Империй призрачных орлы...
В марксистской литературе принято считать империализм
политическим продуктом зрелого капитализма, в который Европа вступила
приблизительно с 80-х годов прошлого столетия. Экономические мотивы
(борьба за рынки, сырье и помещение капиталов) действительно отмечают
новейшую колониальную политику европейских Империй. Но экономика
— лишь одна из многих сторон политической экспансии, которая стара,
как мир. Здесь социология непосредственно продолжает биологию. Борьба
за власть есть лишь политическое выражение всеобщей борьбы за существование.
Можно было бы утверждать, как историко-социологический постулат,
что каждое государство или даже каждое политическое образование
(род, племя, орда) непрерывно раздвигает границы своей территории
за счет соседей до тех пор, пока не встретит достаточно сильного
сопротивления. В результате устанавливаются более или менее твердые
границы, но всегда оспариваемые, всегда подвижные. Война в истории
более постоянное явление, чем мир. Даже в периоды длительного мира
нельзя забывать, что он лишь результат равновесия враждебных сил.
Границы государства не статические формы, а силовые линии, где скрещиваются
и уравновешиваются внутреннее и внешнее давления. Равновесие постоянно
нарушается, и тогда происходит расширение, сжатие или гибель государства.
Вся история может быть рассматриваема (и даже преимущественно рассматривалась
в узкополитической историографии) как смена процессов интеграции
и дезинтеграции. Можно называть первый процесс ростом, развитием,
объединением или же завоеванием, порабощением, ассимиляцией; второй
— упадком, разложением или освобождением, рождением новых наций,
в зависимости от того, какая государственность или народность стоит
в центре наших интересов. Галльские войны Цезаря принесли с собой
смерть кельтской Галлии и рождение Галлии римской. Разложение Австро-Венгрии
есть освобождение — Чехии, Польши и Югославии. Объективная же или
сверхнациональная оценка историка колеблется. Рост государства означает
расширение зоны мира, концентрацию сил и, следовательно, успехи
материальной культуры. Но гибель малых или слабых народов, ими поглощенных,
убивает, часто навеки, возможность расцвета иных культур, иногда
многообещающих, быть может, качественно высших по сравнению с победоносным
соперником. Эти гибнущие возможности скрыты от глаз историка, и
потому наши оценки великих Империй или, точнее, факта их образования
и гибели содержат так много личного или условного. В отличие от
евразийцев мы признаем безусловным бедствием создание монгольской
Империи Чингисхана и относительным бедствием торжество персидской
монархии над эллинизмом. С нашей точки зрения, Империя Александра
Великого и его наследница — Римская — создали огромные культурные
ценности, хотя в случае Рима нельзя не сожалеть о многих нераспустившихся
ростках малых латинизированных культур. Враги греческого гуманизма,
которых так много в наше время, конечно, другого мнения. Борьба
эллинства и Востока еще продолжается в нашей современной культуре.
Когда экспансия государства переходит в ту стадию, которая позволяет
говорить об Империи? На этот вопрос не так легко ответить. Во всяком
случае, нельзя сказать, что Империя есть государство, вышедшее за
национальные границы, потому что национальное государство (если
связать национальность с языком) явление довольно редкое в истории.
Может быть, правильное определение было бы: Империя — это экспансия
за пределы длительно устойчивых границ, перерастание сложившегося,
исторически оформленного организма.
Историки давно говорят о Египетской Империи для эпохи азиатских
завоеваний Рамесидов, о Вавилонско-Ассирийской и Персидской Империях
— в их расширении за пределы Междуречья и Ирана до берегов Средиземного
моря. Рим превращается в Империю, когда выходит из границ Италии;
европейские державы — когда приобретают обширные колониальные владения
за океаном. Но завоевание или ассимиляция немцами западных славян
или русскими славянами финнов не создавали Империи. Выход государства,
даже непрерывно растущего, из его привычной геополитической сферы
есть тот момент, когда количество переходит в качество: рождается
не новая провинция, но Империя, с ее особым универсальным политическим
самосознанием.
* * *
Наши привычные понятия о государстве сложились в
опыте XIX века, когда национальное государство из исключения превратилось
в норму, в тип государства вообще. Современное государство-нация
есть продукт скрещения двух первоначально враждебных сил: романтизма
и французской революции. Романтизм, с его переоценкой всего иррационального
в человеке и культуре, строил идею народа на подсознательных или
полусознательных элементах его жизни, каковы язык, фольклор, языческая
религия природы. Народ романтиков совпадал с языковой общиной.
Французская революция сделала народ (конечно, другой, насквозь
рассудочный народ) сувереном, единственным носителем государственной
власти. Народы Европы, порабощенные революционной Францией, в
борьбе против нее прошли через ее школу. Их культурный, бытовой,
религиозный национализм превратился в политический. Каждый народ
(нация) имеет право на свою государственность, и только национальные
государства оправданы. Такова была вера XIX века. И его внешнеполитическая
история сводилась главным образом к революционно-военной перекройке
европейской карты по национальным границам. Для одних (немцев,
итальянцев) это было движение к единству, для других — к отделению,
освобождению от наций-завоевательниц. Некоторые страницы этой
истории достойны Плу-тарха. Нельзя без волнения читать о героях
и мучениках освободительных движений в Италии, Польше, Ирландии.
Счастливые, немцы и итальянцы, создали свои крепкие национальные
государства уже в XIX веке. Даже более слабые, балканские народы,
добились своей независимости, пользуясь слабостью Турции и поддержкой
мощной России. Несчастным пришлось ждать до первой мировой войны,
которая принесла долго чаемое освобождение полякам, ирландцам,
чехам и дру-гим австрийским славянам.
Но задолго до того, как процесс национализации Европы
завершился или, вернее, достиг своего возможного апогея, началась
эра нового империализма. Конечно, и он не сводился к голой экономике.
