Арнольд Тойнби
ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ
К оглавлению
Часть первая
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ОБЗОР ОБЩЕСТВ ОДНОГО ВИДА
Индское общество
Следующим живым обществом, которое мы рассмотрим, является индуистское
общество, и здесь мы вновь должны вернуться назад в поисках признаков
отеческого общества, находящегося за границами исторического горизонта.
Универсальное государство в этом случае - империя Гуптов (375-475
гг. н.э.) [+35].
Вселенская церковь - это индуизм, который в эпоху Гуптов распространился
по всей Индии, изгнав и заменив собой буддизм, доминировавший в
течение почти семи веков на Индостанском полуострове - общей колыбели
обеих религий. Движение племен, охватившее владения империи Гуптов
к моменту ее падения, исходило от гуннов Евразийской степи [+36].
Обнаружение и идентификация общества, отеческого индуистскому,
существенно облегчены предыдущим исследованием, в ходе которого
мы проследили сыновнее родство исламского общества сирийскому. Исследование
осложнялось наличием явления, выходящего из естественного порядка.
Таким явлением было вторжение и последующее изгнание чужеродной
силы вследствие коллизии между сирийским и эллинским обществами.
Конфликтовало эллинское общество и с обществом, которое нам предстоит
определить и назвать. Пока определим его как общество, отеческое
индуистскому.
Для начала выясним время эллинского вторжения в Индию. Мы ошибемся,
если примем за начало вторжения индийскую кампанию Александра. Хотя
историки справедливо считают этот поход блестящей военной операцией,
тем не менее он не оставил заметного следа в истории культуры. В
действительности эллинское проникновение в Индию началось при Деметрии,
царе Бактрии, который приблизительно в 190 г. до н.э. пересек Гиндукуш,
чтобы аннексировать индийские территории и присоединить их к своему
царству [+37].
Экспансия продолжалась вплоть до I в. н.э., но уже под эгидой правителей,
которых поставляла Великая степь и которые, едва восприняв внешний
лоск эллинской культуры, по сути своей оставались варварами. Эти
"грекофильствующие" варвары хлынули в Индию двумя волнами:
саки и парфяне пришли в последней четверти II в. до н.э., кушаны
- в I в. н.э. [+38]
Эллинское вмешательство во внутреннюю жизнь Индии прекратилось
только перед самым созданием универсального государства Гуптов.
По аналогии с историей эллинского вторжения в сирийское общество
попробуем обнаружить в истории Индии еще одно универсальное государство,
которое непосредственно предшествовало бы эллинскому вторжению в
Индию и находилось к империи Гуптов в таком же отношении, в каком
Ахеменидская империя находилась к Багдадскому халифату Аббасидов.
Поиски эти заведут нас в глубь веков, в империю Маурьев, созданную
Чандрагунтой в 323-322 гг. до н.э. и достигшую расцвета в III в.
до н.э., во время правления Ашоки. Пала империя при узурпаторе Пушьямитре
в 185 г. до н.э., т. е. через пять лет после вторжения в Индию Деметрия
[+39].
На историческом фоне империи Маурьев мы замечаем отблески смутного
времени в знакомой форме: длинной череде междоусобных разрушительных
войн, в которых участвовало множество местных государств.
А если обратить взор еще дальше вглубь, за начало смутного времени,
то можно обнаружить век роста, о котором осталось свидетельство
в Ведах [+40].
Итак, мы идентифицировали общество, отеческое индуистскому. Назовем
его "индским".
Вселенская церковь индуизма, посредством которой индское общество
стало отеческим современному индуистскому обществу, напоминает ислам
и отличается от христианства, так как истоки ее берут начало на
местной почве. Без сомнения, в индуизме можно различить некоторые
неиндские наслоения. Наиболее глубоким из них является поклонение
божествам в иконической форме - черта, присущая индуизму, но которой
не было в первоначальной религии Вед, равно как не было ее и в первоначальном
буддизме. Поэтому можно предположить, что это заимствование из религии
другого общества - вероятнее всего из эллинизма через влияние буддизма
махаяны [+41].
Однако основные различия между индуизмом и индской религией Вед
- и эти различия поразительны - относятся к тем индуистским элементам,
которые были заимствованы из буддизма - религии, представлявшей
собой местную трансформацию индской религии Вед. Важнейшие элементы,
которые отсутствуют в ведийской религии и являются индуистскими
заимствованиями из буддизма, - это монашество и его философия [+42].
Родиной индского общества, чему есть достаточно свидетельств, были
долины Инда и Ганга. Отсюда общество распространилось по всему Индостанскому
полуострову. Территория, которую занимало индское отеческое общество
на закате своей истории, также не совпадает с пределами индуистского
сыновнего общества. Последнее, заняв весь полуостров, устремилось
затем через море на восток, в Индонезию и в Индокитай [+43].
Таким образом, географическая удаленность индуистского общества
от индского сравнима с удаленностью арабского общества от сирийского.
Древнекитайское общество
Нам остается исследовать общество, исторически предшествовавшее
еще одному из живых обществ. Прародина его - Дальний Восток. И здесь
нетрудно выявить типические признаки. Универсальное государство
- империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. и существовавшая
под началом династий, известных как Старшая и Младшая Хань, в течение
четырех веков [+44].
Вселенская церковь - это махаяна, разновидность буддизма. Движение
племен - набеги кочевников Великой степи, начавшиеся после падения
универсального государства [+45].
Междуцарствие, предшествовавшее возникновению современного дальневосточного
общества, наступило по крайней мере за столетие до начала движения
племен. Универсальное государство развалилось к 172 г. н.э., хотя
Младшая Хань продолжала влачить существование до 221 г. Период междуцарствия
- это полвека бессилия, затем полвека раздробленности и междоусобиц,
раздиравших местные государства-преемники, вошедшие в историю как
"троецарствие", и, наконец, век варварских государств-преемников,
совпавший с периодом промежуточного воссоединения Западной Цзинь
[+46].
Если бросить ретроспективный взгляд на предшественников универсального
государства, созданного Цинь Шихуанди. легко заметить черты смутного
времени. Эти следы остались даже в самом названии "чжаньго",
т.е. "борющиеся царства", которым китайские историки определяют
период с 479 г. до н.э. (смерть Конфуция [+47])
до 221 г. до н.э. (принятие титула Шихуаиди "первый
властелин мира" циньским царем Чженом). Победа Цинь над Ци
завершила долгий процесс разрушительных войн между множеством местных
государств и способствовала объединению их в одно универсальное
государство. Пламя милитаризма, разгоревшееся в постконфуцианскую
эпоху, вспыхнуло задолго до того, как философ обратился к осмыслению
дел человеческих. Уже в 546 г. до н.э. состоялась конференция по
разоружению, на которой было представлено четырнадцать стран [+48].
Отголоски этих процессов можно почувствовать в мирском консерватизме
Конфуция и отстраненном квиетизме Лаоцзы [+49].
Оба мыслителя понимали, что в истории их общества век роста остался
далеко позади. Как же назвать это общество, на прошлое которого
один мудрец смотрел благоговейно, подобно Эпиметею, а другой, подобно
христианину, упорно отворачивался от него, как от града погибели?
Условно это общество можно назвать "древнекитайским".
