Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Исаак Сирин

О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

К оглавлению


Беседа 22

 

Об изменении образа жизни: каким образом один образ жизни заменяется с божественной целью1 на другой. И как и каким образом преуспевшие заменяют один образ жизни на другой, высший. И в какой степени заменяют они его, а в какой <продолжают> пользоваться им. И на другие темы.

1. Также и это следует знать: не одинаков по способу и цели труд для начальной, промежуточной и заключительной степени. Начальная степень <предполагает> труд со многим молитвословием и является только умерщвлением тела посредством усиленного поста.

2. На промежуточной степени эти <делания> уменьшаются,2 и усердие в них заменяется на <усердие> в других <деланиях>, труд чтения и особенно коленопреклонение.

3. На третьей степени уменьшается3 усердие в том, что относится к предыдущей <степени>, <и человек> трудится в размышлении и молитве сердца.

4. Не так, чтобы на каждой из этих степеней полностью оставлялись труды предыдущей <степени>, но изменяются способ и цель <трудов>: усердие в них измеряется соответственно тем различиям, которые свойственны4 им, и соответственно их вкусу; и от внешнего движутся они к внутреннему.5

5. Слушай, как это происходит: к средней степени относится псалмопение и труд поста; но это уже не <делается> без рассудительности или непоследовательно, как <случается> с чином новоначальных.

6. Подобным же образом даже на степени6 совершенства остаются чтение, труд коленопреклонений и псалмопение, но более важным, чем они, является постоянное размышление о домостроительстве <Божием> и сокровенная молитва, поскольку нет <более> нужды в большом количестве прежденазванного и поскольку, упражняясь в этом лишь совсем недолго, человек бывает восхищен в изумление и пребывает в нем. Таким же образом непродолжительного чтения Писания и <краткой> службы псалмов7 достаточно для него. Такие <люди> не трудятся много над этим, потому что в тот самый миг, когда начнут они псалмы или молитву, пленяются они другими <вещами>, которые превосходят всякое здешнее знание: их уму не позволяется задерживаться в этом8 надолго.

7. Таковы изменения и перемены, о которых говорят Святые Отцы, что они есть на пути добродетели.9

8. Под "переменами"10 они подразумевают изменение целей и способов трудов <по мере приобретения> знания, как показано выше.

9. Под "изменениями"11 же - <различные> виды борений и вспомоществование благодати, - <то, что случается> во все времена с отшельниками, преуспевающими в безмолвии,12 - а также изменение в действиях Духа Святого и различные утешения, которые от Бога посылаются святым.


     1 Вар. "с божественным намерением". ^

     2 Букв. "Средняя вершина уменьшает их". ^

     3 Букв. "Третья вершина уменьшает". ^

     4 Букв. "сопутствуют". ^

     5 Букв. "от простоты своей внешней <деятельности> продвигаются они внутрь". ^

     6 Букв. "вершине". ^

     7 Букв. "небольшого количества писания и службы псалмов". ^

     8 В псалмопении и молитве. ^

     9 Ср. авва Исаия. Слово 24,1 ("О бесстрастии"): "На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть перемены, есть изменение..." ^

     10 Сир. hulapa означает "обмен", "замена", "перемена". ^

     11 Сир. (uhlapa означает "изменение", "разница". ^

     12 Букв. "на их пути, который в безмолвии". ^

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова