АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ЛЕБЕДЕВ
Вселенские Соборы IV и V веков.
Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков. М.: Печатня Снегиревой, 1897.
332 с.
Духовенство древней вселенской
Церкви. (Собр.соч., т. 10).
Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI
до половины XV века: (От начала крестовых походов до падения Константинополя в
1453 г.) М.,
1902. 489 с.
История Греко-Восточной церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени.
История разделения Церквей в IX, X и XI веках. М.: Печатня
Снегиревой, 1900.415 с.
О главенстве папы, или разности православных и папистов в учении о Церкви. СПб., 1897. 378 с.
О переписке апостола Павла с философом Сенекой // Православное Обозрение. 1883. Т. 1. С. 115-141.
Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, X и XI веках:
(От конца иконоборческих споров 842 г. до начала крестовых походов 1096 г.). М.: Печатня Снегиревой, 1902. 381 с.
Очерки истории Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. — М.: Тип. Волчанинова, 1892. — VII, 644 с.
Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX.
2-е изд., пересмотр. — СПб.: Тузов, 1903. 610, IX с.
Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения:
(Из давних времен Христианской Церкви). — 1900.—VI, 340с.
Лебедев А.П. Лукиан и христианство // Православное Обозрение. 1880. Т. 1. С. 143-157.
Лебедев А.П. Великий и в малом…: Исследования по истории Русской Церкви. – СПб.: Издательство Олега Абышко,
2005, 384 с.
Лебедев А.П. История запрещенных книг на Западе: Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох. – СПб.:
Издательство Олега Абышко, 2005, 320 с.
Отзыв Спасского, его ученика, на критику со стороны Лебедева, 1907.
Полемика Лебедева с Самуиловым, 1891.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
Лебедев Алексей Петрович (1845-1908)
Алексей Петрович Лебедев родился 2 марта 1845 года в селе Очакове Московского
уезда в оемье священника. Образование получил в Перервинском Духовном училище,
затем в Московской Духовной семинарии и Московской Духовной Академии. По окончании
Академии в 1870 году был назначен на кафедру древней церковной истории. Профессор
А.П. Лебедев пользовался популярностью у студентов, его аудитория была одной из
самых посещаемых. Это был единственный в Академии профессор, ежегодно предлагавший
новые курсы, из его «школы» вышли более десяти магистров, пять его учеников заняли
кафедры в высших учебных заведениях Петербурга, Москвы и Одессы. Профессор Лебедев
прослужил в Московской Духовной Академии двадцать пять лет. На трудах А.П. Лебедева
по истории Церкви воспитывались целые поколения. Характеризуя учено-литературную
деятельность и заслуги А.П. Лебедева в области церковно-исторической науки, профессор
А.А. Спасский писал: «Он не только поднял русскую науку на надлежащую высоту,
но и привлек к ней внимание ученого Запада, сделав ее общеевропейским явлением».
Алексей Петрович Лебедев скончался 14 июля 1908 года после непродолжительной
тяжелой болезни.
89
Печатные труды
436. Борьба Христианской Церкви древних времен против увлечения азартными
играми / А. Л-в. — М.: Унив. тип., 1889. — 28 с. — Авт. установлен по каталогу
Рос. нац. биб-ки. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1889. — № 4.
437. Братья Господни (1 Кор. 9, 5. Гал. 1, 19): Обзор и разбор древних и новых
мнений по вопросу: Историко-критическое ис-след. — М.: Унив. тип.. 1905. — 122
с. — Отт. из: Душеполез. чтение. — 1904—1905.
438. В защиту Филарета, митрополита Московского, от нападок историка С.М.
Соловьева. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1907. — 34 с. — Отт. из: Моск. церков. ведомости.
— 1907.
439. Великая Церковь и Святая Гора: (Мысли и впечатления двух путешественников-иноверцев). — М.: Тип. Лисснера и Гешеля,
1902. — 24 с. — Отт. из: Вера и Церковь. — 1902.
440. Великий и в малом Московский митрополит Филарет. — Сергиев Посад: Свято-Троиц.
Сергиева Лавра, 1906. — 64 с., 1л. портр. — (Троиц, цветок: № 49).
