Арнольд Тойнби
ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ
К оглавлению
Часть первая
ПРИРОДА ГЕНЕЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Приступая к исследованию генезиса цивилизаций, подумаем, с чего
начать: с мутации примитивных обществ в независимые цивилизации
или с появления родственно связанных цивилизаций. Второй способ
возникновения встречался в истории чаще и будущее, по нашему мнению,
принадлежит ему. Однако мутация приводит к гораздо большим изменениям,
поэтому рассмотрим вначале именно этот способ генезиса.
Глубина мутации примитивного общества, становящегося цивилизацией,
отражена в различиях между двумя видами обществ, существующих в
настоящее время. Это различие следует признать как нечто само собою
разумеющееся. Следующим шагом нашего исследования должно стать выявление
характеристик, определяющих это различие. Оно не в наличии или отсутствии
институтов, ибо мы покажем, что институты, будучи регуляторами межличностных
отношений, представляют собой атрибуты всего рода, а следовательно,
могут быть обнаружены в обществах обоих видов.
Не представляется возможным провести различие между цивилизациями
и примитивными обществами и на основании разделения труда, потому
что рудименты процесса разделения труда можно заметить и у примитивных
обществ. В самом деле, процесс разделения труда - необходимое условие
существования институтов, а следовательно, признак, свойственный
любому человеческому обществу, ибо трудно представить себе общество,
в котором индивид не вносил бы специфического вклада в общественную
жизнь, исполняя свою социальную функцию.
Дополнением или противоположностью разделения труда является социальное
подражание, или мимесис, что можно определить и как приобщение через
имитацию к социальным ценностям. Мимесис - общая черта социальной
жизни. Действие его можно наблюдать как в примитивных обществах,
так и в цивилизациях, однако в разных видах обществ мимесис действует
в различных направлениях. В примитивных обществах, насколько можно
судить, мимесис ориентирован на старшее поколение и на уже умерших
предков, авторитет которых поддерживается старейшинами, в свою очередь
обеспечивая влияние и престиж власти. В обществе, где мимесис направлен
в прошлое, господствует обычай, поэтому такое общество статично.
В цивилизациях мимесис ориентирован на творческих личностей, которые
оказываются первооткрывателями на пути к общечеловеческой цели.
В обществе, где мимесис направлен в будущее, обычай увядает и общество
динамично устремляется по пути изменений и роста.
Динамическое движение характерно для цивилизации, тогда как статичное
состояние свойственно примитивным обществам. Однако, если спросить,
является ли это различие постоянным и фундаментальным, ответ будет
отрицательным. Все зависит от времени и места.
Все примитивные общества, дошедшие до нас в статичном состоянии,
когда-то находились в движении; и все общества, ставшие цивилизациями,
рано или поздно тем или иным способом придут к статическому состоянию.
Примитивные общества нашего времени статичны, потому что они оправляются
от напряжения, которое и ввергло их в данное состояние. Это не смерть,
а спячка. Окаменевшие цивилизации статичны, потому что они утратили
жизнь в результате неудачной попытки перейти из одного состояния
в другое. Они мертвы. И смерть их нельзя ни опровергнуть, ни преодолеть.
Их участь - распад, только разлагаться они будут с различной скоростью:
одни - как тело, другие - как древесный ствол, а иные - как камень
на ветру.
Итак, нам не удалось до конца раскрыть предмет настоящего исследования
- различие между примитивным обществом и цивилизацией, - однако
нам удалось пролить свет на природу генезиса цивилизаций, что и
было целью настоящего исследования. Начав с мутаций, преобразовавших
примитивные общества в цивилизации, мы обнаружили процесс перехода
от статического состояния к динамической деятельности. Эта же формула
характеризует и альтернативный способ возникновения цивилизации
- через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших
обществ, утративших свою творческую силу. Правящее меньшинство такого
рода обществ статично и отделение пролетариата представляет собой
динамическую реакцию именно на эту статичность, что в конечном счете
оказывается главным условием возникновения нового общества.
Среди разнообразных символов, с помощью которых мыслители не раз
пытались выразить чередование статики и динамики в ритме Вселенной,
Инь и Ян [+2]
кажутся более подходящими, ибо они непосредственно, а не с помощью
метафоры передают меру ритма. Поэтому в данном исследовании мы будем
использовать именно эти символы, поскольку они прекрасно передают
музыку других цивилизаций. В "Magnificat" [+3]
мы слышим песню радости Инь, восходящей к Ян: "Душа моя да
возвеличит Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моем,
Ибо снизошел Он по смирению прислужницы Своей...".
- Комментарии
[+2]
Инь и Ян - основные категории китайской натурфилософии. Инь - начало
пассивное, темное, женское; Ян - активное, светлое, мужское. Эти
начала не противоборствуют, а взаимно дополняют друг друга, непрерывно
друг в друга переходят, и этот переход есть движение всего Космоса.
[+3]
Magnificat (лат. "возвеличивает, восхваляет") -
начальные слова латинского текста хвалебной песни Богородицы (Лк.
1, 41-55), которые и служат названием всей песни.
|