ИСТОРИЯ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ
Том II
М.: Русские огни, 1994.
К общему оглавлению работы
Заключение
Совершая свое спасительное служение, Поместные
Православные Церкви, находясь в разных странах с разными
укладами жизни, пребывают в постоянном единении и
взаимообщении. Это общение, как можно было видеть в данном
труде, выражается в молитве друг за друга, во взаимном
возношении за богослужениями имен Предстоятелей Церквей, в
участии одной Церкви в совершении богослужения и таинств
другой.
«Я мысленно обращаюсь к памятному для всех нас празднованию
тысячелетия Крещения Руси, — говорил Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II 31 марта 1992 г. в
Свято-Даниловом монастыре при открытии Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви, — ибо именно здесь, в
древнейшей Московской обители, совместным совершением
Божественной литургии архипастыри и пастыри братских
Поместных Православных Церквей засвидетельствовали
спасительное единство Святого Православия и вознесли
благодарственные молитвы Великому Пастыреначальнику, Господу
нашему Иисусу Христу, за щедрое исполнение Божественными
дарами нашей Церкви, за придание немощным служителям ее и
верной пастве силы твердой верой противостоять (I Петр. 5,9)
врагу, сеющему плевелы (Мф. 13, 39)»[1].
Важной формой общения Поместных Православных Церквей служит
участие их представителей в совместной работе
всеправославных и всехристианских органов, направленных к
разрешению насущных вопросов веры и жизни.
Добрым выражением общения Поместных Православных Церквей
стали в последние десятилетия текущего века частые взаимные
посещения, личные встречи Предстоятелей. Почти все
Предстоятели рассмотренных в труде Церквей были гостями
Русской Православной
Церкви или принимали непосредственное участие в важнейших
событиях ее жизни. И не только Предстоятели посещают друг
друга, происходит обмен церковными делегациями и на ином
уровне.
Общение между Поместными Православными Церквами выражается
во взаимном признании законности церковных актов, как-то:
канонизация святых, предоставление автокефалии или автономии
дочерним Церквам, избрание нового Предстоятеля Церкви,
изменение форм церковного управления, назначение должностных
лиц в представительства, находящиеся в пределах других
Церквей, и т. п.
Будучи членами Единой Вселенской Православной Церкви, все
Поместные Церкви заботятся — должны заботиться — друг о
друге (Ср.: 1 Кор. 12, 25). В случае появления в какой-либо
одной Церкви ереси или раскола — все они согласно осуждают
отступников и не вступают с ними в каноническое общение. В
случае же какой-либо нужды — спешат оказать бескорыстную
братскую помощь, направленную к торжеству Святого
Православия. О важности такого рода общения свидетельствовал
перед «возлюбленными и честнейшими сослужителями повсюдной
Кафолической Церкви» еще в начале IV века святой Александр,
епископ Александрийский: «Нам следует писать и объявлять
друг другу о местных событиях, чтобы — страждет ли, или
здравствует один член — сострадать ему либо сорадоваться»[2].
Соблюдая между собой, по апостольскому слову «единение духа
в союзе мира» (Еф. 4,3), Поместные Православные Церкви, во
исполнение заповеди Христа Спасителя — своего Небесного
Главы — «да будут едино» (Ин. 17, 11), обращают свой взор и
на отделенные христианские общества, особенно на Древние
Восточные Церкви. «Мы, — говорил Святейший Патриарх Пимен
при получении диплома доктора богословия в Софийской
Духовной Академии, — чаем единства веры... мы хотим
братского общения за единой Евхаристией Православной Церкви,
не разделяемой более на халкидонитов и нехалкидонитов...
Нужно деятельное сотрудничество всех Церквей, желающих
восстановления столь давно прерванного единства»[3].
Свое служение христианскому единству — восстановлению и
установлению молитвенного общения с инославными христианами
— Поместные Православные Церкви соединяют со служением миру
во всем мире. Важное явление нашего времени—человеческая
жажда мира. Поместные Православные Церкви видят эту
потребность человеческого духа и спешат помочь людям обрести
утоляющий источник. Мирное время есть лучшее время и для
совершения спасительной миссии Церквей.
Спасительное служение Поместных Православных Церквей, их
история милостью и помощью Божией продолжаются!
Примечания
1. ЖМП. 1992. № 6. С. 4.
2. Из послания en. Александра. Цит. по Церковной Истории
Сократа, кн. I, гл. 6. Саратов, 1911. С. 13.
3. Святейший Патриарх Пимен. Ответственное служение
Поместных Церквей в современном мире//ЖМП. 1975. № 2. С. 11.