Теперь заметим, что махаяна - церковь, через которую древнекитайское
общество стало отеческим современному дальневосточному обществу,
- напоминает христианскую и отличается от ислама и индуизма тем,
что источник жизни ее не был местного происхождения. Христианство
возникло в пустынях Сирии и было занесено на эллинистическую ночву
насильственно депортированными сирийцами, ставшими внутренним пролетариатом
эллинистического общества. Махаяна появилась на индских просторах,
принадлежавших сначала греческим царям Бактрии, потом "грекофильствующим"
кушанам, но зародилась она в бассейне реки Тарима в провинциях Кушанской
империи до того, как эти провинции были завоеваны и аннексированы
китайским универсальным государством Младшей Хань в конце I в. н.э.[+50].
Отсюда пошло распространение махаяны, религии, охватившей все китайское
общество и особенно популярной среди внутреннего пролетариата его.
Родина древнекитайского общества находилась в бассейне Желтой реки.
Позже оно распространилось и на бассейн Янцзы. Бассейны обеих рек
стали родиной сыновнего дальневосточного общества, которое распространилось
на юго-восток вплоть до океанского побережья Китая, а на северо-востоке
- до Кореи и Японии [+51].
Таким образом, территориально дальневосточное общество отстоит от
отеческого древнекитайского не столь далеко, как, например, западное
от эллинского или иранское от сирийского. Здесь ближе аналогия с
арабским обществом или с индуистским.
Реликтовые общества
Данные, полученные нами в результате исследования сыновне-отеческих
связей в истории, позволяют идентифицировать не только живые, но
и мертвые общества, о которых до нас дошли лишь отдельные археологические
свидетельства.
Иудеи и парсы - реликты сирийского общества эпохи Ахеменидской
империи, нормальная жизнь которой была неожиданно и насильственно
прервана походами Александра Великого и, как следствие, засильем
эллинизма. Монофизиты и несториане - продукт реакции сирийского
общества на это чужеродное вторжение в ситуации, когда внутренний
пролетариат покоренного общества был достаточно силен, чтобы оказать
сопротивление и избежать полной ассимиляции, но не настолько силен,
чтобы изгнать чужеродный элемент полностью. Несторианская и монофизитская
ереси - это последовательный протест против синкретизма и адаптации,
которые несло в себе христианство. Несторианство и монофизитство
- это попытки удержать религию сирийского происхождения как фамильную
черту сирийского наследия. Однако христианство к V в. н.э. было
настолько пропитано эллинистическими влияниями, что не могло уже
служить эффективным средством в борьбе с эллинизмом. Поэтому несторианское
и монофизитское движения были обречены на поражение. Изгнание эллинизма
из сирийского мира и создание собственной религии, созвучной исканиями
сирийского внутреннего пролетариата, - таковы были роль и задача
ислама - "тоталитарной" сирийской религии, антиэллинской
по своему духу.
Ламаистская махаяна Тибета и Монголии в чем-то соответствует несторианству
и монофизитству, будучи примером бессильной, незрелой реакции. Ламаистская,
или тантрическая, форма махаяны [+52]
- это отголосок тщетного усилия повернуть развитие религии вспять,
попытка обратиться к первоначальной индской религии. Тантрическая
махаяна была половинчатой, а поэтому неудачной преемницей индуизма
- "тоталитарной" индской религии, из которой внутренний
пролетариат индского общества создал свою вселенскую церковь.
Эти реликты не ведут нас к прояснению и идентификации каких-либо
других обществ того же вида, но они позволяют рассмотреть ошибки,
деформации и стратификации, которые происходят при столкновении
двух или более обществ. Ниже мы рассмотрим этот аспект "социальной
геологии" более подробно.
Минойское общество
Обратимся к мертвым обществам, которые мы ранее идентифицировали
с помощью ряда признаков, выявленных на основании анализа обществ
живых. Если попытаться рассмотреть исторические основания какого-либо
не существующего ныне общества, то можно обнаружить в более древних
слоях все те же типические признаки, что указывая на наличие у исследуемого
нами уже умершего общества исторического предшественника.
Так, позади эллинского общества обнаруживаются признаки общества
еще более древнего. Морская держава, контролировавшая со своей базы
на Крите Эгейское море, вполне соответствует понятию "универсальное
государство". За Критом в эллинской традиции закрепилось название
"талассократия (морское владычество) Миноса" [+53].
Это общество оставило по себе память в виде дворцов в Кноссе и Фесте,
которые были обнаружены в начале XX в. западными археологами. Через
призму памятников древнегреческой литературы, "Илиады"
и "Одиссеи", можно различить неясные следы движения племен.
Эти поэмы создают впечатление позднейшего свода или квинтэссенции
некогда существовавшего эпического цикла, который складывался вокруг
двух сюжетов: "Осада Трои" и "Семеро против Фив".
Окончательную форму, ту, в которой поэмы дошли до нас, они получили
не позднее VI в. до н.э. как результат длительного литературного
процесса [+54].
Однако движение племен, которое сквозь века вдохновило поэзию Гомера,
известно также и из официальных египетских документов эпохи Нового
царства. И хотя эти документы не относятся непосредственно к тем
событиям, которые описывает Гомер, они, тем не менее, дают картину
исторической ситуации, где события такого рода вполне могли иметь
место и которая полностью подтверждается археологическими свидетельствами.
Движение племен началось вторжением варваров - ахейцев и им подобных
- с европейских берегов Эгейского моря. Стихия варварского нашествия
преодолела сопротивление критских "талассократов". Разрушенные
варварами критские дворцы - материальные свидетельства эпохи, которую
археологи называют "поздний Миной II" [+55].
Движение племен достигло своего апогея в эпоху Нового царства [+56],
когда на Египет и империю Хатти [*8]
[+57]
в Анатолии двинулась людская лавина с побережья Эгейского моря и
с островов, Хетты были сметены этой лавиной. Египтяне уцелели, с
тем чтобы в будущем слагать легенды о своем былом процветании.
Ученые единодушно считают, что разрушение критских дворцов приходится
приблизительно на 1400 г. до н.э. Египетские источники позволяют
нам датировать наиболее сильные конвульсии движения племен приблизительно
1230-1220 гг. до н.э. и 1200-1190 гг. до н.э. Таким образом, можно
считать период с 1425 по 1125 г. до н.э. периодом междуцарствия,
которое началось с исчезновением раннего общества в бассейне Эгейского
моря и завершилось появлением его эллинского преемника [+58].
Пытаясь проследить историю этого раннего общества, обращаясь к
его истокам, мы столкнемся с невероятными трудностями, в силу отсутствия
каких бы то ни было письменных свидетельств. В распоряжении историков
имеется, правда, несколько вариантов минойского письма, но расшифровать
язык или языки, на которых написаны минойские документы, пока не
удается [+59].
В настоящее время мы полностью зависим от археологических находок,
которым порой трудно дать адекватное объяснение. Кроме того, данные
археологии не всегда могут помочь ответить на вопросы, которые ставит
перед собой гуманитарная наука. Географическое расположение талассократии
Миноса можно вывести из того факта, что материальная цивилизация,
характерная для Крита, распространилась к концу XVII в. до н.э.
