О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ
К оглавлению
Беседа 37
Каковы признаки смирения, ощущаемые человеком
в самом себе.1
И о благодарении в искушениях. И как возможно для человека претерпевать
их2
без жалоб.
1. Постоянные выговоры <со стороны> совести
есть признак смирения.
Отсутствие их в каком бы то ни было действии есть <признак> ожесточения
сердца: это указание на то, что человек привык оправдывать себя,
обвиняя вместо <себя> своего ближнего, или - хуже того - сам
премудрый Промысл Божий. Человек не может выйти из границ смирения,
если он сначала не увидит себя невиновным, обвинив вместо <себя>
события и случаи, которые были промыслительно <уготованы> для
него Богом.
2. Ибо когда, строго следуя <голосу> совести, увидит он себя
виновным в происшедшем, тогда узнает он, что состояние его есть
глубокая степень смирения. Это явно из того, что он мирен и спокоен
в неожиданностях, ибо остается он невозмутимым. Вот тот покой смирения,
который есть плод зрелости.3
Кто вошел в это <состояние>, у того во всяком искушении покой
будет больше, чем смущение.
3. Но пока не обрел человек истинного знания,4
не может он видеть в жезле Божием, причиняющем боль, нечто благое,
и не перестает он жаловаться на промышление Божие о нем, <проявляющееся>
по-разному в том, что различным образом промыслительно <уготовано>
для него премудростью Божией под видом неприятностей. Бывает, что
ближний внезапно встречает <человека> резким словом о чем-то
неприятном; или что-либо из того, чем обладал человек, оказывается
повреждено, и от этого раздражается он и досадует; или болезнь какая-либо
приключится с ним, или недомогание, или что-нибудь другое, <связанное>
с телом; бывает, опять же, что демоны одолевают человека; бывает,
что лишается он собственности своей.5
<Человек> немощный не видит перст <Божий>, действующий через
эти обстоятельства, но негодует,6
досадует и огорчается внешними событиями. О несмысленное дитя! Зачем
обвиняешь ты человека, или демона, или события, которые происходят
рядом <с тобой>?7
Лучше взгляни на внутренние, более отдаленные и сокровенные причины
этих <событий>.8
Перестань возмущаться действиями Божиими через людей, которые приводят
их в исполнение, а также внешней стороной9
событий; и обретешь ты в них познание истины, смирение и другие
блага.
4. Ибо если будешь ты иногда исследовать события, причиняющие боль
сокровенным ранам, и входить внутрь себя и проверять то, что сокрыто
в тебе, и будешь напоминать себе, что Бог, Который внезапно посылает
неприятность человеку, не является злым, тогда быстро обретешь ты
облегчение от искушений твоих и утешение в досаде твоей, и достигнешь
истинного знания благодаря тому возрастанию, которое <происходит>
в искушениях твоих.
5. Но если во время досадных обстоятельств ты смотришь только на
их внешнюю сторону и не смотришь на сокровенные язвы свои, которые
являются действительной причиной этих обстоятельств,10
и не исследуешь их, <тогда>, сколько бы ты ни возмущался, ты
тем самым только усугубишь несчастье свое и только увеличишь неприятности
свои, которые навлек на себя: из одной в другую будет бросать тебя,
подобно тому, как океанские волны встречаются одна с другой и накатываются
одна на другую.
1
Или "в душе своей". ^
|
2
Букв. "пребывать в них". ^
|
3
Или "плод совершенства". ^
|
4
Или "знания истины". ^
|
5
Эту длинную фразу мы перевели свободно. ^
|
6
Букв. "вскакивает", "подпрыгивает". ^
|
7
Букв. "которые видны рядом". ^
|
8
Букв. "на отдаленные причины, которые сокрыты внутри этих
<событий>". ^
|
9
Букв. "внешними формами". ^
|
10
Букв. "которые приводят в действие эти события". ^
|
|