ИОАГАНН ЭКХАРТ
Его:
Отрывки из
трех трактатов. - О
нищете духом. - О
свершении времен. - О том, что Бог един. - Бог есть любовь. - Cильна как смерть любовь. - Марфа и Мария. - Изречения.
Экхардт. Речи наставления. Книга Божественного утешения. О человеке высокого рода. Об отрешенности. Проповеди. М.: Наука, 2010. 443 с.
Экхардт. Об отрешенности. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 432 с. Сборник сочинений, инквизиционные акты и т.п.
О нем:
Фромм.
Реале;
Кротов: 1320-е годы: Мейстер Экхардт о любви и смерти.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЭКХАРТ (Eckhart), Иоганн (М е й с т е р Э к х а р т), иером.
(ок.1260-1327), нем. католич. богослов и мистик. Род. в Тюрингии
в рыцарской семье. В отроческие годы стал монахом Доминиканского
opдeнa. Пoлyчил разностороннее схоластич. образование. Читал лекции
в Парижском ун-те; занимал руководящие должности в ордене. Прославился
как проповедник, впервые обращавшийся к народу на его родном языке.
Незадолго до смерти Э. против него было выдвинуто обвинение в ереси,
и хотя доминиканцы успешно защищали его, ряд положений доктрины
Э., вырванных из контекста и скорее всего неверно понятых, был осужден
папой Иоанном XXII (1329). Тем не менее авторитет Э. в католич.
богословии не был подорван и его наследие тщательно изучалось.
Э. как экзегет и богослов. Э. написал комментарии к Быт, Исх, Притч
и Ин. Самой большой известностью пользуются его Беседы, или Проповеди.
Они представляют собой комментарий к важнейшим местам Библии, написанный
в духе богосл. *мистицизма. Для раскрытия своей мысли Э. чаще всего
прибегает к *аллегорическому методу толкования. Так, напр., пять
мужей еванг. самарянки превращаются у него в пять чувств, отдаляющих
душу от Бога. Одна из главных тем Э. — «духовная нищета» (см. Мф
5:3), к-рую он понимал как высшую форму освобождения от всего тварного.
«Человек, к-рый вполне отрешен, настолько восхищен в вечность, что
ничто преходящее не может уже заставить его почувствовать плотского
волнения; тогда он мертв для земли». Эта отрешенность есть путь
к Богу. «Где кончается тварь, там начинается Бог. И Бог не желает
от тебя ничего большего, как чтобы ты вышел из себя, поскольку ты
тварь, и дабы Богу быть в тебе Богом». Историческое Рождество есть
для Э. символ таинственного рождения Бога в человеке. Оно продолжается
вечно, как вечен процесс самого творения. Следуя апофатич. учению
*Дионисия Ареопагита, Э. утверждал абсолютную надмирность Божества.
«Божество» (Gottheit) выше даже Самого Бога, ибо Оно становится
Богом лишь когда действует, когда из Него изливается тварное бытие
(здесь у Э. отмечается элемент пантеизма). Мир исходит из Божества,
чтобы в Него вернуться. Это возвращение совершается искупительной
силой Христовой и «духовной нищетой» верных, отдающих себя Небу.
Э., однако, не ограничивается отрешенным мистицизмом, признавая
ценность деятельной жизни (Мария избрала благую часть, но и Марфа
возлюблена Спасителем). Чтобы объяснить, как можно сочетать созерцание
и деятельность, Э. находит в Библии свидетельства в пользу двуединого
бытия человека. Действуют и Моисей, и Дева Мария, и Сам Христос,
и одновременно дух их пребывает с Богом и в Боге. «Знай, — пишет
Э., — внешний человек может быть погружен в деятельность, в то время
как внутренний человек остается свободным и неподвижным». Учение
Э. оказало большое влияние на европ. мысль, в частн., на Николая
Кузанского, *Беме, *Лютера, *Шеллинга, *Гегеля и экзистенциалистские
философские системы.
u Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936-48, Bd.1-8;
Meister Eckhart. А Modern Translation, N.Y., 1957; в рус. пер.:
Духовные проповеди и рассуждения, М., 1912; Избранные проповеди,
М., 1912.
l Г р у ш к е Н., Экгарт, ЭСБЕ, т.40; Мейстер Экхарт, «Логoc»,
1972, № 4; C о к о л о в В.В., Ср.-век. философия, М., 1979;
С т е п у н Ф., Трагедия мистич. сознания, «Логос», 1911-12,
№ 2-3; X о р у ж и й С., Э., ФЭ, т.5; *Ш т е й н е р
Р., Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение
к совр. мировоззрениям, М., 1917; А n с е l е t - H u s t
а с h е J., Ma€tre Eckhart et la mystique Rh№nane, Р., 1956
(англ. пер.: Master Eckhart and the Rhineland Mystics, N.Y., 1957);
М i е t h D. (hrsg.), Meister Eckhart, Freifurg-B., 1984 (с
библиогр.); ОDСС, р. 442.
|