Арнольд Тойнби
ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ
К оглавлению
Часть первая
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ОБЗОР ОБЩЕСТВ ОДНОГО ВИДА
Православное христианское общество
Начнем исследование с изучения исторических предпосылок возникновения
обществ того же вида, что и западное, в надежде разглядеть черты,
аналогичные тем, что обнаруживаются в самом основании западной истории.
При наличии общих черт можно говорить о наличии "сыновне-отеческих"
отношений между западным и эллинским обществами.
Попробуем определить, какое общество предшествовало православному
христианскому. При первом приближении мы не встречаем особых трудностей,
так как здесь налицо и универсальное государство, и универсальная
церковь, и движение племен - явления не только аналогичные, но даже
идентичные тем, что уже встречались нам в исследовании исторических
оснований западного общества, а значит, православное христианское
общество, подобно западному христианскому, находится в "сыновнем
родстве" с эллинским обществом, а отсюда следует вывод, что
одно общество может находиться в "отечески родственных"
отношениях с несколькими разными обществами. Чтобы понять, каким
образом это становится возможным, обратимся вновь к географическому
фактору.
Если мы попытаемся отыскать стержневую ось православного христианского
мира, то обнаружим, что, подобно исходной линии западного общества,
она берет свое начало в центре эллинского мира, в Эгейском море.
Однако простерлась она в другом направлении и на другое расстояние.
Тогда как в первом случае движение шло на северо-запад - от Эгейского
моря к Лотарингии, во втором случае оно шло в северо-восточном направлении,
пересекая по диагонали Анатолию (нынешнюю Турцию), проходя между
Константинополем и Неокесарией. Эта линия значительно короче, чем
линия между Римом и Римской стеной. И это обусловлено тем историческим
фактом, что экспансия православного общества была гораздо менее
масштабна, чем экспансия западнохристианского общества.
Экспансия православного христианского общества шла отнюдь не по
прямой, и наша условная осевая линия, будь она продолжена в обоих
направлениях, образовала бы фигуру полумесяца с рогами, обращенными
на северо-запад и северо-восток. На северо-востоке православное
христианство первоначально закрепилось в Грузии, в предгорьях Кавказа,
а к началу VIII в. н.э. оно перевалило через Кавказский хребет,
достигнув Алании, откуда был открыт выход в Великую Евразийскую
степь [+1].
Православное христианское общество могло теперь распространять свое
влияние на степь во всех ее пределах, подобно тому как западное
общество, установив отправной пункт на Иберийском полуострове, постепенно
овладело Южной Атлантикой и утвердило себя в заморских землях, именуемых
ныне Латинской Америкой [*1].
Однако пока православное христианство медлило у северного подножия
Кавказа на краю степи, иудаизм и ислам также вышли на историческую
арену. Иудаизм распространился среди хазар, живших между Нижней
Волгой и Доном [+6],
а ислам - среди белых болгар на Средней Волге [+7].
Эти обстоятельства положили конец экспансии православного христианства
на северо-восток.
На северо-западе православное христианство охватило Балканы и приготовилось
совершить прыжок в Центральную Европу, но здесь оно оказалось в
конкуренции с западным христианством, которое начало действовать
раньше и имело к тому времени достаточно прочные позиции. В IX в.
эти два конкурирующие между собой общества были готовы начать позиционную
войну. Папа сделал болгарам предложение объединить церкви [+8];
Византия, или Восточная Римская империя - призрак Римской империи,
- направила своих миссионеров Кирилла и Мефодия к славянам Моравии
и Богемии [+9].
Однако эти взаимные выпады были прерваны внезапным набегом языческих
мадьярских кочевников, пришедших из Евразийской степи и занявших
территорию, называемую ныне Венгерский Альфёльд [+10].
Граница между западным и православным христианством окончательно
определилась к Х-XI вв., причем венгры, подобно полякам и скандинавам,
вошли в состав западного общества.
Православное христианство распространялось и вдоль своей поперечной
оси, которая пересекала главную ось в Константинополе. Морской путь
через Дарданеллы и Эгейское море привел православное христианство
на свою прародину - к "отеческому" эллинскому обществу,
- а отсюда оно направилось по древнему пути греческой морской экспансии
в Южную Италию, где принялось старательно отвоевывать себе место
среди мусульманских и западнохристианских общин. Однако прочно закрепиться
здесь православное христианство не смогло и в XI в. вынуждено было
отступить под натиском норманнов, отвоевавших этот форпост для западного
христианства [+11].
Большего успеха православное христианство добилось, продвигаясь
в противоположном направлении - через Босфор и Черное море. Преодолев
Черное море и широкую приморскую степь, православие в XI в. обосновалось
на Руси [+12].
Освоив этот дом, оно пошло дальше - по лесам Северной Европы и Азии
сначала до Северного Ледовитого океана - и наконец в XVII в. достигло
Тихого океана, распространив свое влияние от Великой Евразийской
степи до Дальнего Востока.
Итак, проследив экспансию православия и сопоставив этот процесс
с аналогичными процессами из истории западного общества, мы прояснили
вопрос, каким образом и почему эллинское общество стало "отцом"
двух "сыновей". Другими словами, дифференциация западного
и православного христианства породила два различных общества. Из
одной куколки - католической церкви образовалось два самостоятельных
организма: римско-католическая церковь и православная церковь. Схизма
продолжалась в течение трех веков и привела к трем разрушительным
кризисам. Первый кризис, разразившийся в VIII в., представлял собой
конфликт между иконоборцами и папой по вопросу об обряде - конфликт,
завершившийся возрождением постулатов Римской империи в православном
христианстве Львом Исаврийцем. Аналогичная попытка эвокации призрака
Римской империи, предпринятая незадолго до этого Карлом Великим,
закончилась неудачей. Второй кризис - это конфликт IX в. между вселенским
патриархом Константинополя и папой по вопросу о церковном авторитете
- конфликт, столь драматично сказавшийся на судьбе патриарха Фотия
и вызвавший глубокий раскол между иерархиями Рима и Константинополя,
соперничавшими за сферы влияния в Юго-Восточной Европе [+13].
Третий кризис привел к окончательному разрыву между двумя иерархиями,
что случилось в XI в. Догматический вопрос, вокруг которого разгорелись
страсти, не был чисто богословским вопросом, он тесно увязывался
современниками с политической борьбой.
Разрыв 1054 г., завершивший схизму католической церкви, тем самым
завершил и процесс дифференциации социальных структур. Образовалось
два новых общества - западное и православное.
Католическая церковь на Западе функционировала под началом римской
иерархии, что на несколько веков задержало процесс артикуляции западного
общества в самоцентрированные локальные государства Нового времени.
Между тем православная церковь стала государственным институтом,
сначала в восстановленной Восточной Римской империи, а затем и в
государствах, принявших православие позже. Таким образом, православное
христианство в эпоху, именуемую средними веками, представляло собой
явление, в высшей степени непохожее на средневековое западное христианство.
Определенное сродство можно найти с протестантской частью современного
западного мира, где карта религиозных конфессий совпадает с картой
политического суверенитета.
Иранское и арабское общества
Следующим живым обществом, которое мы намереваемся исследовать,
является исламское. Как только мы обратимся к первоисточникам его
истории, то тотчас же обнаружим наличие универсального государства,
универсальной церкви и движения племен - явлений и процессов, не
вполне тождественных тем, о которых шла речь при обсуждении истоков
западного и православного обществ, но во многом сходных. Универсальное
государство - Багдадский халифат Аббасидов [+14].
Универсальная церковь - ислам. Движение племен - движение тюркских
и монгольских кочевников Великой степи, берберов Сахары и Атласских
гор, арабских кочевников Аравийского полуострова, охватившее халифат
к моменту его падения [+15].
