БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА,
АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО,
ТОЛКОВАНИЕ НА
ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
К предыдущей странице
  Оглавление
  К следующей
странице
ГЛАВА ШЕСТАЯ
  1. Во днех же сих умножившымся учеником, бысть роптание еллинов ко евреом, яко презираеми бываху во вседневном служении вдовицы их. Не в те же самые дни [1], но чрез несколько дней после этих; такой оборот речи обычен Писанию. А еллинами, по моему мнению, называет лиц, говоривших по-еллински. Во вседневном служении. Итак служение вдовицам было делом каждодневным. Служением называет дело милостыни. Презрение же вдовиц произошло не от худых качеств, но от оплошности народа. Поэтому как только забота об них была ему (народу) предложена, прекратилось и горе их. 2. Призвавше же дванадесять множество ученик, реша: не угодно есть нам оставлшым слово Божие, служити трапезам. 3. Усмотрите убо братие мужи от вас свидетелствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, ихже поставим над службою сею: 4. Мы же в молитве и служении слова пребудем. 5. И угодно бысть слово сие пред всем народом: и избраша Стефана мужа исполнена веры и Духа Свята, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николаа пришелца антиохийскаго. 6. Ихже поставиша пред апостолы: и помолившеся возложиша на ня руце. 7. И слово Божие растяше, и множашеся число ученик во Иерусалиме зело: мног же народ священников послушаху веры. Не сами (апостолы) избирают, но предоставляют избрание народу, который и имел получить пользу от служения их (диаконов); он и избирает и назначает. Не угодно есть нам оставлшым слово Божие, служити трапезам; потому что необходимое следует предпочитать тому, что не необходимо. Мужи от вас свидетелствованы, исполнены Духа. Называет (писатель) их не просто духовными, но исполненными Духа и премудрости; потому что принимать жалобы вдовиц было делом величайшей мудрости. И помолившеся возложиша на ня руце. Смотри, как он (писатель) немногословен; не говорит, как были рукоположены, но говорит только, что были рукоположены с молитвою. На мужа возлагается рука - вот в чем состоит хиротония; но все совершает Бог. Какую же хиротонию получили эти семь мужей? Диаконскую ли?.. они рукоположены были на это именно дело, то есть, на доставление верующим необходимых потребностей. И множашеся число ученик во Иерусалиме зело. Не просто сказал об этом, но так, что показал, как велика сила милостыни и этого учреждения. 8. Стефан же исполнь веры и силы творяше знамения и чудеса велия в людех. 9. Восташа же нецыи от сонма глаголемаго ливертинска, и киринейска и александрска, и иже от Киликии и Асии, стязающеся со Стефаном: 10. И не можаху противу стати премудрости и Духу, имже глаголаше. 11. Тогда подъустиша мужи глаголющыя, яко слышахом его глаголюща глаголы хульныя на Моисеа и на Бога. 12. Сподвигоша же люди и старцы и книжники, и нападше восхитиша его, и приведоша на сонмище. 13. Поставиша же свидетели ложны глаголющыя, яко человек сей не престает глаголы хульныя глаголя на место святое сие и закон. 14. Слышахом бо его глаголюща, яко Иисус Назорей сей разорит место сие, и изменит обычаи, якоже предаде нам Моисей. 15. И воззревше нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его яко лице ангела. Смотри, как из семи один был предпочтен прочим; потому что хотя хиротония и была общею, однако же этот стяжал большую благодать. Обрати взор и на то, что до этого времени он не творил чудес, но стал творить чудеса, когда сделался известным (как избранный и рукоположенный), чтобы показать, что одной благодати недостаточно, но необходима и хиротония. Итак (чрез рукоположение) сообщилось приращение Духа; потому что еще до хиротонии, при избрании, об нем было засвидетельствовано, как исполненном Духа; но дары Духа различны. Восташа же нецыи от сонма. Восстанием называет их раздражение и гнев. А сонмища были разные. Стязающеся со Стефаном. Состязались для того, чтобы вынудить его сказать что-нибудь. А он, быть может, беседовал очень откровенно и говорил о прекращении закона; или, вернее, не говорил, а намекал; потому что если бы он говорил ясно, то эти нецыи не имели бы нужды в лжесвидетелях. Но замечай: он не предоставляет себе права учить, но вынуждается к этому состязающимися с ним. Тогда подъустиша мужи глаголющыя... Состязатели свидетельствуют не сами, - потому что их тотчас изобличили бы, что они клевещут на Стефана по зависти, - но подкупают других, чтобы не сочли это дело неправым, - потому что они не Бога боялись, оскверняя себя убийством, но взор свой обращали на мнение людей. Поставиша же свидетели ложны глаголющыя... Всюду лжесвидетельство. Не хотели убить просто, но по приговору, рассчитывая на то, что этим они подорвут доброе мнение о тех, кого убивали. Не сказали о Стефане: глаголет, но: не престает глаголя. Слышахом бо его глаголюща, яко Иисус Назорей (Назорей говорится в поношение) разорит место сие. Это говорили и о Христе: разоряяй церковь сию (Матф. 27, 40)... Велика была между ними боязнь за церковь; но обвинение было двойное, - обвинение в том, что Он намерен изменить обычаи, и в том, что намерен ввести иные обычаи. Воззревше же нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его яко лице ангела. Бог соделал его (Стефана) приятным; так как он имел еще сказать несколько, то чтобы тотчас поразить их его взором, Бог осиял его лицо; потому что и к лицам людей, исполненных духовной благодати, любящие их относятся с вожделением, а враги с почтением.
[1] То есть, не в те дни, когда ангел освободил апостолов из темницы. Пер.
К предыдущей странице
  Оглавление
  К следующей
странице
|