И в нем говорила воля к власти, пафос славы (Киплинг) или голос
тщеславия. Но для великих европейских держав конца XIX века колониальная
экспансия была хозяйственной необходимостью. Все растущая индустрия
требовала заокеанского сырья (хлопок, каучук), изобретение двигателей
внутреннего сгорания вызвало колоссальную потребность в нефти
и борьбу за ее ограниченные естественные источники. Наконец, победоносный
капитализм, по природе своей не способный удовлетворяться внутренними
рынками, начинает погоню за внешними. Политическое господство
становится формой, орудием и броней экономической эксплуатации.
Старые колониальные Империи Англии и Голландии просыпаются от
вековой дремы для новой лихорадочной работы. Поздно пришедшие
народы спешно строят свои новые Империи за морем: Франция, Бельгия,
Италия, Германия. Впрочем, sero venientibus ossa. Для Германии
не нашлось уже «места под солнцем» Африки и Азии, достаточно рентабельного,
и она обратила главную ось своей экспансии на Ближний Восток.
Здесь она проникла в империалистическую зону сил Англии и России,
что и было одной из главных причин первой великой войны. В эту
войну вступили уже не европейские народы или нации, а мировые
Империи, подобные драконам, головы которых еще умещались в Европе,
но туловища покрывали почти весь земной шар.
Конфликты, приведшие к войне, были двух порядков:
национальные и империалистические. Национальной, в старом смысле
слова, была борьба Франции и Германии из-за Эльзас-Лотарингии,
борьба немцев и славян на Дунае, внутри и вне Австро-Венгерской
монархии. Империалистическая экспансия поссорила Германию с Англией
и Россией. На Версальской конференции явно преобладали мотивы
национальные, даже этнографические. Ее идеальным планом, на практике
оказавшимся неосуществимым, было воплощение старой романтической
мечты: для каждой народности свое государство. Крушение нескольких
Империй позволило кроить новые государства в Европе щедро и, на
первый взгляд, безболезненно. Вопрос о колониях, о переделе мира
и мировых богатств стоял на втором плане.
Вторую войну можно понять лишь в теснейшей связи
с первой, как ее второй акт. Основной силой взрыва было болезненно-раздраженное,
в результате поражения, национальное чувство Германии, самой динамической
нации Европы. В ее сознании давно уже национальные мотивы неразрывно
сплетались с империалистическими. Это значит: пафос освобождения
становился для нее волей к власти. Гитлер и выставил для нее программу
в сущности беспредельного господства: сначала в Восточной Европе,
потом в Европе вообще — наконец, во всем мире. С поразительной
легкостью ему удалось осуществить две части своей программы. Впервые
со времен Наполеона Европа подчинилась единому «порядку». Этот
порядок, то есть господство Германии, приняла и Франция, казалось
бы, ее вечный и непримиримый враг. На службу мечу стали и новые
идеологии, в которых расовые и буржуазно-классовые мотивы сплетались
с са.мыми передовыми; сверхнаци-ональными и социалистическими.
Бессилие и малодушие находили опору в стремлении к миру, к европейскому
единству, к универсальной организации.
Потеря чувства меры (как в случае с Наполеоном)
и ассирийское варварство методов завоевания сгубили Гитлера и
Германию. Он нес народам не мир на основе права и по-рядка, который
побежденные могли бы принять скрепя сердце, но унижение, порабощение,
для многих физическое истребление. В результате Германия вызвала
против себя взрыв национальных чувств и страстей, который оказался
сильнее потребности в порядке и единстве. Англия и Россия боролись
за свое существование. Движения сопротив-ления возродили революционный
национализм, напоминающий эпоху наполеоновских войн. Второй акт
мировой войны окончился крушением германского варианта мировой
Империи.
В результате этих двух «раундов» старая Европа с
ее сложившейся системой международных отношений отошла в вечность.
Погибли или погибают все ее Империи, кроме России, на равновесии
которых держался мир. Нет больше Австро-Венгрии, Турция ушла из
Европы, Италия потеряла все колонии, Германия — конечно, временно,
— не существует даже как государство. Франция сведена на степень
второстепенной державы, которая делает бессильные попытки спасти
свою распадающуюся заморскую Империю. Англия, хотя и дважды победоносная
и способная к героической борьбе, ослаблена тяжким кровопусканием
и вынуждена сама начать ликвидацию — своей Империи. В отличие
от Франции, она проявляет в этом процессе свертывания много проницательности
и великодушия. Она действительно стремится перестроить свою Империю
в добровольную федерацию наций, преимущественно англосаксонской
культуры. Но, занятая огромными внешними трудностями, она бессильна
помочь Европе в организации хаоса.
Этот хаос создан не только военными потрясениями.
Если погибли империи, то и государства-нации не смогли организовать
жизни в образовавшейся политической пустоте. Прежде всего выяснилась
утопичность чисто этнографической государственности. Историческая
чересполосица племен., естественные географические рубежи (Богемия),
исторические воспоминания и притязания делают национальную проблему
Восточной Европы неразрешимой. Чем дальше мы идем по путям мнимых
решений, тем больше накопляется ненависти, к старым прибавляются
новые несправедливости, открываются источники новых конфликтов.
С другой стороны, национальное чувство в наши дни, столь беспощадное
к слабым соседям, оказывается неожиданно и жалко покорным перед
торжествующей силой. Чехословакия добровольно отдалась московскому
властелину. А ведь Франция и Чехословакия были классическими странами
современного демократического национализма. Почти все силы сопротивления
в Европе, боровшиеся с Гитлером, предают теперь свою родину новому
восточному завоевателю. Точно цель всей их борьбы была в том,
чтобы переменить одного тирана на другого.
Нет, не национальное сознание способно сейчас организовать
мир; скорее оно мешает новой организации, стремится увековечить
хаос. Нечего и говорить о том, что за столетие индустриального
капитализма оно растеряло все те великие ценности, которые некогда
национальный романтизм писал на своем знамени. Культура — или
бескультурность — современных наций становится все более космополитической,
безнадежно однообразной. Национальные традиции служат больше для
декоративной рекламы внутренне пустой технической цивилизации.