Обнаружим мы и признаки отеческого общества, по отношению к которому
нынешнее исламское общество находится в сыновнем родстве. На первый
взгляд связь здесь прямая, не осложненная какими-либо ответвлениями,
как это было в сыновне-отеческих отношениях западного и православного
обществ с эллинским. Однако при более тщательном рассмотрении кажущаяся
простота оборачивается иллюзией. Исламское общество, существующее
в настоящее время, не едино по происхождению. Единство его - результат
более позднего объединения тех обществ, что выросли из некогда существовавшего
отеческого общества, последней фазой развития которого был халифат
Аббасидов.
Общество, ныне именуемое исламским, зародилось на территории азиатского
плоскогорья, между Мраморным морем и дельтой Ганга. Это была длинная
и узкая полоса земли, протянувшаяся от Анатолии до Индостана (под
Индостаном имеются в виду долины Индии от Пенджаба до Бенгалии,
исключая Декан [+16]).
Эта узкая лента в середине расширялась, охватывая бассейн рек Окса
и Яксарта [+17]
в зоне Великой степи. Исламское общество, сформировавшись на этой
территории к концу XIII в., образовало постепенно ряд самостоятельных
государств, от которых происходят почти все государства современного
исламского мира (единственным исключением является Шерифская империя
в Марокко [+18]).
На вопрос, что разделяет современный исламский мир, есть однозначный
ответ: раскол между шиитами и суннитами [+19].
Если попробовать мысленно провести линию этого раздела, то обнаружится,
что она проходит прямо через зону, в которой это общество зародилось.
На современной карте шиизм занимает территорию Персии с форпостами
в Закавказье, Ираке, Газе, Индии и Йемене. Этот шиитский выступ
раскалывает зону распространения суннизма на две части: к востоку-сунниты
Центральной Азии и Индии, к западу-сунниты бывших территорий Оттоманской
империи. Разделение на суннитов и шиитов стало настолько привычным,
что требуется определенное усилие для ответа на вопрос, когда это
произошло. До 1500 г. ни один мусульманин и предположить не мог,
что исламское общество в результате религиозной схизмы будет расколото
на части. В то время шиизм был религией меньшинства. Ситуацию изменила
революция, разделившая последователей суннизма и шиизма и сделавшая
шиизм доминирующей религией. Эта революция, свершившаяся при Исмаиле
Шахе Сефеви (1500-1524), представляла собой попытку возрождения
норм жизни отеческого общества [+20].
До 1500 г. не наблюдается никаких признаков того, что Оттоманская
империя намеревалась захватить мусульманские страны Азии и Африки.
К тому времени экспансия Оттоманской империи была направлена в сторону
православного христианства, и, если бы эта экспансия продолжалась,
естественная линия дальнейшего оттоманского продвижения устремилась
бы либо на северо-запад, в западное христианство, либо же на юго-восток,
в Азербайджан и другие страны этой зоны. Шиитская революция резко
прервала экспансию Оттоманской империи в этом направлении и заставила
османов обратить свои интересы в сторону арабских стран. Между 1516
и 1574 гг. структура Оттоманской империи изменилась - центр тяжести
сместился в результате аннексии арабских стран от Сирии до Йемена
и от Ирака до Алжира включительно [+21].
При более детальном анализе мы увидим, что этот арабский мир -
и в частности. Египет и Сирия был родиной другого общества, появившегося
независимо и находившегося в сыновнем родстве с обществом более
древним, которое нам еще предстоит идентифицировать, но о котором
мы уже знаем, что его последней фазой был Арабский халифат.
Таким образом, мы снова обнаруживаем здесь наличие связи между
тремя, а не двумя обществами. Два исламских общества сыновне родственны
одному более старому обществу, которое находится за пределами видимого
исторического горизонта. Нетрудно провести параллель с западным
обществом и православным христианством. Сравнивая эти две группы
сыновних обществ между собой, можно заметить, что исламское общество,
появившееся в персо-турецкой или иранской зоне, имеет некоторые
сходные черты с западным обществом, тогда как исламское общество,
появившееся в арабской зоне, обладает определенным сходством с православным
христианством.
Например, призрак Багдадского халифата Аббасидов, к которому взывали
в XIII в. каирские мамлюки [+22],
напоминает нам о попытках Льва III Исаврийца в VIII в. возродить
дух Римской империи. Политическое строение мамлюков, подобно политическому
зданию, воздвигнутому Львом Исаврийцем, было относительно скромным,
но прочным и долговечным и являло собой полную противоположность
империи Тимура - огромной, смутной, эфемерной, - которая появилась
и исчезла, подобно империи Карла Великого на Западе.
Носителем и проводником арабской культуры был язык Багдадского
халифата Аббасидов. В иранской зоне новая культура выбрала в качестве
своего носителя персидский язык, культивировавшийся со времен Багдадского
халифата путем распространения его среди арабов, подобно тому как
латынь распространялась среди греков. Разумеется, латынь была классическим
языком западного общества, а греческий-православного, хотя по мере
распада православного христианства на множество автокефальных церквей,
ставших основами локальных государств, возникли и другие классические
языки, как, например, древнегрузинский или старославянский; в этом
также можно усмотреть параллель между православием и протестантизмом.
Наконец, можно заметить, что экспансия арабского ислама в пределы
иранской зоны в XVI в. сопоставима с походами западного христианства
против православия (так называемые крестовые походы). В начале XIII
в., когда агрессия достигла апогея и вылилась в Четвертый крестовый
поход на Константинополь, могло показаться, будто православное христианство
окончательно побеждено и ассимилировано "сестринским"
обществом. В действительности же такая судьба постигла через три
столетия арабский ислам. Власть мамлюков была свергнута, а Каирский
халифат Аббасидов был уничтожен оттоманским падишахом Селимом в
1517 г.
Однако для того, чтобы двинуться дальше, необходимо идентифицировать
зафиксированные нами общества. По принадлежности к определенному
региону назовем их "арабское" и "иранское".
Сирийское общество
Обозначив два исламских общества-иранское и арабское-как существующие
в рамках насильственного объединенного ислама, обратимся к первоначальной
цели - идентификации более раннего общества, отеческого по отношению
к названным. Три признака, позволяющих говорить о существовании
искомого общества, в наличии: универсальное государство - Багдадский
халифат Аббасидов; вселенская церковь - ислам; движение племен -
захват варварами исконных владений Багдадского халифата в период
между 975 и 1275 гг.
Чтобы идентифицировать это неизвестное общество, попробуем сопоставить
его историю, из которой нам доподлинно известен только конец, с
историей эллинского общества, которую нам повезло узнать на всех
ее ступенях. Универсальным государством эллинского общества была
Римская империя, а непосредственно ей предшествовавшим периодом
- "смутное время". Режим универсального государства являл
собой резкий контраст предшествующему периоду, когда эллинский мир
был расчленен на множество локальных государств, ведущих между собой
изнурительные кровопролитные войны. Обнаружим ли мы подобную ситуацию
в истории Багдадского халифата Аббасидов? Ответ на этот вопрос отрицателен.
Багдадский халифат Аббасидов возник не в результате длительной и
упорной борьбы местных государств друг с другом. Он завоевал свою
позицию одним ударом, захватив большую часть владений единственного
государства, которое фактически контролировало более обширную территорию,
чем та, что досталась халифату Аббасидов. Этой единственной жертвой,
на руинах которой возник Багдадский халифат Аббасидов, был Дамасский
халифат Омейядов, который в свою очередь был государством - преемником
Римской империи.
