БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, IX, 1—17 - http://www.athenai.ru/txt/diog_h.htm
1а. СУДА, под словом "Гераклит": Гераклит, сын Блосона или Бавтора,
по другим — Геракина, эфесец, физический философ, прозванный "Темным". Он не
был учеником никого из философов, но был воспитан природой и прилежанием. Заболев
водянкой, он не давался врачам лечить его так, как они хотели, но сам намазал
себя всего навозом и высушил его на солнце; подбежавшие собаки разорвали его,
лежащего на земле. Другие говорят, что он умер, зарывшись в песок. Некоторые
утверждали, что он был учеником Ксенофана и Гиппаса-пифагорейца. Он был [известен]
в 69-ю олимпиаду [504—501 гг. до н. э.] при Дарии, сыне Гистасца, и написал
много поэтических произведений.
2. СТРАБОН, XIV, 3, с. 632—633: по его [Ферекида Афинского, FGrHist
3 F 155] словам. Ионийскую, а впоследствии Эолийскую колонизацию возглавил Андрокл,
законный сын афинского царя Кодра, и он стал основателем Эфеса. Вот почему,
как говорят, Эфес стал столицей Ионийского царства, и происходящие от этого
рода [=Андроклидов] еще и поныне именуются "царями" (басилевсами) и обладают
некоторыми привилегиями: проэдрией [= почетным местом в первом ряду] на агонах,
пурпурной мантией как отличительным знаком царского рода, палицей вместо скипетра,
и в их ведении находятся священные обряды Деметры Элевсинской. [Ср. свидетельство
Антиофена А 1, § 6 выше].
3. КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, I, 65 (II, 41, 19 St.): Гераклит, сын Блисона,
убедил тирана Меланкома сложить с себя власть. Он же пренебрег приглашением
царя Дария приехать в Персию.
3 а. [Свидетельства о Гермодоре см. фр. 105.]
3 b. [Анекдот о кикеоне см. фр. 31 d.]
(А 9 DK). АРИСТОТЕЛЬ. О частях животных, I, 5. 645 а 17: Рассказывают, что
некие странники желали встретиться с Гераклитом, но, когда подошли [к его дому]
и увидели, что он греется у печки, остановились [в смущении]. Тогда он пригласил
их смело входить, "ибо и здесь тоже есть боги". Так и к исследованию каждого
животного следует приступать не смущаясь, полагая, что во всем имеется нечто
естественное и прекрасное.
Сочинение и стиль
ср. А1, § 5-7. 12, 15-16
4. АРИСТОТЕЛЬ. Риторика, III, 5. 1407 b 11: Текст вообще должен быть
удобочитаемым и внятным, что одно и то же. Это как раз то свойство, которым
большое число союзов обладает, а малое не обладает. Не обладают им и те [тексты],
которые нелегко интерпретировать, как, например, Гераклитов. Текст Гераклита
трудно интерпретировать, так как неясно, к чему относится [то или иное слово]
— к последующему или к предыдущему. Так, например, в начале своего сочинения
он говорит: "Эту-вот Речь сущую вечно люди не понимают". Тут неясно, к чему
относится слово "вечно".
ДЕМЕТРИЙ. О стиле, 192: Ясность зависит от многого. Во-первых, от употребления
слов в их прямом значении; во-вторых, от наличия союзов. Всякое бессоюзие (asundeton)
и отрывочность (dialelummenon) совершенно непонятны, так как где начало
каждого колона — неясно вследствие не связанности (lusis), как, например, в
тексте Гераклита: его тоже делает темным по большей части не связанность.
ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, II, 22: Говорят, Еврипид дал ему [Сократу] сочинение Гераклита
и спросил о его мнении. Тот ответил: "Что понял — великолепно, чего не понял,
думаю, тоже, а впрочем, нужен прямо-таки делосский ныряльщик".
ТАТИАН. Послание к эллинам, 3 [после 15 d3]: ...Не похвалил бы я
его [Гераклита] и за то, что он спрятал свою поэму[?] в храме Артемиды, чтобы
она была обнародована впоследствии таинственным образом. Те, кому это интересно,
утверждают, что трагик Еврипид, [многократно] возвращаясь туда и читая ее, постепенно
выучил ее наизусть и отменно передал Гераклитову тьму.
КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, V, 50, 2 (II, 360, 22 St) [после Орфея В 22 и Пифагорейских
акусм]: И мы найдем еще тьмы и тьмы загадочных речений философов и поэтов, поскольку
даже целые книги выражают смысл, вложенный в них сочинителем, в прикровенном
виде, как, например, книга Гераклита "О природе", за что он и получил прозвище
"Темный". Сходно о этой книгой и "Богословие" Ферекида Сиросского.
ГЕРАКЛИТ-АЛЛЕГОРИСТ. Гомеровские вопросы, 24,3: Гераклит Темный богословствует
о природе в неясных выражениях, о смысле которых можно догадаться через символы...