441. Взаимоотношение епископа и диакона в глубокой древности. — М.: Типо-лит.
Ефимова, 1903. — 23 с. — Отт. из: Моск. церков. ведомости. — 1903. — № 3 — 4.
442. Взгляд графа Л.Н. Толстого на историческую жизнь Церкви Божией. — Сергиев
Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1904. — 56 с. — Отт. из: Богослов, вестник.
— 1903—1904.
443. Влияние язычества и христианства на питомцев греческих и латинских школ
II, III и ГУ веков: (Исторические параллели). — М.: Унив. тип., 1885. — 54 с.
— Из: Душеполез. чтение. — 1885. — Янв. — февр.
444. Вселенские миссионеры II христианского века. — М.: Типо-лит. Ефимова,
[1896]. — 12 с. Из: Моск. церков. ведомости. — 1896.
445. Вселенские Соборы IV и V веков: Обзор их догмат, деятельности в связи
с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. — .М.: Тип. Снегирева, 1879.
— IV, 283 с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения.
446. Вступительная лекция по истории Церкви, прочитанная в Императорском Московском
университете 1 1 октября 1895 года:
90
[Несколько сведений и наблюдений касательно хода развития цер-ковно-истрической
науки у нас в России]. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1895. — 35 с. — Отт.
из: Богослов, вестник. — 1895. — № 12.
447. Греческая Церковь и римский католицизм: (Из истории Греко-Восточной Церкви
от падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени). — Сергиев Посад:
Тип. Свято-Троиц. Сер-гиевой Лавры, 1899. — 30 с. — Отт. из: Богослов, вестник.
— 1899. — № 7.
448. Греческие церковные историки IV, V и VI веков. — М.: Тип. Снегиревых,
1890. — [2], 232, 2, II с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения.
449. Духовенство Древней Вселенской Церкви (от времен апостольских до IX века):
Исторические очерки — М.: Печатня Снегиревой, 1905. —VI, 494с. — (Собр. церковно-исторических
соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т. 10).
450. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках. — М.:
Типо-лит. Ефимова, 1899. — 36 с. — Отт. из: Моск. церков. ведомости. — 1899.
451. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV— VIII веках. — М.: Типо-лит.
Ефимова. 1900. — 30 с. — Отт. из: Моск. церков. ведомости.
452. Епископия и церковный приход в древности. — М.: Типо-лит. Ефимова, 1904.
— 16с. — Отт. из: Моск. церков. ведомости. — 1904. — № 19.
453. Замечательные иностранные сочинения по истории славянства и его церковной
жизни. — М.: Унив. тип., 1869. — 18с. — Из: Правосл. обозрение. — 1869. — № 5.
454. Зачем бы нам нужен патриарх?: (Из университетских лекций 1906 г.). —
Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1907. — 59 с. — Отт. из: Богослов,
вестник. — 1907. — № 1.
455. Из истории Вселенских Соборов. — М.: Унив. тип., 1876. —332с.
456. Из истории Вселенских Соборов IV и V веков: Pendant к соч. «Вселенские
Соборы IV и V веков» (М., 1879); Критические замечания по поводу сочинения протоиерея
Иванцова «Религиозные
91
движения на Востоке в IV и V веках» — М.: Тип. Лаврова, 1882. — 267с.
457. Из истории нравственного состояния духовенства от II по VIII век. — [Сергиев
Посад): Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1903. — 70 с. — Отт. из: Богослов,
вести. — 1903. — № 6—7.
458. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI
до половины XV века: (От начала крестовых походов до падения Константинополя в
1453 г.) / Загл. проф. А.П. Лебедева. — 2-е изд., пересмотр. — М.: Печатня Снегиревой.
1902. — IV, 489 с. — (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея
Лебедева: т. 7).
459. История Вселенских Соборов — 2-е изд. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой,
1896—1897. — (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева;
т. 3—4).
Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V веков: (Обзор их догмат, деятельности в связи
с направлениями школ Александрийской и Ан-тиохийской). — 1896. — II, XVI, 322
с.
Ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков. — М.: Печатня Снегиревой, 1897.
— IV, 332 с.
460. История Вселенских Соборов. — 3-е изд. — СПб.: Тузов, 1904. — (Собр.
церковно-исторических соч. проф. Алексея Лебедева; т. 3—4).
Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V веков: Обзор их догмат, деятельности в связи
с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. — 1904. — 374, II с.
Ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков: (С прил. к «Истории Вселенских
Соборов»). — 1904. — 343, III с.
От падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени. — Сергиев Посад:
2-я тип. Снегиревой, 1896—1901. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1894, 1899—1901.
Т. 1. — 1896. —VIII, 372, II с.
Т. 2. — (последний). — 1901. — 373—841, II с.
462. История Греко-Восточной Церкви под властию турок: От падения Константинополя,
в 1453 г., до настоящего времени. — 2-е изд. — СПб.: Тузов, 1903 (обл. 1904).
— 872 с. — (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева:
т. 87).
92
463. История Константинопольских Соборов IX века (861— 880 гг.). — М.: Унив.
тип., 1888. — 226 с.
464. История разделения Церквей в IX, X и XI веках: С подробным указателем
русской литературы, относящейся к этому предмету, — с 1841 по 1900 гг. — М.: Печатня
Снегиревой, 1900. —VIII, 415с. — (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра
богословия Алексея Лебедева; т. 5).
465. История святых Вселенских Соборов. — М.: Душеполез.
чтение, 1876.
Вып. 2: Вселенские Соборы: четвертый, пятый, шестой и седьмой. — 1876. — [4],
332, I с.
466. К биографическому очерку Г.Е. Благосветлова. — Вырезка из: Рус. старина.
— 1913. —Т. 153 (февр.). — С. 359—366.
467. К вопросу о Несторианстве: Письмо в редакцию. — Казань: Центр, тип.,
1907. — 8с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1907. — Сент.
468. К истории просвещения в Византии: Спор о Платоне и Аристотеле в XV в.
— М., 1875. — 4с. — Отд. отт. из: Правосл. обозрение. — 1875. —Т. 2. — С. 580—591.
469. К моей учено-литературной автобиографии и материалы для характеристики
беспринципной критики. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1907.
— 25 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1907. — № 6.
470. Константин Великий, первый христианский император: (ум. в 337 г.): Общий
очерк. — Б. м., [1912]. — Из: Христиан, чтение. — 1912. — № 6. — С. 674—697; №
7. — С. 821—844.
471. Критико-библиографический указатель русской литературы, относящейся к
истории разделения Церквей в IX, X и XI веках. — [Сергиев Посад]: Свято-Троиц.
Сергиева Лавра. Собств. тип., Ценз. 1899. — 73 с. — Отт. из: История разделения
Церквей. — М., 1900.
472. Материальное состояние духовенства... / Проф. А. Л-в. — М.: Типо-лит.
Ефимова, 1897—1898. — Авт. установлен по изд: Словарь псевдонимов рус. писателей
/ И.Ф. Масанов. — М., 1957. — Т. 2. — С. 99. — Из: Моск. церков. ведомости.
... во II и III веках. — 1897. — 26 с.
... в IV, V, VI и VII веках. — 1898. — 44 с.
93
473. Мысли и чувства по поводу одного русского открытия в области науки древней
церковной истории. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1892. — 30 с. — Отт.
из: Богослов, вестник. — 1892. — № 5.
474. Неделя в Константинополе. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1892.
— 59 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1892. — № 5 и 6.
475. Несколько сведений из истории нравов греческого высшего духовенства в
турецкий период. — Сергиев Посад: Тип. Свя-то-Троиц. Сергиевой Лавры, 1907. —
30 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1907. — № 2.
476. Новые и старые источники истории первоначального монашества. — М.: Тип.
Снегиревой, [1892J. — 37 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1892. — № 4.
477. О брачных разводах по архивным документам Харьковской и Курской духовных
консисторий. — М.: Унив. тип. (М. Каткова), 1887. — 31 с. — Отт. из: Чтения в
Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те.