Почему Омейяды уступили Аббасидам? И почему за сменой династии
последовал перенос столицы из Дамаска в Багдад? Примитивные мусульманские
отряды арабов, которые готовили почву для халифата Омейядов, действовали
весьма энергично. Они завоевали не только римские провинции в Сирии
и Египте, прорвавшись в эту область из "ничейной земли"
в Аравии [*2],
но и всю прилегающую область Сасанидов [+23].
Но поскольку Сасанидам принадлежали весь Ирак и Иран, аннексия их
земель нарушила равновесие и изменила природу арабского государства
- преемника Римской империи, созданного на сирийском фундаменте
основателем династии Омейядов Муавием I (656-680). Это случайное
включение огромного чужеродного тела в структуру халифата Омейядов
и объясняет его своеобразный конец. В то время как другие государства
- преемники Римской империи были либо вторично покорены умирающей
империей, или же завоеваны одним из таких же государств [+24],
халифат Омейядов постигла исключительная судьба: он был заменен
другим государством - Багдадским халифатом Аббасидов, оставившим
глубокий след в истории. Аббасидам удалось создать социальное единство
на двух чужеродных территориях: одна первоначально принадлежала
римлянам, а вторая-Сасанидам, но процесс политического объединения
в действительности начался еще при Омейядах. При Аббасидах процесс
объединения завершился, и символом этого явился перенос столицы
в Багдад, который стал подлинным центром империи, простершейся от
Северной Африки до Амударьи. Дамаск, выбранный Омейядами в качестве
столицы, был слишком эксцентричен в буквальном смысле слова, чтобы
стать постоянным местом для правительства всей империи. У халифата
Омейядов было два альтернативных исхода. Либо он должен был расколоться,
либо же достичь большей сплоченности и единства, что и произошло
при Аббасидах.
Тот факт, что исторически была реализована вторая возможность,
свидетельствует, что в самой ситуации коренилось нечто подсказывавшее
решение. Союз между бывшими восточными провинциями Римской империи
и бывшими владениями Сасанидов оказался недостаточно прочным не
потому, что был громоздким, а потому, что он был искусственным.
Мощное социальное движение, поначалу разделив жителей халифата Омейядов,
стало предпосылкой союза более тесного и более глубокого. И создается
впечатление, что именно смелость Омейядов и привела к власти Аббасидов,
с тем чтобы эта новая династия смогла проделать необходимую объединительную
работу, с которой старая справилась лишь частично.
Пытаясь отыскать источник этого мощного течения, мы должны обратиться
к истории раскола империи Омейядов на римскую и сасанидскую - раскола,
который Аббасиды успешно ликвидировали.
С момента организации Помпеем в 64 г. до н.э. римской провинции
в Сирии и до установления границы между Римской и Сасанидской империями
в 628 г. н.э. накануне арабского завоевания ситуация в этом регионе
была довольно стабильной. Более неустойчивой она была при Селевкидах
[+25],
когда династия эта потеряла остатки былого наследия в Иране, а затем
лишилась и владений в Ираке, уступив их Аршакидам [+26]
- предшественникам Сасанидов. Только проследив всю историю возникновения
этой линии раздела, мы поймем ее истинное историческое значение.
Именно по этой линии шло восстановление равновесия после разгрома
империи Ахеменидов [+27]
Александром Великим. Победы Александра способствовали распространению
эллинизма на Восток. В течение примерно двух столетий влияние его
на территории бывшей Ахеменидской империи все более возрастало.
Затем маятник вновь качнулся на запад с силой, пропорциональной
первоначальному удару Александра. В период между падением монархии
Селевкидов и восточными кампаниями Помпея ситуация была такова,
что, казалось, мятежный Восток сметет эллинизм не только с поверхности
Азии, но покорит и Грецию. Интервенция римлян вновь качнула маятник
на восток, но на сей раз он был остановлен приблизительно на полпути,
пересекая земли, некогда принадлежавшие Ахеменидам, вдоль той линии,
на которую мы обратили выше свое внимание. В течение семи столетий,
вплоть до арабского завоевания, примерное равновесие вдоль этой
линии не могли серьезно поколебать ни восстания иудеев и других
обитателей римского Востока, ни войны Рима с Аршакидами и Сасанидами,
которые вспыхивали со все возрастающей частотой и интенсивностью.
Таким образом, оглядываясь на исторические истоки линии, которую
стерли аббасидские халифы, достигнув слияния ранее разделенных территорий,
мы видим, что эта линия возникла как следствие надлома более ранней
империи - империи Ахеменидов. Фактически объединение территорий
под властью Аббасидов представляет собой воссоединение, и это дает
основание понять природу того социального движения, которое энергично
боролось за объединение, начатое при Омейядах и завершенное Аббасидами.
Возможно, это был импульс - в основном, несомненно, бессознательный,
однако не менее мощный и настойчивый, чем если бы он был детально
продуман, - импульс к воссоединению целого, некогда разъятого на
части насильственным путем. В этом свете катаклизм, вызванный набегами
примитивных мусульмано-арабских племен, несопоставим с катаклизмом,
вызванным завоеваниями Александра. Арабские завоевания изменили
лицо мира в течение какой-нибудь полудюжины лет, но в отличие от
чужеродных влияний, которые несли с собой войска Александра, арабы
возвратили подобие того, что уже было прежде. Если македонское завоевание,
надломив Ахеменидскую империю, подготовило почву для распространения
эллинизма, то арабское - открыло путь поздним Омейядам, а после
них - Аббасидам, следствием чего явилась реконструкция универсального
государства, своеобразного эквивалента Ахеменидской империи. Если
наложить карту одной империи на карту другой, то бросается в глаза
поразительное сходство, причем не только географическое. Распространяется
оно и на административное устройство, и даже на более частные проявления
социальной и духовной жизни. Историческую функцию халифата Аббасидов
можно назвать реинтеграцией или возобновлением империи Ахеменидов,
реинтеграцией ее политической структуры, которая была надломлена
ударом внешней силы, и возобновлением той фазы социальной жизни,
которая была прервана в результате иноземного вторжения.
Не выглядит ли фантастичной возможность связи между институтами,
разделенными временным интервалом в более чем тысячу лет? Если на
первый взгляд это и кажется фантастичным, то необходимо учесть,
что тридцать шесть поколений людей были подчинены одному историческому
процессу - противоборству эллинского общества с другим, пока еще
не идентифицированным нами обществом, которое, по некоторым предположениям,
проявило себя и в Ахеменидской империи, и в Аббасидском халифате.
Следует также допустить и то, что жертвой оказалась неэллинская
сторона. Потрясение от неожиданного иноземного вторжения привело
общество в состояние паралича. Однако это была первая и довольно
скоротечная реакция. Как только воздействие внешних чужеродных сил
прекращается, общество оживает, стремясь восстановить свою внутреннюю
структуру (подобно ежу: когда на того набрасывается собака, он съеживается
и замирает, а как только опасность минует, он вновь распрямляется
и продолжает свой путь). Если признать такую систему доказательств
убедительной, то нет ничего фантастичного и в том, что халифат Аббасидов
есть универсальное государство еще не идентифицированного нами общества,
возникшее как попытка восстановить политическую структуру империи
Ахеменидов, разрушенную в результате иноземного вторжения.
Сходство генезисов империи Ахеменидов и Римской империи сомнения
не вызывает. Различие же заключается в том, что эллинистическое
универсальное государство выросло из одного источника - Рима, -
который в борьбе за существование последовательно разрушал государства,
тогда как в истории империи Ахеменидов можно обнаружить несколько
равнозначных центров. Ахеменидская держава шла к становлению универсального
государства не путем покорения соседей. Путь агрессии избрала Ассирия,
однако, не выдержав бремени собственного милитаризма, пала, не завершив
своей разрушительной работы. Так перед самым финалом трагедии главный
герой погиб и его роль неожиданно досталась статисту [*3].