[следуют фр. 47 b1 и 40 с2] и все его сочинение "О природе"
написано в загадках и аллегориях.
ПЛОТИН, IV, 8 [б], 1,8 H.—S. [после фр. 56]: Гераклит... предоставил нам догадываться
[о смысле своих слов], не потрудившись сделать свою речь ясной для нас и т.
д.
ДАВИД. Комм. к "Введ." Порфирия, CAG 18, 2; о. 105, 10—13: Неясность проистекает
либо от слога, либо от теорий. От теорий — как, например, в случае с изречениями
Гераклита: они глубоки и необычны. Это о сочинениях Гераклита оказано, что они
нуждаются в глубинном ныряльщике.
ЦИЦЕРОН. О пределах добра и зла, II, 15: [Темнота] не заслуживает упрека в
двух случаях: либо если привносишь ее намеренно, как Гераклит, "который известен
под прозвищем Темный, ибо слишком темно о природе вещей рассуждал он", либо
когда непонятность речи обусловлена темнотой предмета, а не слов, — такова темнота
"Тимея" Платона. Ср. также: ЦИЦЕРОН. О природе богов, I, 74; III, 35; О дивинации,
II, 132; ЛУКРЕЦИЙ, I, 638 сл.; ПСЕВДО-АРИСТОТЕЛЬ. О мире, 396 b 20; ВИТРУВИЙ,
II, 2, 1; СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых, VII, 7: Обсуждался также вопрос о Гераклите:
является ли он не только физическим, но и этическим философом.
МАКРОБИЙ. Комм. к "Сну Сципиона", 1,2,21: Сообразно о этим говорили о богах
сам Пифагор и Эмпедокл, а также Парменид и Гераклит...
ПЛУТАРХ. О дельфийском Е, 9.388 EF: Мы слышим, как богословы — одни в стихах.
[= Орфей], другие в прозе [== Гераклит] — утверждают и поют... [см. фр. 55 с].
Легенда о плачущем философе
ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, I, 4: Физический философ Гераклит из Эфеса
оплакивал все, осуждая невежество всей жизни и всех людей, но испытывая жалость
к жизни смертных. Он утверждал, что сам знает все, а другие люди — ничего. Высказывания
его почти во всем согласны с Эмпедоклом: он также утверждал, что начало всего
— вражда и любовь, что бог — это умный огонь, что все движется в противоположных
направлениях и ничто не стоит. Эмпедокл считал, что пространство вокруг нас
полно зла, причем зло простирается от околоземного пространства до Луны, а дальше
не заходит, поскольку все надлунное пространство чище. И Гераклит думал так
же.
(С 5 DK). ЛУКИАН. Продажа жизней, 14: [Покупатель] А ты что плачешь, любезнейший?
Думаю, гораздо лучше поговорить с тобой. [Гераклит]. О чужеземец, я думаю, что
жизнь человеческая несчастна в полна слез, и нет в ней ничего, неподвластного
смерти; потому-то я вас жалею и плачу. И настоящее мне не кажется великим, а
уж будущее и вовсе печально — я разумею мировые пожары и погибель Вселенной.
Об этом я и плачу, а еще о том, что нет ничего постоянного, но все смешано как
в болтанке (кикеоне) и одно и то же: удовольствие-неудовольствие, знание-незнание,
большое-малое — [все это] перемещается туда-сюда и чередуется в игре Вечности
(Эона). — А что такое Вечность? — [Гер.] Дитя играющее, кости бросающее, то
выигрывающее, то проигрывающее. — А что такое люди? — [Гер.] Смертные боги.
— А боги? — [Гер.] Бессмертные люди. — Ты что это, загадками говоришь или головоломки
сочиняешь? Совсем как Локсий, ничего не разъясняешь. — [Гер.] А мне до вас и
дела нет. — Ну так никто и не купит тебя, коли он в здравом уме. — [Гер.] Да
сгиньте вы все поголовно — и покупатели и непокупатели! — Да, от такой напасти
недалеко до черножелчия (меланхолии).
СОТИОН у Стобея, III, 20, 53: На мудрых вместо гнева находили: слезы — на Гераклита,
смех — на Демокрита.
СЕНЕКА. О спокойствии духа, XV, 2: Гераклит всякий раз, как выходил на люди,
плакал, а Демокрит смеялся: одному все, что мы делаем, казалось жалким, а другому
— нелепым.
ОН ЖЕ. О гневе, II, 10, 5: Гераклит всякий раз, как выходил на люди и видел
вокруг себя столько дурно живущих, а верней, дурно погибающих людей, плакал
и жалел всех, кто сам себе казался радостным и счастливым... Демокрит, говорят,
напротив... [ср. ДЕМОКРИТ, LXII Л.].
Источник:
Фрагменты ранних
греческих философов, ч. I
п/р А. В. Лебедева
М.,1989
|