478. О нашем символе веры. — [Сергиев Посад): Свято-Троиц. Сергиева Лавра,
1902. — 62 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1902.—№ 1—2.
479. О происхождении актов Вселенских Соборов. — [Сергиев Посад]: Свято-Троиц.
Сергиева Лавра, 1904. — 29 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1904. — № 5.
480. Об участии мирян на Соборах. — М.: Унив. тип., 1906. — 47 с. — Отд. отт.
из: Душеполез. чтение. — 1906. — № 3.
481. Общество любителей духовного просвещения в Византии давнего времени:
Речь, прочитанная в торжественном годичном заседании Об-ва любителей духов, просвещения,
1889 г., окт. 15 дня. — М.: Тип. Снегиревых, 1890. — 32 с.
482. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, X и XI веках:
(От конца иконоборческих споров 842 г. до начала крестовых походов 1096 г.). —
М.: Тип. Лебедева, 1878. — VI, 264, II с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов,
просвещения.
То же. — 2-е изд. — М.: Печатня Снегиревой, 1902. — VI, 381 с. —(Собр. церковно-исторических
соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т. 6).
94
483. Очерки из истории Вселенских Соборов. — М.: Моск. о-во любителей духов,
просвещения, 1912.
Вып. 2: Правила Соборов 1—4. — 1912. — 217 с.
484. Очерки истории Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV
века. — М.: Тип. Волчанинова, 1892. — VII, 644с.
485. Очерки развития протестантской церковно-исторической науки в Германии
(XVI—XIX века). — М.: Тип. Лаврова, 1881. — III, 284 с.
486. Паломничество в Святую Землю во времена Древней Церкви. — СПб.: Имп.
Правосл. палест. о-во, 1900. — (Чтения о Святой Земле; 53—54). — На обл. только
загл. сер.
1. —30с. 2.— 29с.
487. По вопросу о происхождении первохристианской иерархии. — Сергиев Посад:
Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1907.— 15с.
488. Попытка Дарвина помирить свою теорию с религиозно-нравственным чувством
христианина: (К характеристике англичан) / А. Л-в. — М.: Унив. тип., 1878. — 6с.
— Авт. установлен по каталогу Рос. нац. б-ки. — Из: Душеполез. чтение. — 1878.
— Май.
489. Предстоящий Всероссийский Собор с точки зрения древних соборов. — М.:
Унив. тип., 1907. — 24 с. — Отд. отт. из: Душеполез. чтение. — 1907. — № 3.
490. Преосвященный Порфирий Успенский: По поводу столетия со дня его рождения,
1804—1904 гг. — [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1904. — 23 с. —
Отт. из: Богослов, вестник. — 1904. — № 9.
491. Пресвитеры во времена глубокой древности. — М.: Тип. Штаба Моск. воен.
округа, [1904]. — 39 с. См.: ../../../pdf/001/0011.pdf
492. Профессор A.M. Иванцов, я и священник Н. Добронравов, защитник первого:
Ответ проф. А.П. Лебедева защитнику Иванцова: (По поводу статьи свящ. Добронравова
в «Московских ведомостях», № 279—281 за 1899 г.). — М.: Унив. тип., 1899. — 22
с.
493. Профессор Московской Духовной Академии Иван Данилович Мансветов: Речь,
произнесенная в Московской Духовной Академии. — М.: Унив. тип.. 1886. — 27 с.
— Из: Правосл. обозрение.
95
494. Протоиерей Александр Васильевич Горский, ректор и профессор Московской
Духовной Академии: По поводу 25-летия со дня его кончины, 1875—1900 гг. — [М.]:
Тип. Лисснера и Гешеля, Ценз. 1900. — 24 с. — Отд. отт. из: Вера и Церковь. —
1900. — № 8.
495. Рассказы по истории христианской аскетической жизни: Сост. по Zockler's
«Kritische Geschichte der Askese» / А. Л. — М.: Унив. тип., 1884. — 204 с. —Авт.
установлен по изд: Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности профессора
А.П. Лебедева (1870— 1895) / Корсунский И.Н. — Сергиев Посад, 1895. — С. 12.