через Эгейское море к Арголиде [+60]
и постепенно охватила весь Пелопоннес и Центральную Грецию. По настенным
росписям в египетских гробницах первой половины XV в. до н.э. (века,
закончившегося катастрофой), изображавшим посольство народа Кефтиу,
можно сделать вывод о наличии в тот период широких дипломатических
отношений. Одежда посланников и дары, по мнению археологов, характерны
для жителей Крита периода позднего Миноя II. Если попытаться выяснить
протяженность во времени талассократии, то, по-видимому, мы можем
датировать ее начало временем возведения новых дворцов в Кноссе
и Фесте, что имело место в начале среднего Миноя III. Черты кульминации
более раннего смутного времени обнаруживаются в разрушении дворцов
в конце среднего Миноя II, когда Крит сотрясала катастрофа [+61],
по размаху сравнимая разве что с катастрофой 1400 г. до н.э., положившей
конец талассократии. Под этим археологическим слоем находятся другие,
сохраняющие свидетельства о еще более раннем обществе, - обществе
эпохи неолита. Условимся называть исследуемое нами общество на всех
ступенях его развития "минойским".
Родина минойского общества - острова Крит и Киклады [+62].
Оттуда оно распространило свое влияние на побережье Эгейского моря
в части континентальной Греции. Родиной же эллинского общества было
побережье, куда влияние талассократии Миноса не простиралось. Таким
образом, географическое удаление греческого общества от минойского
было значительным. В сущности, если прибегнуть к сравнению, удаленность
эллинского общества от талассократии Миноса сопоставима с удаленностью
западного христианства от Эллады.
Однако, прежде чем позволять себе подобное сравнение, уместно спросить:
правомерно ли такое сравнение? Каков характер связи между этими
обществами? Можем ли мы утверждать, что минойское общество было
отеческим эллинскому?
При беглом взгляде кажется, что преемственность религий прослеживается
довольно четко. Например, храмы богов в эллинских городах-государствах
располагались в тех же местах, что и капеллы домашних богинь в микенских
[+63]
дворцах. Однако для нашего доказательства этот пример непрерывности
не годится, ибо сущность местных религиозных отправлений имела локальный
характер. И тот факт, что каждая из местных религий своими корнями
уходила в собственную почву, предупреждает, что бесполезно искать
здесь вселенскую церковь. Более того, непрерывность такого рода
можно заметить и в святилищах Делоса, Элевсия и Дельф [+64],
с тем, однако, существенным различием, что поклонение в эллинские
времена носило уже не местный характер, а было "панэллинским".
Однако в выражении "панэллинский" нет ничего минойского.
Олимпийский пантеон принял классическую форму в гомеровском эпосе-отголоске
постминойского движения племен. Здесь мы видим богов в обличье варваров,
пришедших в минойский мир из внутренних земель Европы после того,
как талассократия Миноса была разбита. Зевс - это ахейский военачальник;
другие олимпийцы представляют его вооруженный отряд. Зевс правит
на Олимпе, как узурпатор. Он силою сместил своего предшественника
Кроноса и своей волей разделил подвластную ему вселенную: воду и
землю отдал своим братьям Посейдону и Гадесу, а себе оставил воздух.
Греческий пантеон является одновременно и ахейским, и постминойским.
Трудно составить представление о минойском пантеоне с более древними
поверженными божествами, ибо Кронос и Титан [+65]
в интерпретации греческой мифологии лишь простые проекции в прошлое
Зевса и самих олимпийцев. Если в минойском мире и существовало нечто
похожее на вселенскую церковь, то это нечто должно так же отличаться
от культа Зевса, как христианство отличается от культа Одина и Осириса.
Итак, была ли в минойском мифе вселенская церковь? Если собрать
воедино разрозненные свидетельства, то можно почувствовать смутный
отголосок ее.
Например, один из крупнейших знатоков предмета, интерпретируя археологические
данные, приходит к следующим поразительным заключениям:
"В той степени, в какой удалось расшифровать свидетельства
о древнем критском культе, мы можем сделать заключение не только
о превалирующем в нем духовном содержании, но также и о чем-то таком,
что роднит его последователей с верой, которая в последние два тысячелетия
распространялась среди приверженцев восточных религий, таких, как
иранская, христианская и исламская. Это связано с догматическим
духом верующего, который далек от подлинно эллинского взгляда...
Если в самых общих чертах сравнить ее с религией древних греков,
то следует сказать, что в ней больше духовного содержания. С другой
стороны, в ней больше личностного. На "кольце Нестора"
[+66]
где символы воскресения представлены в форме куколки и бабочки над
головой богини, она (богиня) явно обладает властью давать верующим
жизнь после смерти. Она была очень близка к своим почитателям...
Она защищала своих детей даже и после смерти... Общее заключение
таково, что перед нами монотеистический культ, в котором женская
форма божества играла центральную роль" [*9].
Эта универсальная богиня представлена и в минойском искусстве в
виде Божественной Матери, которая с обожанием держит младенца, а
символы ее бессмертия - куколка и бабочка - были найдены в минойских
могильниках в виде золотых амулетов.
Другой источник, свидетельствующий о минойской вере в загробную
жизнь, - греческая литература. Например, у Гомера есть описание
загробной жизни в Элисии, не совпадающее с гомеровской же картиной
загробной жизни в Гадесе. Мир теней, Аид, воспроизводит в несубстантивированной
форме механизм жизни варваров во времена движения племен. Идея же
блаженства в Элисии представляет собой развитие идеи народа - мореплавателя
о совершенстве мира [+67].
Эллинская традиция сохранила легенду о Зевсе на Крите, хотя очевидно,
что это божество отнюдь не тождественно Зевсу-олимнийцу. Этот критский
Зевс не похож на предводителя вооруженного отряда, который, штурмом
захватив царство, спокойно правит им. Он появляется как новорожденное
дитя в окружении нимф, а вскармливают его вольно пасущиеся животные.
Причем он не только рождается, но и умирает! Был ли эмблемой его
двусторонний топор - религиозный символ, повсеместно распространенный
в минойском мире, подобно кресту в христианстве? И не воспроизведены
ли его рождение и смерть в рождении и смерти Диониса-фракийского
бога, позже отождествленного с богом элевсинских мистерий[+67].
Эллинская традиция сохранила легенду о Зевсе на Крите, хотя очевидно,
что это божество отнюдь не тождественно Зевсу-олимнийцу. Этот критский
Зевс не похож на предводителя вооруженного отряда, который, штурмом
захватив царство, спокойно правит им. Он появляется как новорожденное
дитя в окружении нимф, а вскармливают его вольно пасущиеся животные.
Причем он не только рождается, но и умирает! Был ли эмблемой его
двусторонний топор - религиозный символ, повсеместно распространенный
в минойском мире, подобно кресту в христианстве? И не воспроизведены
ли его рождение и смерть в рождении и смерти Диониса-фракийского
бога, позже отождествленного с богом элевсинских мистерий [+68]?
Не были ли эти мистерии классической Греции, подобно колдовству
в Европе, пережитком общества, исчезнувшего в результате потопа?
Попытаемся реконструировать религиозную историю эллинского мира.
Возрождение древних и традиционных элевсинских мистерий и появление
спекулятивной религии орфиков проистекало из синкретического объединения
фракийских Дионисий с минойскими мистериями рождения, смерти и воскресения
Божественного Дитяти [+69].
