли или движения, но то, что сердце его должно быть очищено
от пороков, и что он видит все добрым и по-божьему думает об этом
- точно так же <обстоит дело> с чистой и нерассеянной молитвой.
Последняя не означает, что разум совершенно лишен какого-либо помысла
или блуждания любого рода, но что не блуждает он по пустым предметам
во время молитвы. Если он блуждает по чему-либо благому, это не
значит, чтобы он был вне чистоты молитвы; но он должен размышлять
о необходимом и думать о том, что достойно Бога, во время молитвы.
От человека не требуется также, чтобы пустые воспоминания не приходили
вовсе, когда он молится, но чтобы он не увлекался ими и не блуждал
по ним.
3. Ибо есть плохое блуждание и хорошее блуждание. Когда ты на молитве,
не стремись к тому, чтобы вовсе не блуждать разумом, ибо это невозможно,
но стремись блуждать в том, что является благом. Ибо даже чистая
молитва есть также блуждание в чем-либо, но это блуждание прекрасно,
ибо прекрасен поиск блага.
4. Блуждание плохо, когда в пустых помыслах или дурной мысли блуждает
человек и когда помышляет он о дурном, молясь перед Богом.
5. Блуждание хорошо, когда по Богу блуждает разум во все время молитвы
своей, по славе Его и величию, благодаря воспоминанию о <прочитанном>
в Писании и прозрению в <смысл> божественных изречений и святых
слов Духа. И если кто старается связать свой помысел от блуждания
или воспретить разуму своему самовольно входить <в размышление>
о подобных вещах во время молитвы, то поистине нет другого столь
безумного, как он, если думает он, что такой вид блуждания чужд
и несвойственен чистой молитве. Ибо ни полезные воспоминания о <прочитанном>
в писаниях Духа,3
ни пробуждение в разуме прозрений и созерцания божественных <благ>
в час молитвы не считаем мы чуждыми чистоте молитвы и нарушающим
собранность помыслов в молитве. Чтобы человек исследовал, думал
и сосредоточенно размышлял о предмете моления и о содержании молитвы
- это прекрасная молитва, если она созвучна цели заповедей Господа
нашего. Весьма хороша такая собранность разума.
6. Если разум освобожден от этого и растворяется в божественном,
или если какая-то прекрасная мысль ниспадает на него благодаря прозрениям
Писаний о Боге - либо личных <прозрений> человека, либо принадлежащих
<всей> общине, прозрений в божественный Промысл и домостроительство,
<относящихся> либо к каждому отдельному дню, либо ко всем вместе
- <прозрений>, от которых славословие Богу возбуждается в глубине
сердца, или благодарение и радость о величии Его, о возвышенности
сострадания Его и любви Его к нам: такое блуждание даже лучше молитвы.
Каким возвышенным и чистым ни было бы моление человека, это вершина
всякой собранности разума и прекрасной молитвы.
7. Когда разум бывает совершенно без мысли или помысла, это молчание
разума, а не чистота молитвы. Одно дело чисто молиться, и совершенно
другое - чтобы разум был умолкнувшим от всякого блуждания или прозрения
в слова молитвы, и чтобы оставался без движений. Ни один человек
не будет настолько неразумен, чтобы благодаря борьбе и силе воли
желать обрести это; ибо это дар откровения ума - это превышает меру
чистой молитвы и неподвластно воле.4
8. Ибо помимо этого, двумя вышеупомянутыми способами возможно разуму
блуждать в молитве - или в помышлении о прошениях своих, или в созерцании
<сказанного в> в Писании и мудром помышлении о Боге, Господе
всего, <которое совершается> неким разумным образом.
9. Кто как-либо по-иному мыслит о чистоте помыслов и собранности
разума, <думая>, что есть другой <способ> обрести их, тот
недугует в неведении своем и ограничен грубостью своего образа мыслей.5
10. Ты же, о мудрый, неподвижности в молитве не требуй от разума,
как делают глупцы, ибо этого нельзя ожидать от естества. Но старайся,
как делают мудрые, обрести прекрасные движения во время молитвы,
а именно помышление о прозрениях Духа6
и утонченное сознание, которое в час молитвы помышляет об угождении
воле Того, Кто есть Создатель всего: это вершина7
всякой добродетели и всякой молитвы.8
11. Когда во всем этом получишь ты благодатную силу9
и укоренишься в постоянном размышлении о них,10
станешь ты человеком Божиим,11
близким к духовным <благам>, а также близким к обретению того,
к чему ты неосознанно стремился, а именно, к ощущению Бога,12
к изумлению разума, удалившегося от всяких образов, и к духовному
молчанию, о чем говорят Отцы.13
Блажен ты, ибо удостоишься великой радости и веселия в Господе нашем.
Ему слава и честь. Нас же да усовершенствует Он познанием тайн Своих
во веки веков. Аминь.
1
Или "приобретать познание". ^
|
2
Или "точная мысль". ^
|
3
Или "в духовных книгах" (ktabay ruha). ^
|
4
Букв. "не есть мера чистой молитвы и не предмет воли". ^
|
5
Букв. "деревенским образом мысли". ^
|
6
Или "о духовных прозрениях". ^
|
7
Или "совокупность". ^
|
8
Букв. "всех молитв". ^
|
9
Букв. "силу от благодати". ^
|
10
Вар. "чтобы быть постоянно прочно связанным с их движениями". ^
|
11
Ср. 1 Тим.6:11. ^
|
12
Вар. "к чувству Бога" (margšanuta db-alaha). ^
|
13
О необходимости для ума быть свободным от всяких образов см., в частности, Евагрий.
О молитве 67, 114 и 117. ^ |
|