АПОЛЛИНАРИЙ ЛАОДИКИЙСКИЙ
См. 4 век. Патрология.
О нем:
Феодорит;
О полемике с А.Л. Григория Назианзина Алфеев;
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АПОЛЛИНАРИЙ (м’Apollun‘arioV ) ЛАОДИКИЙСКИЙ, еп. (ок. 310 - ок.
390), богослов, экзегет, предшественник *монофизитства. Род. в сир.
г. Лаодикия, в семье пресвитера (А. Старшего). Получил хорошее классич.
образование. Ок. 360 стал епископом родного города. Подвергался
преследованиям со стороны ариан. А. был другом свт. *Афанасия Великого
и состоял в переписке со свт. *Василием Великим. Как экзегет А.
следовал методу *александрийской школы. В 370-х гг. стал выражать
взгляды, к-рые вскоре вызвали осуждение. А. пришел к заключению,
что человеческий разум Христа Спасителя был замещен Разумом Божественным.
«Если бы Господь, — писал А., — принял все, то, без сомнения, имел
и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не
быть греху». Тем самым А. посягал на учение о Богочеловечестве Спасителя.
Его аргументация уже содержала в себе зерно монофизитства. Однако,
как замечает *Болотов, «по чистоте жизни он представлял одно из
светлых явлений на Востоке, поэтому и православные долго оставались
в дружеских отношениях с ним, хотя чистота догматических воззрений
его была уже омрачена».
По свидетельству блж. *Иеронима, А. много писал на библ. темы (О
знаменитых мужах, 104). Уцелели лишь фрагменты его книг (M i g n
e. PG, t. 33). В период, когда имп. Юлиан запретил христианам изучать
классич. лит-ру, А. создал стихотворное переложение свящ. истории
от начала мира до времен Саула по образцу Гомеровых поэм (Созомен,
Церк. история, V. 18). Сохранились отрывки из его многочисл. библ.
*катен. Писал он также комментарии на Ис, Ос, Еккл, Мф, Гал, Еф.
Из имеющихся фрагментов явствует, что А. интересовался больше догматич.
вопросами, нежели вопросами историч. и филол. экзегезы, к-рые были
подняты александрийской и *антиохийской школами.
l *Б о л о т о в В.В., Лекции по истории древней Церкви, Пг., 1918,
т.4; е г о ж е, Рецензия на кн.: [Спасский А.А. Историч. судьба
соч. А. Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни,
Серг. Пос., 1895], ХЧ, 1908, № 8/9; *Д ю ш е н Л., История древней
Церкви, пер. с франц., т.1, М., 1912; НЭС, т. 3; ПБЭ, т. 1, с.937-9;
С п а с с к и й А.А., Историч. судьба соч. А. Лаодикийского с кратким
предварительным очерком его жизни, Серг. Пос., 1895, репр., М.,
1994; С п и р и д о н о в Д., К полемике Диодора Тарсского с А.
Лаодикийским, СПб., 1910; Библиогр. на иностр. яз. см.: Quasten.
Patr., v.3, p. 337-83.
|