Несомненно, и элевсинские мистерии, и церковь орфиков дали эллинскому
обществу необходимую ему духовную пищу, которой оно не могло найти
в поклонении олимпийцам. Жизненная стихия, которой недоставало олимпийской
религии, но в полной мере присущая мистериям и орфизму, являет собой
трансцендентный внеземной дух, который мы предполагали найти в религии
смутного времени, но не времени юности и роста. Это и есть уже знакомый
нам дух вселенской церкви, создаваемой внутренним пролетариатом
обществ, переживающих свой закат. С ним мы уже встречались в махаяне,
католицизме, исламе. И эти церкви завещали свою жизненную стихию
зарождающимся обществам, по отношению к которым они сыграли роль
куколки. Таким образом, обнаружив аналогичное явление, мы вправе
задуматься, а является ли орфическая церковь действительно новой.
Нет ничего удивительного в том, что мистерии и орфизм выглядят
как призрак минойской вселенской церкви. Однако этого недостаточно,
чтобы с полным правом назвать эллинское общество сыновним минойскому.
Ибо неясно, почему уже умершая церковь вновь пришла к возрождению.
И кто разрушил ее еще до прихода варваров?
Последняя конвульсия движения племен в постминойский период датирована
египетскими свидетельствами приблизительно 1200-1190 гг. до н.э.
Это не был поход с целью грабежа. Скорее, это было переселение в
поисках новых мест обитания. Среди переселенцев были как ахейцы,
так и минойцы, смешавшиеся под натиском лавины дорийцев, хлынувших
с европейского побережья Эгейского моря. Беженцы - огромное количество
воинов и мирных жителей со скарбом своим и скотом - пешком, на повозках,
на кораблях двинулись в континентальную Азию, а затем вдоль азиатского
побережья на юго-восток, захлестнув, подобно волне прилива, сначала
империю Хатти в Анатолии, а затем и Новое царство Египта. Египетские
документы свидетельствуют, что под их натиском империя Хатти распалась,
в то время как Новое царство выстояло, приняв удар в большом сражении
на границе между Палестиной и Египтом. Однако итог был один: переселенцы
не смогли укрепиться на внутренних землях, а лишь образовали постоянные
поселения на побережье. На северо-западном побережье разбитой империи
Хатти они поселились в таких районах, как Эолия и Иония, ставших
частью прародины эллинского общества [+70].
На северо-восточном побережье Нового царства Египта (которое, выжив,
влачило жалкое существование), в районе, известном как Филистия
(Палестина), переселенцы образовали колонию, ставшую частью прародины
сирийского общества. На стыке равнины с горными районами беженцы
из минойского мира встретили древнееврейских кочевников - евреев,
словно ветром гонимых из аравийской ничейной земли в сирийские провинции
Нового царства Египта [+71].
Ливанский горный хребет стал северной границей проникновения арамейских
кочевников и защитил финикийцев, живших на побережье. Тем удалось
выдержать нашествие филистимлян, и они научились полагаться на себя,
утратив опору на египетский протекторат. Из этих элементов и возникло
с течением времени новое общество, обнаруженное нами в основании
исламского и названное "сирийским".
Сирийское общество унаследовало от минойцев алфавит, а также вкус
к дальним морским путешествиям. Последний привел к освоению Красного
и Средиземного морей, а позднее - к открытию Атлантического океана
[+72].
Тот факт, что обнаруживается родство сирийского общества с минойским,
представляется несколько удивительным. Скорее следовало бы ожидать,
что универсальным государством у истоков сирийского общества была
не талассократия Миноса, а Новое царство Египта и иудейский монотеизм
был возрождением монотеизма Эхнатона [+73].
Однако свидетельства не подтверждают такой зависимости. Не существует
также данных, которые подтверждали бы сыновнее родство сирийского
общества обществу империи Хатти. Наконец, нет никаких свидетельств,
которые указывали бы на родство сирийского общества с более ранней
империей шумеров и аккадцев [+74].
Культура общества, для которого эта империя была универсальным
государством, оставила глубокий, след и истории стран и народов,
входивших в нее. В течение семи веков после смерти Хаммурапи аккадский
язык продолжал оставаться lingua franco торговли и дипломатии
во всей Юго-Западной Азии [+75].
След этой культуры был одинаково глубоким и в Сирии, и в Ираке.
В манерах и обычаях сирийского народа он прослеживался с XVI-до
XIII в. до н.э., если верить древнеегипетским источникам. Однако
в ходе дальнейшего исторического развития этот след не воспроизводился.
Когда тьма, охватившая историю Сирии после миграции 1200-1190 гг.
до н.э., стала рассеиваться, исчез и след старой культуры. Клинопись
стала вытесняться алфавитом, и позже о ней не вспоминали. Минойское
влияние оказалось сильнее.
- Примечения
[*8]
Хатти - это местное название народа, который в Ветхом завете
именуется "детьми Хета", то есть "хеттами".
[*9]
Еvans. Sir Arthur. The Earlier Religion of Greece in the Light of
Cretan Discoveries. London. 1931, pp. 37-41.
- Комментарии
[+35]
Гупты династия царей Магадхи (область в Северо-Восточной Индии в
долине Ганга с центром в Палалипутре-совр. Патна) того же государства,
где правила династия Маурьев. Основатель - Чандрагупта I (ок. 320-335).
В правление его и его преемников Магадха подчинила своей власти
всю Северную Индию и некоторые части Делана. Гупты возрождали государственные
традиции эпохи Маурьев (не исключено сознательное принятие основателем
этой династии имени Чандрагупты - знаменитого царя Маурьев), но
государство Гуптов было индуистским, а не буддийским, как царство
их предшественников. Царство Гуптов распалось в V в. под ударами
кочевников и от внутренних раздоров.
[+36]
Гунны-тюркский (или монгольский) народ, кочевавший в I-IV вв. в
Центральной Азии. Из-за иссушения степей начали передвижение в более
подходящие области. Первые нападения на Китай происходили еще в
I в. Наиболее известны т.н. западные гунны, вторгшиеся в IV в. в
Восточную Европу, а в V в. - в Западную, где под предводительством
Аттилы (ум. 453) создали эфемерное государство от Волги до Рейна.
распавшееся сразу после смерти основателя. Кроме этой ветви, существовали
южные гунны, в 318 г. начавшие наступление на Китай. От западных
гуннов во время их движения в Европу отделилась группа, занявшая
Трансоксанию, т.е. область между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей. Эту группу
именуют белыми гуннами, или эфталитами. Именно они в 427 г. напали
на Индию. Царь Самудрагупта (ок. 455-465) отбил нападение, но напор
их продолжался. Эфталиты создали в V в. недолговечное государство,
в которое вошли Северо-Западная Индия, часть Средней Азии. Восточного
Ирана и Афганистана.
[+37]
Завоеватель Северо-Западной Индии, греко-бактрийский царь Деметрий
I, правил, по современным данным, в 189 -167 гг. до н.э. (называются
и другие даты, например 200-185 гг. до н.э.). Во время одного из
его походов престол в Бактрии захватил Евкратид, бывший до того
наместником одной из восточных провинций государства Селевкидов.
В индийских владениях Деметрия воцарился один из его полководцев.
Менандр, создавший весьма недолговечное Греко-Индийское царство,
обломки которого, впрочем, существовали до 50-х голов I в. до н.э.