496. Римская и Византийская Церковь в их взаимных отношениях и спорах в IX,
X и XI веках. — М.: Тип. Соврем, изв.. 1875.
Вып. 2: Римские папы в их отношении к Церкви Византийской в IX, X, XI веках.
— 1875. — [4]. 133 с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1873.
— Нояб.: 1874. — Сент., дек.
497. Русский византист на служении церковно-исторической науке. Ф.И. Успенского
«Очерки по истории Византийской образованности», СПб.. 1892; Его же «Синодик в
неделю Православия»: Сводный текст с приложениями. Одесса. 1893: [Ред.] / А. Л.
— М.: Тип. Снегиревой, Ценз. 1894. — 27 с. — Авт. установлен по изд: Словарь псевдонимов
рус. писателей / И.Ф. Масанов. — М., 1957. — Т. 2. — С. 45. — Из: Чтения в О-ве
любителей духов, просвещения. — 1894. — Янв.
498. Слепые вожди: Четыре момента в исторической жизни Церкви. — М.: Печатня
Снегиревой, 1907. — 86 с.
499. Сношения Греческой Церкви с протестантами во второй половине XVI века:
Из истории Греко-Восточной Церкви под властию турок: От падения Константинополя,
в 1453 г., до настоящего времени. — [Сергиев Посад]: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой
Лавры, Ценз. 1900. — 19с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1900. — № 1.
500. Собрание церковно-исторических сочинений. — М.: Печатня Снегиревой, 1898—1905.
Т. 1: Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX.
— 1898. — VIII, 579 с.
Т. 2: Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском
мире при Константине Великом. — 1897. — 2-е изд. — V, 362 с.
Т. 3: История Вселенских Соборов. Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V веков: Обзор
их догматической деятельности в связи с направ-
96
лениями школ Александрийской и Антиохийской. — 2-е изд. — Сергиев Посад, 1896.
— II, XVI, 323 с.
Т. 4: То же, ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков. — 2-е изд. — 1897.
— IV, 332 с.
Т. 5: История разделения Церквей в IX, X и XI веках: С подроб. указ. рус.
лит., относящейся к этому предмету, с 1841 по 1900 гг. — 1900.—VIII, 415с.
Т. 6: Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, X и XI
веках: От конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г. — 2-е
изд., доп. — 1902. — VI, 381 с.
Т. 7: Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца
XI до половины XV века: (От начала крестовых походов до падения Константинополя
в 1453 г.). — 2-е изд., пересмотр. — 1902. — IV, 489 с.
Т. 8: История Греко-Восточной Церкви под властию турок: (От падения Константинополя,
в 1453 г., до настоящего времени). — 2-е изд. — СПб.: Тузов, 1903 (обл. 1904).
— 872 с.
Т. 9: Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения:
(Из давних времен Христианской Церкви). — 1900.—VI, 340с.
Т. 10: Духовенство Древней Вселенской Церкви. — 1905. — VI, 494с.
501. Способы образования духовенства и интеллектуальное состояние его от IV
до IX века. — [Сергиев Посад]: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры. Ценз. 1902.
— 40 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1902. — № 7—8.
502. «Сущность христианства» по изображению церковного историка Адольфа Гарнака:
(Из университетских лекций по истории Церкви). — [Сергиев Посад]: Тип. Свято-Троиц.
Сергиевой Лавры, Ценз. 1901. —62 с.— Отт. из: Богослов, вестник. — 1901. — № 10—12.
503. Три очерка по церковной историографии у нас. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц.
Сергиевой Лавры, 1907. — 86 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1907. — № 4—5.
504. Указатель русской литературы, более или менее относящийся к истории разделения
Церквей в IX, X и XI веках. 1841— 1899 гг. — [М., 1900]. — 71с. — Отт. из: История
разделения Церквей в IX, X и XI веках.— М., 1900.—С. 345—415.
505. Уроки и примеры из истории древних Соборов — применительно к предстоящему
Всероссийскому Собору. —М.: Унив. тип., 1907. — 44 с. — Отд. отт. из: Душеполез.
чтение. — 1907. — № 1.