* *
*
Итак, ни равновесие Империй, ни мирное строительство
малых наций не даны для новой исторической эпохи. Пока над руинами
и хаосом Европы высятся два гиганта, два победителя, вознесенные
мировой войной на небывалую высоту. Для всех ясно, насколько неустойчиво
новое равновесие. При всяких обстоятельствах дуализм политических
сил, направления которых пересекаются почти во всех точках общего
«жизненного пространства», неизбежно приводит к их столкновению.
Правда, сейчас нет недостатка в карликах, которые, в страхе от
приближающейся грозы, пытаются играть роль посредников между гигантами.
Но их политический вес слишком ничтожен, чтобы поддерживать шатающееся
равновесие. В данном случае нельзя даже говорить о столкновении
как о событии будущего. Борьба между двумя Империями уже ведется
методами дипломатии, экономики, пропаганды. Даже прямые военные
действия идут, хотя и под прикрытием чужих флангов. Сейчас СССР
ведет войну в Греции и в Китае, как ранее вел ее в Иране и во
всей уступленной ему, но подлежащей покорению территории Восточной
Европы. Для СССР война еще продолжается; мир не подписан, да он
и не должен быть подписан. Сталин явно выступил в качестве преемника
Гитлера не только в сфере былого фактического господства Германии,
но и ее притязаний. Для правящего слоя в России дело идет о господстве
над миром путем завоевания и революции.
Америка не мечтает о мировом господстве. Она думает
больше об организации своей безопасности, но поняв уже, что мир
стал слишком тесен для безопасности одиноких. Она уже предолела
свой врожденный изоляционизм и пытается организовать мировой хаос.
Пока еще только долларом и хлебом, не адекватными пулеметам и
пушкам ее вездесущего противника. Но военный потенциал Америки
огромен. В случае военного столкновения ее победа несомненна,
по крайней мере при настоящем соотношении вооружений и сил. Ее
беда в том, что она не умеет реализовать свой военный потенциал
в обстановке мира, главным образом благодаря «викторианской» отсталости
своего политического мышления.
Но Америке не чужда мысль о мировом единстве. Она
пыталась воплотить ее в бескровном призраке ОН, этом ухудшенном
издании Лиги Наций. По-видимому, она сейчас уже не верит в нее.
В мире, разделенном пополам непримиримыми противоречиями, не может
быть никаких Объединенных Наций. Но как ни компрометирует это
жалкое учреждение великую идею единства, она сейчас жива, как
никогда. Жива, несмотря на разлив национальных страстей, несмотря
на подготовку третьей войны. Ведь эта война готовится не для защиты
национальных, ограниченных интересов, но во имя организации мира.
Сталин, подобно Гитлеру, мыслит эту организацию как порабощение
и подчинение мира своей социальной системе и единой воле господина;
Америка и Англия — как союз юридически равных, как федерацию демократических
народов.
До сих пор идея мирового государства не защищается
правящими кругами англосаксонских союзников. Они вынуждены считаться
с самолюбиями средних и малых народов, с узким национализмом своих
собственных стран. Потеря национального суверенитета пугает. XIX
век держит в плену их сознание. Но уже Черчилль имеет смелость
говорить о Соединенных Штатах Европы. Но уже Маршалл требует единой
экономической организации Европы как условия американской помощи
для хозяйственной реконструкции. И в перспективе атомного оружия
Америка вместе со всеми демократиями Запада настаивает на частичном
ограничении суверенитета. Однако это частичное ограничение означает
отказ от права войны и от свободы вооружений. При современной
атомной технике оно, в сущности, означает всеобщее разоружение
и создание мировой армии. Лишенное права войны и мира, государство
перестает существовать как суверенное. Оно вынуждено отказаться
и от внешней политики, которая станет внутренней политикой рождающегося
сверхнационального государства.
При неизбежном сопротивлении России этот план является
совершенно утопическим. Но попробуйте мысленно устранить Россию,
и он завтра же станет реальностью. Мысленное устранение, конечно,
не поможет реализации. Но мы видели, что почти стихийный ход событий
(включающий и сознательную волю правительства России) ведет к
войне, которая может реально устранить либо Россию, либо Америку
со всеми оставшимися демократиями мира.
Все вероятности говорят в пользу того, что новое
мировое государство, или новая универсальная Империя, родится,
как и все бывшие Империи, в результате войны, а не мира. Теоретически
мыслимо, конечно, образование федерации народов в результате совершенно
свободного соглашения равных. Хотя мир никогда не знал такого
опыта, но новое, небывалое — как, например, фашизм или коммунистическая
революция — рождается на наших глазах. Однако совершенно свободный
отказ от суверенитета предполагает слишком высокий уровень политической
морали. Об этом позволительно было мечтать в XIX или в начале
XX века, когда старая Европа стояла в апогее своей политической
цивилизации. Женевская Лига Наций давала ей последний шанс. С
тех пор, в результате двух страшных войн, политическая мораль
европейских народов пала так низко, как, может быть, никогда за
время всей христианской истории. Политическая фразеология находится
в кричащем противоречии с политическими реальностями. Для всех
практических соображений можно принять, что сейчас народы мира
движутся близоруким эгоизмом, ненавистью и, всего больше, страхом.
Это значит, что они готовы принять единство, только продиктованное
силой, только в форме Империи.
Сила еще не значит завоевание, Империя еще не значит
господство. Сейчас история предлагает народам мира два варианта
Империи, из которых один является действительно небывалым, хотя
и вполне возможным. Эти два варианта соответствуют двум возможным
победителям, на долю которых выпадает организовать мир.
Легко себе представить, как будет выглядеть мир
в случае победы России. Распространение коммунистической системы
по всему земному шару. Истребление высших классов и всех носителей
культуры, дышавших воздухом свободы и не желающих от него отказаться.
Массовые казни в первые годы, каторжные лагеря на целое поколение.
Закрепощение всех профессий на службу всемирному госу-
дарству. Управление им, централизованное в Москве, при фиктивной
независимости федеративных наций.