[+38]
Между 140 и 130 гг. до н.э. в Бактрию и Северную Индию вторглись
кочевые племена - ираноязычные саки (шаки), родственные, видимо,
скифам, и тохары (народ, несомненно, индоевропейский, но более точная
классификация его языка пока не установлена). Парфяне проникли в
Индию в процессе борьбы с саками и тохарами. В I в. до н.э. в Бактрии
образовалось небольшое княжество, возглавляемое племенем (или родом)
кушан. В I в. н.э. кушаны напали на Северо-Западную Индию. В период
наибольшего могущества в нач. II в. их государство со столицей в
Пурушапуре (совр. Пешавар) охватывало Бактрию, большую часть современного
Афганистана, крайний запад Китая. западные и центральные районы
Северной Индии и часть Бенгалии. Культура Кушанского царства представляла
собой сплав иранских, индийских и греческих элементов.
[+39]
Чандрагупта Маурья (ум. 293 до н.э.), захватив престол в Магадхе
между 323 и 317 гг. до н.э., начал борьбу с македонскими завоевателями
и расширил свое царство до пределов нынешнего Белуджистана. Его
внук Апюка, правление которого (268-231 до н.э.) называют "золотым
веком Индии", соединил под своим владычеством почти весь субконтинент,
кроме крайнего юга. Со времен Ашоки государственной религией стал
буддизм. Ослабление империи Маурьев началось после смерти Ашоки,
а окончательный распад великой державы и возврат ее в пределы прежней
Магадхи произошел уже при династии Шунга, пришедшей в лице Пушьямитры
на смену Маурьев между 187 и 180 гг. до н.э.
[+40]
Веды (от санскр. "веда"-"знание") - древнейший
памятник индийской письменности. сборник религиозных гимнов, молитв
и заклинаний. Сложился в Индостане в кон. II -сер. I тыс. до н.э.
Ведические тексты содержат как пережитки представлений, существовавших
у племен арьев до их приходи в Индию, так и элементы верований аборигенов
субконтинента. A. Тойнби видимо, полагал их текстами, отражающими
исключительно воззрения арийцев на весьма ранней стадии. Веды и
связанные с ними писания именуют индийской литературой, период сложения
Вед - ведийской эпохой, религию, отраженную в этом памятнике ведийской
религией. Последняя была в сер I тыс. до н.э. оттеснена буддизмом,
но к кон. I тыс. н.э. традиционная религия победила окончательно,
но уже в иных формах. Эту обновленную религию называют индуизмом.
[+41]
Увеличение числа религиозных изображений в послеведийские эпохи
(А. Тойнби несколько преувеличивает "чистоту" ведийской
и реннебуддийской религий, отсутствие в них "идолопоклонства")
- буддийскую и индуистскую происходило под влиянием местных верований,
на которые наслаивались официальные религии. Весьма важное для дальнейших
рассуждений А. Тойнби положение о влиянии греческой культуры на
махаянистский буддизм (или даже формирование этого направления под
эллинским воздействием) вряд ли можно считать сколько-нибудь доказанным.
[+42]
Аскетизм не был полностью чужд и ведийской религии. Кроме того,
в буддизме аскет - живущий в общине монах, в индуизме - однокий
отшельник, и как раз монастырей и монашества эта религия не знает.
[+43]
Индуизм начал распространяться в Индокитае в I-II вв. н.э. Уже во
II в. н.э. в этот регион стал проникать буддизм, ставший, однако,
основной религией населения лишь к Х в. В Индонезию, в первую очередь
на Яву и Суматру, индуизм был завезен миссионерами из Индии ок.
II в. В IV-V вв. там возникли более или менее крупные буддийские
общины. Обе религии сосуществовали до Х-XII вв., пока буддизм был
не столько вытеснен, сколько поглощен своим соперником, и возникла
некая синкретическая религия с перевесом в сторону индуизма. Но
уже в XIII в. на Малайском архипелаге появился ислам, ставший в
XVI в. религией подавляющего большинства населения.
[+44]
В китайской историографии принята периодизация по правящим династиям.
Первой династией считается Инь (другое название - Шан) - с XVIII
по XII в. до н.э. Затем власть перешла к династии Чжоу, чья история
делится на два периода - Западное Чжоу (1122-771 до н.э.) и Восточное
(770-249 до н.э.). Во втором периоде происходили распад государства
и создание отдельных царств, хотя и при признании (далеко не всеми
государями) формального верховенства императоров Чжоу. Китайские
историки выделяют две эпохи междоусобиц. Первая, именуемая Лего
("отдельные государства"), или Чуньцю ("Весна и осень",
название приписываемой Конфуцию хроники этой эпохи), охватывает
722-481 гг. до н.э.; страна распалась на два десятка государств,
самыми крупными, поочередно захватывавшими гегемонию над остальными,
были пять ("Уба"-"Пять тиранов"): Цинь, Цзинь,
Ци, Чу и Сун. Во втором периоде (403-221 до н.э.), именуемом Чжаньго
("Борющиеся царства"), борьбу вели семь царств: Цинь,
Чу, Ци, Чжао, Янь, Вэй и Хань. Циньский царь Ин Чжен (246-210 до
н. э.) объединил Китай под своим владычеством и в 221 г. до н.э.
принял титул Цинь Шихуанди (Первый император Цинь). Но перенапряжение
экономики и режим террора привели к тому, что сын его, Второй император
(Эр Шихуанди), оказался и последним. Народное восстание, которое
возглавил деревенский староста Лю Бан из бывшего царства Хань (247-195
до н.э.), привело к свержению династии Цинь в 207 г. до н.э. Удачливый
вождь повстанцев стал в следующем году императором, основав династию
Хань. Время ее правления подразделяется на два периода: Старшая
(Первая, Западная) Хань (206 до н.э.-25 н.э.) и Младшая (Вторая,
Восточная) Хань (25-220). Разрыв объясняется тем, что в 9-25 гг.
правил узурпатор Ван Ман, свергнутый восстанием "красных бровей";
на престол воссел дальний родственник ханьских императоров. Восстание
"желтых повязок", длившееся около двадцати лет начиная
с 185 (187) г., хотя и подавленное, сильно поколебало империю, и
она распалась.
[+45]
Давление кочевников на Китай, во всяком случае на северные и западные
его районы, отмечено уже в Х в. до н.э., если не ранее.
[+46]
Период после падения династии Хань именуется в китайской историографии
"Саньго"-"Троецарствие", так как империя распалась
на три государства: Вэй, У и Шу. Этот период длился с 220 по 265
(или 280) г., когда новая династия Цзинь (или Западная Цзинь) объединила
Китай. Набеги кочевников в IV-V вв. привели к гибели Западной Цзинь
в 420 г. На севере самым мощным государством стала Северная Вэй
(386-535), созданная кочевниками сяньби, ведомыми племенем (или
родом) тоба. Все кочевники очень быстро китаизировались, и основанные
ими государства были, по сути, тоже китайскими по языку, культуре
и структуре управления.
[+47]
Конфуций (Кун Фуцзы, Кун Цзы; ок. 551-479 до н.э.), справедливо
считающийся основателем конфуцианства - философско-религиозного
(в Китае это не разделялось) учения, - сам всегда утверждал, что
не сочиняет ничего нового, а лишь излагает идеи древних "совершенномудрых".
Учение Конфуция скорее социоцентрично, нежели теоцентрично. Основная
идея его в том, что идеальное государственное (оно же общественное)
устройство, идеальные законы (они же моральные принципы) уже даны
предками и дело людей - воплощать эти идеалы в жизнь, не допуская
изменений идеала и противодействуя его нарушениям. Принципиальная
неразделенность общественного и государственного, личного и публичного,
юридического и нравственного выражается в том, что государственная
жизнь строится по образцу семейной. Младшие обязаны подчиняться
старшим - от родителей до монарха, но и старшие обязаны заботиться
о младших, и верховный надзор за этим осуществляет Божественное
Небо - довольно неопределенное высшее божество, по мандату которого
правит император. В случае невыполнения своих обязанностей Небо
может отобрать мандат у недостойного и передать его достойному.