Определив смутное время, которое предшествовало Ахеменидской империи,
мы можем, наконец, идентифицировать общество, пережившее и смутное
время, и Ахеменидскую империю, и эллинское вторжение, и Багдадский
халифат Аббасидов, и вселенскую церковь ислама, и движение племен,
последовавшее за падением Аббасидской империи в период междуцарствия,
конец чему положило возникновение арабского и иранского обществ.
Прежде всего, можно заключить, что это общество не было тождественным
тому, к которому принадлежали ассирийцы. В самом деле, культура
ассирийцев не выдержала политического испытания. Ассирия закончила
свой век, зайдя в тупик крайнего милитаризма.
Процесс мирного вытеснения ассирийской культуры, навязанной обществу
силой, хорошо прослеживается в постепенной замене аккадского языка
и клинописи арамейским языком и алфавитом [+29].
Сами ассирийцы в последние годы империи использовали арамейский
алфавит для письма на пергаменте в качестве дополнения к своей традиционной
клинописи на камне или на глиняных табличках. Используя арамейский
алфавит, они должны были использовать и арамейский язык [*4].
Как бы то ни было, после разрушения ассирийского государства в краткий
период жизни Нововавилонской империи [+30],
которая существовала в промежутке между падением ассирийского государства
и возвышением Ахеменидской империи, арамейский язык, распространяясь,
продолжал оказывать влияние как на родственный аккадский язык, так
и на чуждую ему клинопись, которой пользовались аккадцы [*5].
Аналогичный процесс можно обнаружить и в истории иранского языка,
являющегося из тьмы веков как родной язык Ахеменидов и их земляков
- персов и мидян [+31].
Когда возникла проблема фиксации языка, который сам не развил письменности,
иранцы ахеменидской эпохи приняли и клинопись, и арамейский алфавит,
с тем чтобы запечатлевать слова родного языка как на камне, гак
и на пергаменте. Клинописные надписи самих Ахеменидов - единственные
памятники языка того времени. Во времена эллинского вторжения писания
зороастрийской церкви, составленные на иранском диалекте, переписывались
на пергаментные свитки арамейскими буквами, в результате чего в
Иране, как и в Ираке, клинописные знаки стали вымирать и постепенно
получил распространение арамейский язык. Арамейский язык нашел себе
убежище в лоне иранского языка, несмотря на то, что иранский язык,
будучи представителем индоевропейской семьи языков, не имеет точек
соприкосновения с арамейским, и все же он помог арамейскому изгнать
свой сестринский язык, аккадский. На пехлеви [*6]
некоторые иранские слова писались на арамейском алфавите фонетически,
а другие представлялись с помощью соответствующих слов из арамейского
языка. Предполагают, что эти арамейские слова использовались как
идеограммы, которым фонетически соответствовали иранские синонимы.
Однако на следующей ступени, когда пехлеви трансформировался в то,
что мы называем персидским [*7],
через заимствование арабского алфавита - результат арабских завоеваний,
- эти арабские заимствования, которые произносились так, как писались,
стали в конце концов интегральными элементами живой речи.
Здесь мы наблюдаем эволюционное течение процесса. Элементы разных
культур - сирийской и иранской - мирно, без борьбы самоутвердились
и без заметных трений вступили в контакт. Процесс этот отразился
в дошедших до нас языках и письменных документах. Можно обнаружить
следы его и в зеркале религии. Так, смутное время вдохнуло свою
жизнь не только в Заратустру, пророка Ирана, но и в современных
ему пророков Израиля и Иудеи.
Анализируя ирано-сирийскую культуру, можем ли мы определить, чей
вклад более значителен - сирийский или иранский? История религии
не дает определенного ответа, но история литературы свидетельствует,
что Сирия, а не Иран была доминирующим элементом, и если мы обратимся
к более древним слоям истории, то обнаружим, что в период, предшествовавший
смутному времени, в так называемый век роста, Ирана еще нет на карте
мира, а в Сирии уже светит искра общественной жизни. В эпоху царя
Соломона и его современника царя Хирама уже были открыты Атлантический
и Индийский океаны и изобретен алфавит [+32].
Итак, мы подошли наконец к той черте, на которой следует остановиться
в поисках общества, ставшего отеческим исламскому. Наиболее точным
именем искомого общества будет "сирийское".
Идентифицировав отеческое общество, следует снова взглянуть на
ислам как вселенскую церковь и одно из условий того, что сирийское
общество стало отеческим иранскому и арабскому. Можно заметить любопытное
различие между исламом и христианством, сделавшим в свою очередь
эллинистическое общество отеческим западному и православному. Импульс,
разбудивший творческие силы эллинистического мира, имел чужеродное
происхождение - фактически это был сирийский источник. В противоположность
этому источник творческой силы ислама не был чужеродным, он исходил
из родного сирийского общества. Основатель ислама Мухаммед был вдохновлен
иудаизмом, религией чисто сирийской, а затем его воодушевило несторианство
- форма христианства с преобладанием сирийского элемента [+33].
Последующее развитие ислама в сирийском обществе пришлось на период,
когда элементы чуждой греческой культуры были сметены волной мусульманских
завоеваний. Разумеется, такой великий институт, как вселенская церковь,
никогда не бывает "чистокровным" но отношению к определенному
обществу, ибо только какая-либо отдельно взятая община может остаться
"чистокровной" по отношению к расе. В христианстве, например,
можно вычленить эллинистические элементы, присущие греческим мистериям
и греческой философии, которые послужили питательной средой для
сирийской завязи. Ко времени, когда христианство достигло зрелости
как институт эллинского пролетариата, образовался синкретизм между
сирийским ядром и греческими вкраплениями. В исламе также можно
выявить вкрапления элементов эллинизма в исходную сирийскую ткань,
хотя и в меньшей степени, чем в христианстве. В широком историческом
плане правильнее отметить противоположность между христианской вселенской
церковью, берущей начало вне своего общества, и вселенской церковью
ислама, взращенной на родной почве.
Наконец, прежде чем отправиться дальше, определим хотя бы приблизительно
месторасположение родины иранского и арабского обществ в отношении
к их отеческому обществу. Основная линия иранского общества, которую
мы провели через зону, пролегающую от внутренних территорий Анатолии
в районе Черноморского пролива через Азербайджан и Хорасан [+34]
до Бенгальского залива с заходом на северо-восток в бассейн Окса
и Яксарта, оказалась на значительном удалении от отеческого сирийского
общества. Если даже мы расширим наше видение ядра сирийского общества,
включив в него родину мидян и персов на западной границе Иранского
нагорья, то зона эта не достигнет земель, на которых зародилось
иранское общество. С другой стороны, родина арабского общества в
Сирии и Египте не только совпадает с родиной сирийского общества,
но и включает ее полностью. И в этом пункте вновь просматривается
некоторое сходство иранского общества с западным, а арабского -
с православным.
- Примечения
[*1]
Примечательно, что Лев III Исавриец[+2]
- первый выдающийся государственный деятель православного христианства,
начал свою карьеру в Алании, где оставил заметный след. Не исключено,
что он хотел расширить экспансию, но его отозвали для организации
защиты православного христианства от последней угрозы Омейядов[+3]
Константинополю в 717 г. Оставшуюся жизнь он посвятил решению двух
задач: во-первых, эвокации[+4]
призрака Римской империи и, во-вторых, развитию религиозного движения,
не вполне точно названного "иконоборчеством" [+5].