Постепенное (а может быть, и быстрое) заглушение
всех высших сфер культуры за счет технического знания. До сих
пор краски этой картины взяты из действительного опыта России
и Восточной Европы. Идя дальше, можно представить себе, что в
обстановке мира и технической цивилизации материальные потребности
покоренных народов будут удовлетворены, чего никогда не было достигнуто
в СССР. Парии Азии и негры Африки впервые наедятся риса досыта.
Вероятно, они будут благословлять свою судьбу. Мировая Империя
Москвы будет прочна, как древние тоталитарные Империи — Египта,
Китая, Византии. Конечно, удушение свободы поведет к постепенному
падению не только духовной культуры, но, в конце концов, и самого
технического знания. Конец «прогресса». Медленное понижение уровней.
Одряхление, которое может тянуться века, чтобы закончиться новым
варварством. В этом прогнозе не предусмотрено одно: способность
человеческого духа к творческим взрывам вроде рождения новых религий
или реформации старых, которые могут разрушить или преобразовать
самые твердые, неподвижные цивилизации.
Менее ясен, но более светел другой вариант Империи:
Pax Atlantica, или лучше Pax Americana. В случае победы Америки,
Англии и их союзников единство мира должно отлиться в форме действительной,
а не мнимой федерации. Такова сама структура и Соединенных Штатов,
и Британского Commonwealth. В настоящее время англосаксы и не
представляют себе власти, организованной вне самоуправления. Даже
молодой империализм Америки, при всей жадности к стратегическим
базам, начинает с освобождения своих старых колоний. Опасность
Атлантического варианта Империи не в злоупотреблении властью,
а скорее в бездействии власти. У свободных народов нет вкуса к
насилию, и это прекрасно. Но в настоящее время у них нет и вкуса
к власти, и это опасно.
В отличие от России, Америка не может не считаться
со своими союзниками, из которых АНГЛИЯ, или ведомая ею Федерация
доминионов, представляет еще серьезную силу. Самолюбия и эгоизмы
европейских народов тоже создают немалые препятствия. Они безропотно
покорятся самой гнусной из тираний, но будут роптать при легких
ограничениях суверенитета. Заставить их войти в мировую Империю,
организованную в форме федерации, нелегко. Нужна большая воля
и большая гибкость, чтобы добиться повиновения слабых в рамках
демократической законности. Юная федерация не может быть федерацией
равных по существу, но лишь по форме. Лишь время и общее разоружение
сделают излишней гегемонию сильного и возможным уравнение политического
влияния. Если сильный откажется от своей тяжелой ответственности,
мир снова развалится, и уже безнадежно.
Но опыт двух войн показал, что англосаксонские демократии,
часто пассивные во время мира, находят в себе волю и способность
к героическому напряжению в роковой час. Чувство ответственности
может заменить для них вкус к власти.
Итак, нет основания бояться порабощения народов
в случае победы Америки. Экономические интересы, конечно, потребуют
своего удовлетворения. Надо признать, что спасение мира стоит
известных материальных жертв в пользу победителя. Да и распространение
в Европе опасения американской эксплуатации страшно преувеличены.
Пока что Америка бросает миллиарды для восстановления Европы,
и не видно, чтобы она получила что-либо взамен.
Атлантическая Империя столь же мало предполагает
единство экономической системы, как и единообразие политическое.
Социализм и капитализм в разных дозах могут уживаться в общих
экономических рамках. Пример социалистической Англии показывает,
что в наши дни не экономика соединяет народы или разводит их по
разным лагерям. Общие основы англосаксонской цивилизации не изменились
с отказом Англии от капиталистической системы. Но, конечно, необходимость
регулирования мирового хозяйства в единой Империи чрезвычайно
усилит сама по себе социалистические тенденции отдельных стран.
Здесь кончается возможность предвидения. В отличие
от четких очертаний коммунистической Империи, общество, построенное
на свободе, таит в себе неограниченные возможности. Где свобода,
там и возможность конфликтов. Где борьба, там и возможность поражений.
Но также и необычайных побед. Мы знаем, что западная цивилизация
тяжко больна; международные столкновения лишь один из симптомов
общего недуга. И по устранении их остается возможность социальных
потрясений, моральных кризисов, духовных бурь. В конце концов,
вопрос о спасении нашей культуры есть вопрос духа. Но если будет
устранена угроза войны между народами, если будет достигнуто всеобщее
разоружение, человечество получит еще одну отсрочку — как древняя
Ниневия в книге пророка Ионы.
Одной из главных проблем грядущей Империи будет
установление отношений между членами западной семьи и возрождающимися
народами Востока. Но это тема будущего. Сейчас Восток еще слишком
слаб технически, чтобы не включиться, охотно и с выигрышем для
себя, в новую федеративную Империю. Как удержать его в ней, по
достижении им технического совершеннолетия, это проблема наших
детей и внуков, которая, конечно, займет когда-то главное поле
истории.
Ceterum censeo: нельзя забывать о третьей возможности
— возможности не победы одной из двух Империй, а всеобщего разрушения
и гибели, если столкновение произойдет в условиях приблизительного
равенства сил и оружия.
* *
*
Остановимся на одном из возможных исходов. Какая
судьба ожидает Россию в случае ее поражения? Если бы Россия была
национальным государством, как Франция или современная Германия,
ответ был бы сравнительно прост и не столь для нее трагичен. Да,
она, конечно, прошла бы через ужасы разорения, унижения, голода,
через которые сейчас проходит Германия, с той только разницей,
что, в отличие от Германии, ей не привыкать стать к голоду и рабству.
Для большинства ее населения падение ненавистной власти, даже
ценой временной иностранной оккупации, явится освобождением. Ведь
американцы не собираются колонизировать Россию, как Гитлер, или
истреблять ее «низшие» расы. Но дело осложняется тем, что Россия
не национальное государство, а многонациональная Империя; последняя,
единственная в мире, остающаяся после ликвидации всех Империй.
Было бы чудом, если бы она вышла невредимой из ожидающей ее катастрофы,
в тех географических очертаниях, в которых ее застала революция.
