СТЕФАН (Симеон Иванович Яворский)
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
СТЕФАН (Симеон Иванович Яворский), митр. (1658-1722), рус. правосл.
церк. деятель, богослов и философ. Род. на украинском Правобережье в правосл.
семье. Рано проявил разносторонние таланты. После присоединения Правобережья к
Польше семья С. переселилась на Левобережье, и в 1673 С. поступил в Киево-Могилянскую
коллегию, где изучил лат. и греч. языки и овладел основами научных знаний. Чтобы
получить образование в польск. и литовск. школах, он вынужден был присоединиться
к католичеству. В 1689 С. вернулся в лоно Рус. Правосл. Церкви. Приняв через два
года монашество, стал преподавать в Киево-Могилянской коллегии, был игуменом м-ря,
помощником митр. Киевского. При посещении Москвы С. привлек к себе внимание Петра
I и по его желанию в 1700 был поставлен митр.Рязанским и Муромским. После смерти
патр.Адриана, в том же году по настоянию царя С. был назначен патриаршим местоблюстителем.
В связи с введением синодального строя С. стал председателем Свят. Синода (1721).
Отношение С. к реформам Петра I было двойственным. С одной стороны, он поддерживал
многие его начинания, но с другой, в отличие от *Феофана Прокоповича, был решительным
противником его церк. политики (в частн., упразднения патриаршества). По его мнению,
роковой в деятельности царя являлась его ориентация на протестантские порядки.
Католич. образование С. привило ему нетерпимость к протестантам. «Вси же потоци
беззакония, — писал он, — от единого источника, от Лютера произыдоша, вси от того
соблазн восприяше». В изданной в 1728 кн.«Камень веры» С. подверг ожесточенной
критике принцип *протестантской экзегетики «толковать Писание только через Писание».
С этой целью он рассмотрел множество *противоречий в Библии. «Множицею в священных
писаниях, — отмечал он, — случаются мнимые противоречия, к-рые с немалым трудом
читателей обременяют». В результате само Писание становится «причиной несогласия»
и источником бесконечных споров. Единств. выход из подобного положения — это интерпретировать
Библию в свете *Предания. «Предания, — писал он, — к вере того суть потребна,
яко единем Преданием может быти вера, а без преданий Священное Писание несть к
вере довольно». На вопрос, откуда в Библии явились противоречия, С. отвечал так:
свящ. авторы писали не только «по божеству», но и «по человечеству». Толкование
*трудных мест Библии, «к разумению неудобных», Сам Господь вручил «учащей Церкви»,
пастырям и богословам, дабы смирить гордыню мирян. Развивая эту т. зр., С. во
многом опирался на лат. церк. традицию. Выступая против лютеранства во имя «древлего
благочестия», С. в то же время полемизировал и со старообрядцами как с противниками
просвещения. Под влиянием С. в Славяно-греко-латинскую академию проник дух схоластич.
богословия. Одновременно он немало сделал для знакомства рус. богословов с древней
и новой философией.
u Камень веры, М., 1728; Проповеди блаженной памяти С. Яворского, ч.1-3, М.,
1804-05; Знамения антихристова пришествия и кончины века, К., 1864.
l З а х а р а И.С., Борьба идей в филос. мысли на Украине на рубеже 17-18
вв. (С. Яворский), К., 1982 (там же приведена обширная библиогр.). |