[*2]
Аравия находилась на юго-востоке римских владений, в Сирии и, возможно,
поэтому мусульманские арабы получили имя "сарацины" ("восточные
люди").
[*3]
Ахеменидская держава начала свое существование как захудалое, окраинное
государство Иранского нагорья: свержение Элама [+28]
Ассирией в 655-639 гг. до н.э. дало Ахеменидам первый шанс для возвышения:
они спустились в покинутую долину Элама и в Сузах, бывшей столице
погибшего эламитского государства, создали свою столицу. Ахемениды
собрали урожай, посеянный ассирийцами.
[*4]
Это было вполне естественно, поскольку арамейский язык принадлежит
к той же группе (семитской), что и аккадский.
[*5]
Клинопись была не алфавитной, а фонетико-силлабической системой,
включавшей в себя набор идеограмм. Первоначально она была изобретена
для передачи шумерского языка, у которого нет точек соприкосновения
с аккадским диалектом семитского языка, который стал использовать
эту письменность. Использование клинописи для передачи двух, не
связанных между собой языков, возможно, объясняет, почему идеограммы
остались в нем наряду с фонетическими знаками. Идеограммы писались
одинаково по-шумерски и по-аккадски хотя, разумеется, произносились
они на разных языках по-разному, при этом некоторые знаки, используемые
как идеограммы в аккадском, имели фонетическое значение в шумерском.
[*6]
Букв. "парфянском" - признак того, что эта фаза иранского
языка как в устной, так и в письменной речи достигла своей зрелости
в период Аршакидов, хотя и в более позднюю эпоху Сасанидов она также
процветала.
[*7]
"Фарси", т.е. диалект иранского в провинции Фарс.
- Комментарии
[+1]
В Восточной Грузии (Иверии. иначе - Картли) христианство официально
было принято в 337 г., в Западной (Лазике) - в 523 г. (первым христианским
государством на Кавказе была Армения, крещенная в 301 г., но армяне-монофизиты
и потому исключены А. Тойнби из пределов православной цивилизации).
Алания, область в Предкавказье, населенная аланами - народом иранского
происхождения, сначала кочевниками, а с V в. оседлыми земледельцами,
- приняла христианство от Византии еще в V -VI вв. Великой (евразийской)
степью называют обычно полосу степей и полупустынь от Причерноморья
до Забайкалья.
[+2]
Лев III из Сирийской (ранее ее неверно называли Исаврийской) династии
(ок. 675-741) захватил власть в Константинополе в 717 г. В том же
году мощные арабские армия и флот подошли к столице Империи. Благодаря
энергии императора и мужеству защитников Города осаждающие были
разбиты в 718 г.
[+3]
Омейяды - династия арабских халифов в 661-750 гг., потомки
правителей доисламской Мекки из рода Омейя племени курейш. к которому
принадлежал и Мухаммед. Столицей Омейядов был Дамаск, опорой - военная
знать, возвысившаяся в результате первых завоеваний ислама, особенно
в Сирии и Египте.
[+4]
Эвокация (от лат. evocatio "призывание"): в Древнем
Риме - обряд, заключающийся в обращении к богам враждебного народа
с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римлян,
которые обязуются установить службу этим богам: в терминологии А.
Тойнби-попытка обращения к традициям предшествующей цивилизации.
[+5]
Иконоборчеством в широком смысле называют направление в христианстве.
выступающее против культа икон - от ересей IV в. до протестантизма
XVI в. В узком смысле - религиозное движение VIII-IX вв. в Византии.
Отдельные выступления против поклонения иконам были в Армении и
Малой Азии в VII-нач. VIII в., возможно, под влиянием ислама, запрещающего
любое изображение Бога. Иконоборчество было признано официальным
учением на Соборе 754 г., не признаваемом православной Церковью
действительным, затем осуждено на Седьмом (Втором Никейском) Вселенском
Соборе 787 г. и, после кратковременных успехов, окончательно запрещено
в 843 г.
[+6]
В созданном хазарами - кочевым народом тюркского происхождения,
государстве. занимавшем в кон. VII-нач. VIII в. Северное Причерноморье,
а с середины VIII в. - Подонье и Нижнее Поволжье, государственной
религией был воспринятый на рубеже VIII-IX вв. от еврейских миссионеров
иудаизм. Впрочем. его влияние ограничивалось двором монарха-кагана
- и высшей знатью; ряд областей каганата был христианизирован византийцами
в VIII в., в городах был популярен ислам, а значительная часть хазар
придерживалась традиционных верований. Конец существованию хазарского
государства, достаточно ослабевшего от набегов венгров и печенегов,
положил поход русского князя Святослава в 965 г.
[+7]
В середине VII в. в Прикубанье распался союз кочевых тюрских болгарских
племен, причем часть их переселилась на Балканы, где они образовали
собственное государство, быстро ассимилировавшись среди местных
славянских племен, передав им свое название. Другая часть болгар-белые
болгары - в нач. VIII в. переселилась в район Средней Волги и Нижней
Камы. где создали свое княжество - т.н. Волжскую Болгарию. В 1021
г. местный правитель принял ислам и признал себя, правда чисто символически,
вассалом арабского халифа. В 1235-1236 гг. Волжская Болгария была
уничтожена монголо-татарским войском.
[+8]
Хан дунайских болгар Борис I (ум. 907. прав. 852- 889), принял в
865 г. (или 864?) христианство по восточному обряду. Так как в 863
г. произошел временный разрыв между Западной и Восточной церквами,
то князь (так он стал именоваться) пытался лавировать между ними,
чтобы не впасть в политическую зависимость вместе с церковной. В
866-870 гг. в Болгарии действовало латинское духовенство. В 879-880
гг. Борис, опираясь на Римский престол, объявил болгарскую церковь
автокефальной, то есть независимой.
[+9]
Ростислав, князь Моравский (в IX в. образовалось западнославянское
государство от р. Влтавы на северо-западе до р. Дравы на юге. т.
н. Великоморавская держава), в 846-870 гг.. стремясь стряхнуть зависимость
от Восточно-Франкского (Германского) королевства, обратился к Византии
с предложением церковно-политического союза. В Моравию были посланы
братья Мефодий (820-885) и Константин (ок. 826-869, в нач. 869 г.
принял постриг под именем Кирилла) для введения богослужения на
славянском языке по восточному обряду: для этого и были создана
знаменитая азбука и предпринят перевод Писания на славянский язык.
Деятельность братьев в Моравии и подвластной ей Паннонии. населенной
тогда славянами, протекала в борьбе с латинским духовенством, и
после смерти Мефодия его ученики были изгнаны из страны. О деятельности
братьев в Богемии (Чехии) ничего не известно, тем более что выделилась
она из Великой Моравии лишь в 895 г.
[+10]
В начале IX в. принадлежащий к финно-угорской языковой группе народ
венгров (мадьяр), кочевавший в предгорьях Урала, двинулся на запад
и занял часть Среднедунайской равнины, называемую ныне Степным Альфёльдом.
откуда венгры совершали набеги на Западную Европу. Перейдя к оседлости.
они образовали Венгерское княжество. Князь Стефан (Иштван) I (ок.
970-1038, князь с 997) принял в 997 г. христианство, а в 1000 г.
венчался королевской короной.