Правда, Россия является Империей своеобразной. По
своей национальной и географической структуре он занимает среднее
место между Великобританией и Австро-Венгрией. Ее нерусские владения
не отделены от нее морями. Они составляют прямое продолжение ее
материкового тела, а массив русского населения не отделен резкой
чертой от инородческих окраин. Но Дальний Восток или Туркестан,
по своему экономическому и даже политическому значению, совершенно
соответствуют колониям западных государств. Типологическое, то
есть качественное сходство с Австро-Венгрией еще значительнее.
Однако процент господствующего великорусского населения в Империи
Романовых был гораздо выше немецкого в Империи Габсбургов. Это
сообщало России несравненно большую устойчивость. Сходство будет
полнее, если вместо Австро-Венгрии последних десятилетий взять
Германскую Империю до 1805 года. Русские и немцы играли одну и
ту же цивилизаторскую и ассимилизационную роль. Правда, среди
подданных Германии были страны древних и богатых культур. Вместо
одной Русской Польши, Германия имела три: Польшу, Венгрию и Богемию.
Однако с подъемом культуры народностей России и соответствующим
ростом их сепаратизмов Россия приближалась к типу Австро-Германии.
Но мы не хотели видеть сложной многоплеменности
России. Для большинства из нас перекройка России в СССР, номинальную
федерацию народов, казалась опасным маскарадом, за которым скрывалась
вся та же русская Россия или даже святая Русь.
Как объяснить нашу иллюзию? Почему русская интеллигенция
в XIX веке забыла, что она живет не в Руси, а в Империи? В зените
своей экспансии и славы, в век «екатерининских орлов», Россия
сознавала свою многоплеменность и гордилась ею. Державин пел «царевну
киргиз-кайсацкой орды», а Пушкин, последний певец Империи, предсказывал,
что имя его назовет «и ныне дикой тунгуз и друг степей калмык».
Кому из поэтов послепушкинской поры пришло бы в голову вспоминать
о тунгузах и калмыках? А державинская лесть казалась просто непонятной
— искусственной и фальшивой. Но творцы и поэты Империи помнили
о ее миссии: нести просвещение всем ее народам — универсальное
просвещение, сияющее с Запада, хотя и в лучах русского слова.
После Пушкина, рассорившись с царями, русская интеллигенция
потеряла вкус к имперским проблемам, к национальным и международным
проблемам вообще. Темы политического освобождения и социальной
справедливости завладели ею всецело, до умоисступления. С точки
зрения гуманитарной и либеральной, осуждались Империя, все Империи,
как насилие над народами, но результаты этого насилия принимались
как непререкаемые. Более того. XIX век для большинства интеллигенции
означал служение национального сознания до пределов Великороссии.
Россия была необъятно велика, и мало кто из русских образованных
людей изъездил ее из конца в конец; непоседливых манила сказка
Запада. Но, и путешествуя по России, русский не выходил из своего
привычного уклада: объяснялся везде по-русски, видел везде одну
и ту же русскую администрацию и туземцев, побогаче и познатнее,
уже входящих в быт, язык и культуру завоевателей. Интеллигенция
возмущалась насильственной русификацией или крещением инородцев,
но это возмущение относилось к методам, а не к целям. Ассимиляция
принималась как неизбежное следствие цивилизации. Еще полвека
или век, и вся Россия будет читать Пушкина по-русски (так понимался
«Памятник»), и. все этнографические пережитки сделаются достоянием
музеев и специальных журналов.
Есть еще одна неожиданная сторона русского западничества.
Россией вообще интересовались мало, ее имперской историей еще
меньше. Так и случилось, что почти все нужные исследования в области
национальных и имперских проблем оказались предоставленными историкам
националистического направления. Те, конечно, строили тенденциозную
схему русской истории, смягчавшую все темные стороны исторической
государственности. Эта схема вошла в официальные учебники, презираемые,
но поневоле затверженные и не встречавшие корректива. В курсе
Ключевского нельзя было найти истории создания и роста Империи.
Так укоренилось в умах не только либеральной, но
отчасти и революционной интеллигенции наивное представление о
том, что русское государство, в отличие от всех государств Запада,
строилось не насилием, а мирной экспансией, не завоеванием, а
колонизацией. Подобное убеждение свойственно националистам всех
народов. Французы с гордостью указывают на то, что генерал Федерб
с ротой солдат подарил Франции Западную Африку, а Лиотэ был не
столько завоевателем Марокко, сколько великим строителем и организатором.
И это правда, то есть одна половина правды. Другая половина, слишком
легко бросающаяся в глаза иностранцам, недоступна для националистической
дальнозоркости.
Несомненно, что параллельный немецкому русский Drang
nach Osten оставил меньше кровавых следов на страницах истории.
Это зависело от редкой населенности и более низкого культурного
уровня восточных финнов и сибирских инородцев сравнительно с западными
славянами. И однако — как упорно и жестоко боролись хотя бы вогулы
в XV веке с русскими «колонизаторами», а после них казанские инородцы
и башкиры. Их восстания мы видим при каждом потрясении русской
государственности — в Смутное время, при Петре, при Пугачеве.
Но с ними исторические споры покончены. Несмотря на искусственное
воскресение восточно-финских народностей, ни Марийская, ни Мордовская
республики не угрожают целости России. Уже с татарами дело сложнее.
А что сказать о последних завоеваниях Империи, которые, несомненно,
куплены обильной кровью: Кавказе, Туркестане?
Мы любим Кавказ, но смотрим на его покорение сквозь
романтические поэмы Пушкина и Лермонтова. Но даже Пушкин обронил
жестокое слово о Цицианове, который «губил, ничтожил племена».