418
97
506. Философско-богословское и естественно-научное истолкование библейского
догмата о сотворении мира // Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1874.
—Т. 1.
507. Харисматические учители первенствующей Церкви I и II веков. — М.: Типо-лит.
Ефимова, [1903]. — 28 с. — Отд. отт. из: Моск. церков. ведомости. — 1903. — №
39—43.
508. Царствование византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом
отношении (963—969): (Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной
Академии 1 окт. 1886 г.). — М.: Тип. Волчанинова, 1887. — 60 с.
509. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX.—
М.: Печатня Снегиревой, 1898. — VIII, 579 с. — (Собр. церковно-исторических соч.
проф. д-ра богословия Алексея Лебедева: т.1).
510. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX.
— 2-е изд., пересмотр. — СПб.: Тузов, 1903. — 610, IX с. — (Собр. церковно-исторических
соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т. 1).
511. Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения:
Из давних времен Христианской Церкви. — М.: Печатня Снегиревой, 1900. —VI, 340
с. — (Собр. церковно-исторических соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева:
т. 9).
То же. — 2-е изд. — 1903. — 332 с.
512. Церковь Римская и Византийская в их взаимных догматических и церковно-обрядовых
спорах в IX, X и XI веках. — М.: Тип. «Соврем, изв.», 1875. — 108 с.
513. Черты нравственного облика Московского митрополита Филарета. — М.: Унив.
тип., 1905. — 45 с. — Отд. отт. из: Душепо-лез. чтение. — 1905. — № 9—11.
514. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском
мире при Константине Великом. — М.: Тип. Волчанинова, 1885. — 420 с.
То же. — 2-е изд. — М.: Печатня Снегиревой, 1897. — V, 362 с. — (Собр. церковно-исторических
соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т.2).
То же. — 3-е изд. — СПб.: Тузов, 1904. — 398, IV с. — (Собр. церковно-исторических
соч. проф. д-ра богословия Алексея Лебедева; т. 2).
То же / Церковно-ист. библиотека. — [Репр. изд.] — М.: Спасо-Преображ. Валаам,
ставропигиал. монастырь, 1994. — 398 с. — Вых. дан. ориг.: СПб.: Изд. книгопродавца
Тузова, 1904.
Литература о жизни и деятельности
515. Андреев И.Д. Алексей Петрович Лебедев: (Некролог). — СПб.: Сенат, тип.,
1908. — 20 с. — Библиогр.: с. 17—20. — Извлеч. из: Журнал М-ва нар. просвещения.
— 1908.
516. Глубоковский Н.Н. Памяти покойного профессора Алексея Петровича Лебедева:
(Под первым впечатлением тяжелой утраты).— СПб.: Глубоковский. 1908. — 31с.. 1
л. портр. — Отд. отт. из: Странник. — 1908.
517. Добронравов Н.П. A.M. Иванцов-Платонов и А.П. Лебедев. — М., 1899. —
8 с.
518. Елеонский Н.А. Алексей Петрович Лебедев: [Краткий биографический очерк;
Список трудов]. — М.: Тип. Моск. ун-та, 1909. — 21 с. — Из: Отчет... Моск. ун-та
за 1908 г.
519. Елеонский Н.А. Отчет о докторском диспуте экстраординарного профессора
А.П. Лебедева. — М.: Тип. Снегиревой, 1879. — 32с.
520. Корсунский И.Н. Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности профессора
А.П. Лебедева (1870—1895) / И. К. — Сер-гиев-Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1895.
— 20 с. —Авт. установлен по изд: Словарь псевдонимов рус. писателей / И.Ф. Масанов.
— М., 1956. —Т. 1. — С. 407. — Список сочинений проф. А.П. Лебедева, с отзывами
о них: с. 5—20. —Отт. из: Богослов, вестник. — 1895. — № 11.
521. Покровский А. И. Профессор Алексей Петрович Лебедев: (Некролог). — Сергиев
Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1908. — 28 с., 1 л. портр. — Отт. из:
Богослов, вестник. — 1908. — № 7—8.