[+11]
После завоевания Италии лангобардами часть ее. в частности Апулия,
Калабрия и Сицилия, осталась в руках Византии. После захвата Италии
Карлом Великим на юге сохранились мелкие более или менее независимые
лангобардские княжества. В VIII в. арабы заняли Сицилию и беспрестанно
тревожили берега Апеннинского полуострова морскими набегами. Византия
пыталась отразить эти набеги и даже расширить свои владения за счет
лангобардских княжеств, а также отвоевать Сицилию, но, кроме кратковременного
успеха в 1038-1040 гг., безуспешно. Тем временем ок. 1030 г. на
юг полуострова начинают проникать выходцы из Нормандии, один из
которых, Райнульф, стал даже графом южноитальянского г. Аверсы.
Другой норманн, Робер Гвискар (т.е. Хитрец) (1015-1085) в 1046-1071
гг. завоевал всю Южную Италию, включая византийские владения, а
его брат Рожер (ум. 1101) Сицилию в 1061-1091 гг. сын последнего.
Рожер II(1098-1154, граф Сицилии с 1101), принял в 1130 г. титул
короля Сицилии, а позднее установил свое верховенство и над остальными
владениями норманнов (полное объединение произошло уже при наследниках
Рожера). Норманны всегда были сторонниками, правда весьма строптивыми,
папства в борьбе с Империей.
[+12]
Традиционная дата крещения Руси - 988 г.. но А. Тойнби резонно полагает,
что столь существенный переворот не мог быть единовременным событием,
и потому отводит христианизации русских земель не одно десятилетие.
[+13]
Видный богослов, философ, писатель, эрудит и поклонник Античности
Фотий (между 810-828 - между 891-897) был патриархом Константинопольским
дважды: в 857-867 гг. и 877 886 гг., - причем первый раз он был
возведен на патриаршью кафедру прямо из мирян. Разногласия с Римским
престолом, в первую очередь о папском верховенстве и церковной юрисдикции
Болгарии, привели в 862 г. к взаимному отлучению папы Николая I
и Фотия. Император Василий I Македонянин (ок. 836-886. император
с 867) сместил и отправил в ссылку патриарха как бы в виде уступки
Риму. На деле Фотий вызвал раздражение власти тем, что стремился
ограничить императорский деспотизм и возвысить церковь над государством.
Помимо того, борьба за патриарший престол питалась интригами придворных
партий, что привело и к возвращению Фотия. и к его повторному смещению
и ссылке императором Львом VI Мудрым (886-912, император с 886).
[+14]
Аббасиды - династия арабских халифов, потомков Аббаса. дяди Мухаммеда,
пришедшая к власти в 750 г. в результате гражданской войны. Опираясь
на Иран, обладавший древними этатистскими традициями, Аббасиды превратили
халифат, столица которого была перенесена из Дамаска в Багдад, в
общемусульманское государство с развитым бюрократическим управлением,
с пышным двором. В представлениях потомков начало правления этой
династии. особенно царствование вошедшего в легенды Харун ар-Рашида
(763 или 766-809, халиф с 786), было периодом наибольшего могущества
халифата. На деле первые симптомы распада проявились уже при восшествии
на престол первого Аббасида: отпала Испания, где утвердился единственный
уцелевший представитель предшествующей династии Омейядов. К концу
VIII в. начали отделяться и другие области. В 945 г. Багдад захватили
Бунды - династия правителей Западного Ирана и Ирака. Появились соперничающие
халифы в Испании и Египте. Но для большинства мусульман аббасидские
халифы оставались почетными духовными главами всех мусульман, хотя
бы и безвластными. Концом династии считается 1258 г., когда монголы
завоевали Багдад и убили наместника пророка. Правда, одному из его
родни удалось бежать в Египет, где местный правитель, султан Бейбарс,
провозгласил его халифом. Тень тени власти оставалась за Аббасидами
до 1517 г., когда Египтом завладели турки.
[+15]
Указанные выше события разновременны. В конце Х в. тюркские племена
огузов. обратившиеся в ислам, начали нашествие на запад, предводительствуемые
потомками хана Сельджука. В 1035 г. они завладели Средней Азией,
в 1055 г. - Месопотамией, в 1070 г. Сирией и Палестиной, в 1071
г., после битвы с византийцами при Манцикерте в Армении, - Малой
Азией. На рубеже XI и XII вв. Сельджукское государство распалось
ввиду внутренних распрей и натиска крестоносцев. Берберские племена,
аборигенные народы Северо-Западной Африки, приняли ислам от арабских
завоевателей на рубеже VII -VIII вв., но оставались достаточно независимыми
от правителей халифата. А. Тойнби, видимо, имеет здесь в виду Альморавидов
(от араб. "алмурабитун"-"живущие в обители"),
династию правителей Северной Африки и Испании (сер. XI в.-1146).
пришедших к власти, объединив кочевые берберские племена, и сменивших
их Альмохадов (от араб. "алмувахиддун"-"утверждающие
единство"), правивших в Северной Африке в 1121-1269 гг. (фактически
с 1145), а в Испании - в 1146-1223 гг. и опиравшихся на оседлых
берберов Марокко. Эти последние движения были не столько национальными,
сколько религиозными - борьбой за чистоту ислама. Аравийские же
кочевые племена играли очень незначительную роль в истории халифата,
если не считать начального периода и движения карматов - радикальной
секты с эгалитаристскими устремлениями, создавшей в 874 г. в Юго-Восточной
Аравии государство, просуществовавшее до нач. XVI в.; но кроме отдельных
рейдов в Месопотамию, деятельность этого государства не выходила
за пределы полуострова. Вообще распад халифата происходил не только
под действием миграций варваров, но и от внутренних причин.
[+16]
Декан - плоскогорье на юге Индостана. Большинство населения этого
региона составляют индуисты, но многие княжества там управлялись
мусульманскими династиями.
[+17]
Окс и Яксарт - древние названия Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи.
[+18]
Шерифы - титул потомков родни Мухаммеда, здесь - шерифская династия
Алавитов. правящая в Марокко с XVI в.
[+19]
Раскол между указанными течениями в исламе наметился сразу после
смерти Мухаммеда в 632 г. и обозначился в сер. VII в., притом по
чисто политическим причинам. Одна из групп настаивала на том, что
халиф должен избираться из рода курейш всей общиной и обязан руководствоваться
в своей деятельности согласным мнением этой общины и главное Кораном
("речью Аллаха") и сунной - не вошедшими в священную книгу
мусульман высказываниями (хадисами) пророка, бытовавшими первоначально
изустно. Отсюда и название - сунниты. Их противники настаивали,
что повелитель правоверных мог происходить лишь из ближайших родственников
основателя ислама и передавать власть по наследству, ибо его права
определяются существующей в "доме пророка" особой духовной
силой, несущей благоденствие людям и обеспечивающей правильное толкование
Корана. Они группировались вокруг двоюродного брата Мухаммеда Али
ибн Абу-Талиба. женатого на дочери пророка Фатиме (ок. 605 633),
и называли себя "партия (араб. "шия") Али" отсюда
"шииты". Али был избран халифом в 656 г.. но далеко не
все правоверные признали его, и в результате разгоревшейся гражданской
войны Али был убит в 661 г. Его приверженцы образовали особое направление
в исламе, распавшееся со времен на множество сект, иные из которых
весьма далеко отошли от ортодоксального мусульмансгва: Али или те
или иные его потомки превратились в воззрениях этих сект в некие
божества, в спасителей (араб. "махди"-"мессия"),
которые исчезли, но должны вернуться и установить царство верных.
Еще в VIII в. один из несомненных потомков Али Адрис ибн Абдаллах
основал династию в Марокко, окончательно низвергнутую в 974 г.;
Фатимиды (сомнительные потомки дочери пророка) в 909 г. захвагили
власть в Тунисе, а в 972-1171 гг. правили в Египте в качестве халифов.