Поэтому перевороты и восстания в конфуцианстве не осуждаются, но
лишь тогда, когда они ведут не к нарушению, а к восстановлению исконного
порядка. Все же иные новшества недопустимы. Конфуцианство подвергалось
преследованиям - вплоть до казни конфуцианских ученых - в эпоху
Цинь, но уже при династии Хань стало официальной государственной
доктриной.
[+48]
Попытка примирить враждующие государства в эпоху Лего была предпринята
в 546 г. до н.э. царством Сун. Собрание представителей царств не
было международной конференцией в нашем понимании, ибо все они формально
считались частями империи Чжоу. Попытка эта успеха не имела.
[+49]
Лаоцзы (прозвище, означающее "старый ребенок": настоящее
имя - Ли Эр; годы жизни неизвестны, традиционно считается старшим
современником Конфуция) может быть назван квиетистом (квиетизм -
от лат. quietus - "безмятежный, спокойный" - в
собственном смысле слова - возникшее в XVIII в. в католицизме, но
популярное и среди протестантов учение об абсолютном подчинении
своей воли Богу, вплоть до безразличия к собственному спасению;
в переносном - созерцательное бездействие) достаточно условно. Его
учение, изложенное в книге "Даодэцзин", - даосизм (от
"Дао", труднопереводимого термина, означающего буквально
"путь" и имеющего смыслы: "первопричина мира",
"суть Вселенной", "основной закон Природы")
- выдвигает главным принципом "увэй"-"недеяние",
- но это никак не просто созерцательный покой, а подчинение
Природе, ненарушение естественной гармонии. достижение единства
человека с Природой. К культуре, к государству Лаоцзы относится
с недоверием. С его точки зрения, правитель-мудрец должен, отвергнув
роскошь и войну, возвратить народ к простоте и неведению, существовавшим
до возникновения культуры и морали. Подобное учение заставляло его
адептов стремиться к аскетизму, а это привело к превращению даосов
в секту отшельников и к созданию в I-III вв. даосской религии, где
от учения Лаоцзы мало что осталось (хотя оно продолжало почитаться
и вошло в общекультурный фонд китайцев), а основой стала магия,
и в первую очередь попытки достижения бессмертия с помощью аскезы
и различных алхимических действий.
[+50]
Махаяна зародилась в Северо-Восточной Индии, но не в Синьцзяне,
где протекает река Тарим, видимо, в I в. до н.э. В Китай она проникла
при императоре Минди (58-75) еще до завоевания Китаем восточных
провинций Кушанского царства в 90 г. Религией Китая был не махаянистский
буддизм, а причудливый сплав конфуцианства, буддизма, даосизма и
традиционных верований. Любой китаец, кроме членов буддийского и
даосского духовенства, в быту молился духам предков и благодетельным
богам, в официальной жизни был конфуцианцем, в минуты размышлений
о жизни и смерти обращался к буддийским и даосским учениям - и все
это безо всяких религиозных кризисов.
[+51]
Проникновение китайцев на Юг началось еще в VIII в. до н.э. с укреплением
царства Чу (XI в.-223 до н.э.), которое включало в себя и области
с аборигенным населением. В циньскую эпоху границы Китая простирались
до территории нынешнего Вьетнама. Особо активным заселение Юга стало
в IV-VI вв., когда тысячи людей, спасаясь от кочевников, хлынули
на земли к югу от Янцзы. Считается, что мигрировало до 1/8 населения
Севера. Китайское влияние на Корейском полуострове стало распространяться
во II в. до н.э. В корейских государствах с IV-VI вв. официальным
языком был китайский, языком культуры - ханмун, китаизированный
корейский, письменностью - китайская иероглифика. Первые контакты
Китая и Японии относятся к I в. до н.э., но активное воздействие
китайской культуры, распространение языка, принятие письменности
и широкое влияние буддизма - к VI-VIII вв.
[+52]
Буддизм начал проникать в Тибет еще в VII в. сначала в хинаянистском,
а потом махаянистском варианте. В XI в. усиливается основанный еще
в VII в. Падмасамбхавой тантризм - то ли ответвление махаяны. то
ли особое буддийское учение (не смешивать с индуистским тантризмом,
где особую роль играет поклонение обожествленной мужской и женской
силе) - мнения специалистов расходятся, - в центре которого находятся
магия (санскр. "тантра" - "хитросплетение";
"сокровенный текст", "магия"), медитация, йогическая
практика для достижения не просто нирваны, а состояния будды, т.е.
полного духовного совершенства еще при жизни. Центрами магической
практики стали монастыри (монах - по-тибетски "лама" -
отсюда название учения). Реформатор ламаизма Цзонкаба (1357-1419)
придал ему современный вид, с его пышными культовыми и строгими
организационными формами. Высшие ламы являются хубилганами - перерожденцами
- будд. бодхисатв, почитаемых святых (несмотря на то что, по ортодоксальному
буддизму, они достигли нирваны и цепь перерождений прекратилась).
Венчают пирамиду панчен-лама, перерождение владыки Рая будды Амитабхи,
и далай-лама, перерождение бодхисатвы Авалокитешвары. Первый выше
по духовному сану, но святость его столь велика, что он не может
заниматься земными делами. С 1639-1640 гг. далай-ламы стали не только
духовными, но и светскими владыками Тибета. В XVI в. ламаизм утвердился
в Монголии, в XVII в. - в Бурятии, в XVIII в. - в Калмыкии.
[+53]
"Талассократия" буквально значит "моревладычество".
Этот термин утвердился не просто за островом Крит, а за периодом
его истории - 1750-1450 гг. до н.э., - когда цари критского города
Кносса властвовали не только над самим островом, но и, благодаря
мощному флоту, над архипелагами и побережьем Эгейского моря. Это
отразилось в легендах о мудром царе Миносе, ставшем после смерти
судьей загробного царства, о чудовище Минотавре, обитавшем в кносском
дворце Лабиринте, и пр. Современные исследователи полагают, что
в указанное время мог существовать реальный царь Минос.
[+54]
От поэм троянского цикла до нас дошли две: "Илиада" и
"Одиссея", созданные, видимо, в сер. VIII-нач. VII в.
до н.э. Долгое время творения эти бытовали устно или в случайных
записях, и лишь в сер. VI в. до н.э. назначенная афинским тираном
Писистратом (560-527 до н.э. с перерывами) комиссия установила канонический
текст. Окончательная редакция поэм была проведена в сер. III в.
до н.э. учеными Александрийской библиотеки. Поэмы фиванского цикла
не дошли до нас, но известно, что они существовали.
[+55]
Археологи делят историю древнего Крита на три периода: раннеминойский
(от имени Миноса) - 3000-2200 гг. до н.э., - среднеминойский - 2200-1600
гг. до н.э. - и позднеминойский - 1600-1100 до н.э. Каждый из периодов
расчленяется на три подпериода. Поздний Миной III - приблизительно
1550-1350 гг. до н.э.