522. Спасский А.А. Профессор А.П. Лебедев: (Учено-литературная деятельность
его, заслуженная в области церковно-историчес-кой науки: Характеристика его личности
как профессора и человека). — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры,
1908. — 98 с., 1л. портр. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1908.
523. Филалифес. Открытое письмо заслуженному профессору доктору церковной
истории А.П. Лебедеву. — Б.м., 1907. — 14 с.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЛЕБЕДЕВ Алексей Петрович (1845-1908), рус. правосл. историк Церкви. Род. в
семье сел. священника Моск. губернии; окончил МДА (1870); ученик прот.*Горского.
Докторская диссертация Л. посвящена истории *Вселенских соборов 4 и 5 вв. и их
связи с *александрийской и *антиохийской школами (М., 19043, ч.1). Работа вызвала
острую полемику как в русской, так и в зарубежной печати; рецензию на нее написал
*Гарнак. Основные церк.-историч. труды Л. составили 8-томный цикл, охватывающий
историю Древней Церкви и Восточных церквей. Это уникальное в отечеств. лит-ре
произведение отмечено печатью таланта и большой эрудиции. С 1870 по 1895 Л. преподавал
в МДА, потом перешел на кафедру церк. истории в Моск. университет. «У проф.Лебедева,
— пишет один из совр. богословов, — нет биографии в общепринятом смысле. История
его жизни — это история его лекций и книг. Его внутренняя жизнь отличалась богатством
содержания, но внешне выглядела однообразной и ничем не примечательной». Хотя
взгляды Л. часто подвергались критике и его необоснованно обвиняли в приверженности
к идеям *тюбингенской школы, он был одним из самых популярных профессоров МДА.
К числу его учеников принадлежали такие выдающиеся церк. историки как *Андреев
и *Глубоковский. Ряд исследований Л. посвятил раннехрист. и новозав. тематике. Наиболее важное
среди них — «Братья Господни» (М., 1905). В нем поднимается трудный вопрос евангельской
истории, к-рый едва ли когда-нибудь будет решен окончательно: кем были люди, названные
«братьями Господними» (см. ст. Родословия Христа и братья Господни). Л. рассмотрел
две гипотезы, одна из к-рых утверждает, что братья Господни были детьми Иосифа
Обручника от умершей жены, а другая считает братьев Господних детьми сестры Девы
Марии, к-рую тоже звали Мария. Разобрав недостатки этих гипотез, Л. предложил
собственную. По его мнению, Мария Клеопова была женой брата Иосифа и поэтому называлась
«сестрой» Девы Марии, а ее дети «братьями» Иисуса. Свою гипотезу Л. назвал «антиохийской»,
т.к. нашел ей подкрепление в трудах экзегетов антиохийской школы.
Л. считал своим долгом знакомить рус. публику c зап. богосл. и церк.-историч.
литературой. Он стремился преодолеть схоластич. методы исследования и подготовить
почву для дальнейшего развития отечеств. богословия.
u Сущность христианства по изображению церк. историка А.Гарнака, БВ, 1901,
№ 10-12; Историч. процесс религ.-нравств. развития человечества по ап.Павлу, ВиР,
№ 4; По вопросу происхождения первохрист. иерархии, Серг.Пос., 1907; Преосвященный
Порфирий Успенский, БВ, 1904, № 9; К моей учено-лит. биографии, БВ, 1907, № 6.
l [А н д р е е в И.Д.], А.П.Л. (Некролог), ЖМНП, 1908, № 9-10; *Г е о р г и
й (Г.Г.Ярошевский), Теория проф. А.П.Л. о Братьях Господних, Харьков, 1907; Г
л у б о к о в с к и й Н.Н., Памяти покойного проф. А.П.Л., СПб., 1908; *Г о р
с к и й - П л а т о н о в П., Голос старого профессора по делу А.П.Л. с покойным
проф.А.М.Иванцевым-Платоновым, М., 1900; НЭС, т.24; *П о к р о в с к и й А.И.,
Проф.А.П.Л. (Некролог), Серг.Пос., 1909; С-ов, Церковный историк А.П.Л., ЖМП,
1964, № 1; У Троицы в Академии, 1814-1914, М., 1914.
|