ФАУСТ СОЦИН
О нем:
И.Кротова, диплом, 1978.
Шпирт А. Ф. Социн, нонадорантизм, иудаизантизм и иудаизм: о “своем” и “чужом” в польской радикальной реформационной мысли 2-й половины XVI в.
Будрин Е. Антитринитарии шестнадцатого века. Казань, 1878. 722 с.
Емельянов о Раковском катехизисе социниан.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
СОЦИНИАНСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА, толкование Библии в рамках антитринитарной
доктрины социнианства. Название С.э. происходит от имени итал. гуманиста
Фауста Социни, или Социна (1539-1604). Деятельность его протекала
гл. обр. в Швейцарии и Польше. Подобно *Сервету, социниане полностью
порвали с церк.*Преданием, идя в этом гораздо дальше протестантизма.
Они утверждали, что в Библии нет прямых указаний на догматы о Троице,
о первородном грехе и искуплении. Христос для социниан – лишь обожествленный
человек, Которому следует поклоняться как Богу. Его служение заключалось
только в возвышенном примере. В своей книге «Авторитет Свящ.Писания»
(1570) Социни отводил ВЗ второстепенное место, видя в нем просто
памятник предыстории христианства. С.э. отрицала библ. *прообразы
и *символы, ограничиваясь одним историч. толкованием (так, в Пс
45 они видели просто описание свадьбы царя Соломона). Своим влиянием
социниане обязаны прекрасно организованным школам, к-рые они основали
в Ракове (Польша) и др. горолах. Там ими, в частн., был сделан один
из первых *украинских переводов НЗ. К социнианам, по- видимому,
принадлежал *Тяпинский, переводчик Евангелия на белорусский язык.
В Московскую Русь социнианство как таковое не проникло, но имело
там cвой аналог в антитринитарных ересях (см.А.Ф.З а м а л е е в,
Филос. мысль в ср.-век. Руси, Л., 1987; там же приведена библиогр.).
В 1660 социниане были изгнаны из Польши, после чего их доктрина
распространилась в Англии и Америке под названием унитаризма, или
унитарианства. Примером унитарианской библеистики нового времени
является кн. англ. пастора И.Сендерленда (ум.1923) «Библия, или
Священные книги Ветхого и Нового Завета. Их происхождение, развитие
и характер» (рус. пер.: СПб., 1907). С.э. во многом явилась предшественницей
*либерально-протестантской школы экзегезы.
l Б у д р и н Е., Антитринитарии шестнадцатого века, Каз.,
1886, в.2; Л е в и ц к и й О., Социнианство в Польше и юго-западной
Руси, К., 1882; Л ю б о в и ч Н., Социнианство, ЭСБЕ,
т.31; К r а u s, S.37-39; NCE, v.13, р.397.
|