Шиитские династии властвовали над Северо-Западным Ираном, с 864
г. по сер. XII в., а в Йемене с 860 по 1962 г.: в Иране шиизм является
официальной религией с нач. XVI в. по сей день. Всего шиитов ныне
около 70 млн. из приблизительно 800 млн. мусульман.
[+20]
Исмаил Сефеви (1487 1524) был потомком суфийскою (суфии, от араб.
"суф"-"шерстяной плащ", мистико-аскетическое
направление в исламе, возникшее в VIII-IX вв.) шейха (здесь: руководителя),
основателя религиозного ордена Сефевие-Сефи ад-дина Исхака (1254-1334):
в кон. XIV в. члены этого ордена примкнули к шиизму. Исмаил со своими
сторонниками разбил порознь войска двенадцати враждующих между собой
мелких государств. на которые в XIV в. распался Иран, и объединил
страну, основав династию. правившую с 1502 по 1756 г. Исмаил сделал
шиизм официальной религией. а персидский язык (фарси) - государственным.
Впрочем, фарси был языком культуры, особенно поэзии, и дипломатии
в средневековых государствах, в т.ч. тюркоязычных, Средней Азии
и Северной Индии и до этого.
[+21]
К началу правления Селима I Грозного (1467 или 1470-1520. султан
с 1512) Османская империя занимала Малоазийский и Балканский полуострова.
В 1514 г. в битве при Чалдыране в Армении войска Селима разбили
армию Исмаила Сефеви, но не развили успеха, заняв лишь Курдистан.
В 1516 г. турками была завоевана Сирия, в 1517 г. Египет и Хиджаз
(область на аравийском побережье Красного моря). Преемником Селима
стал в 1520 г.. Сулейман I Великолепный (Законодатель) ( 1495-1566).
В его правление были присоединены Ирак, Йемен, большая часть Грузии
и Армении в Азии. Алжир и Триполитания - в Африке, занят Белград,
захвачен о. Родос, оккупирована основная часть Венгрии в Европе.
В этот период Империя османов достигла наибольшего могущества, хотя
некоторые прибавления происходили и позднее. Так что и после 1500
г. Турция продолжала движение на северо-запад вплоть до осады Вены
в 1687 г. Восточная же граница турецких владений окончательно установилась
в 1636 г., когда Османская империя отдала Ирану ранее завоеванные
Восточную Грузию и Армению, Азербайджан и часть Курдистана.
[+22]
Мамлюки (араб. "невольники") - воины-рабы, составлявшие
гвардию египетских султанов династии Айюбидов в XII-XIII вв. Быстро
превратились в военно-феодальную элиту страны. В 1250 г. захватили
власть и объявили своего предводителя Мустафу Кутуза султаном. Последний
мамлюкский султан Туман-бей был повешен на воротах Каира в 1517
г. при вступлении в город турецкого султана Селима I. Однако мамлюки
оставались правящей группой в Египте, и их вожди (деи) были фактическими
правителями страны с 1718 по 1798 г.. когда они потерпели поражение
от Наполеона. После занятия Египта англичанами в 1801 г. и передачи
его туркам мамлюки снова претендовали на власть. Но в 1805 г. турецким
наместником (пашой) Египта причем достаточно независимым от Оттоманской
империи - стал албанец по происхождению Мухаммед Али (1769-1849).
лавировавший между турками и мамлюками, опираясь на войско из своих
соотечественников. В 1811 г. он приказал перебить всех бывших в
стране мамлюков (ок. 5 тыс. их семьи и слуг никто не считал), избавившись,
таким образом, не только от их претензий на власть, но и от них
самих.
[+23]
Сасаниды династия иранских шахов в 224-651 гг. Основатель этой династии
Ардашир I Папакан (ок. 180-239 или 241) провозгласил себя в 224
г. царем царей Ирана и, свергнув последнего представителя парфянской
династии Аршакидов. короновался в 226 или 227 г. Его преемники унаследовали
ог свергнутой династии бесконечные войны с Римом и его преемницей
Византией. которые велись в основном в Сирии и Месопотамии, так
что стабильность этого региона на протяжении всего периода царствования
Сасанидов в противовес тому, что говорит А. Тойнби, была весьма
относительной. В 634 г. арабы, только завоевав Сирию, начали наступление
на Иран, полностью оккупировав его к 653 г. Следует отметить, что
Сасаниды в культурном отношении проводили политику реставрации исконных
персидских ценностей, присущих эпохе Ахеменидов, в противовес Аршакилам,
культивировавшим некоторые греческие элеменгы, бытовавшие в царстве
Селевкидов.
[+24]
А. Тойнби считает Омейядскнй халифат государством-преемником Римской
империи, ибо ядром халифата он полагаег Египет и Сирию, бывшие римские
провинции. Строго говоря, династия Омейядов пришла к власти позднее
передела Римской империи: наместник Сирии Муавия (ум. 680) из рода
Омейя начал борьбу за престол в 656 г. и захватил ею в 661 г. Ряд
государств. основанных германцами на землях Империи, снова вернулся
к ней, но ненадолго. В 533-534 гг. было отвоевано вандальское королевство
в Северо-Западной Африке, в 535-555 гг. - остготское королевство
в Италии и Сицилии, в 554 г. - Юго-Восточная Испания. Сардиния и
Корсика, принадлежавшие вестгогам. В те же годы и даже ранее франки
подчинили себе вестготские владения в Южной Галлии (507 и 531),
а также королевство бургундов (532-535 и 536) в Восточной Галлии.
Возвращенные Юстинианом I (482 или 483-565, император с 527) в лоно
Империи владения вандалов были завоеваны арабами - небольшая
часть в 645 г., а основная доля - как раз Омейядами в 690-709 гг.
[+25]
Созданное в результате походов Александра Македонского гигантское
государство, включавшее в себя, кроме Македонии и подвластной ей
Греции, всю державу Ахеменидов, распалась сразу же после его смерти.
Империю разделили полководцы Александра, его "диадохи"
(от греч. d i a d o c o V -"преемник").
Один из них Селевк (ум. 280 до н.э.), захватил в 312 г. до н.э.
Вавилон и провозгласил себя царем, дав начало династии Селевкидов.
Границы царства Селевкидов более или менее определились к 270 г.
до н.э. при Антиохе I (280-261 до н.э.) и охватывали большую часть
владений бывшей персидской монархии, кроме Египта и некоторых областей
на севере и западе Малой Азии. Столицами этого государства были
Антиохия на р. Оронт и Селевкия на р. Тигр. Могущество державы Селевкидов
оказалось недолговечным. Ок. 250 г. до н. э. (хронология очень ненадежна)
отпал наместник Бактрии (южные области бывшей советской Средней
Азии и прилегающие районы Ирана и Афганистана) Диодот. основавший
т. н. Греко-Бактрийское царство. В 248 (или 247) г. до н.э. Парфия
- небольшая область к югу от Каспийского моря, населенная родственным
персам народом, - объявила себя независимым царством. За сто лет
парфяне распространили свою власть на Иранское нагорье ив 141 г.
до н.э. завоевали Месопотамию. включая Селевкию-на-Тигре. За потомками
Селевка и Антиоха осталась лишь Сирия, да и то без Иудеи, завоевавшей
независимость в 152-129 гг. до н.э. В 64 г. до н.э. знаменитый римский
полководец Гней Помпей Великий (106-48 до н.э.) присоединил Сирию
к Риму.
[+26]
Аршакиды - династия парфянских царей (ок. 248 до н.э.-224 н.э.);
граница их владений с Римом, несмотря на непрекращавшиеся войны,
практически оставалась неизменной, если не считать кратковременных
завоеваний той или другой стороны.