Мы заучили с детства о мирном присоединении Грузии, но мало кто
знает, каким вероломством и каким унижением для Грузии Россия
отплатила за ее добровольное присоединение. Мало кто знает и то,
что после сдачи Шамиля до полумиллиона черкесов эмигрировало в
Турцию. Это все дела недавних дней. Кавказ никогда не был замирен
окончательно. То же следует помнить и о Туркестане. Покоренный
с чрезвычайной жестокостью, он восставал в годы первой войны,
восставал и при большевиках. До революции русское культурное влияние
вообще было слабо в Средней Азии. После революции оно было такого
рода, что могло сделать русское имя ненавистным.
Наконец, Польша, эта незаживающая (и поныне) рана
в теле России. В конце концов вся русская интеллигенция — в том
числе и националистическая — примирилась с отделением Польши.
Но она никогда не сознавала ни всей глубины исторического греха,
совершаемого — целое столетие — над душой польского народа, ни
естественности того возмущения. с которым Запад смотрел на русское
владычество в Польше. Именно Польше Российская Империя обязана
своей славой «тюрьмы народов».
Была ли эта репутация заслуженной? В такой же мере,
как и другими европейскими Империями. Ценой эксплуатации и угнетения
они несли в дикий или варварский мир семена высшей культуры. Издеваться
над этим смеет только тот, кто исключает сам себя из наследия
эллинистического мира. Для России вопрос осложняется культурным
различием ее западных и восточных окраин. Вдоль западной границы
русская администрация имела дело с более цивилизованными народностями,
чем господствующая нация. Оттого, при всей мягкости ее режима
в Финляндии и Прибалтике, он ощущался как гнет. Русским культуртрегерам
здесь нечего было делать. Для Польши Россия была действительно
тюрьмой, для евреев гетто. Эти два народа Империя придавила всей
своей тяжестью. Но на Востоке, при всей грубости русского управления,
культурная миссия России бесспорна. Угнетаемые и разоряемые сибирские
инородцы, поскольку они выживали — а они выживали, — вливались
в русскую народность, отчасти в русскую интеллигенцию. В странах
ислама, привыкших к деспотизму местных эмиров и ханов, русские
самодуры и взяточники были не страшны. В России никого не сажали
на кол, как сажали в Хиве и Бухаре. В самих приемах русской власти,
в ее патриархальном деспотизме, было нечто родственное государственной
школе Востока, но смягченное, гу-манизированное. И у русских не
было того высокомерного сознания высшей расы, которое губило плоды
просвещенной и гуманной английской администрации в Индии. Русские
не только легко общались, но и сливались кровью со своими подданными,
открывая их аристократии доступ к военной и административной карьере.
Общий баланс, вероятно, положительный, как и прочих Империй Европы.
И если бы мир мог еще существовать как равновесие Империй, то
среди них почетное место занимала бы Империя Российская. Но в
мире уже нет места старым Империям.
Национально-романтическое движение докатилось до
пределов России с некоторым запозданием. Но сразу оно приняло
и политический характер. Быть может, это соответствовало и слабости
романтического национализма (славянофильства) в самой Великороссии.
Тяготение к западной культуре (через посредство России) долго
перевешивало в меньшинственных интеллигенциях их этнографическую
связь со своими народами. Но неизбежное наступило. Одним из первых
Рунеберг, создатель Калева-лы, положил начало финской литературе,
создавая новую нацию из того, что было лишь этнографической народностью.
Во второй половине столетия возрождаются или просто рождаются
на свет эстонская и латышская литература — будущие нации, творимые
поэтами. Тогда же происходит новый расцвет древних литератур Кавказа
— грузинской и армянской. Одной из первых, в начале XIX века,
романтическое веяние коснулось и оживило литетатуру украинскую.
Уже к середине века, в Кирилло-Мефодиевском братстве, украинское
движение принимает политический характер.
Пробуждение Украины, а особенно сепаратистский характер
украинофильства изумил русскую интеллигенцию и до конца остался
ей непонятным. Прежде всего потому, что мы любили Украину, ее
землю, ее народ, ее песни, считали все это своим, родным. Но еще
и потому, что мы преступно мало интересовались прошлым Украины
за три-четыре столетия, которые создали ее народность и ее культуру,
отличную от Великороссии. Мы воображали, по схемам русских националистов,
что малороссы, изнывая под польским гнетом, только и ждали, что
воссоединиться с Москвой. Но русские в Польско-Литовском государстве,
отталкиваясь от католичества, не были чужаками. Они впитали в
себя чрезвычайно много элементов польской культуры и государственности.
Когда религиозные мотивы склонили казачество к унии с Москвой,
здесь ждали его горькие разочарования. Московское вероломство
не забыто до сих пор. Ярче всего наше глубокое непонимание украинского
прошлого сказывается в оценке Мазепы. Новый этап в создании украинской
нации падает на вторую половину XIX века. Бессмысленные преследования
украинской литературы перенесли центр национального движения из
Киева во Львов, в Галицию, которая никогда не была связана ни
с Москвой, ни с Петербургом. Это имело двойные последствия. Во-первых,
литературный язык вырабатывался на основе галицийского наречия,
а не полтавского или киевского, то есть гораздо более далекого
от великорусских говоров.
Польский, а не русский язык стал источником новых
отвлеченных и научных словообразований. Русский мог без труда
понимать Шевченко, но язык Грушевского был ему непонятен, казался
искусственным. Как будто не все литературные языки были искусственными
при своем создании — русский язык Ломоносова или латинский Энния!
Но мы по-прежнему упрямо продолжали считать малороссийский язык
лишь областным наречием русского, хотя слависты всего мира, включая
Российскую Академию наук, давно признали это наречие за самостоятельный
язык. То, что этот язык из языка фольклорной поэзии сделался языком
отвлеченной мысли, на котором уже существует большая научная литература,
окончательно решает вопрос об украинской нации. Грушевский может
быть назван ее создателем.
На наших глазах рождалась на свет новая нация, но
мы закрывали на это глаза. Мы были как будто убеждены, что нации
существуют извечно и неизменно, как виды природы для доэволюционного
естествознания. Мы видели вздорность украинских мифов, которые
творили для киевской эпохи особую украинскую нацию, отличную от
русской. Но мы забывали, что историческая мифология служила лишь
для объяснения настоящей реальности.
