О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 32
Того же блаженного мар Исаака. Об изменении,
<происходящем> от святых движений, и о просветленном пути в час
молитвы, который дается нам милосердием Господа нашего.
1. Когда временами случается, что пламенной молитвы
удостаивается человек из-за пробуждения1
благодати, тогда бывают у него напряженные и бесчисленные движения
в молитве - молитвы усердные, мощные и горячие, словно огненные
угли. И в движениях этих сильный вопль2
восходит из глубины сердца его вместе со смирением, которое <происходит>
от сильной радости.3
И откуда исходят они, оттуда же сокровенным образом получает он
некое вспоможение в движениях своих в такие минуты, <то есть>
от самой молитвы; и пламенеющий огонь возникает в душе благодаря
радости его - до тех пор, пока человек тот до самой бездны не смирится
в помыслах своих. Итак, эти движения пробуждаются в нем благодаря
молитве - молитвы чистые и сильные, напряженные и неудержимые в
стремлении своем. Они появляются в сокровенности сердца4
вместе с неуклонным взиранием на Бога. И кажется человеку тому,
что в теле своем приближается он к Господу нашему в ту минуту по
причине искренности5
помыслов молитвы его, восходящей к Нему.
2. Если же удостоен он сознательной молитвы,6
то в тот миг, когда встречает он малейшее слово молитвы, тотчас
иссыхает молитва на устах его и бывает он полностью успокоен от
всяких движений, и достигает он неподвижной тишины в душе своей
и в теле своем.
3. Кто прошел по этому пути, тот поймет сказанное об этих двух формах
молитвы.7
4. Или, может быть, есть такой человек, который воображает, что
чин и движение духовной молитвы есть что-либо одно из этого. Пусть
же поймет думающий так, что все эти вещи и бесчисленные другие подобные
им суть чин чистой молитвы и чистых душевных помыслов, возникающих
в человеке во время молитвы.8
А в жизни духа <уже> нет молитвы. Всякая существующая молитва
<состоит из> прекрасных помыслов и душевных движений. На духовном
же уровне и в жизни <духа> нет ни помыслов, ни движения, нет
даже какого-либо ощущения малейшего движения души относительно чего-либо,
ибо естество полностью удаляется от этого и от всего, что свойственно
ему. И пребывает <человек> в некоей несказанной и неизъяснимой
тишине, ибо действие Духа Святого пробуждается в нем, и поднимается
он выше области9
душевного знания.
5. Что же скажем? Где нет помыслов, там как можно говорить о молитве
или о чем-либо еще?
6. Относительно этого чина если кто желает услышать в точности,
пусть прочитает выше длинное Слово, написанное нами о духовной молитве;10
оттуда научится он ясно всей сути этого учения о жизни в молитве11
и о видах чистоты и нечистоты ее.12
<Научится он также тому>, что есть духовное движение и
почему называется молитвой этот <духовный> подъем, который превыше
движений душевности, несмотря на то, что на духовном <уровне>13
нет молитвы. Все это мы ясно написали там.
1
Или "возбуждения". ^
|
2
Ср. Евр.5:7. ^
|
3
Букв. "от силы радости". ^
|
4
Букв. "они весьма сокровенны в сердце". ^
|
5
Или "точности". ^
|
6
Букв. "молитвы знания". ^
|
7
Букв. "тот поймет указания на эти две упомянутые формы молитвы". ^
|
8
Букв. "с целью молитвы". ^
|
9
Букв. "царства". ^
|
10
Рукопись Bodleian syr.e.7 в этом месте содержит схолию на
полях: "Это Слово написано в Первой части". Имеется в виду
Слово 22 из 1-й части (в рус. пер. Слово 16). ^
|
11
Букв. "об образе жизни молитвы". ^
|
12
Т.е. молитвы. Букв. "о видах, соединенных с чистотой и нечистотой
ее". ^
|
13
Букв. "в духовности". ^
|
|