ГУГО ГРОЦИЙ
Van Ittersum, Martine Julia. Profit and principle: Hugo Grotius, natural rights theories and the rise of Dutch power in the East Indies, 1595-1615. Leiden: Brill, 2006. 609 pp.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ГРОЦИЙ (Grotius), де Гроот (de Groot) Гуго (1583-1645), голл. протестантский
богослов и правовед, один из основоположников библ. историч. критики. Окончил
Лейденский ун-т в 14 лет и через год получил во Франции степень д-ра права.
В 1601 опубликовал трагедию на библ. сюжет «Адам изгнанный» (рус. пер. в кн.:
Вондел Й. ван ден, Трагедии, М., 1988). Служил адвокатом в Гааге, одновременно
занимался филологией и библеистикой. Приверженность к учению Арминия вовлекла
Г. в религиозно-политич. борьбу. Спасаясь от ареста, он перебрался в Париж
(1621). Людовик XIII назначил ему пенсию. В 1634 Г. стал послом протестантской
Швеции во Франции. В этот период он создал знаменитую доктрину международного
права. Г. был горячим сторонником диалога между католиками и протестантами.
Он первый предложил сделать основой такого диалога Свящ. Писание, признаваемое
обеими конфессиями.
В своей кн. «Об истинности христианской веры» («De Veritate Religionis christianae»,
Amsterdam, 1624; рус. пер.: Истинное благочестие христианское, М., 1768) Г.
защищал учение о *боговдохновенности и *Откровении, пользуясь традиционными
аргументами, в т. ч. ссылками на чудеса и исполнившиеся пророчества. Однако
в др. работе — «Примечания к Ветхому и Новому Заветам» («Annotationes in Vetus
et Novum Testamentum», v.1-3, P., 1642) Г. сосредоточил свое внимание на чисто
историч., прямом смысле Писания. В поисках этого смысла ученый применял в
исследовании ВЗ те же методы, что и в отношении любых древних памятников.
В результате его толкования оказались изолированными от церк.-догматич. экзегезы,
хотя сам Г. считал, что историч. и филологич. критика вполне совместимы с
этой экзегезой. Напр., он думал, что под Служителем Господним (Ис 53 и др.)
подразумевается не Мессия, а сам прор. Исайя или прор. Иеремия, и игнорировал
мессианское значение псалмов. Оригинальным вкладом Г. в библеистику явилось
привлечение им евр. и сир. источников для толкования НЗ. Изучение лит-ры на
семит. языках привело Г. к предположению о хронологич. приоритете евр. оригинала
Ев. от Матфея. «Примечания» Г. были внесены в лондонскую *Полиглотту 1654-1657,
к-рая впервые включала текст *Пешитты. Взгляды Г. вызывали резкую полемику
среди протестантских ортодоксов.
u В рус. пер.: Рассуждение против атеистов и натуралистов, М., 17812; О праве
войны и мира, М., 1956. См. также: Ter M e u l e n J., D i e r m a n
s e P.J.J., Bibliographie des Еcrits imprim№s de Hugo Grotius, La Hague,
1950.
l К а з а р и н А.И., Гуго Г. как политич. мыслитель, «Вестник истории
мировой культуры», 1958, № 6 (см. там же библиогр.); НЭС, т.15; С а к к е т
т и А.Л., Гуго Г. как ученый-гуманист, юрист и историк, Советский ежегодник
междунар. права, 1959, М., 1960; Ш и ч а л и н Ю.А., Г. — муж от рождения,
в кн.: Вондел Й. ван ден, Трагедии, М., 1988; K n i g h t W.S.M., The
Life and Works of Hugo Grotius, L., 1925; ODCC, р.604-05.
О нем Мень в лекции;
|