Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Лев Черепнин

РУССКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

К оглавлению


         § 14. Сутки и их деление. В древнерусских источниках отсутствует, термин "сутки". Вместо последнего употреблялось слово "день". При этом день (в значении суток) делился на две части (светлую и темную): день в собственном смысле слова и ночь.
        Трудно точно установить, когда иа Руси вошло в обиход измерение времени часами. В древних источниках слово "час" часто встречается не только в смысле единицы времени (= 1/24 суток), a в значении неопределенного момента (например, "смертный час"). Но наряду с этим в целом ряде источников мы находим, 24-часовое деление суток. Каждый час содержал в себе 6 "дробных часовцев" или 60 "чаcцев". Таким образом, часец означает минуту. Существовали издавна и приборы для измерения времени. Уже от начала XV в. до нас дошло первое описание механических часов: "Великий князь задумал устроить часник и подставил его на своем дворе за церковью св. благовещения. Этот часник носил название часомерия (прибора для измерения часов). Каждый час происходил удар молота в колокол, размерявший и рассчитывавший часы ночные и дневные. Не человек ударял, но как бы рукою человека сам собою совершался эвон. Это было устроено при помощи чело-веческого разума, в высшей степени искусно и хитро". Мастером и художником, создавшим этот прибор, был сербский выходец, -- монах по имени Лазарь. Цена "чаcника" превышала 150 рублей.
        Знакомство с системой древне-русского счета часов необходимо потому, что она отличалась от принятой в наше время и в силу этого имеющиеся в источниках указания на части суток требуют перевода на соответственные им часы, согласно современному делению суток.
        При суточном измерении времени в древней Руси люди исходили из наблюдений над естественной сменой дня и ночи и приводили их в связь с часами церковных богослужений.

-48-


        Сутки начинались не в полночь, как это принято теперь, а в период вставания людей от сна и обращения к обычной деятельности. Это совпадало с утренним богослужением ("заутреней"), которое начиналось еще перед зарей и оканчивалось до восхода солнца. Князь XII в. Владимир Мономах писал в "Поучении" своим детям: "Пусть не застанет вас солнце в постели. Так делал мой отец и все добрые мужи: отдав богу заутреннюю хвалу, и после солнечного восхода увидев солнце и прославив бога с радостью, открывал совет с дружиной, или судил людей, или ехал на охоту...". Таким образом, с первого часа дня (по древне-русскому счету) люди обращались к своим очередным делам. Время от 3 часов до "полудня" -- период "обеда". В этот период в церкви служилась "обедня". "Полдень" наступал в 6-7 часов. До захода солнца происходила очередная церковная служба -- "вечерня", причем время дня после "вечерни" примыкало к вечеру. Ночь тянулась от конца сумерек до первых признаков зари.
        В древне-русских источниках время, на которое приходится то или иное событие, часто указывается не в часах, а в церковных службах. Поэтому необходимо было иа них остановиться.
        В церковных календарях распределение "дневных" и "ночных" часов было неодинаковым для различных месяцев, а также их подразделений. Если в нашем быту день приравнивается условно ночи в течение всего года (12 час. + 12 час.), а счет часов ведется сплошной (1 -- 24), то в древней Руси, в зависимости от того или иного числа и месяца, продолжительность дня (а соответственно и ночи) колебалась от 7 до 17 часов. Эти колебания зависели от естественной смены темной и светлой частей суток а связи со сменой природных явлений.
        Соответствие часов по древне-русскому измерению времени, принятому в XVI-XVII вв., и позднейшему исчислению (XIX в.) приводится в таблице XI.
        При пользовании таблицей числа месяцев мадо искать в следующем порядке (соответствующем их последовательности в пределах календарного года): начиная со второй графы (внизу) -- вправо до конца таблицы, затем поднявшись вверх, с крайней графы -- влево до конца таблицы.
        При пользовании источниками следует учитывать, что в ряде областей (например, в Новгороде) счет часов отличался от московского. Но останавливаться на этих местных рсобенностях мы не будем.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова