ИОГАНН АЙХГОРН
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АЙХХГОРН (Eichhorn) Иоганн Готфрид (1752-1827), нем. протестантский
библеист и литературовед. Род. в Дорренцимерне. Окончил Геттингенский
ун-т (1774), где изучал богословие, вост. языки и историю лит-ры,
слушал лекции *Михаэлиса (преемником к-рого он впоследствии стал).
По собств. признанию А., его потрясли фрагменты из *Реймаруса, опубликованные
в год завершения им университетского курса. Утверждение гамбургского
деиста, что почти вся свящ. история есть преднамеренный вымысел,
побудило А. взять на себя апологетич. задачу найти новый герменевтич.
ключ к Писанию. Над этой задачей он трудился всю жизнь. После недолгого
пребывания на посту ректора Ордурфской гимназии А. занял каф. восточных
языков в Йенском ун-те (1775), а в 1788 перешел в Геттингенский
ун-т, где преподавал философию до конца жизни. А. принадлежат работы
по истории лит-ры, но гл. его труды относятся к библеистике. Важнейшими
его сочинениями являются «Введение в Ветхий Завет» («Einleitung
in das Alte Testament», Lpz., 1780-83, Bd.1-3), «Введение в Новый
Завет» («Einleitung in das NT», Lpz., 1804-27, Bd.1-5). А. основал
первое *периодическое издание, посвященное библ. науке. Как библеист
и литературовед А. испытал влияние *Лессинга и *Гердера и в свою
очередь оказал значит. влияние на развитие протестантской библеистики.
*Герменевтика А. сформировалась в результате попыток согласовать
учение Библии с «истинной философией», последним словом к-рой А.
считал «просветительский» *рационализм. Логика его рассуждений была
проста: поскольку Библия содержит истину, эта истина не может противоречить
разуму, а так как разум, «умудренный истинной философией», не видит
в библ. описаниях чудес достоверной реальности, их следует объяснять
так, чтобы противоречие было устранено. Далее, А. справедливо признавал,
что при чтении Библии необходимо учитывать ее «особый, образный
и драматический язык». Толкователь должен научиться отделять в нем
форму от смысла. В этом герменевтич. подходе А., казалось
бы, развивал идеи святоотеч. александрийской школы и был предшественником
мн. совр. комментаторов. Нo ошибка его заключалась в том, что он
поддался соблазну создавать произвольные беллетристич. фантазии,
придумывая «естественные» объяснения сказаниям ВЗ. Так, он писал:
«Разговор Адама с Богом есть просто угрызения совести Адама. Явление
Господа Бога после совершения греха Адамом — это испуг и удивление
от виденной и слышанной впервые (?) грозы». Древо Познания было
просто растением с ядовитыми плодами. Иными словами, усматривая
в Библии элементы *мифа, А. стремился найти за ним обычные природные
и психологич. явления. Применить этот метод к евангельской истории
А. не решился, но широко использовал его в толковании Деяний (огненные
языки Пятидесятницы обозначают экстаз, ангел, ведший Филиппа
— его благую мысль и т.д.).
Исагогические концепции А. От своего учителя Михаэлиса А. узнал
о работе *Астрюка, касавшейся *источников Кн.Бытия, и распространил
его методы на изучение всего *Пятикнижия. Исследуя лит. особенности
Моисеевых книг, он пришел к заключению, что пророк записывал законы
для священников и для народа и из этих записей позднее образовались
Исх, Лев, Числ, Втор. Кн. же Бытия была составлена неизвестными
авторами. Что касается НЗ, то, по гипотезе А., апостолы вручили
своим преемникам единый письменный текст, к-рый после продолжит.
переработок стал во 2 в. основой канонических писаний (см. ст. Протоевангелия
теория). А. вошел в историю исагогики как один из первых авторов,
отметивших особенности *Пастырских посланий, отличающие их
от прочих посланий ап.Павла. Исходя из этих особенностей, А. признал
Пастырские послания псевдонимными.
u Commentarius in Apocalypsin Johannis, Gottngae, 1791; Einleitung
in die apokryphischen Schriften des Alten Testaments, Lpz., 1795.
l *М у р е т о в М.Д., Эйхгорн и его толкование новозав.
чудес, ПрТСО, 1884, ч.23; е г о ж е, Протестантское богословие
до появления Штpaycoвой «Жизни Иисуса», Серг. Пос., 1894; ODCC,
p.449; RGG, Вd.2, S.345.
|