Нации не было, но она рождалась — рождалась веками,
но в ускоряющемся темпе в наши дни. 1917 год был актом ее официального
рождения.
То обстоятельство, что центр движения был в Галиции,
обособляло и политически новую нацию от общей судьбы народов России;
облегчало для нее переход от федеративной идеологии Костомарова
и Драгоманова к идее «самостийности».
Было еще одно движение среди народов России, центр
которого оказался за рубежом и которое мы совершенно проглядели.
Это было пантюркское движение, связывавшее литературное и политическое
пробуждение русских татар с возрождением Молодой Турции.
Русские националисты первые заметили опасность,
угрожающую Империи. Они ответили на нее усилением русификации,
травлей инородцев, издевательством над украинцами и еврейскими
погромами. Они старательно раздували искры сепаратизмов. Два последних
императора, ученики и жертвы реакционного славянофильства, игнорируя
имперский стиль России, рубили ее под самый корень. Революционная
интеллигенция лишь накануне первой революции пошла навстречу национальным
движениям меньшинств. Некоторые из левых партий (не большевики)
включили в свою программу федеративный строй Российской республики.
С этим и застал нас 1917 год.
Трудно возразить что-либо против идеи федерации.
Это прекрасная, разумная программа. Для малых народов она обещает
и свободу, и преимущества жизни в великом, веками сложившемся
организме. Экономические блага имперской кооперации бесспорны,
так же как и преимущества военной защиты. Может быть, если бы
федеративный строй России осуществился в 1905 году с победой освободительного
движения, он продлил бы существование Империи на несколько поколений.
Но, к сожалению, народы — по крайней мере в наше время — живут
не разумом, а страстями. Они предпочитают резню и голод под собственными
флагами.
Как страстно славяне ненавидели «лоскутную» Австро-Венгрию,
и как многие теперь жалеют о ее гибели. Старая Австрия давно уже
перестала быть Габсбургской деспотией. С 60-х годов она перестраивалась
на федеративный лад. Некоторые из ее народов — венгры, поляки
— уже чувствовали себя хозяевами на своей земле, для других время
полного самоуправления приближалось. Все вообще пользовались той
долей политической свободы, какая была немыслима в царской России.
И, однако, они предали свое отечество в годину смертельной опасности.
В 1917 году демократическая интеллигенция, полгода
управлявшая Россией, октроировала федеративное самоуправление
некоторым из ее народов. Но в обстановке развала и падения военной
мощи России федерация уже не удовлетворяла. А когда в Великороссии
победил большевизм, от нее побежали, как от чумы. Большевики силой
оружия собрали Империю и террором, как железным обручем, держат
уже почти три .десятилетия ее распадающийся состав.
Многим казалось, даже среди непримиримых врагов
большевизма, что решение национальной проблемы в СССР принадлежит
к самым удачным их достижениям. Оно сводится к двум принципам:
полная культурная автономия и никакой политической.
Отсутствие политической свободы прикрывалось обильными
поблажками национальному тщеславию. Даже имя России было уничтожено.
Одиннадцать республик СССР жили «под своими собственными флагами»:
по конституции они имели даже право на отделение. В первые годы
революции национальные силы всех народов, кроме великорусского,
не только освобожденные, но и получившие государственную поддержку,
привели к расцвету национальных культур. Значительная часть интеллигенции
нашла удовлетворение в культурном народничестве. Конечно, вся
власть принадлежала коммунистической партии, а партия управлялась
из Москвы.
Этот расцвет продолжался недолго. Большевизм был
системой не только политической, но и прежде всего идеологической.
Национальный романтизм, неизбежно принимавший идеалистическую
окраску, был ему ненавистен. На десятках языков Союза должны были
печататься и читаться только полные собрания сочинений Маркса
и Ленина. Это было достигнуто, с прибавлением од Сталину. Для
этого понадобилось задушить национальные литературы (особенню
украинскую и тюркскую) с истреблением значительной части их интеллигенции.
С тех пор национальные движения были загнаны в подполье. — Но
это значит, что опять, как в царские времена, на окраинах скопляются
центробежные силы, готовые взорвать мнимофедеративную Империю.
И чем более они сдавлены прессом НКВД, тем эффективнее должен
быть их взрыв после освобождения.
Большевистский режим ненавистен и огромному большинству
великороссов. Но общая ненависть не спаивает воедино народов России.
Для всех меньшинств отвращение от большевизма сопровождается отталкиванием
от России, его породившей. Великорусе не может этого понять. Он
мыслит: мы все ответственны, в равной мере, за большевизм, мы
пожинаем плоды общих ошибок. Но хотя и верно, что большевистская
партия вобрала в себя революционно-разбойничьи элементы всех народов
России, но не всех одинаково. Русскими преимущественно были идеологи
и создатели партии. Большевизм без труда утвердился в Петербурге
и в Москве, Великороссия почти не знала гражданской войны; окраины
оказали ему отчаянное сопротивление. Вероятно, было нечто в традициях
Великороссии, что питало большевизм в большей мере, чем остальная
почва Империи: крепостное право, деревенская община, самодержавие.
Украинец или грузин готовы преувеличивать национально-русские
черты большевизма и обелять себя от всякого сообщничества. Но
их иллюзии естественны.
Железный занавес тоталитарной лжи мешает нам видеть
ясно, что происходит за пределами общеизвестного застенка. Но
есть три факта, которые заставляют предполагать рост сепаратизмов
в СССР. Во-первых, по свидетельству беглецов, «националы» составляют
заметный процент населения концлагерей. Их присутствие там не
уравновешивается представительством политических течений или партий
Великороссии, ибо таковых не существует. В бесформенной оппозиционной
массе, смешанной с уголовными, выделяются, хотя бы с ярлыком шпионов,
только представители малых народов России.