[+56]
Возникшая еще в III в. до н.э. периодизация истории Древнего Египта
по царствам и династиям имеет в настоящее время следующий вид (даты
более или менее приблизительны): Раннее царство (I-II династии)
- ок. 3000-ок. 2778 гг. до н. э.; Древнее царство (III-VI или III-VIII
династии) 2778-2263 (или 2220) гг. до н.э.; I переходный период
(VII-Х или IX-часть XI династии) - 2263 (или 2220)-2160 (или 2050)
гг. до н.э.; Среднее царство (XI-XII династии) - 2160 (или 2050)-1785
гг. до н.э.: II переходный период (XIII-XVII династии)-1785-1580
гг. до н.э.; Новое царство (XVIII-XX династии) - 1580-1085 гг. до
н.э.; III переходный период (XXI династия)-1085-950 гг. до н.э.;
Позднее царство (ХХII-ХХVI династии) - 950-525гг. до н.э.; эпоха
персидского владычества (XXVII династией считаются Ахемениды, кроме
этого, с 404 по 343 г. до н.э. существовали эфемерные XXVIII-XXX
династии, иногда персидский период не включается в историю Древнего
Египта) - 525-31 гг. до н.э.; времена Александра Македонского, Птолемеев,
римского владычества к Древнему Египту историки не относят.
[+57]
Имеется в виду Хеттское царство, государство, существовавшее в Малой
Азии в XVIII (или XVII)- XIII вв. до н.э. В период наибольшего могущества
в XV-XVI вв. до н.э. - распространяло власть и на Сирию. Термин
же "хатти" чрезвычайно многозначен. Здесь он употреблен
в качестве названия хеттской державы, но первоначально это было
наименование города и народа, родственного, видимо, северокавказским
этносам и называемого в науке хаттами или протохеттами. В кон. III-нач.
II тыс. до н.э. на Малоазийский полуостров проникли индоевропейские
племена, одно из которых основало в сер. II тыс. до н.э. княжество
с центром в г. Несе - ядро будущего Хеттского царства, столицей
которого с XVI в. до н.э. становится г. Лхатти (Хаттусас). Индоевропейские
племена именовали себя, насколько известно, несийцами (по г. Несе).
Таким образом, слово "хатти" обозначает: 1) Хеттское царство
и всех его жителей; 2) дохеттский народ; 3) жителей г. Хатти независимо
от этнической принадлежности; 4) несийцев, которых в современной
исторической литературе называют хеттами (но не хаттами).
[+58]
Описывается т. н. вторжение народов моря. Причины и характер этого
движения, его этнический состав и хронология не вполне ясны. Видимо,
основным этническим элементом были греческие материковые племена
ахейцев, а также ликийцы и филистимляне (индоевропейские народы
малоазийского происхождения; последние, поселившись в Палестине,
дали ей свое название), этруски, сарды и сикулы (коренное население
Сардинии и Сицилии неясной этнической принадлежности). Название
"морские народы" было дано им еще древними египтянами,
ибо на Палестину и Египет они нападали с моря, но имеются свидетельства
и о массовом сухопутном переселении, причины коего неясны.
[+59]
Известно три разновидности критского письма: иероглифическое (число
памятников его весьма незначительно), возникшее на рубеже III и
II тыс. до н.э.; слоговые - "линейное письмо А", использовавшееся
с XVII в. до н.э., и "линейное письмо Б", известное с
XV в. до н.э. Первые два вида письменности остаются загадочными,
в т. ч. потому, что неизвестен язык этого письма. "Линейное
письмо Б" дешифровано в 1952-1953 гг. М. Вентрисом (1922-1956)
и Дж. Чедвиком (р. 1920). Тексты оказались написанными на архаическом
греческом языке.
[+60]
Арголида-область на востоке Пелопоннеса.
[+61]
История Крита XIX-XV вв. до н.э. знает несколько страшных катастроф.
Первая из известных нам произошла между 1800 и 1750 гг. до н.э.,
и результатом ее было разрушение дворцов в городах Кноссе и Фесте,
а также обезлюдение ряда поселений (именно это имеется здесь в виду).
Некоторые исследователи полагают, что причиной этого было землетрясение,
другие - что истоки находятся либо в междоусобице, либо в социальных
конфликтах. Ок. 1600 (скорее всего в 1560) г. до н. э. опять произошло
землетрясение, ок. 1500 г. до н.э.-еще одно. Самым разрушительным
был катаклизм ок. 1450 г. до н.э., вызванный извержением вулкана
на о. Фера (Санторин) в 110 км от Крита. Помимо землетрясения, на
Крит обрушилось цунами. Большинство городов превратилось в развалины,
под которыми погибло множество людей. Кносс был вскоре восстановлен,
но остальные города остались лежать в руинах. Некоторые историки
считают, что было не две катастрофы 1500 и 1450 гг. до н.э., а одна
и разрушение Кносса и гибель Санторина надо относить к первой из
дат.
[+62]
Киклады - архипелаг на юге Эгейского моря. B III-II тыс. до н.э.
там существовала достаточно развитая культура эпохи бронзы. Во II
тыс. до н.э. Киклады вошли в сферу влияния Критской монархии или
даже в состав этого государства.
[+63]
Культуру материковой Греции периода от последней трети III тыс.
до н.э. до XI в. до н.э. именуют микенской, по Микенам - одному
из крупнейших городов-государств той эпохи. Сегодняшние историки
предпочитают называть ее "ахейской", а период 1600-1025
гг. до н.э. - микенским. Расцвет ахейских городов приходится на
XV-XIII вв. до н.э. Влияние критской культуры на материковую Грецию
(особенно Пелопоннес) неоспоримо, поэтому некоторые исследователи
говорили о крито-микенской цивилизации. Архелогические раскопки
30-50-х годов XX в. показали достаточное культурное своеобразие
пелопоннесских царств.
[+64]
В Древней Греции, не обладавшей политическим единством, существовало
единство культовое. В Дельфах, городе у подножия Парнаса, находилось
святилище Аполлона с его оракулом, прорицания которого считались
подлежащими неукоснительному исполнению. Дельфы были общенациональной
святыней, и их неприкосновенность обеспечивалась договорами между
полисами. Элевсие - город близ Афин - был местом культа Деметры.
Дважды в год там проводились тайные обряды-мистерии. Посвящаемый
в них обеспечивал себе блаженство в загробном мире. Ввиду эзотеричности
этих мистерий о них мало что известно, но установлено, что, кроме
молений и жертвоприношений Деметре, Дионису и другим богам, там
поклонялись безымянным Богу и Богине, покровителям плодородия. Первоначально
культ этот был местным афинским, но с VI-V вв. до н.э. приобрел
общенациональное значение. Храм Аполлона на о. Делос был религиозным
центром не всей Эллады, а малоазийских греков; они образовали религиозно-политический
Делосский союз.
[+65]
Первое поколение богов, порожденное Ураном и Геей, именуют в греческой
мифологии титанами-в т.ч. Кроноса, свергшего своего отца и в свою
очередь свергнутого сыном Зевсом. Иногда к титанам причисляют и
потомство этого первого поколения. Просто Титаном, как именем собственным,
называли Гелиоса-бога Солнца (чаще) - или Прометея (реже).
[+66]
"Кольцо Нестора"-золотой перстень, найденный при раскопках
древнего Пилоса. Название это дал ему известный археолог А. Эванс
в память об упоминаемом Гомером мудром Несторе, царе Пилоса (возможно,
историческом лице), которому могло принадлежать это кольцо.