[+27]
Ахемениды - династия персидских царей, ведущая свой род от полулегендарного
Ахемена (ок. 700-675). До сер. Vl в. Персида - небольшая область
на юге Ирана - была под властью Мидии. Воцарившийся в 558 г. до
н.э. царь Персии Кир II Великий сверг царя Мидии Астиага и присоединил
земли бывшего владыки к своим в 550 г. до н.э. Кир II завоевал также
Малую Азию и Вавилонию (539 до н.э.). а его сын Камбис II (530-532
до н.э.) - Египет в 527 г. Держава Ахеменидов пала под ударами Александра.
[+28]
Элам - государство в юго-западной части Иранского нагорья (территории
современных Хузестана и Луристана в Иране). Генетические связи народа
эламитов не установлены, существует гипотеза о родстве их языка
с дравидийскими. Существовала местная иероглифическая письменность,
замененная в кон. III тыс. до н.э. клинописью. История Элама мало
изучена. Государство это возникло в сер. III тыс. до н.э., попадало
в зависимость от соседей в XXIII и XXI вв. до н.э.. устанавливало
свой контроль над бассейном Тигра и Евфрата в XX-XVIII вв. до н.э.,
воевало с Вавилонией во II тыс. до н.э. и с Ассирией в VIII VII
вв. до н.э. После разгрома Суз. столицы Элама. ассирийцами уже не
играло самостоятельной роли. окончательно войдя в состав державы
Ахеменидов в VI в. до н.э. Эламский язык сохранялся в качестве одного
из официальных языков Персидской монархии по крайней мере до V в.
до н.э.
[+29]
Арамеи - западносемитский кочевой народ, переселившийся в XIV в.
до н.э. с Аравийского полуострова. В кон. XI в. до н.э. они заняли
Сирию, где, перейдя к оседлости, основали ряд мелких государств.
В IX-VIII вв. до н.э. на основе финикийского алфавита было создало
арамейское письмо. К этой консонантной, то есть передающей только
согласные, письменности восходит целый ряд иных: арабская, еврейская,
уйгурская, старомонгольская, староманьчжурская и др. Арамейский
язык был языком общения на Ближнем Востоке вплоть до нач. н.э. Арамеями
были ассимилированы ассирийцы после разгрома их царства, на арамейский
язык перешли евреи к кон. I в. до н.э.
[+30]
Последний период существования Вавилонского государства носит название
Нововавилонского (Халдейского) царства. Халдеи - западносемитский
народ, проникший в XI в. до н.э. из Аравии в Двуречье, смешиваясь
с местным населением. Датой основания Нововавилонского царства является
23 ноября 626 г. до н.э., когда ассирийский наместник Вавилона халдеянин
Набупаласар объявил себя независимым царем. Наибольшей силы Халдейское
царство достигло при Навуходоносоре (Набу-кудурриуцуре) II (605-562
до н.э.), который покорил Палестину (в 586 г. до н.э. пал Иерусалим,
и значительная часть его населения была переведена в Месопотамию
- т.н. вавилонское пленение евреев) и Финикию и пытался завоевать
Египет. Но могущество Вавилона оказалось недолговечным, и в 539
г. до н.э. он был взят персами.
[+31]
В северной части Иранского нагорья обитали племена мидян, создавшие
племенной союз ок. VIII в. до н.э. Подъем Мидийского царства произошел
при царе Хувшастре, которого греки называли Киаксаром (625-585 до
н.э.), когда была разбита Ассирия и часть ее земель отошла к Мидии.
Но уже при сыне Киаксара Астиаге (585-550 до н.э.) Мидия вошла в
состав Персидской державы, а мидяне стали вторым после персов народом
государства.
[+32]
Соломон, при котором Израильское царство достигло своего расцвета,
правил в 965-928 гг. до н.э.; Хирам, царь финикийского города Тира,
- в 969-936 гг. до н.э. Эти монархи организовали совместную экспедицию
в страну Офир, лежавшую где-то в Южном Красноморье, то ли на аравийском,
то ли на африканском берегу. О ранних плаваниях финикийцев известно
очень мало, так как они тщательно хранили секреты своих путешествий.
Существуют не очень надежные сведения о том, что еще в XII в. до
н.э. финикийские корабли выходили через Гибралтарский пролив в Атлантику
и достигали Канарских островов и, возможно, Британии. Более или
менее надежные сведения о плаваниях финикийцев вдоль атлантических
берегов Европы относятся к IX-VIII вв. до н.э. (финикийский оплот
в Западном Средиземноморье и ворота в Атлантику - Карфаген - был
основан в 825 г. до н.э.). Походы в Индийский океан известны еще
менее. Они, без сомнения, имели место, но первооткрывателями здесь
были не финикийцы. Морские контакты между шумерами Нижней Месопотамии
и Индией существовали по меньшей мере с XXV в. до н.э. Сведения
о первых плаваниях египтян в Красном море относятся к XXVI в. до
н.э. (правда, абсолютно надежные - к 1516 до н.э., времени правления
женщины-фараона Хатшеспут - 1525-1503 до н.э., - когда египетские
корабли достигли Пунта, находившеюся где-то в районе Африканского
Рога, хотя, возможно, в Пунт плавали и ранее), но не ясно, выходили
ли они в Индийский океан. Абсолютно достоверно плавание ок. 600
г. до н.э. финикийцев вокруг Африки, предпринятое по инициативе
египетского фараона Нехо (610-595 до н.э.). Ранняя история алфавита
изучена недостаточно. Самым древним письмом, близким к алфавитному
(но все же это было упрощенное слоговое), считается угаритское (Угарит
- город-государство во II тыс. до н.э. в Финикии). возникшее не
позднее нач. XIV в. до н.э. Другим ранним письмом было т.н. протобиблское
(Библ - город в Финикии, известный с IV тыс. до н.э., ныне - Джубейль
в Ливане) письмо, также слоговое упрощенное. Существует множество
гипотез о происхождении его: одни специалисты считают, что на него
повлияла египетская иероглифика. другие ищут корни в крито-микенском
линейном письме, третьи - в угаритском (датировка протобиблских
надписей весьма затруднена, поэтому иные ученые считают, что, наоборот,
протобиблское письмо повлияло на угаритское, третьи полагают, что
угаритский протоалфавит вообще не имел продолжения). Наиболее аргументированным
является предположение о том, что протобиблское письмо было специально
изобретено и создатель его имел представление о других видах письма.
Всего в протобиблском письме было 30 знаков, но в XIII в. в Финикии
это число было сокращено до 22. Финикийский алфавит, предок всех
алфавитов мира. был, в сущности, квазиалфавитом, ибо в нем не было
гласных букв. В нач. I тыс. до н.э. финикийцы и ряд других народов
стали прибегать к подстановке некоторых согласных вместо гласных,
но адекватная передача фонем стала возможной лишь в собственно алфавитах,
созданных на основе финикийского, у греков и мало-азийского народа
фригийцев.
[+33]
Сирийскими (сиро-яковитскими) именуются обычно монофизитские церкви.
Основным центром несторианства, хотя и формально возникшего в Константинополе,
исследователи считают Антиохию-на-Оронте. А. Тойнби сопоставляет
эту ветвь христианской религии с иудаизмом и исламом и полагает
сущностной характеристикой сирийских религий предельный монотеизм,
не допускающий соединения божественного и человеческого, в противовес
человекобожию греческой религии с ее мистериями, т.е. обрядами,
в которых человек сливается с божеством, с культом героев-полубогов
и т. п.
[+34]
Хорасан историческая область, включающая северо-восточную часть
современного Ирана, Мервский и другие оазисы в Туркмении, северные
и северозападные регионы Афганистана.
|