Во-вторых, после второй войны правительство уничтожило
пять республик (или областей) за сотрудничество с немцами. Республики
невелики, но показательны; до других ведь и не дотянулась германская
оккупация. Украины уничтожить было нельзя без всесоюзного позора,
но, кажется, и она заслуживала той же участи. Мы знаем об украинских
воинских частях, сражавшихся вместе с немцами, об украинской Церкви,
об эмбрионе украинского правительства. Пораженчество, конечно,
захватило и Великороссию, но на Украине оно сказалось много ярче.
И, наконец, мы видим то, что происходит в эмиграции,
среди нас. Можно утверждать, что зарубежные настроения не вполне
соответствуют внутрисоветским: преувеличения революционеров неизбежны.
Но нельзя думать, что они совершенно оторваны от советской действительности;
по крайней мере для нас, великороссов, война и новая эмиграция
принесла скорее подтверждение наших оценок. И вот, среди всех
групп русской эмиграции представители Других национальностей России
блистают своим отсутствием. Они строят свои собственные организации,
даже не пытаясь установить какие-либо связи с русскими товарищами
по борьбе или собратьями по судьбе. Более того, ни с чьей стороны
мы не встречаем такой ненависти, как со стороны украинцев, которых
мы-то считали — ошибочно — совсем своими. Как далеки мы от времен
старой эмиграции, когда, в чаянии грядущей революции, вожди всех
народов России объединялись в борьбе «за нашу и вашу свободу»!
Нетрудно предвидеть, что, в случае военного поражения
России, произойдет не только падение советского режима, но и восстание
ее народов против Москвы. Даже те экономические и политические
мотивы, которые могли бы говорить в пользу их связей с Великороссией,
превращаются в свою противоположность в условиях поражения. Быть
с Россией значит разделить ее ответственность, ее тяжкую судьбу.
С другой стороны, перед победителем встанет вопрос, подобный тому,
который стоит после поражения Германии. Как обеспечить мир и в
будущем от висящей над ним угрозы русской агрессии? Большевизм
умрет, как умер национал-социализм. Но кто знает, какие новые
формы примет русский фашизм или национализм для новой русской
экспансии? Если бы не было никаких сепаратизмов в России, их создали
бы искусственно; раздел России все равно был бы предрешен. Фактическое
положение сделает возможным произвести его в согласии с волей
большинства ее народов, в условиях демократической справедливости.
На плечи победителей, ко всем их мировым проблемам, ляжет добавочная
тяжесть: организация хаоса на территории Восточной Европы. Мировая
Империя — нелегкое предприятие. Но военная оккупация облегчит
первые шаги.
Перспективы войны и поражения России способны потрясти
не одних националистов, но и всякого русского, не совсем потерявшего
связь со своим народом и его культурой. Теоретически есть еще
шанс — кажется, единственный шанс — предотвращения новой войны:
это падение большевистской власти в России. От скольких ужасов
оно избавило бы мир! Не будем говорить сейчас, возможно ли оно,
— нам представляется, что шансы его ничтожны. Но в судьбе России
как обреченной Империи этот вариант ничего не меняет. Снятие страшной
тяжести, висевшей над народами России тридцать лет, означает взрыв
всех подспудных, революционных и центробежных сил. Пока русский
народ будет сводить счеты со своими палачами, в общем неизбежном
хаосе большинство национальностей, как в 1917 году, потребуют
реализации своего конституционного права на отделение. Вероятно,
произойдет гражданская война приблизительно равных половин бывшей
России. Если даже победит Великороссия и силой удержит при себе
народы Империи, ее торжество может быть только временным. В современном
мире нет места Австро-Венгриям. Если миром будет править единая
власть — единственный шанс его спасения, — она будет обязана прекратить
всякое насилие одних народов над другими. Ликвидация последней
частной Империи станет вопросом международного права и справедливости.
Для самой России насильственное продолжение имперского
бытия означало бы потерю надежды на ее собственную свободу. Не
может государство, существующее террором на половине своей территории,
обеспечить свободу для другой. Как при московских царях самодержавие
было ценой, уплаченной за экспансию, так фашизм является единственным
строем, способным продлить существование каторжной Империи. Конечно,
ценой дальнейшего ухудшения ее культуры.
* *
*
Finis Russiae? Конец России или новая страница ее
истории? Разумеется, последнее. Россия не умрет, пока жив русский
народ, пока он живет на своей земле, говорит своим языком. Великороссия,
да еще с придачей Белоруссии (вероятно) и Сибири (еще надолго),
все еще представляет огромное тело, с огромным населением, все
еще самый крупный из европейских народов. Россия потеряет донецкий
уголь, бакинскую нефть — но Франция, Германия и столько народов
никогда нефти не имели. Она обеднеет, но только потенциально,
потому что та нищета, в которой она живет при коммунистической
системе, уйдет в прошлое. Ее военный потенциал сократится, но
он потеряет свой смысл при общем разоружении. Если же разоружения
не
произойдет, то погибнет не одна Россия, а все культурное человечество.
Даже чувство сожаления от утраты былого могущества будет смягчено
тем, что никто из былых соперников в старой Европе не займет ее
места. Все старые Империи исчезнут.
В конце концов, имперское сознание питалось не столько
интересами государства — тем менее народа, — сколько похотью власти:
пафосом неравенства, радостью унижения, насилия над слабыми. Этот
языческий комплекс для России XIX века означал кричащее противоречие
между политикой государства и заветами ее духовных вождей. Русская
литература была совестью мира, а государство пугалом для свободы
народов. Потеря Империи есть нравственное очищение, освобождение
русской культуры от страшного бремени, искажающего ее духовный
облик.
Освобожденная от военных и полицейских забот, Россия
может вернуться к своим внутренним проблемам — к построению выстраданной
страшными муками свободной социальной демократии. Но после тридцатилетия
коммунизма русский человек огрубел, очерствел — говоря словами
народного стиха, покрылся «еловой корой». Вероятно, не одно поколение
понадобится для его перевоспитания, то есть для его возвращения
в заглохшую традицию русской культуры, а через нее — и русского
христианства. К этой виликой задаче должна уже сейчас, в изгнании,
готовиться русская интеллигенция вместо погони за призрачными
орлами Империи.