[+67]
Отраженные в поэмах Гомера представления о загробном мире являют
собой напластование разновременных верований. С одной стороны, Аид
(он же Гадес) - место, где души умерших влачат жалкое существование,
утратив память о земной жизни; с другой - в царстве мертвых есть
место, где блаженствуют праведники, - Елисейские поля (Элизиум,
Элисий). Современные исследователи полагают, что представления о
последних - поздние и вряд ли восходят к микенской религии.
[+68]
Культ Диониса, божества малоазийского происхождения, распространился
в Греции в VII-VI вв. до н.э. По основному мифу он-сын Зевса и Семелы,
погибшей в пламени из-за козней ревнивой Геры. Зевс выхватывает
из огня недоношенный плод и зашивают его в свое бедро, откуда Дионис
и рождается. Дионисии - праздник в память гибели и нового рождения
этого бога - справлялись в атмосфере экстаза. По мнению ряда ученых,
дионисийство - народный культ в противовес аристократическому почитанию
Аполлона. Ипостасями Диониса являются Загрей, сын Зевса и Персефоны,
убитый титанами, но возродившийся в Дионисе; Иакх, древнее божество,
призывавшееся во время элевсинских мистерий (связь его с безымянным
Богом этих мистерий неясна), и даже сам Зевс (в чертах образа последнего,
безусловно, прослеживаются представления о критском божестве, символом
которого был двусторонний топор). Выводить дионисийскую религию
из минойской вряд ли есть основания.
[+69]
Орфики - представители религиозно-философского течения, возводившие
его к античному мифологическому герою Орфею, певцу и музыканту,
который не почитал Диониса и был растерзан вакханками. Самым существенным
в орфизме было учение о душе как частице божества и теле как темнице
души. Орфики поклонялись Дионису-Загрею. Минойские мистерии рождения,
смерти и воскресения Божественного дитяти не зафиксированы.
[+70]
Вторжение в Среднюю и Южную Элладу северогреческих дорийских племен
привело к переменам в этнической карте Греции. Дорийцы заняли большую
часть Пелопоннеса, Крита, юго-запад Малой Азии и прилегающие острова.
Другие греческие племена - эолийцы - под давлением дорийцев переселились
из Северо-Восточной Греции (Фессалии) в Среднюю Грецию (Беотию),
на северо-запад Малоазийского полуострова и близлежащие острова,
в частности Лесбос. На полуостров Аттику хлынули спасающиеся с Пелопоннеса
ахейцы, что вызвало необходимость переселения местного населения,
не затронутого нашествиям. Эти переселенцы, по легенде, под водительством
афинского царя Иона направились на запад Малой Азии, и область их
расселения получила название Ионии. Земли эолийцев, в особенности
о. Лесбос, были, по мнению ряда ученых, местом зарождения героического
эпоса, дошедшего до нас, правда, на ионическом диалекте.
[+71]
Филистимляне, насколько известно, заняли Палестину на рубеже XIII
и XII вв. до н.э. Еврейские племена вторглись в эти земли из-за
Иордана в сер. XIII в. до н.э. Место сложения племенного союза Израиль
неизвестно. Традиция настаивает на исходе из Египта, ряд ученых
осторожно говорит о Синайском полуострове, но археологические данные
пока отсутствуют.
[+72]
Нет никаких оснований считать, что финикийцы унаследовали искусство
мореплавания от минойцев. Морская торговля финикийских городов известна
с III тыс. до н.э. Причины определенного спада ее на рубеже III
и II тыс. до н.э. не до конца ясны, а новый подъем морской активности
в сер. II тыс. до н.э. объясняется уничтожением конкуренции со стороны
"моревладыки Миноса".
[+73]
Эхнатон (Аменхотеп IV. 1419-ок. 1400 до н.э.; называются и другие
даты)- египетский фараон, религиозный реформатор; выступил с попыткой
упразднения всего пантеона богов и учреждения культа единого бога-Атона,
бога солнечного диска. Сменил имя, значащее "Амон (первоначально
бог-покровитель г. Фив. столицы Египта в эпоху Среднего и Нового
царств, затем - верховный бог) доволен", на Эхнатон ("угодный
Атону"). В нач. XX в. возникла гипотеза о связи культа Атона
с иудейским монотеизмом, что хронологически ненадежно, ибо основатель
монотеизма Моисей (если считать его исторической личностью) жил
в XIII в. до н.э., а многобожие было восстановлено и вся деятельность
фараона-реформатора была предана проклятию и действительному забвению
сразу после смерти его и его ближайшего преемника.
[+74]
Шумеры-один из древнейших (хотя, возможно, и не автохтонный) народов
Двуречья; генетические связи его не установлены. Название дано по
области Шумер, охватывавшей не всю страну с шумерским населением,
а первоначально. видимо, область вокруг г. Ниппура. В конце IV тыс.
до н.э. уже существовали шумерская письменность и небольшие города-государства
(Киш, Ур, Урук). Аккадцы-восточносемитский народ, проникший в Месопотамию
в III тыс. до н.э. В конце этого тысячелетия один из приближенных
правителя г. Киша захватил власть и принял имя Саргон (Шаррумкен.
т. е. "царь истины", настоящее имя неизвестно, в исторической
литературе именуется Саргон Древний) и титул "царь страны"
(2316-2261 до н.э.); создал государство, охватывающее всю Месопотамию
и часть Сирии (хронология его царствования ненадежна, поэтому приводимая
ниже А. Тойнби дата сложения "империи" - 2298 г. до н.э.
- довольно сомнительна). Столицей своего государства Саргон сделал
небольшой город Аккаде на севере Нижнего Междуречья: область по
нему стала называться Аккадом. Внук Саргона Нарамсин (Нарам-Суэн,
2236-2220 до н.э.) принял титул "царь четырех сторон света".
Аккадская монархия пала вскоре после 2176 г. до н.э. под ударами
кочевников и соседнего Элама. Позднее царь г. Ура Ур-Намму (Ур-Енгур-устаревшее
чтение; 2112?-2038 до н.э. и его сын Шульги (2093 -2046 до н.э.),
создатели т. н. III династии Ура, объединили все Междуречье и приняли
титул "царь Шумера и Аккада". Царство это распалось между
2021 и 2017 гг. до н.э. под ударами западносемитского народа амореев
(аморитов). Много позднее Хаммурапи снова назвал себя царем Шумера
и Аккада. Следует заметить, что и Шумер и Аккад - географические,
а не этнические понятия: южная и северная части Южной Месопотамии
соответственно. Сами шумеры и аккадцы, видимо, не разделяли своих
этносов, несмотря на очевидные языковые различия, и именовали себя
"черноголовыми". Этнические названия даны современными
учеными.
[+75]
Lingua franca - язык межэтнического общения. Термин произведен
от т.н. франкского языка, упрощенного французского с примесью греческих
и арабских слов, употреблявшегося крестоносцами на Ближнем Востоке
при контактах с местным населением. Первоначально на Ближнем Востоке
таким языком был шумерский, вытесненный в XIX в. до н.э. аккадским,
но сохранявшийся в качестве языка культуры, уже мертвого, до XVII
в. до н.э. (тексты на шумерском переписывались до III в. до н.э.).
Аккадский и его поздние варианты (старовавилонский, староассирийский)
существовали до VII в. до н.э., клинопись - до V в. до н.э., когда
ее вытеснил арамейский алфавит.
|